Информатизация повысит эффективность судопроизводства

(Погожев Ю.)

(«Российская юстиция», N 7, 2000)

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПОВЫСИТ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СУДОПРОИЗВОДСТВА

Ю. ПОГОЖЕВ

Ю. Погожев, начальник отдела правовой информатизации Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Сегодня компьютерные технологии проникли практически во все сферы деятельности человека. Однако при осуществлении судопроизводства в России они используются пока слабо. Восполнить этот пробел призвана Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, одобренная в октябре 1999 г. Советом судей РФ. 28 апреля 2000 г. Совет судей РФ принял специальное постановление «О поэтапном развертывании Федерального и региональных центров внедрения информационных технологий Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации»

В соответствии с Законом от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» под информатизацией судов понимается процесс создания оптимальных условий для удовлетворения потребностей судей в правовой информации и оснащения судов новыми технологиями сбора, обработки и представления данных. Этот процесс организуется с целью укрепления самостоятельности судебной власти и независимости судей, повышения эффективности их деятельности.

В условиях чрезмерной нагрузки на судей, отсутствия в большинстве судов первой инстанции современных компьютерных технологий их практика характеризуется серьезными нарушениями процессуальных сроков рассмотрения дел, что приводит и к такому крайне нежелательному явлению, как увеличение сроков содержания обвиняемых под стражей.

Информатизация судопроизводства может в значительной степени облегчить работу судей. Наша главная задача — освободить судью от рутинной работы. Переписывание описательной части из одного документа в другой — именно такая работа.

Вступление России в Совет Европы накладывает на страну обязательства, связанные с достижением международных стандартов по обмену правовой информацией (включая судебную) в электронном виде по сети Интернет. В целях реализации принципа гласности судопроизводства в европейских странах все судебные процессы транслируются в Интернете в режиме реального времени («в прямом эфире»). Любой желающий может следить за ходом разбирательства через персональный компьютер. Причем европейцы активно пользуются такой возможностью, особенно если это касается дел, получивших общественный резонанс. Очевидно, что о скорой реализации подобной программы в России говорить пока не приходится. Но ориентироваться нужно на уровень, достигнутый в этом направлении в наиболее развитых странах.

Разработка средств автоматизации судопроизводства, судебного делопроизводства и сбора судебной статистики направлена на создание типовой информационной системы. Помимо повышения качества судопроизводства, она позволит председателям судов оперативно получать необходимую для осуществления руководства информацию о состоянии рассмотрения дел, о нагрузке судей, календарных планах их работы, качестве рассмотрения дел и другие справочные данные.

До сих пор работа по информатизации судов проводилась в условиях отсутствия единой ее идеологии. Недостаточное внимание уделялось разработке системообразующих механизмов формирования единой информационной инфраструктуры судов, в частности, разработке организационно — правового и методического обеспечения работ по внедрению и эксплуатации компьютерных средств.

Слабо финансировались работы по внедрению унифицированных средств автоматизированного сбора и анализа первичной судебной информации, используемой в судебном процессе (справочные листы по гражданским и уголовным делам, протоколы судебных заседаний, информация о субъектах процесса, об условиях назначения дел к рассмотрению и др.). Унификация здесь является одним из важных условий эффективного информационного взаимодействия судов разных инстанций, судов со следственными органами и прокуратурой. Отсутствие межведомственных соглашений по унификации электронных форм документов и методики обеспечения единого информационного поля первичной судебной информации затрудняет получение агрегированных аналитических и прогнозных оценок, необходимых председателям судов и органам Судебного департамента для принятия управленческих решений.

Рабочей группой из судей, экспертов Совета судей РФ и специалистов Судебного департамента разработан ведомственный стандарт структуры базы данных автоматизации делопроизводства судов, согласован интерфейс для организации межведомственного информационного фонда правоприменительных ведомств России.

На протяжении ряда лет унифицированная компьютерная техника в связи с ограниченным финансированием поставлялась в сравнительно небольшое число судов районного уровня. При этом свыше 40% судов общей юрисдикции вообще не обеспечены ею, а доля устаревших компьютеров в среднем составляет 64%. Оснащение судов разрозненными средствами вычислительной техники затрудняет обмен информацией в электронной форме, устаревший компьютерный парк не позволяет использовать современные информационные технологии.

Содержание баз данных правовой информации, используемых в судах, не учитывает в достаточной степени специфику потребностей судей и аппаратов судов в этой информации. В этой связи необходимо решить проблему адаптации средств информационно — правового обеспечения деятельности судов на основе различных баз данных правовой информации. Важно обеспечить оперативное поступление правовой информации в суды с использованием электронной почты и сети Интернет, а также обобщение и систематизацию материалов судебной практики Верховного Суда РФ, верховных судов республик и приравненных к ним судов.

Требует решения проблема телекоммуникационного обеспечения информационного взаимодействия судов с органами государственной власти и правоохранительными органами Российской Федерации.

Разработанные для судов средства прикладного программного обеспечения (технология судебного делопроизводства на базе автоматизированных рабочих мест, а также программные комплексы «Кадры», «Комплексная бухгалтерия» и «Документооборот») сегодня нашли применение лишь в небольшом числе судов. Нуждается в совершенствовании технология сбора и обработки судебной статистики. В большинстве районных судов из-за отсутствия компьютерной техники статистическая отчетность готовится вручную.

Цель информатизации судов и Судебного департамента — повышение эффективности судебной власти, обеспечивающей защиту прав человека, социальную устойчивость и режим законности в государстве. Реализация целей и задач информатизации при комплексном подходе осуществляется посредством:

— системы формирования и использования судебных информационных ресурсов в рамках Единой информационной инфраструктуры судов и органов Судебного департамента (далее — ЕИИС);

— формирования научно — технического и производственного потенциала Судебного департамента, необходимого для создания ЕИИС;

— разработки правовой базы информационных отношений в судебной сфере;

— создания системы подготовки и переподготовки кадров для работы в условиях информационного общества;

— формирования сегментов рынка компьютерных и телекоммуникационных средств, информационных продуктов и услуг для судов и органов Судебного департамента;

— определения объектов международного сотрудничества судейского сообщества;

— создания системы обеспечения информационной безопасности ЕИИС.

Под Единой информационной инфраструктурой судов понимается взаимосвязанный комплекс средств автоматизации, телекоммуникационных и информационных ресурсов. Для ее создания потребуются специалисты, оснащенные технологиями автоматизированного решения задач организационного, нормативно — правового, ресурсного, программно — технического обеспечения деятельности судов, а также система дистанционного обучения кадров.

Основой ЕИИС должна стать автоматизированная система Судебного департамента, предназначенная для информационного обеспечения функционирования судов, центрального аппарата Судебного департамента и его региональных органов. Она включает в свой состав следующие сегменты: комплекс средств автоматизации центрального аппарата Судебного департамента и его учреждений федерального значения; типовые комплексы средств автоматизации (КСА) судов и управлений (отделов) Судебного департамента; межрегиональные и региональные центры внедрения информационных технологий.

В рамках функциональных подсистем КСА объединяются по вертикали от источника информации до центрального аппарата в единую сеть. В районных судах создаются типовые автоматизированные системы судебного делопроизводства и электронного документооборота на базе автоматизированных рабочих мест, объединяемых в локальные вычислительные сети. Суды областного уровня оснащаются также комплексами «Судебная статистика», «Финансы», «Кадры» и «Ресурсы». Специальные системы создаются для автоматизированного формирования состава судов присяжных заседателей.

При введении института мировых судей в ЕИИС добавится еще один уровень системы судебного делопроизводства, подсистем финансового и организационно — правового обеспечения деятельности мировых судей без изменения информационной инфраструктуры судов в целом.

ЕИИС и автоматизированная система Судебного департамента создаются на базе существующих телекоммуникационных систем. При этом учитывается содержание работ, проводимых по формированию национальной информационной инфраструктуры в рамках соответствующих федеральных, межведомственных и территориальных целевых программ.

В качестве приоритетных направлений в формировании ЕИИС выделяются: развертывание первой очереди локальной вычислительной сети Судебного департамента; внедрение технологий автоматизации судопроизводства в рамках опытной зоны — создание межрегиональных и региональных центров внедрения информационных технологий при Архангельском, Челябинском, Ульяновском областных судах, Краснодарском краевом суде, а также при управлениях Судебного департамента в Санкт — Петербурге и Новосибирске; запуск технологической подсистемы «Ведомственная информационная сеть (ВИС) Судебного департамента на основе Общероссийского технического информационного канала».

Уже выделены средства на развертывание девяти региональных и межрегиональных центров, работа по их развертыванию будет начата уже в этом году. Приоритет при формировании программы имеют мероприятия по информатизации деятельности районных судов. Предполагается, что еще в 2000 году от 50 до 100 судов первой инстанции будут обеспечены всем необходимым для использования созданных программных продуктов для судопроизводства.

Создание опытной зоны и реализация в ней пилотных проектов автоматизированной системы позволит провести оценку эффективности технологий и сделать обоснованные выводы по их поэтапному тиражированию во всех федеральных судах общей юрисдикции.

КСА центрального аппарата Судебного департамента будет содержать ведомственную электронную почту; информационно — справочный комплекс, включающий сервер новостей, обеспечивающий работу в системе телеконференций; корпоративный справочник, обеспечивающий хранение и отображение справочных сведений по запросам судов и органов Судебного департамента по разделам: «Информация о пользователях корпоративной сети» (наименование судов и органов Судебного департамента, их реквизиты, номера телефонов, адреса электронной почты, каталог доступных информационных ресурсов и другая служебная информация о пользователях сети и внешних источниках информации); «Мониторинг средств массовой информации»; «Информация органов государственной власти и регистрационных органов».

——————————————————————