Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

(Андронова Т. А.) («Предпринимательское право». Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом», 2013, N 2) Текст документа

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА <1>

Т. А. АНДРОНОВА

——————————— <1> Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.В37.21.1019 от 7 сентября 2012 г.

Андронова Т. А., старший преподаватель кафедры предпринимательского права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук.

В современном обществе представители малого и среднего бизнеса сталкиваются с рядом трудностей в процессе осуществления предпринимательской деятельности, исключить и избежать негативные последствия которых возможно за счет рационального применения достоверной, актуальной, качественной информации. Специфика субъектов малого и среднего предпринимательства заключается в том, что они ограничены в финансовых ресурсах и не в состоянии проводить дорогостоящие маркетинговые исследования и мероприятия. Важный фактор, обеспечивающий развитие данного бизнеса, — это формирование общедоступных информационных (коммерческих и некоммерческих) систем коллективного пользования, которые в состоянии на регулярной основе обеспечивать предпринимателей всей необходимой информацией <2>. ——————————— <2> Ибадова Л. Т. Комментарий к Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (постатейный). М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006. С. 56.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» <3> оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования. Информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения указанных выше субъектов следующей информацией: о реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, а также информацией в области маркетинга и т. д. ——————————— <3> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.

Данная информация является общедоступной и размещается в сети Интернет на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции. Необходимо отметить, что меры информационной поддержки малого и среднего предпринимательства предусматриваются также и законодательством субъектов РФ. Актуальным видится вопрос о видах информационной поддержки, которая предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства в г. Москве. Так, в соответствии со ст. 21 Закона г. Москвы от 26 ноября 2008 г. N 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» <4> субъектам малого и среднего предпринимательства гарантируется информационная поддержка со стороны органов исполнительной власти г. Москвы. ——————————— <4> Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2008. N 70.

Информационная поддержка может оказываться, например, в виде: создания инфраструктуры для получения информации и обмена информацией, в том числе информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей, банков данных и обеспечения ее функционирования; организации выпуска периодических изданий, специализирующихся на освещении проблем субъектов малого и среднего предпринимательства, публикации законов и иных нормативных правовых актов г. Москвы, инструктивных и справочных материалов; информационного обеспечения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере межрегионального и международного сотрудничества; проведения иных мероприятий. В целях реализации указанных мер принимаются подзаконные нормативные акты г. Москвы. К примеру, согласно концепции правовой поддержки и защиты прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Москве предусмотрено консультационное, информационное, экспертно-аналитическое, планово-контрольное направление реализации правовой поддержки. В рамках реализации концепции поддержка может оказываться следующими способами: дистанционно (телефон, Интернет); в офисах организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства г. Москвы; с выездом по месту нахождения субъектов малого и среднего предпринимательства; публично (на семинарах, круглых столах) <5>. ——————————— <5> См.: Постановление Правительства Москвы от 17 февраля 2009 г. N 104-ПП «О дальнейших мерах по снижению административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2009. N 12.

В Постановлении Правительства Москвы от 27 апреля 2004 г. N 288-ПП «О развитии системы информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы» <6> отмечается, что Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы <7> совместно с организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в рамках комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства проведена значительная работа по созданию и развитию системы информационного обеспечения малого предпринимательства. В настоящее время в ее состав входят более 40 веб-ресурсов. Объем справочной и аналитической информации в системе составляет порядка 2 млн. документов. Еженедельно выпускаются деловые печатные СМИ общим тиражом более 100 000 экземпляров, имеющие свои электронные версии, а также 14 электронных периодических СМИ. В целом возможности электронных информационных ресурсов ежедневно используют более 20 000 пользователей. Налажена система «обратной связи» структур поддержки малого предпринимательства с предпринимательским сообществом посредством системы «горячих линий», подписки на информационные ресурсы, интерактивных опросов, публикации деловой информации пользователей ресурсов, дистанционного консалтинга. ——————————— <6> Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2004. N 30. <7> Постановление Правительства Москвы от 2 сентября 2003 г. N 741-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы» утратило силу. В настоящее время действует Постановление Правительства Москвы от 26 июля 2011 г. N 334-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2011. N 43.

