Предприниматели-нелегалы из Москвы действуют в Подмосковье

(Лазарева-Пацкая Н.)

(«Бизнес-адвокат», 2006, N 11)

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ-НЕЛЕГАЛЫ ИЗ МОСКВЫ ДЕЙСТВУЮТ В ПОДМОСКОВЬЕ

Н. ЛАЗАРЕВА-ПАЦКАЯ

Наталья Лазарева-Пацкая, адвокат Адвокатской палаты Московской области, кандидат юридических наук.

Предприятие (ООО) имеет юридический адрес в Москве, но его офис находится в Московской области, и действует оно, в основном, в области. Не нарушены ли в этом случае нормы уголовного, гражданского или налогового законодательства? Должно ли предприятие стоять на учете в налоговом органе по месту фактического нахождения, и если да, то каков порядок постановки на учет? Нужно ли создание филиала, представительства? Возможно ли создание отделения в Московской области? Какие налоги нужно уплачивать по месту фактического нахождения?

В соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а юридическое лицо — с момента государственной регистрации (ст. 51 ГК РФ).

Как вы пишете, предприятие с организационно-правовой формой общества с ограниченной ответственностью имеет юридический адрес в Москве. Это значит, что оно регистрировалось в качестве юридического лица в регистрационном органе, находящемся в Москве.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 29 декабря 2004 г.) общество подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Статья 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 2 июля 2005 г.; далее — Закон N 129-ФЗ) устанавливает: «Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее — регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 Министерство РФ по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц. Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу, с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах Министерству финансов РФ.

Согласно п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 13 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Таким образом, можно резюмировать, что местом нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа в Обществе должен являться адрес в Москве. Однако вы пишете, что предприятие действует в Московской области. Это значит, что его исполнительный орган также находится в Московской области. Вот первая нестыковка в деятельности предприятия с нормами гражданского законодательства.

Обратимся к нормам налогового законодательства. Согласно ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений. Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) в порядке, установленном Правительством РФ. Как мы уже выяснили, местом нахождения вашей организации (согласно документам о государственной регистрации) является адрес в Москве, а значит, и налоговая инспекция, в которой вы состоите на учете, находится в Москве. Однако о каком налоговом контроле может идти речь, если деятельность ваше Общество осуществляет и находится в Московской области. Вот и вторая нестыковка с нормами уже налогового законодательства.

Итак, местом нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации вашего постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, является Москва. Информация об этом содержится в государственном реестре юридических лиц. Так, в соответствии со ст. 11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. А самим моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. В государственном реестре, как указано в ст. 5 Закона N 129-ФЗ, содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке;

б) организационно-правовая форма;

в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

д) сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров;

е) подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;

ж) сведения о правопреемстве — для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;

з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа);

к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);

л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;

н) сведения о филиалах и представительствах юридического лица;

о) идентификационный номер налогоплательщика, код, причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе;

п) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

р) номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя:

— в территориальном органе Пенсионного фонда РФ;

— в исполнительном органе Фонда социального страхования РФ;

— в территориальном фонде обязательного медицинского страхования;

с) сведения о банковских счетах юридического лица.

Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц» (в ред. от 13 декабря 2005 г.) утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений (далее — Правила). Так, согласно п. 2 этих Правил государственный реестр является федеральным информационным ресурсом. Государственный реестр ведется Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами (далее — регистрирующие органы). Из этого следует, что сведения, содержащиеся в нем, согласно Федеральному закону от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (в ред. от 10 января 2003 г.) охраняются государством.

При этом сведения о конкретном юридическом лице согласно п. 20 Правил могут быть предоставлены любому лицу на основании соответствующего запроса бесплатно либо за плату.

В п. 22 Правил указано, что указанная информация предоставляется по запросу бесплатно:

а) органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также иным лицам, определенным федеральными законами, — в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ;

б) юридическому лицу о нем — в виде выписки из государственного реестра.

Также согласно п. 19 Правил регистрирующий орган в срок не более 5 рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица и (или) внесения изменений в Государственный реестр бесплатно представляет сведения о юридическом лице в территориальные органы Пенсионного фонда РФ, региональные отделения Фонда социального страхования РФ, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные органы Федеральной службы государственной статистики и в случаях, установленных федеральными законами, — в иные органы.

Офис вашего предприятия, а значит, и постоянно действующий исполнительный орган (например, Генеральный директор) находятся в Московской области.

Согласно п. 2 ст. 50 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» обязательное хранение ряда документов в обществе должно осуществляться в месте нахождения его единоличного исполнительного органа или ином известном и доступном участникам общества месте. В вашем случае, согласно данным, содержащимся в Государственном реестре юридических лиц, этим местом является Москва. Это означает, что любое должностное лицо, которое в соответствии с законом имеет право на ознакомление с документами Общества, изъявившее желание посетить ваше предприятие, просто не найдет его в месте, указанном в Государственном реестре юридических лиц.

Отсюда следует, что руководство вашего предприятия нарушает ряд норм гражданского и налогового законодательства. Кроме того, за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, должностное лицо предприятия может нести уголовную ответственность. Так, ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство» предусматривает, что:

1) осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, — наказывается штрафом в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 ч., либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев;

2) то же деяние, совершенное организованной группой либо сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового.

Однако Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 18 ноября 2004 г. N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» разъясняет: «Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации следует понимать ведение такой деятельности субъектом предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимся запретам). Под представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, следует понимать представление документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности».

Однако не будем углубляться в правовые материи уголовного законодательства, а попытаемся найти правильный выход из сложившейся ситуации.

Так, в п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ записано, что юридическое лицо в течение 3 дней с момента изменений в сведениях, содержащихся в государственном реестре юридических лиц, в том числе и изменений, касающихся местонахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения.

Таким образом, вашему Обществу, изначально зарегистрированному в Москве, а позже поменявшему местонахождение указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа на Московскую область, необходимо легализовать это изменение, т. е. подать соответствующие сведения в регистрационный орган в Москве, который изначально регистрировал предприятие. Эта процедура называется государственной регистрацией изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, итогом которой является внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, получение нового Свидетельства о государственной регистрации соответствующих изменений, а также Свидетельства о постановке на налоговый учет в той налоговой инспекции Московской области, которая территориально относится к местонахождению вашего постоянно действующего исполнительного органа. Если вы пройдете эту процедуру, у вас отпадает необходимость создания филиала или представительства в Московской области.

Что касается других действий, предшествующих получению этих документов, в том числе нового Свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции, то они отражены в главе VI Закона N 129-ФЗ «Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц».

В соответствии со ст. 17 комментируемого Закона для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Документы должны быть надлежаще оформлены и сформированы в дело, количество листов которого должно быть пронумеровано. Об оформлении документов, предоставляемых при государственной регистрации, см. письмо МНС РФ от 25 декабря 2003 г. N 09-1-03/5891-АЦ386.

Форму, утвержденную Правительством РФ, можно получить либо в регистрационном органе, либо на официальном сайте налоговой службы.

Согласно п. 4 ст. 18 Закона N 129-ФЗ в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

Вы спрашиваете: какие налоги необходимо уплачивать по месту фактического нахождения? На этот вопрос дать точный ответ затруднительно по причине того, что неизвестны виды деятельности вашего Общества, количество сотрудников, работающих у вас, и т. д.

Однако в целом к налогам, которые необходимо уплачивать предприятию по месту фактического нахождения, можно отнести следующие: НДС, акцизы, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог с продаж, налог на имущество организаций, различные сборы (сбор за пользование объектами живого мира), региональные налоги и сборы (транспортный налог, земельный налог) и другие.

Подводя итог сказанному, хотелось бы выразить надежду, что вы в ближайшее время совершите необходимые действия для того, чтобы привести деятельность вашего предприятия в соответствие с требованиями законов.

——————————————————————