Реклама на федеральном железнодорожном транспорте

(Филиппова М. Ю.)

(«Реклама и право», 2006, N 2)

РЕКЛАМА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

М. Ю. ФИЛИППОВА

Филиппова М. Ю., старший преподаватель кафедры транспортного права ЮИ МИИТ.

Чем заняться пассажиру, скажем, Калужско-Рижской линии столичного метро, следуя от «Медведкова» до «Битцевского парка», если время нахождения в пути составляет 56 минут? Или совершая путь по эскалатору? Или на вокзале в ожидании поезда? Волей-неволей можно заскучать.

Вот тут-то и привлекают наше внимание разнообразные панно, стикеры, листовки, транспаранты, плакаты и другие формы общедоступной передачи зрительной информации, именуемые наружной рекламой. Таким образом, мы одновременно становимся не только пассажирами, но и потребителями рекламной продукции.

И, как практически любая сфера общественных отношений, отношения, связанные с рекламой на железнодорожном транспорте, регулируются правом. Существуют специальные нормативно-правовые акты, устанавливающие требования к размещению средств наружной рекламы на участках полосы отвода или в подвижном составе, ведь специфика транспорта предусматривает особые допуски, ограничения и условия размещения в каждом конкретном случае.

Прежде всего хотелось бы отметить, что в сфере железнодорожного транспорта применяется две разновидности рекламы: наружная реклама, представленная, как правило, в виде стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения, и реклама, распространяемая непосредственно на транспортных средствах, то есть применительно к железнодорожному транспорту, на подвижном составе, снаружи и внутри вагонов.

Остановимся на особенностях некоторых способов передачи рекламной информации, наиболее известных нам всем. Вот, например, такой популярный вид, как стикеры внутри вагона. Они пользуются заслуженной популярностью, поскольку их нанесение и удаление не вызывает трудностей — производится это достаточно легко. Но эта легкость предусмотрена Правилами ведения рекламной деятельности на федеральном железнодорожном транспорте, разработанными ФГУП «Центр по взаимодействию со средствами массовой информации и рекламе МПС России». Рекомендованные размеры рекламных плакатов составляют 12 x 48, 30 x 40 или 40 x 60 сантиметров. Предусмотрены и места для их размещения: справа и слева от двери, непосредственно над дверями и на сводах. При этом общее количество плакатов в одном вагоне не должно превышать 14 штук величиной 30 x 40 и четырех — 12 x 48 см.

А приходилось ли вам совершать путешествие в троллейбусах или трамваях, где разглядеть что-либо в окно абсолютно невозможно по причине полной занятости его рекламной информацией, нанесенной снаружи? Может, с улицы и красиво смотрится, но только пассажирам она не в радость, так как теряется пространственная ориентация.

Так вот, на железнодорожном транспорте пассажиры защищены от подобного неудобства — реклама на окнах вагонов запрещена п. 3.1.12 упомянутых Правил.

Наряду со стикерами ведущее место в объеме всей наружной рекламы на железнодорожном транспорте занимают так называемые панель-кронштейны. Конечно, вы видели их не раз — они устанавливаются на отдельно стоящих стойках, мачтах, опорах освещения, стенах зданий перпендикулярно плоскости стен. И размер у них стандартный — 1,2 x 1,8 метра.

Правила запрещают монтаж рекламных конструкций на фасадах железнодорожных вокзалов. Вместе с тем нередко применяются так называемые брандмауэрные панно, размещаемые на глухих торцах станционных контор и других сооружений — депо, механических мастерских и т. п. Но вот на зданиях, являющихся памятниками архитектуры и культуры, размещение таких панно не допускается. И в любом случае их подсветка не должна оказывать слепящего действия на машинистов.

На мостах, над тоннелями и путепроводами также используются рекламные щиты. Основное требование, применяемое к ним, предусматривает одинаковый размер (если количество щитов больше одного) и отсутствие сходства с дорожными знаками. Кроме того, высота щита должна быть не ниже габарита поезда.

А помните рекламный стикер, некоторое время располагавшийся в вагонах электропоездов, изображавший кожуру от бананов, апельсинов, засохший хлеб и надпись «Настоящие сухарики корочками не назовут!»? Авторами данной концепции явились представители компании «Сибирский берег», производящей сухарики «Кириешки» и «Компашки». Вместе с тем производители сухариков «Три корочки» расценили подобную кампанию как недобросовестную конкуренцию и образец неэтичной рекламы.

Следует отметить, что в соответствии с Законом о рекламе неэтичной является реклама, которая, в частности, порочит какое-либо физическое или юридическое лицо, деятельность, профессию, товар. Как видно, в данном случае эти признаки налицо. И хотя представители компании «Сибирский берег» не согласились с этим определением, плакаты подобного содержания из вагонов все же исчезли.

Пример с «Тремя корочками» — не единственный случай неэтичной рекламы, в том числе и на объектах железнодорожного транспорта. На здании Московского вокзала в Санкт-Петербурге в свое время, по данным отдела контроля за соблюдением законодательства о рекламе Территориального управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области МАП России, была размещена реклама коктейль-кофебутика «Ресторан в постели», содержащая ненормативную лексику.

Впрочем, за примерами рекламы, где так или иначе употребляются слова, сходные по звучанию с ненормативными, далеко ходить не надо. Кто же не помнит «Евросеть, евросеть — цены просто…». Самое интересное, по данным журнала «Реклама. Аут-дормедиа», при стоимости рекламной кампании 9 тысяч долларов продажи фирмы выросли в два с половиной раза. Значит, неэтичная реклама запоминается лучше «законопослушной»? Или просто нравится?

В том же метрополитене ну кто не видел «охученные фрукты»? Экспертный совет антимонопольного ведомства запретил и ее. Но за сравнительно небольшое время, пока реклама присутствовала на стикерах и щитах, акция не только окупила себя, но и принесла значительную прибыль. Кстати, сами рекламопроизводители в таких случаях называют рекламу эпатажной и не признают за собой нарушения каких-либо моральных норм.

Это лишь единичные примеры. На самом деле неэтичной рекламы гораздо больше. Но из всех объектов, где она еще встречается, на «железке» ее количество минимально. Это действительно приятно и делает честь службам, отвечающим за согласование размещения наружной рекламы в зоне ответственности магистралей.

Ведь железнодорожный транспорт — не только огромный инфраструктурный комплекс с техническими средствами и объектами социальной сферы, это еще и многовековые традиции, и моральные принципы, династии, своя, можно сказать, культура. И в размещении наружной рекламы эта культура также присутствует. Тем более что, например, вокзалы — первое, что видят приезжающие в город люди, своего рода его визитная карточка, и было бы печально, если бы их встречал рекламный щит сомнительного содержания.

Литература

1. Федеральный закон «О рекламе» 1995 г. (Собрание законодательства РФ. 1995. N 30. Ст. 2864), в редакции от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ (Российская газета. 2004. 5 нояб.).

2. Правила ведения рекламной деятельности на федеральном железнодорожном транспорте // www. transmedia. ru.

3. Материалы сайта www. outdoormedia. ru.

——————————————————————