Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции: некоторые вопросы содержания обязательства

(Кирилловых А. А.) («Вестник арбитражной практики», 2012, N 6) Текст документа

ДОГОВОР НА УСТАНОВКУ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ РЕКЛАМНОЙ КОНСТРУКЦИИ

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

А. А. КИРИЛЛОВЫХ

Кирилловых Андрей Александрович Юрисконсульт, преподаватель кафедры экономики Вятской государственной сельскохозяйственной академии, преподаватель Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права (Кировский филиал). Специалист в области административной и гражданской правосубъектности юридических лиц, трудовых правоотношений. Родился 8 января 1981 г. в г. Кирове. В 2004 г. окончил Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права. Имеет ряд публикаций.

В статье в рамках рекламных обязательств проводится анализ содержания и особенностей договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Обращается внимание на предмет договора, показывается природа отношений сторон и содержание обязательства.

Ключевые слова: договор; рекламная конструкция; аренда; наружная реклама.

Agreement on installation and use of an advertising billboards: specific issues related to the essence of obligation A. A. Kirillovykh

The article provides an analysis of the contents and other particulars of the agreement on installation and use of advertising billboards. The author pinpoints the subject of the agreement and demonstrates the nature of the relations between the parties and substance of the obligation.

Key words: agreement; advertising billboard; lease; outdoor advertising.

Договор — это наиболее распространенный вид сделок, является юридическим фактом. Под термином «договор» понимают гражданское правоотношение, возникшее из договора, заключенного в письменной форме, а с точки зрения гражданского законодательства — оглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ)). Как указал Конституционный Суд РФ, отношения, складывающиеся в рекламной сфере, являются гражданско-правовыми <1>, соответственно, договорные отношения, связанные с осуществлением рекламной деятельности, регламентируются гражданским законодательством, и следовательно, на них распространяются нормы соответствующих подразделов ГК РФ. ——————————— <1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 4 марта 1997 г. N 4-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. N 1.

Договор применяется субъектами рекламных реализационных отношений на обоих этапах рекламной деятельности (подготовка к распространению и распространение рекламы) в отношениях между рекламодателем, с одной стороны, и любым из тройки субъектов рекламной предпринимательской деятельности — с другой. Договор имеет огромное значение для регулирования отношений на рекламном рынке и для защиты прав и законных интересов его субъектов. Как показывает судебно-арбитражная практика, рассматриваемые договоры в большинстве случаев включают, во-первых, элементы договора подряда, регулируемого нормами гл. 37 ГК РФ, во-вторых, элементы договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (гл. 38 ГК РФ), в-третьих, элементы договора возмездного оказания услуг, предусмотренного гл. 39 ГК РФ [1]. При этом, как полагают в литературе, рекламный договор нередко включает элементы авторского договора [2]. Правовая природа договоров, опосредующих рекламную деятельность, не выглядит однозначной. Они представляют собой предпринимательские обязательства [3] с одновременным содействием собственно предпринимательской, т. е. торговой, деятельности [4, 5]. В связи с этим представляется возможным вести речь об обслуживающем их характере, сопутствующем предпринимательской деятельности. Между тем, учитывая ряд особенностей осуществления предпринимательской деятельности на рынке рекламных услуг, отдельные исследователи предлагают собственную классификацию гражданско-правовых обязательств в сфере рекламы. Заметим, что к договорам, используемым при осуществлении рекламной деятельности, не относятся договоры, заключенные посредством акцепта потребителями рекламы оферты, содержащейся в договоре, или акцепта рекламодателем оферты, направленной потребителем в его адрес [6]. Исходя из особенности и специфики рекламных обязательств по сравнению с обязательствами в иных видах деятельности, возможна некоторая систематизация договоров в сфере рекламы. Не случайно в связи с этим в теории гражданского права предлагается выделить отдельную группу договоров — рекламные договоры, которые Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) по своему функциональному назначению опосредуют отношения в сфере рекламной деятельности, но имеют разную правовую природу. В процессе дальнейшего реформирования законодательства о рекламе и теоретических разработок в данной сфере возможен перенос соответствующих положений рекламного законодательства в ГК РФ [7]. Что касается вопроса об объекте рыночных рекламных отношений, то он имеет множественный характер и включает рекламные работы (и рекламу как результат работ), рекламные услуги. Регулировать выполнение сторонами соответствующих обязательств призваны следующие виды договоров, заключаемых на рекламном рынке: на выполнение рекламных работ; на оказание рекламных услуг; на оказание посреднических рекламных услуг; на проведение рекламной кампании [8]. Вместе с тем в рамках рекламных отношений в качестве отдельного вида, обслуживающего собственно рекламные обязательства, можно выделить договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции между владельцем рекламной конструкции и собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция. По сути, указанный договор носит вспомогательный характер деятельности по размещению произведенной рекламы и завершает пакет договоров, обеспечивающих рекламную кампанию, связанную с размещением наружной рекламы. Проводя общую характеристику обозначенного договора, следует обратить внимание на его место в системе обязательств, поскольку в этой части можно обнаружить различное видение возникающих между сторонами правоотношений. Полярность мнений свидетельствует о том, что некоторые ученые относят договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции к смешанным договорам [9], к категории договоров об оказании услуг [10] и даже к самостоятельному виду договоров арендного типа [11, 12]. Между тем в литературе полагают, собственник объекта недвижимости не может рассматриваться в качестве стороны такого договора, поскольку обязанность владельца недвижимости заключается лишь в предоставлении возможности размещения рекламы [9]. Договор о предоставлении права пользования конструктивным элементом порождает у владельца рекламной конструкции право доступа к объекту недвижимого имущества, позволяет ему осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Кроме того, договор, по которому за плату предоставляется во временное владение и пользование рекламное место в целях установки и эксплуатации рекламной конструкции, судебная практика относит к не поименованным ГК РФ договорам, вследствие чего к нему самостоятельно не применяются нормы об аренде <2>, а также нормы о возмездном оказании услуг <3>. ——————————— <2> См., например: Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24 марта 2009 г. N Ф04-1674/2009(2905-А70-16) по делу N А70-4551/2008; ФАС Волго-Вятского округа от 26 апреля 2010 г. по делу N А43-12966/2009. <3> См., например: Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 20 мая 2010 г. по делу N А31-2174/2009; ФАС Волго-Вятского округа от 20 мая 2010 г. по делу N А31-1817/2009; ФАС Волго-Вятского округа от 20 мая 2010 г. по делу N А31-1888/2009; ФАС Московского округа от 25 октября 2010 г. N КА-А40/12601-10 по делу N А40-176110/09-122-1255.

Представляется корректным следующим образом схематично изобразить возможные варианты построения договорных отношений при размещении наружной рекламы в зависимости от количества субъектов и их правового статуса: владелец имущества — рекламодатель; владелец имущества — рекламораспространитель-рекламодатель. Владельцем рекламной конструкции будет считаться любое лицо, владеющее и пользующееся данной конструкцией на любом законном основании [13]. Владелец рекламной конструкции осуществляет ее установку и эксплуатацию. Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Необходимо учитывать, что к числу собственников относятся не только собственники — физические лица, проживающие в данном многоквартирном доме, но и муниципальные образования — собственники тех жилых помещений, в которых проживают по договору социального найма, а также собственники нежилых помещений [14]. Общему собранию предписывается выбирать лиц, которые от имени собственников помещений уполномочиваются заключать договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания [15]. Таким образом, никакой участок земли, стены или крыши здания изначально не обладает правовым режимом, позволяющим размещать на нем рекламу. Между тем в литературе существует и иная точка зрения. Представляется, что если собственник или владелец имущества, например здания, получил разрешение, необходимое для размещения на участке крыши соответствующего здания рекламной установки, то, предоставляя это место по договору в пользование рекламодателю или распространителю рекламы третьего лица, он оказывает этому лицу рекламные услуги, так как: он совершает определенные действия или осуществляет деятельность (ст. 779 ГК РФ), направленную на распространение рекламы, в том числе путем предоставления имущества (ст. 2 Закона о рекламе), в данном случае имеющего целевое назначение, и является рекламораспространителем — субъектом рекламной деятельности; получателя услуг в этом случае интересует не столько само имущество, сколько возможность правомерно смонтировать и использовать рекламную конструкцию, т. е. основная цель заказчика — получить не только сам материальный объект, но и разрешительную документацию, оформленную в результате дополнительных действий услугодателя и необходимую для достижения основной цели — монтажа рекламной конструкции; рекламодателя, заказывающего услуги, интересует не доход от использования имущества — места установки рекламной конструкции, а доход от положительного воздействия на аудиторию размещаемой на нем рекламы. По тем же причинам договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции следует считать договором на возмездное оказание услуг, если разрешение еще не оформлено, но владелец имущества принял на себя соответствующее обязательство перед контрагентом и совершает действия, направленные на регистрацию. Если в регистрации будет отказано, заказчик оплачивает только фактические затраты услугодателя (п. 3 ст. 781 ГК РФ). Данные выводы подтверждаются мнением ряда исследователей о том, что договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции — это всегда договор на возмездное оказание услуг. Если владелец имущества не совершил действий, направленных на получение документов, необходимых для правомерного размещения наружной рекламы на объекте своих прав, и не принял на себя обязательства их совершить, между ним и пользователем имущества возникают обычные отношения аренды, поскольку: арендодатель не совершает никаких действий в пользу контрагента, не связанных с передачей имущества, следовательно, его действия не подпадают под понятие «услуги», данное в ст. 779 ГК РФ; интерес арендатора — распространителя рекламы третьих лиц (посредника) направлен на эксплуатацию имущества путем получения дохода от размещения информации своих контрагентов, а не на получение услуг по размещению собственной информации и получение дохода от этого; интерес арендатора-рекламодателя направлен не на получение рекламных услуг со стороны арендодателя, а на получение от него имущества для последующего оформления документации на рекламное место и размещения рекламы [8]. Отношения между рекламораспространителем и рекламодателем характеризуются тем, что рекламораспространитель как профессиональный участник рекламного рынка преследует цель получения прибыли от размещения рекламы третьих лиц. Он либо заключает долгосрочный договор с одним рекламодателем и создает средство наружной рекламы, не представляющее возможности оперативно менять рекламную информацию (например, неоновую крышную установку), либо устанавливает рекламную конструкцию, которая позволяет быстро сменить рекламную информацию (таких конструкций абсолютное большинство). В этом случае договоры, как правило, заключаются на более короткие сроки и число рекламодателей, с которыми работает владелец рекламного объекта, увеличивается. Основной интерес рекламодателя заключается в привлечении внимания к своим товарам или самому себе, а как таковые рекламное место или рекламная конструкция — это лишь средства для достижения этой цели. Поэтому отношения между ним и рекламораспространителем строятся максимально просто: клиент предоставляет рекламу (плакаты, стикеры, транспаранты-перетяжки и т. п.) или утверждает рекламу, разработанную для него контрагентом (в том числе техническую документацию рекламных установок, вывесок), а исполнитель обязуется выполнить необходимые действия, чтобы надлежащим образом провести рекламную кампанию. Прежде всего, на распространителя рекламы возлагается обязанность обеспечить правомерность размещения, т. е. заключить договор с владельцем соответствующего имущества и получить все необходимые согласования по рекламному месту, проектной документации рекламной установки и т. п. Кроме того, на исполнителя возлагается обязанность своевременно смонтировать рекламу на соответствующем объекте. Наряду с собственниками недвижимого имущества, в том числе земельных участков, собственник транспортного средства наделен правом заключать договор на размещение рекламы. Кроме собственника, Закон о рекламе определяет возможность заключения договора с уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство [7]. Важной особенностью деятельности по распространению наружной рекламы является обязанность проводить техническое обслуживание, под которым обычно понимаются контрольные проверки, устранение обнаруженных дефектов рекламной установки, в том числе приборов ее освещения и размещенного на ней материала. Таким образом, исполняя договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, профессиональный рекламораспространитель выполняет целый комплекс разнообразных действий, а рекламодатель предоставляет ему необходимые материалы и оплачивает его действия. Таким образом, между этими сторонами возникают отношения по оказанию услуг (ст. 779 ГК РФ), и признаки имущественного найма здесь отсутствуют. Заказчик (в случае распространения рекламы на типовых рекламных конструкциях) заинтересован в использовании не какого-либо конкретного, индивидуально определенного объекта, а любого, который характеризуется родовыми признаками — определенным уровнем воздействия на аудиторию и необходимыми техническими характеристиками, позволяющими разместить рекламные материалы определенного типа (формат рекламной поверхности, технология нанесения рекламы и т. п.). Поскольку предмет договора на установку и эксплуатацию рекламы на типовых конструкциях следует характеризовать обязанностью исполнителя оказать услуги с помощью объекта наружной рекламы, определенного родовыми признаками, а не индивидуально определенного, то наличие между сторонами арендных отношений исключается. Отношения аренды при размещении наружной рекламы возникают только между сторонами, одна из которых — владелец имущества, по правовому режиму не предназначенного для размещения средств рекламы, не совершающая и не обязующаяся совершить в пользу второй стороны, получающей имущество в пользование, никаких действий, направленных на распространение рекламы с помощью этого имущества, в том числе по оформлению разрешения на размещение рекламной конструкции. В случае если владелец помимо предоставления имущества в пользование совершает для контрагента иные действия, направленные на размещение рекламы (как минимум получая разрешение на размещение рекламы или принимая на себя обязательство совершить такие действия), между сторонами складываются отношения по возмездному оказанию услуг. В целом выбор того или иного поименованного в ГК РФ договора зависит от конкретных условий, на которых взаимодействуют стороны, и от их выбора. В заключение отметим, что до сих пор актуальной проблемой гражданско-правового регулирования рекламных отношений, влекущих сложности разрешения вопроса о гражданско-правовой ответственности, является проблема отсутствия проработанного института рекламного договора, включающего нормы, устанавливающие права, обязанности и ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зверева Е. А. Элементы договоров, предусмотренных ГК РФ, в составе консалтингового, маркетингового, рекламного договоров // Право и экономика. 2005. N 2. 2. Ситдикова Л. Б. Реклама как вид информации и ее место в договоре на возмездное оказание услуг // Юрист. 2007. N 10. 3. Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. М.: Норма, 2010. 4. Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. М., 1994. С. 50. 5. Пугинский Б. И. Коммерческое право России. М., 2000. С. 95 — 97. 6. Дзгоева Ю. О. Соотношение частных и публичных интересов в правовом регулировании рекламы: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. С. 13. 7. Жуковская Л. М. Гражданско-правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 9. 8. Копытин Д. А. Правовое регулирование рекламного рынка. Предпринимательско-правовой аспект: Монография. М.: Волтерс Клувер, 2010. 9. Филиппова А. А. Правовое регулирование отношений между собственником недвижимого имущества и владельцем рекламной конструкции // Реклама и право. 2008. N 1. 10. Свердлык Г. А., Нечуй-Ветер В. Л. Основные вопросы обязательств по оказанию рекламных услуг. М.: МГИУЭ, 2002. С. 114. 11. Аполлонов А. О., Страунинг Э. Л. Товарищество собственников жилья как субъект отношений в сфере наружной рекламы // Жилищное право. 2007. N 3. 12. Измайлова Е. В. Наружная реклама в коммерческой деятельности // Актуальные проблемы коммерческого права. Вып. 2 / Под ред. проф. Б. И. Пугинского. М.: Зерцало, 2005. С. 67. 13. Свит Ю. П. Правовое регулирование отношений по размещению наружной рекламы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 10. С. 18 — 27. 14. Гришаев С. Наружная реклама на стенах и крышах // Административное право. 2011. N 1. С. 51 — 54. 15. Токарева Е. В. Вопросы участия товарищества собственников жилья в хозяйственной деятельности // Современное право. 2010. N 4. С. 105 — 109.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *