Социальная реклама и ЕНВД

(Елисов Б. Н.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА И ЕНВД

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 6 июля 2005 года

Б. Н. ЕЛИСОВ

Елисов Борис Николаевич, начальник юридического отдела ЗАО «Бухгалтерские технологии и аудит».

С 01.01.2005 г. в перечень видов деятельности, подпадающих под специальный налоговый режим — систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее — ЕНВД), данный в ст. 346.26 главы 26.3 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), включена деятельность по размещению и (или) распространению наружной рекламы.

В связи с этим возник ряд спорных моментов, связанных со сложностями в разграничении деятельности, подпадающей под ЕНВД, от деятельности, остающейся на общем режиме, при осуществлении размещения (распространения) наружной социальной рекламы, проистекающих из содержания правового регулирования социальной рекламы в законодательстве о рекламной деятельности, рассматривающего социальную рекламу как разновидность рекламы.

Под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний (ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ «О рекламе» (далее — ФЗ «О рекламе»)).

Социальной рекламе посвящена ст. 18 ФЗ «О рекламе», являющаяся единственной нормой в законодательстве, комплексно закрепляющей правовой статус социальной рекламы.

Основными положениями данной статьи, которые применимы к наружной рекламе, являются следующие:

— социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей;

— в социальной рекламе не должны упоминаться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки (модели, артикулы) их товаров, равно как и марки (модели, артикулы) товаров, являющихся результатом предпринимательской деятельности некоммерческих организаций;

— осуществляемая на безвозмездной основе деятельность юридических и физических лиц по производству и распространению социальной рекламы признается благотворительной деятельностью и пользуется предусмотренными законодательством льготами;

— рекламораспространители, не являющиеся организациями средств массовой информации, обязаны осуществлять размещение социальной рекламы в пределах пяти процентов годовой стоимости предоставляемых ими услуг по распространению рекламы, при этом условия, касающиеся времени размещения и средств распространения социальной рекламы, предложенные рекламодателем, являются обязательными для рекламораспространителя, если рекламодатель обращается к рекламораспространителю не позднее чем за месяц до предполагаемого срока распространения социальной рекламы;

— оплата производства, размещения и распространения социальной рекламы производится на основании договора.

Следует отметить, что в литературе весьма распространена позиция о том, что социальная реклама не является рекламой, и указывается на необоснованность включения положений о ней в ФЗ «О рекламе».

Так, А. Г. Степанов отмечает, что в отличие от понятия рекламы, содержащегося в ст. 2 ФЗ «О рекламе», социальная реклама не призвана формировать или поддерживать интерес к определенному лицу, товару, услуге, интересу или начинанию. В социальной рекламе, в соответствии с требованиями законодательства, не должны упоминаться коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки товаров. Этим социальная реклама отличается от коммерческой. Социальная реклама применяется организациями обычно в качестве благотворительной деятельности, а также для формирования положительного имиджа организации.

Ю. Я. Вольдман в комментарии к Закону «О рекламе» (Фонд «Правовая культура», 1998) отмечает, что то, что называется социальной рекламой, правильней было бы назвать «социальной информацией» или «объявлением социальной направленности».

Э. Л. Страунинг в монографии «Некоторые проблемы общей теории рекламных правоотношений» (Лекс-книга, 2004 г.) также делает вывод, что социальная реклама не является рекламой как таковой и не является предметом гражданско-правового регулирования, поэтому говорить о ней можно только как о разновидности информации.

Основное отличие социальной рекламы от коммерческой заключается не только в предмете правового регулирования (гражданско-правовое или административное), но и в цели. В то время как коммерческие рекламодатели рекламируют товар, работу, услугу, идею или начинание с целью роста продаж, прибыли, повышения известности торговой марки, с иной коммерческой целью, то цель социальной рекламы заключается в привлечении внимания к общественному, государственному явлению, например, к экологическим, нравственным, патриотическим, здравоохранительным вопросам и проблемам. По этой причине приведенные выше позиции, превалирующие в литературе, представляются верными.

При всей правильности данных мнений в настоящее время приходится исходить из того, что законодательно социальная реклама является именно рекламой, что служит основной причиной неясностей и спорных моментов, возникших в связи с введением ЕНВД. Рассмотрим их подробнее.

I. ПОДПАДАЕТ ЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ И (ИЛИ)

РАСПРОСТРАНЕНИЮ НАРУЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ ПОД ЕНВД?

Мнение налоговых органов по данному вопросу сформулировано в письме от 30.11.2004 N 22-2-14/1841@, в котором ФНС разъяснила, что поскольку каких-либо исключений для деятельности по размещению и (или) распространению отдельных видов рекламы в главе 26.3 НК РФ не содержится, то под ЕНВД подпадает деятельность по размещению и (или) распространению любой наружной рекламы, в том числе и социальной направленности. Аналогичную точку зрения высказал и Минфин в письме от 01.02.2005 N 03-06-05-04/14. Более того, многие регионы, принявшие законы об ЕНВД и включившие деятельность по размещению и (или) распространению наружной рекламы в перечни видов деятельности, подпадающих под ЕНВД, уже установили специальные коэффициенты К2 для социальной рекламы, причем их размер, как правило, ниже, чем для других видов наружной рекламы. Так, в Москве Законом г. Москвы от 24.11.2004 N 75 «О едином налоге на вмененный доход для деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы» для социальной рекламы установлен единый коэффициент К2 в размере 0,005 независимо от зоны размещения.

Однако позицию налоговых органов и Минфина, распространяющую режим ЕНВД на осуществление деятельности по размещению и (или) распространению социальной рекламы, следует рассматривать в контексте положений НК РФ.

Хотя в НК РФ действительно не предусмотрено исключений для рекламных площадей, отданных под социальную рекламу, деятельность по размещению и (или) распространению на них социальной рекламы не в каждом случае подпадает под ЕНВД.

Основой для такой позиции является п. 2 ст. 346.26 НК РФ, согласно которому режим ЕНВД применим только при осуществлении предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Легальное определение предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ): «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке…».

Вспомним, что социальная реклама может осуществляться как на возмездной, так и на безвозмездной основе.

Глава 26.3 НК РФ не определяет понятие безвозмездности для целей исчисления ЕНВД, поэтому на основании п. 1 ст. 11 НК РФ оно также должно применяться в том значении, в каком оно используется в других отраслях законодательства. Поскольку в рассматриваемом случае оцениваются налоговые последствия отношений, проистекающих из оказания рекламных услуг, то «другой отраслью» следует считать гражданское законодательство. Из положений ст. 423 и ст. 572 ГК РФ следует, что безвозмездность подразумевает отсутствие встречного предоставления, например, отсутствие у получателя встречной обязанности передать имущество (имущественные права), выполнить работы, оказать услуги.

Исходя из вышеизложенного следует, что под ЕНВД будет подпадать не любая деятельность по размещению и (или) распространению социальной рекламы, а только являющаяся предпринимательской, к которой безвозмездное размещение и (или) распространение социальной рекламы не относится.

Бесплатное размещение и распространение социальной рекламы ФЗ «О рекламе» приравнивает к благотворительности, следовательно, говорить о каких-либо коммерческих отношениях в таком случае не приходится. Получается, что рекламное место дохода не дает и нет объекта налогообложения ЕНВД.

Данный вывод не противоречит вышеуказанным письмам Минфина и налоговых органов, поскольку они говорят о социальной рекламе в целом, без анализа и выводов по критерию платности. Каких-либо разъяснений Минфина или налоговых органов по вопросу налогообложения бесплатного размещения и (или) распространения рекламы нет.

Сопоставим размещение (распространение) социальной рекламы на бесплатной основе с размещением и (или) распространением собственной рекламы, которая, по мнению налоговых органов и Минфина, не подпадает под ЕНВД. Например, в письме Департамента налоговой политики Минфина РФ от 29.10.2004 N 03-06-05-02/13 указано, что деятельность по самостоятельному распространению и размещению рекламной информации о своих товарах (работах, услугах) не может быть признана предпринимательской для соответствующих целей согласно установленному в ст. 2 ГК РФ понятию «предпринимательской деятельности» и, следовательно, в отношении такой деятельности не может применяться система налогообложения в виде ЕНВД. С такой позицией Минфина можно согласиться: если размещается реклама собственного товара, то эта деятельность связана с продажей товара, а не с рекламой. Никакой прибыли непосредственно от размещения рекламы фирма не получает. То же самое происходит и при осуществлении деятельности по бесплатному размещению (распространению) социальной (как, впрочем, и любой другой) рекламы, поскольку такая деятельность также не направлена на извлечение дохода и не может быть признана для соответствующих целей предпринимательской.

Кроме того, если налогоплательщик в течение налогового периода осуществлял только бесплатное размещение рекламы, то у него отсутствует фактическая способность к уплате налога.

В соответствии с п. 1 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Конституционный Суд РФ также обращал внимание на данное положение законодательства. В Определении от 24 февраля 2005 г. N 21-О он указал, что в случаях, когда доход от деятельности, подпадающей под ЕНВД, меньше подлежащей уплате суммы налога, следует руководствоваться положениями именно п. 1 ст. 3 НК РФ. Существует и судебная арбитражная практика по данному вопросу, например, ФАС СЗО отправил на новое рассмотрение дело в связи с тем, что суд не дал оценку доводу предпринимателя о том, что вмененный доход, исчисленный с применением установленных значений коэффициента К2, в 3,5 раза превышает фактический доход налогоплательщика (Постановление ФАС СЗО от 22.10.2004 N А66-9235-03).

При этом следует учитывать, что предоставление преимуществ, установленных в ряде регионов для рекламораспространителей социальной рекламы, не придает деятельности по размещению и (или) распространению социальной рекламы возмездный характер. Если такие преимущества установлены в актах органов власти, то их предоставление всем субъектам, у которых возникает право на их использование, является обязанностью, не связанной с гражданско-правовыми отношениями по исполнению обязательств и с договорными отношениями сторон. Только в том случае, когда в соответствии с требованиями гражданского законодательства заключен договор, в котором прямо указано, что взамен размещения социальной рекламы рекламораспространителю предоставляется какое-либо встречное возмещение и такое возмещение носит индивидуальный характер, можно говорить о возмездном характере размещения социальной рекламы.

Как следует из ст. 18 ФЗ «О рекламе», социальная реклама может размещаться и на платной основе. В таком случае оснований для неуплаты ЕНВД нет. Следует также помнить, что платное размещение социальной рекламы не относится к благотворительной деятельности и на нее не распространяются соответствующие льготы.

Таким образом, под ЕНВД подпадает только размещение и (или) распространение рекламы на платной основе.

Бесплатное размещение и распространение социальной рекламы не подпадает под ЕНВД, представляет собой безвозмездное оказание (реализацию) услуг, на которое распространяется общий режим налогообложения.

II. КАК ДОКАЗАТЬ ФАКТ РАЗМЕЩЕНИЯ (РАСПРОСТРАНЕНИЯ)

СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ?

Данный вопрос вытекает из общей проблемы доказывания наличия гражданско-правовых отношений по оказанию услуг и имеет важное значение как при применении общего режима налогообложения, так и при уплате ЕНВД.

При общем режиме доказанность данного факта, прежде всего, влечет за собой обоснованность разграничения временных рамок применения общего и специального налоговых режимов, а также применения подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ при уплате НДС (оказание услуг в рамках благотворительной деятельности не облагается НДС), а при ЕНВД — обоснованность применения понижающих размеров коэффициентов К2, установленных в ряде регионов для размещения и (или) распространения социальной рекламы.

Затруднения с таким обоснованием связаны с двумя основными моментами.

1. Основным моментом является отсутствие в законодательстве четких критериев, позволяющих отнести ту или иную рекламу к социальной. Единственным ориентиром для налогоплательщика при определении круга тех вопросов, которые могут быть отнесены к социальной рекламе, является перечень благотворительных целей (далее — перечень), данный в ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», поскольку, как следует из ст. 18 ФЗ «О рекламе», социальная реклама должна быть направлена на достижение таких целей.

В соответствии со статьей 2 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная деятельность осуществляется в целях:

— социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

— подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

— оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

— содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

— содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

— содействия защите материнства, детства и отцовства;

— содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

— содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

— содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

— охраны окружающей природной среды и защиты животных;

— охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

Как видно, перечень не носит конкретный характер и определение направленности рекламы на достижение благотворительных целей может иметь субъективный характер, что может привести к спору с налоговыми органами. Например, с одной стороны, о плакате с текстом «Вспомним о ветеранах» можно говорить как о социальной рекламе с благотворительной целью социальной поддержки и защиты граждан, а с другой стороны, как о простом призыве в связи с отсутствием в таком тексте прямой связи с аспектами защиты и социальной поддержки.

Таким образом, в целях налогообложения при размещении социальной рекламы налогоплательщикам следует внимательно следить за соблюдением положений ст. 18 ФЗ «О рекламе» и ст. 2 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Например, исходя из перечня, кампания ГУВД Москвы по пропаганде телефона «02» не будет являться социальной рекламой, поскольку не имеет благотворительной цели (цель такой кампании скорее информативно-профилактическая), а акции Москомспорта по пропаганде здорового образа жизни имеют такую цель — содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта, пропаганда здорового образа жизни.

2. Второй момент связан с документальным подтверждением факта размещения социальной рекламы в определенном месте в течение определенного срока.

Законодательно не определено — кто осуществляет регулирование данной сферы, кто определяет, что относится к социальной рекламе, а что нет, кто имеет право выступать в качестве рекламодателя при использовании обязательного лимита под социальную рекламу. Отсутствует законодательно закрепленная обязанность заключения договоров при бесплатном размещении (распространении) рекламы (для платного размещения такая обязанность установлена ст. 18 ФЗ «О рекламе»).

На практике, как правило, решением данных вопросов занимаются местные органы власти (мэрии, комитеты по рекламе, по печати и информации, другие аналогичные органы (далее — органы власти)). Так, в Москве социальная реклама размещается в соответствии с распоряжениями и поручениями мэра, вице-мэра Москвы, первого заместителя мэра, постановлениями и распоряжениями Правительства Москвы, а в г. Санкт-Петербурге решения по вопросам относимости рекламы к социальной принимаются Комиссией по экспертной оценке рекламной продукции общегородской и социально значимой направленности и массовых мероприятий социальной направленности. В качестве рекламодателей, как правило, выступают государственные органы и различные некоммерческие благотворительные организации.

К сожалению, при размещении (распространении) социальной рекламы по требованию органов власти не происходит надлежащего документального оформления оказания услуг: как правило, отсутствуют соответствующий договор, двусторонние акты приемки оказанных услуг и другие документы. Из текстов распоряжений и постановлений, на основании которых органы власти требуют размещать (распространять) социальную рекламу, часто нельзя определить целевую направленность рекламы, где и в течение какого времени она должна размещаться и другие моменты.

В то же время отсутствие договора, акта оказания услуг и иных документов, подтверждающих факт оказания услуг, скорее всего, послужит поводом для споров с налоговыми органами по вопросам фактического оказания услуг.

В связи с этим при невозможности подписания с органами власти договора, актов приемки услуг и других документов налогоплательщикам следует предпринимать самостоятельные меры по приданию таким отношениям гражданско-правового характера, основываясь на нормах части первой Гражданского кодекса (далее — ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 432 ГК РФ договор может быть заключен посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. ГК РФ предусматривает существование различных форм оферты и акцепта, в том числе обмен офертой и акцептом посредством писем в соответствии со ст. ст. 434, 435 ГК РФ, одностороннюю оферту с акцептом в порядке ст. 438 ГК РФ и конклюдентный акцепт (ст. 438 ГК РФ). Исходя из вышеизложенных норм, налогоплательщик может совершить следующие действия:

— при получении от органа власти устного или письменного требования о размещении социальной рекламы отправить в ответ письмо, содержащее всю необходимую информацию для придания ему характера оферты (ст. 435 ГК РФ). В письме следует указать места и период размещения социальной рекламы, дать ее описание, предложить представителю органа власти проводить контроль за размещением социальной рекламы в местах размещения, указать на благотворительный характер оказываемой услуги, включить требование о предоставлении установленных льгот (при наличии таковых) за размещение социальной рекламы и др.;

— по окончании срока размещения социальной рекламы отправить органу власти отчет о размещении с сопроводительным письмом и фотоотчетом, указав в нем, что отсутствие претензий по оказанной услуге будет рассматриваться как признание факта надлежащего оказания услуг.

Оплата размещения социальной рекламы (при платном размещении), предоставление установленных в нормативных актах льгот (о которых говорилось выше) будут также являться подтверждением факта размещения социальной рекламы и свидетельствовать о наличии отношений договорного характера между сторонами (п. 3 ст. 438 ГК РФ). Также необходимо иметь в наличии постановления, распоряжения и другие акты органов власти, на основании которых предписывается начать размещение социальной рекламы.

Таким образом, можно создать необходимую документальную базу для обоснования фактов размещения социальной рекламы. В обратном случае налогоплательщику будет весьма затруднительно доказать налоговым органам наличие каких-либо правоотношений сторон по оказанию услуг, также как и сам факт размещения (распространения) рекламы.

Конечно, существует вероятность того, что налоговые органы и суды не признают такие документы доказательством заключения договора, однако и при таком варианте их наличие значительно увеличит вероятность признания самого факта размещения налогоплательщиком социальной рекламы, а доказанность такого факта влечет за собой обоснованность примененного порядка налогообложения размещения социальной рекламы.

III. КАК СООТНОСЯТСЯ ПОНЯТИЯ «ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ»

И «СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА»?

Отдельно стоит рассмотреть вопрос о соотношении понятия «социальная реклама» и терминов «городская информация» или «социально значимая городская информация» (например, часто наружное праздничное оформление относят к социальной рекламе, что совершенно неверно).

Особенно часто такие термины употребляются в московском законодательстве.

В пункте 3.1 Правил размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве, утвержденных Постановлением Правительства г. Москвы от 22.01.2002 N 41-ПП, дан перечень городской информации, в который включены:

— технические средства организации дорожного движения (за исключением информационно-сервисных знаков индивидуального проектирования), включая цифровые указатели магистралей;

— информационные указатели ориентирования в городе: названия улиц, номера зданий, расписания движения пассажирского транспорта, схемы и карты ориентирования в Москве;

— информация о проведении строительных, дорожных, аварийных и других видов работ, распространяемая в целях безопасности и информирования населения;

— информация об объектах городской инфраструктуры: округах, районах, микрорайонах, архитектурных ансамблях, садово-парковых комплексах;

— праздничное оформление города (различного рода декоративные элементы — мягкое стяговое оформление, флаги, световые установки, перетяжки, настенные панно, гирлянды и др.).

В п. 3.1 Правил указано, что городская информация не является рекламной и ее распространение не входит в сферу действия ФЗ «О рекламе».

В то же время в Законе г. Москвы от 24.11.2004 N 75 «О едином налоге на вмененный доход для деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы» установлен коэффициент К2 не только на социальную рекламу но и на «социально значимую городскую информацию».

Данное положение нарушает нормы главы 26.3 НК РФ, незаконно изменяя установленные на федеральном уровне элементы налогообложения, поскольку расширяет сферу применения ЕНВД.

Попытка отнести так называемую «социально значимую городскую информацию» к социальной рекламе, а деятельность по ее размещению и (или) распространению — к рекламной не имеет под собой никаких оснований. Определения «социально значимая городская информация» в законодательстве не содержится, и в зависимости от контекста такая информация является либо социальной рекламой, либо городской информацией и не имеет самостоятельного значения. В случае, когда преследуются благотворительные цели, это не «социальная информация» и не «городская информация», а социальная реклама; когда таких целей нет, то нет и социальной рекламы (например, плакаты с текстом: «Поздравляем с 9 мая», «Приглашаем на праздник Дня города», — не социальная реклама, а городская информация в виде праздничного оформления).

В ст. 346.26 НК РФ установлен перечень видов деятельности, на которые может быть распространен ЕНВД, не подлежащий расширительному толкованию. Местным органам власти и органам власти субъектов РФ не предоставлено право самостоятельно устанавливать новые виды деятельности и критерии для обложения ЕНВД. Московская городская дума может только устанавливать коэффициенты К2 и определять перечень видов деятельности, подпадающих под ЕНВД, исходя из перечня, установленного НК РФ, а не распространять его на деятельность по размещению и (или) распространению городской информации, которая не является ни социальной рекламой, ни просто рекламой.

Также данное положение московского Закона, ввиду его несоответствия регулированию, установленному НК РФ, влечет за собой значительное увеличение налогового бремени и соответствующих финансовых расходов, а потому противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 7, 8, 18, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (часть 2), 57 и 76 (части 2 и 5), ввиду несоответствия конституционному требованию законного установления налогов и нарушения принципа равенства всех перед законом и судом, а также правового режима стабильных условий хозяйствования.

Таким образом, размещение городской информации не относится к рекламной деятельности и под ЕНВД не подпадает. Такую деятельность следует рассматривать как платное (бесплатное) оказание услуг, подпадающее под общий режим налогообложения. Существуют все необходимые правовые основания для обжалования данного положения московского Закона и аналогичных норм, содержащихся в законах других субъектов РФ, в судебном порядке.

В настоящее время в Московской городской думе принимается законопроект, посредством которого предполагается внести изменения, приводящие Закон N 75 в соответствие с федеральным законодательством. В частности, предполагается удалить из списка облагаемых налогом деятельность по распространению и размещению социальной наружной рекламы и бесплатной социально значимой городской наружной информации.

Подводя итог, для исключения двойственности понятия «социальная реклама» и связанных с этим вопросов, возникающих при применении общего режима налогообложения и при уплате ЕНВД, становится очевидной необходимость четкого законодательного регулирования процесса размещения социальной рекламы, закрепления обязанности по заключению договоров при каждом случае ее размещения на бесплатной основе, разграничения понятий «реклама», «социальная реклама», «городская информация» на федеральном уровне.

Как отмечалось выше, поскольку отнесение социальной рекламы к рекламе представляется неверным, необходимо законодательно отделить деятельность по производству, размещению и распространению социальной рекламы от рекламной деятельности, исключить определение социальной рекламы из законодательства о рекламе, переименовав его, например, в «социальную информацию», и четко закрепить рамки данного понятия. К сожалению, в проекте нового Федерального закона «О рекламе», принятого во втором чтении Государственной Думой, сохранилась аналогичная статья, посвященная социальной рекламе.

——————————————————————