Кадровик со стороны

(Зуйкова Л.)

(«ЭЖ-Юрист», 2006, N 38)

КАДРОВИК СО СТОРОНЫ

Л. ЗУЙКОВА

Лариса Зуйкова, эксперт «АКДИ».

Будет ли соответствовать российскому законодательству следующая ситуация: организация, осуществляющая подбор персонала, предоставляет свои услуги по ведению делопроизводства отдела кадров (и все, что связано с трудовыми кадрами) на предприятиях, в которых отсутствует отдел кадров?

Леонид Мягков, г. Архангельск

У любой организации должен быть необходимый минимум кадровых документов. Однако такой список ни в одном нормативном акте не указан, равно как отсутствуют и единые правила работы с кадровыми документами. Сведения о них содержатся в различных нормативных актах.

Основные документы кадрового делопроизводства предусмотрены ТК РФ. К ним, в частности, относятся: трудовой договор, приказы о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ), об увольнении, о переводе, о предоставлении отпуска и др.; трудовая книжка (ст. 66 ТК РФ); заявления работника; график отпусков (ст. 123 ТК РФ); командировочные документы (ст. 166, 168 ТК РФ); положения по защите персональных данных (ст. 87 ТК РФ), об оплате труда (ст. 135 ТК РФ); правила внутреннего трудового распорядка (ч. 3 ст. 189 ТК РФ); табель учета рабочего времени (ст. 100 ТК РФ); инструкция по охране труда (ст. 225 ТК РФ) и т. п.

При этом процедуру, в соответствии с которой должно осуществляться ведение указанных документов, ТК РФ не содержит.

В соответствии со ст. 9 ФЗ РФ от 21.11.96 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухучете) Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, в т. ч. формы приказов о приеме на работу, о предоставлении отпусков; формы графика отпусков, штатного расписания и других документов.

Причем в подп. «в» п. 2 ст. 6 Закона о бухучете руководители организаций прямо наделены правом передавать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.

Учитывая изложенное, ни ТК РФ, ни Закон о бухучете не запрещают организациям заключать договоры о ведении кадрового делопроизводства со сторонними организациями.

Единственное исключение из этого правила усматривается в Правилах ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее — Правила). Указанные Правила приняты в соответствии со ст. 66 ТК РФ и предусматривают (ч. 2 п. 45), что ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек несет «специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) работодателя».

Исходя из смысла приведенной формулировки можно сделать вывод, что ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек вправе осуществлять только работник организации, состоящий в ее штате. Поэтому заключение договора о передаче функций по ведению трудовых книжек сторонним лицам может вызвать возражения у проверяющих органов.

——————————————————————