В рамках направления по информационному обеспечению предпринимательской деятельности запущен новый портал «Малый бизнес Москвы» (www. mbm. ru), содержащий сведения о видах поддержки, оказываемой городом. В перечень тематических ресурсов информационной сети «Малый бизнес Москвы» включено более 30 порталов и серверов, например российский деловой портал «Альянс Медиа», представляющий общероссийский уровень Системы информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы (www. allmedia. ru); портал информационной поддержки делового сотрудничества «Деловые предложения», обеспечивающий поиск деловых партнеров и продвижение товаров и услуг (www. businessoffers. ru); портал информационной поддержки инновационного малого предпринимательства (www. innovbusiness. ru); портал правовой поддержки ведения предпринимательской деятельности, представляющий нормативно-правовую базу Москвы и России, материалы арбитражной и судебной практики (www. businesspravo. ru); портал ознакомления с возможностями участия малого бизнеса в поставке продукции и услуг для городских государственных нужд (www. statetenders. ru); портал информационной поддержки ведения бухгалтерского и налогового учета в малом бизнесе (www. businessuchet. ru); информационный сервер Международного центра деловых контактов «Дельконт», обеспечивающий поддержку развития международного сотрудничества, включая специализированные выставки, ярмарки, форумы для малого бизнеса (www. delcont. ru) и т. д. Следует подчеркнуть, что в последнее время сделан существенный шаг вперед в предоставлении информационной поддержки указанным выше субъектам. Преимущественно информационные услуги оказываются посредством Интернета в связи с доступностью и быстрой передачей данных. Однако стоит обратить внимание не только на быстрое развитие данного направления оказания услуг, но и на их информационную составляющую. Так, по определенным рубрикам на сайтах вместо разъясняющих ситуацию ответов можно увидеть общее описание вопроса, которое не даст представления о том, что необходимо сделать в той или ной ситуации, также достаточно часто встречаются отсылки к другим сайтам государственных органов вместо конкретизации вопроса. Представляется правильным не только продолжить развивать данное направление оказания услуг, но и обратить внимание на качество предоставляемой информации. Информация на сайтах должна быть более конкретной, чтобы субъекты малого предпринимательства смогли получить исчерпывающий ответ на интересующие их вопросы по тем или иным рубрикам сайтов. Еще одним актуальным и существенным видом информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является запуск телевизионных программ по проблемам и вопросам малого и среднего предпринимательства. Так, в эфире телеканала «Столица» был запущен цикл передач «Москва — территория малого бизнеса». За время выхода программы «Москва — территория малого бизнеса» в эфир в ней приняли участие более 100 предпринимателей. Основная цель цикла передач — информирование предпринимателей и жителей г. Москвы о проводимой политике и конкретных мерах Правительства Москвы в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, мерах по минимизации влияния негативных последствий финансово-экономического кризиса, недопущения сокращения числа субъектов предпринимательства и рабочих мест. В качестве экспертов в телепередачах выступали представители органов власти, организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства Москвы, предпринимательских союзов, объединений и ассоциаций. В рамках программы затрагивались проблемы предпринимательского сообщества, его взаимодействия с властью, предприниматели делились собственным опытом создания бизнеса, рассказывали о том, с какими трудностями им пришлось столкнуться и какие пути решения они нашли <8>. ——————————— <8> URL: http://mbm. allmedia. ru/ mbm-tv. asp.

Суммируя, можно сказать, что субъектам малого и среднего предпринимательства информационная поддержка оказывается посредством Интернета, телевидения, устного консультирования, подготовки для них печатной продукции. Дальнейшее развитие данных видов информационной поддержки и качества предоставляемых услуг будет способствовать формированию благоприятного делового климата в сфере малого и среднего предпринимательства.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *