Снос рекламных щитов — лучшая реклама

(Редакционный материал)

(«Обозрение: судебные новости», 2000, N 2)

СНОС РЕКЛАМНЫХ ЩИТОВ — ЛУЧШАЯ РЕКЛАМА

Арбитражный суд по иску предпринимателя признал неправомочность распоряжения администрации города, которая передала монопольные права на уличную рекламу одной организации.

Дабы упорядочить деятельность, связанную с рекламным бизнесом в Красноярске, главой города было создано муниципальное унитарное предприятие «Городской центр дизайна и рекламы», которое стало ответственной организацией за всю рекламную деятельность, включая выдачу разрешений на размещение и установку рекламных конструкций. Возглавила МУП Лариса Набокова, известная красноярцам как бывшая телевизионная журналистка и единственная женщина-кандидат на прошедших губернаторских выборах.

Предприниматель Скрипкин в Красноярске известен меньше. Во власть не стремился, но зато владел девятью (а может, и более, но основой для истории послужило именно это число) рекламными стендами в разных районах города. Получив письмо из комитета архитектуры и градостроительства города, которое предписывало ему освободить в месячный срок участки, занятые стендами, Скрипкин подчиниться не захотел и обратился в суд. В своем исковом заявлении он потребовал признать недействительными указанные распоряжение и предписание как необоснованные и противоречащие Законам «О рекламе», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности», а также ранее принятым решениям самой администрации города.

В судебном заседании комитет ссылался на распоряжение администрации края, обязывающее Скрипкина демонтировать щиты, а в противном случае МУП «Городской центр дизайна и рекламы» предписывал демонтировать эти конструкции без участия владельца.

Истец возражал, заявляя, что был нарушен нормативно предусмотренный порядок принятия решений. Дело в том что согласно ранее принятому администрацией «Порядку выявления и сноса самовольных строений» правом на эту деятельность обладают лишь несколько городских организаций, в списке которых МУП не фигурирует. Кроме того, каждый случай выявления незаконной постройки необходимо оформить отдельным актом, чего сделано также не было.

Довод Скрипкина о том, что его стенды не являются самовольными конструкциями, ответчиками не оспаривался. Они утверждали, что стенды подлежат сносу в связи с окончанием срока действия договоров на размещение наружных средств рекламы. Между тем подобные договоры вообще не были заключены. Их когда-то хотели разработать, но, видимо, забыли, а стенды размещали на основании формального разрешения на использование земельного участка.

Скрипкин пояснил суду, что он заблаговременно обратился в уполномоченные органы — департамент архитектуры и градостроительства и земельный комитет — за продлением договоров аренды земель, занятых его конструкциями.

Однако обе организации обязали Скрипкина обратиться по данным вопросам в МУП, после чего последний аннулировал его заявки. «Таким образом, — недоумевал в суде истец, — коммерческое предприятие аннулировало заявки истца, поданные им в уполномоченные органы, о чем истцу сообщил сам уполномоченный орган». То есть имел место факт аннулирования заявок предприятием, которому они не направлялись и не адресовались и который просто не может рассматривать их по существу, потому что не является собственником земель города.

В качестве последнего аргумента ответчики пытались привести довод о том, что рассмотрение вопроса о недействительности упомянутых актов не подведомственно арбитражному суду. Однако суд подтвердил правомерность обращения истца и указал, что оспариваемые документы обладают всем комплексом признаков актов, подпадающих под подведомственность арбитражного суда (изданы органом местного самоуправления, адресованы конкретному лицу, содержат обязательные для него требования и влекут неблагоприятные для него последствия).

Арбитражный суд признал оспариваемые истцом акты недействительными в части, касающейся его прав. Кроме того, суд вынес частное определение в адрес администрации г. Красноярска о нарушениях, связанных с принятием локальных нормативных актов.

Стенды пока стоят.

——————————————————————