Исполнение государственными гражданскими и муниципальными служащими обязанности по представлению сведений о доходах

(Софронова Е. В.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2012, N 10)

ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ГРАЖДАНСКИМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ СЛУЖАЩИМИ ОБЯЗАННОСТИ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ <*>

Е. В. СОФРОНОВА

——————————— <*> Sofronova E. V. Execution by state civil municipal servants of duty on provision of information on income.

Софронова Евгения Вадимовна, прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Забайкальского края, младший советник юстиции.

Статья посвящена результатам надзора органов прокуратуры Забайкальского края за исполнением законодательства о противодействии коррупции в части принятия органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, работы Комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, а также соблюдения государственными и муниципальными служащими обязанности, установленной ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Ключевые слова: сведения о доходах, государственные гражданские служащие, муниципальные служащие, перечень должностей, противодействие коррупции.

The article is devoted to results of supervision of agencies of procurator’s office of Zabajkal’skij Region of execution of legislation on counteraction of corruption in part of adoption by agencies of state power and local self-government of normative-law acts regulating the issues of provision of information on income, property and obligations of proprietary character, work of Commissions of compliance with requirements on official behavior and regulation of conflict of interests and also compliance by the state and municipal servants with duty established by article 8 of Federal Law «On Counteraction of Corruption».

Key words: information on income, state civil servants, municipal servants, list of positions, counteraction of corruption.

Прокуратурой Забайкальского края совместно с межрайспецпрокурорами проведена проверка исполнения государственными и муниципальными служащими обязанности, установленной ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» <1>, по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2011 г. ——————————— <1> О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ (в ред. от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ) // Парламентская газета. N 90. 2008.

Анализ нормотворческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления свидетельствует о том, что работа по принятию нормативной правовой базы в сфере противодействия коррупции (по вопросам предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера) в целом проведена. Так, проведенной проверкой установлено, что органами государственной власти Забайкальского края приняты нормативные правовые акты (далее — НПА), устанавливающие перечень должностей, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее — Перечень должностей). Так, Постановлением Правительства Забайкальского края от 11.08.2009 N 309 <2> определен Перечень должностей государственной гражданской службы Забайкальского края, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие Забайкальского края обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. ——————————— <2> О должностях государственной гражданской службы Забайкальского края, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие Забайкальского края обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей: Постановление Правительства Забайкальского края от 11 августа 2009 г. N 309 // Азия-Экспресс. 2009. N 44.

Проведенными проверками в Министерстве культуры края, Департаменте связи и информатизации, Гослесслужбе и Госохотслужбе края также утверждены соответствующие Перечни должностей. Вместе с тем прокурор Агинского района в рамках проверки установил, что в 2 сельских поселениях указанный Перечень должностей не установлен (внесены представления). Прокурором Акшинского района в результате оценки постановления администрации СП «Акшинское» установлено, что обязанность о представлении сведений о доходах предусмотрена только в отношении супругов и несовершеннолетних детей муниципальных служащих, обязанность же представлять указанные сведения самими муниципальными служащими не предусмотрена, кроме того, в Перечень должностей не включена должность руководителя администрации сельского поселения как наиболее подверженная коррупционным рискам. На указанный НПА принесен протест. Прокурором Калганского района установлено, что в 5 сельских поселениях в Перечень должностей не включена должность руководителя администрации сельских поселений (внесены представления). Прокурором Нерчинского района установлено, что в 8 сельских поселениях не установлены конкретные должности муниципальной службы, при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах (внесено 8 представлений). Прокурором Кыринского района в ходе проверки установлен факт непринятия НПА, устанавливающего порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и муниципальными служащими сведений о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, в 4 сельских поселениях (внесены представления). Прокурором Каларского района принесен протест на Постановление администрации городского поселения «Новочарское» «Об утверждении Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими администрации городского округа «Новочарское» сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» в связи с незаконным сокращением срока представления сведений о доходах муниципальными служащими: к 1 апреля вместо установленной Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» даты 30 апреля. 14 Положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденных представительными органами местного самоуправления, оспорены прокурором Алек-Заводского района, т. к. они не устанавливали 3-месячный срок, в течение которого муниципальные служащие могут уточнить представленные ими сведения о доходах. Результаты проверок достоверности и полноты представленных сведений о доходах служат основанием для заседания Комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов (далее — Комиссии). Во время проведения межрайпрокурорами правовой оценки НПА, определяющих деятельность Комиссий, установлен ряд случаев, противоречащих действующему законодательству. Например, прокурором Оловяннинского района установлено, что Положение о Комиссии, действующее в муниципальном районе, в качестве основания для заседания Комиссии не предусматривает недостоверное (неполное) представление сведений о доходах муниципальными служащими. Аналогичное противоречие федеральному законодательству выявлено прокурором Каларского района. На противоречащие НПА прокурорами принесены протесты. В результате проведенной проверки исполнения государственными и муниципальными служащими обязанности, предусмотренной ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции», о представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее — сведения о доходах) за 2011 г. выявлены многочисленные нарушения. Прокурорами Алек-Заводского, Калганского, Нер-Заводского, Читинского, Приаргунского районов выявлены случаи непредставления указанных сведений о доходах за 2011 г. муниципальными служащими на своих супругов и несовершеннолетних детей. С нарушением сроков представлены сведения муниципальными служащими администрации городского поселения «Шилкинское» (1 человек) и городского поселения «Атамановское» Читинского района (10 человек). По данным фактам прокурорами указанных районов внесены представления. Прокурорами Хилокского, Каларского районов установлены случаи непредставления гражданами сведений о доходах при поступлении на муниципальную службу. Практически всеми прокурорами вскрыты факты недостоверности (неполноты) представленных сведений о доходах муниципальными служащими, а также сотрудниками полиции, прокуратуры края, Читинским природоохранным межрайонным прокурором и Шилкинским межрайонным прокурором — государственными гражданскими служащими. Большинство нарушений допущено государственными гражданскими и муниципальными служащими, сотрудниками внутренних дел при представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на своих супругов и несовершеннолетних детей. Чаще всего заявленные служащими сведения о доходах расходятся с данными налоговых органов. Например, не сообщается о доходе, полученном в результате отчуждения недвижимого имущества, продажи автомобилей. Также не указывается доход, полученный служащими от преподавательской деятельности, по предыдущему месту работы. Многочисленны случаи представления недостоверных (неполных) сведений о наличии недвижимого имущества (квартир, долей квартир, жилых домов, земельных участков), автотранспортных средств как у самих госслужащих, так и у их супругов, несовершеннолетних детей. Государственные и муниципальные служащие также допускают небрежность при составлении и оформлении справок о доходах, не указывают место работы супруга (супруги), неверно указывают вид собственности либо не сообщают о доле недвижимого имущества, находящегося в собственности, марку автомобиля и т. п. Выявлены факты, когда служащие не указывают имущество, находящееся в пользовании у себя, супругов и несовершеннолетних детей. Результаты проведенных проверок достоверности представленных сведений о доходах рассматривались на заседаниях Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, аттестационных комиссий. В 2012 г. заседания Комиссий проводились в т. ч. по результатам проведенных проверок достоверности и полноты сведений, представленных гражданскими и муниципальными служащими, основаниями для которых послужили представления прокуратуры Забайкальского края, природоохранной прокуратуры и межрайпрокуроров. В истекшем периоде 2012 г. на рассмотрение комиссий по урегулированию требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов прокурорами направлено 15 материалов, в т. ч. 14 материалов по фактам недостоверного представления сведений о доходах. Всего по результатам проведенной проверки органами прокуратуры края выявлено 769 нарушений, 117 незаконных правовых актов, на которые принесено 117 протестов, направлено 21 исковое заявление (заявление) в суд, внесено 169 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 72 лица, возбуждено 17 административных дел, предусмотренных ст. 12 Закона края «Об административных правонарушениях».

——————————————————————