Актуальные проблемы системы извещения участников судопроизводства посредством СМС-сообщений

(Егоров Е. В.) («Администратор суда», 2012, N 4) Текст документа

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ИЗВЕЩЕНИЯ УЧАСТНИКОВ СУДОПРОИЗВОДСТВА ПОСРЕДСТВОМ СМС-СООБЩЕНИЙ

Е. В. ЕГОРОВ

Егоров Егор Владимирович, помощник председателя Читинского гарнизонного военного суда, аспирант ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет».

В статье рассматривается недавно введенная законодателями процедура извещения участников судопроизводства посредством отправки СМС-сообщений. Оценивается степень эффективности такого подхода к отправке уведомлений, удобство использования и механика работы. Помимо общих выводов автор дает практические рекомендации по более совершенному использованию инновационной процессуальной процедуры.

Ключевые слова: судебные уведомления посредством СМС, инновационные технологии в праве, повышение эффективности работы судов всех уровней.

Topical problems of the system of notification of participants of judicial proceeding by SMS E. V. Egorov

The article considers the procedure of notification of participants of judicial proceeding by SMS recently introduced by the legislators. The author evaluates the level of efficiency of this approach to sending of notifications, ease of use and mechanism of work. Apart from general conclusions the author gives practical recommendations on more advanced use of innovational procedure operation.

Key words: judicial notifications by SMS, innovational technologies in law, improvement of efficiency of work of courts of all levels.

Процесс организации извещения участников судопроизводства посредством отправки СМС-сообщений <1> — тема для российской доктрины права весьма инновационная. Она тесно связана с внедрением новых информационных технологий в деятельность судов Российской Федерации в рамках концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента. ——————————— <1> СМС (SMS) (Short Message Service служба коротких сообщений) — технология, позволяющая осуществлять прием и передачу коротких текстовых сообщений при помощи мобильного телефона.

Согласимся — на современном этапе развития науки и техники особое значение приобретает интеграция информационных технологий в те сферы жизни, от которых напрямую зависит стабильное существование общества и его граждан. Если говорить о праве как об основном социальном регуляторе, то внедрение технологий, позволяющих наиболее эффективно кодифицировать, анализировать, применять и исполнять правовые нормы, является необходимым условием совершенствования правовой системы как в России, так и за рубежом <2>. Сущность концепции «электронного правосудия» заключается в осуществлении судами Российской Федерации своей деятельности в рамках электронного документооборота с использованием электронных банков данных. ——————————— <2> Макаров А. В., Чеботарева А. А. Актуализация вопросов информатизации деятельности судебных, правоохранительных и иных государственных органов на современном этапе // Арбитражный и гражданский процесс. 2012. N 7. С. 4.

Идея возможности эффективного использования современных телекоммуникационных технологий, а в частности мобильной связи, витала в воздухе длительное время, однако нормативно была закреплена лишь в феврале 2012 г.: Пленум Верховного Суда своим Постановлением от 09.02.2012 N 3 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации» <3> утвердил допустимость извещения участников судопроизводства посредством СМС-сообщений в случае их согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату. Факт согласия на получение СМС-извещения подтверждается распиской, в которой наряду с данными об участнике судопроизводства и его согласием на уведомление подобным способом указывается номер мобильного телефона, на который оно направляется. Для обеспечения данной законодательной инициативы Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации был издан Приказ «Об утверждении временного типового регламента организации извещения участников судопроизводства посредством СМС-сообщений» <4> от 5 июля 2012 г. N 131. В соответствии с новоявленным временным типовым регламентом согласие участника судебных заседаний на уведомление его посредством CMC-сообщений обязательно, так же как фиксация факта отправки и доставки СМС-извещения участнику судебных заседаний. ——————————— <3> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 3 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации» // Российская газета. 2012. N 5708. <4> Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 5 июля 2012 г. N 131 «Об утверждении Временного типового регламента организации извещения участников судопроизводства посредством СМС-сообщений». URL: http://docs. pravo. ru/. СПС «Право. RU».

Извещение участников судопроизводства посредством СМС-сообщений, несомненно, нужная процедура — она позволяет существенно экономить денежные средства, трудовые и временные ресурсы, позволяет сделать доставку информации до конечного абонента гораздо более оперативной. Процедура позволит сократить сроки рассмотрения дел в судах из-за несвоевременного уведомления сторон. Однако есть и недостатки — рассматривая процедуру извещения, особое внимание стоит уделить технической стороне вопроса. Пункт 3.3 временного типового регламента говорит о том, что лицо, ответственное за отправку СМС-сообщений, направляет СМС-извещение участнику судопроизводства через специализированный интернет-сайт. Именно это расплывчатое определение скрывает достаточно серьезный изъян: законодатель не уточняет, кто должен быть контент-провайдером рассматриваемой услуги. Это привело к тому, что в цепочке между судебным органом и конечным получателем информации, т. е. абонентом, появились частные компании, предоставляющие услуги организации СМС-рассылок. Очевидны сразу несколько проблем — информация (которая потенциально может иметь конфиденциальный характер) проходит через негосударственную компанию, которая ко всему прочему за предоставление сервиса рассылки сообщений получает денежное вознаграждение. Так, практически сразу после принятия закона был создан портал www. sudsms. ru, который принадлежит негосударственной структуре. По информации сайта, на данный момент портал обслуживает более 50 регионов Российской Федерации, остальные регионы пользуются услугами иных поставщиков услуг. Разумеется, государственный контракт (договор) на оказание услуг по СМС-рассылке сообщений информационного содержания в интересах судов предусматривает обязанность исполнителя хранить в строгой конфиденциальности и предпринимать все возможные действия для защиты от неразрешенного использования, раскрытия, публикации или распространения информации, переданной федеральным судом общей юрисдикции, и выполняет другие связанные с этим функции организационного, финансового и материально-технического характера, однако по факту частная компания остается частной компанией, что так или иначе вносит в процесс определенную специфику работы. Стоимость одного сообщения у ведущих российских сотовых операторов 15 — 18 коп. Порталы, выступающие посредниками, за одно сообщение берут уже от 0,5 до 2,5 руб. Учитывая специфику стандарта SMS (длина кириллического сообщения составляет 70 символов), зачастую уведомление не удается уместить в рамки одного послания. Так, приняв во внимание то, что средний размер одного уведомления равен двум сообщениям, и разницу цен у операторов и контент-провайдеров, можно сделать вывод, что при отправке всего 500 уведомлений (1000 SMS-сообщений) теряется порядка 1000 — 2000 руб. бюджетных средств. В масштабах страны это недопустимо, и это при том, что поставщик услуг определяется на основании Федерального закона N 94-ФЗ <5>. ——————————— <5> Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. 2005. N 3882.

