О современных информационных технологиях в уголовно-исполнительной системе

(Прийма В. Н., Россихина Л. В.) («Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2006, N 4)

О СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

В. Н. ПРИЙМА, Л. В. РОССИХИНА

Прийма В. Н., начальник Воронежского колледжа ФСИН России, кандидат технических наук, полковник внутренней службы.

Россихина Л. В., старший преподаватель цикла радиотехнических систем Воронежского колледжа ФСИН России, кандидат технических наук, капитан внутренней службы.

Современные информационные технологии можно определить как систему операций по сбору, хранению, обработке и передаче информации, осуществляемых по каналам связи с использованием компьютерной техники. Основными принципами современной информационной технологии являются интерактивный, «дружественный» интерфейс работы; интегрированность с другими программными продуктами; гибкость процесса изменения данных и постановки задач. Выделяют несколько видов информационных технологий: ИТ обработки данных, ИТ управления, ИТ автоматизации офиса, ИТ поддержки принятия решений, ИТ экспертных систем. Примерами современных ИТ, которые нашли широкое применение в органах уголовно-исполнительной системы (УИС), являются объектно-связанный интегрированный пакет программ Microsoft Office, включающий четыре приложения: текстовый редактор, СУБД, табличный процессор, пакет демонстрационной графики и справочная правовая система «КонсультантПлюс», которая открывает доступ к разным типам правовой информации: от нормативных актов, материалов судебной практики, комментариев, законопроектов, финансовых консультаций, схем отражения операций в бухучете до бланков отчетности и узкоспециальных документов. В настоящее время в ФСИН России начата работа по информатизации процесса управления. ФГУ НИИИиПТ ФСИН России разработано программное средство «УИНСтат» (ПС «УИНСтат»), предназначенное для ввода, контроля, корректировки и хранения информации по формам статистической отчетности, а также для выгрузки информации и передачи ее на федеральный уровень и приема данных от учреждений. Информационный ресурс ФСИН составляет 340 форм отчетных документов, 164 из которых относятся к статистической отчетности, более 20 000 показателей, более 100 баз данных, среди которых — база данных по классификации и кодированию технико-экономической информации (2235 подразделений), банк данных нормативных правовых актов. Уголовно-исполнительная система имеет необходимый технический и технологический потенциал для поддержания в актуальном состоянии информационных ресурсов, который насчитывает свыше 17 000 персональных электронно-вычислительных машин, созданы и эксплуатируются 244 локальные вычислительные сети, 80 территориальных органов являются абонентами электронных информационно-компьютерных сетей, 34 территориальных органа имеют выход в сеть Интернет <*>. ——————————— <*> Лебедев А. В. О создании электронных библиотек ФСИН России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. N 1. С. 34 — 38.

Но на данный момент отсутствует прикладное программное обеспечение специального назначения для отделов и служб различных учреждений ФСИН России, в котором они остро нуждаются, например автоматизированная база данных больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью для отделений туберкулезных больниц ФСИН России, автоматизированные базы данных вещевого довольствия сотрудников и т. п. Задачами развития систем информационного обеспечения учреждений УИС являются: — внедрение перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций, локальных вычислительных сетей, типовых программных средств и автоматизированных рабочих мест для обобщения и анализа информации, информационной поддержки оперативно-служебной деятельности; — обеспечение единообразия и совместимости средств вычислительной техники и телекоммуникаций, работоспособности общесистемных и прикладных программных средств, их адаптации с учетом специфики эксплуатируемых автоматизированных систем обработки информации; — изучение передового опыта в области компьютеризации, а также совершенствование технологии обработки информации. Как показал анализ, проведенный выше, в УИС уже создан задел по развитию комплекса информационных технологий. За рубежом данное направление интенсивно развивается много лет, новые информационные технологии внедряются во все сферы деятельности уголовно-исполнительной системы <*>, что является мощнейшим инструментом снижения затрат на содержание осужденных, обеспечения правопорядка и законности в учреждениях, снижения рецидивизма среди заключенных, повышения контроля за поведением условно осужденных. ——————————— <*> Додгсон К. Система электронного наблюдения за досрочно освобожденными: оценка действующих программ. М.: PRI, 2002. 90 с.

Поэтому одной из важнейших задач для развития ФСИН России является создание единого информационного пространства — ведомственной информационной системы, которая бы постепенно вобрала в себя основные элементы геоинформационных систем, автоматизированных систем управления, автоматизации научных исследований и проектирования, реализации основных расчетных задач в производстве, сбыте продукции и т. д. Второй задачей информатизации является создание организационной структуры развития и внедрения новых информационных технологий в ведомстве. Центральным органом по информатизации УИС является ФГУ НИИИиПТ ФСИН России (г. Тверь). Основой организационной структуры могут являться центры новых информационных технологий: республиканские, региональные, областные и т. д. Глобальной целью создания такой объединенной сети центров новых информационных технологий (НИТ) является формирование информационной культуры и единой научно-технической информационной политики в рамках ведомства, исследование, разработки и внедрение во всех звеньях НИТ, сопровождение и развитие НИТ непосредственно на местах, обучение, оказание информационно-коммуникационных и консультационных услуг. Естественно, необходимо создать федеральные окружные центры в соответствии с делением РФ на федеральные округа. При этом необходимо использовать возможности управлений ФСИН по федеральным округам. Ведомственные федеральные, республиканские, региональные центры НИТ должны выполнять следующие задачи: — проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам НИТ; — создание программно-аппаратных комплексов по всем направлениям информатизации; — разработку организационно-методического обеспечения, нормативных документов и материалов в области НИТ; — внедрение НИТ во все сферы деятельности подразделений и учреждений системы; — оказание информационно-вычислительных услуг; — создание автоматизированных средств обучения в рамках НИТ (в том числе и дистанционного). Важнейшее значение в решении данной задачи имеет создание информационной инфраструктуры ведомства, позволяющей автоматизировать сбор, обработку, хранение, выдачу и использование информационного, научно-технического, организационно-методического, справочно-библиографического, учебного и других видов обеспечения. Соответствующий задел по банкам и базам данных имеется во многих учреждениях и является естественной основой для создания единого информационного пространства ведомства. Для этого требуется автоматизировать базы данных и объединить разрозненные подразделения информатизации в локальные вычислительные системы и включить их в ведомственную информационную систему. Ведомственная политика по информатизации должна иметь централизованную и децентрализованную составляющие. Централизованная составляющая должна быть направлена на достижение ведомственных стратегических целей и должна финансироваться в основном из государственного бюджета. Она должна быть ориентирована на формирование единой научно-технической политики, обеспечивающей решение задач внедрения всех направлений процесса информатизации в ведомстве с целью развития научно-технического прогресса как в настоящем, так и в будущем. Децентрализованная составляющая должна быть ориентирована на создание условий, позволяющих удовлетворять текущие запросы учреждений и подразделений ведомства во внедрении НИТ с целью повышения производительности и улучшения условий труда, и ориентироваться на добровольность и заинтересованность пользователей. Централизованная управляющая деятельность ведомственных структур помимо задач управления учреждениями, отделами, службами, создания ведомственной инфраструктуры, решения финансовых вопросов должна сочетаться с деятельностью по созданию необходимых условий для нормального функционирования децентрализованной составляющей. Третьей задачей является интеграция информационного пространства ведомства с информационными системами России и мировой вычислительной сетью. Такая интеграция позволит, например, осуществлять обмен информацией с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, правоохранительными органами, органами местного самоуправления, а также обмениваться последними достижениями в области науки и техники, изучать и использовать опыт пенитенциарных систем других стран мира. Возможным направлением сотрудничества с европейской и мировой системами информатизации могут быть следующие предметные сферы: — обмен информацией в области новых информационных технологий; — обмен опытом использования НИТ в УИС; — обмен и совместное производство программного и информационного обеспечения; — совместная разработка стандартов в области НИТ; — научные исследования по различным направлениям информатизации; — предоставление информационно-вычислительных услуг и т. д. В Воронежском колледже ФСИН России в соответствии с Ведомственной целевой программой «Информационное и телекоммуникационное обеспечение деятельности ФСИН России на 2005 — 2007 гг.» и проектом Концепции усовершенствования информационного обеспечения УИС в настоящее время ведется работа по созданию специального программного обеспечения предметного назначения. Сотрудниками цикла радиотехнических систем создано программное средство (ПС) «Бактериологическая лаборатория», предназначенное для сбора и обработки учетно-регистрационной и статистической информации бактериологической лаборатории ФГУ «Областная туберкулезная больница N 1 УФСИН по Воронежской области». Данное ПС предоставляет информацию о номере анализа, фамилии, имени, отчестве больного, годе рождения, отделении, исправительном учреждении, диагнозе, а также о виде материала на исследовании (мокрота, кал, плевральная жидкость, моча, ликвор, отделяемое ран, содержимое бронхов), дате посева, результатах люминесцентной микроскопии и посева (положительный, отрицательный), номере устойчивости, ГДУ. Адаптированное к рабочему месту сотрудника бактериологической лаборатории ПС предназначается для автоматизации процесса сбора и обработки данных лабораторного исследования в среде СУБД Microsoft Access, выбор данной платформы объясняется популярностью и доступностью объектно-ориентированного интегрированного пакета программ Microsoft Office. Применение ПС «Бактериологическая лаборатория» позволяет в диалоге с компьютером: — накапливать и анализировать информацию лабораторных исследований; — использовать информацию, хранящуюся в базах данных, для автоматизации процессов подготовки документов больного, проходящего курс лечения. ПС «Бактериологическая лаборатория» реализует следующие функции: — ввод данных с возможностью символьного и цифрового представления информации, синтаксического и логического контроля; использование различных форм ввода документа; — поиск записей по совокупности значений одного и (или) нескольких критериев отбора; последовательный или прямой доступ к данным в зависимости от заданного поискового предписания; — использование итерационного подхода при выборе данных; — вывод полученной при поиске информации на экран монитора, принтер в виде отдельных документов по заданной форме. Дальнейшее развитие ПС «Бактериологическая лаборатория» предполагает создание на ее основе автоматизированной информационной системы (АИС) обработки учетно-регистрационной и статистической информации бактериологической лаборатории ФГУ «Областная туберкулезная больница N 1 УФСИН по Воронежской области». АИС «Бактериологическая лаборатория» позволит лечащему врачу на рабочем месте в трех туберкулезных отделениях и отделении таракальной хирургии по локальной вычислительной сети получать результаты исследования из бактериологической лаборатории и использовать их для принятия решения по методике дальнейшего лечения, а также использовать для оформления истории болезни. Таким образом, создание единого информационного пространства УИС и внедрение новых информационных технологий в деятельность подразделений, отделов и служб в настоящее время является актуальной задачей, в решении которой должны активное участие принимать образовательные и научно-исследовательские учреждения, подведомственные ФСИН России, в том числе и Воронежский колледж.

——————————————————————