Отдельного внимания заслуживает интерфейс систем отправки сообщений. Так как четкого регламента и требований к интерфейсу законодателем не разработано, мы имеем совершенную разрозненность в подходах к программной организации извещения участников судопроизводства посредством СМС-сообщений. Так, одни компании предлагают нам использовать web-интерфейс, т. е. специализированный интернет-сайт, через который будут осуществляться все операции по отправке и контролю доставки судебных извещений. Другие компании предлагают программный продукт, который устанавливается непосредственно на компьютер лица, назначенного ответственным за извещение участников судопроизводства. Есть более эксклюзивные и совершенно непонятные решения — например, отправка сообщений на определенный электронный почтовый адрес, в определенном формате. Такое многообразие в подходах совершенно неуместно и зачастую может приводить к излишней путанице. Изучение существующей механики извещения участников судопроизводства показало, что сама по себе инициатива хороша и своевременна, но для ее успешного внедрения крайне необходима более слаженная и продуманная правовая основа. В рамках разработки проекта концепции модернизации и дальнейшего развития информатизации судов общей юрисдикции во исполнение Постановления Президиума Совета судей Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. N 285 <6> крайне важно отдельное внимание уделить организации извещения участников судопроизводства посредством СМС-сообщений. В частности, видится вполне обоснованным создание на базе Судебного департамента службы обработки СМС-сообщений, создание необходимой для этого информационной инфраструктуры, заключение договоров напрямую с операторами сотовой связи. Такое технологическое новшество не требует больших затрат как в реализации, так и в обслуживании, но в перспективе позволит существенно сэкономить денежные средства, отказавшись от услуг посредников в виде контент-провайдеров. Кроме того, это позволит полностью исключить передачу сведений сторонним негосударственным организациям. Данное решение повлечет за собой создание единого интерфейса по работе с СМС-уведомлениями, а значит, и единую инструкцию, которую можно будет распространить по судам. Подобное единство подхода упростит и общий контроль за рассылкой СМС-извещений, позволив, к примеру, без труда собирать статистику по всей стране. Отдельное внимание хотелось бы уделить тому, что типовой регламент организации извещения участников судопроизводства посредством СМС-сообщений является временным и в соответствии с п. 1.9 применяется до момента утверждения постоянно действующего типового регламента организации извещения участников судопроизводства посредством СМС-извещений через ГАС «Правосудие». Сложно судить, когда же система будет внедрена и вступит в действие постоянный регламент, но можно с уверенностью сказать, что предлагаемый вариант технического и правового развития видится наиболее логичным, так как сделает систему более «поворотливой» и легкоконтролируемой. ——————————— <6> Постановление Президиума Совета судей Российской Федерации от 05.12.2011 N 285 «О разработке проекта концепции модернизации и дальнейшего развития информатизации судов общей юрисдикции на период 2012 — 2016 гг.» URL: http://www. consultant. ru. СПС «КонсультантПлюс».

Сам регламент нуждается в определенных доработках, касающихся процесса отправки уведомлений. Так, п. 3.4 гласит: «В случае неполучения информации о доставке СМС-извещения абоненту в течение суток производится повторная отправка извещения», что несколько нелогично, в связи с тем что по общему правилу СМС-сообщения хранятся на сервере оператора 72 часа. То есть если сообщение было отправлено, а абонент включил телефон только через два дня, то оно все равно будет доставлено. В этой связи видится логичным изменение текста упомянутого пункта следующим образом: «В случае неполучения информации о доставке СМС-извещения абоненту в течение 72 часов производится повторная отправка извещения при условии наличия разумного промежутка времени на отправку и доставку почтового уведомления из-за возможной недоставки повторного СМС-извещения». В Концепции Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы» <7> одним из пунктов значится «информатизация судебной системы» в рамках обеспечения доступности и открытости правосудия. Данная Федеральная целевая программа направлена на обеспечение преемственности при реализации мероприятий по развитию судебной системы, повышение эффективности исполнения судебных решений, начало которым было положено аналогичными федеральными целевыми программами, действующими с 2002 г. Реализация предлагаемой инициативы по совершенствованию законодательства в отношении организации извещения участников судопроизводства посредством СМС-сообщений, а также разработка технической базы стала бы перспективным направлением для реализации представленной Концепции. ——————————— <7> Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2012 N 1735-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы». URL: http://www. consultant. ru.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *