Виды юридической ответственности за нарушения порядка проведения выборов и референдумов с использованием информационных технологий и автоматизированных систем

(Вешняков А. А.) («Юридический мир», 2006, N 12)

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ И РЕФЕРЕНДУМОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ

А. А. ВЕШНЯКОВ

Вешняков А. А., Председатель ЦИК России, кандидат юридических наук.

Федеральным законом о ГАС «Выборы» предусматривается дисциплинарная, административная, уголовная и материальная ответственность для членов избирательных комиссий, работников их аппарата, в том числе информационных центров избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, а также для других лиц (работников), принимающих участие в технологических процессах обработки информации, содержащейся в ГАС «Выборы», и имеющих право доступа к информационным ресурсам ГАС «Выборы», а также для лиц, неправомерно вмешивающихся или предпринимающих попытку вмешательства в работу ГАС «Выборы» (п. 1 ст. 24). Кроме этого, ответственность предусмотрена и подп. 10 п. 2 ст. 21 за нарушение правил использования и эксплуатации ГАС «Выборы» и ее фрагментов. Юридическая ответственность в избирательной сфере всегда выступает в форме общественного отношения, которое устанавливается между государством в лице уполномоченных на то органов (суд, прокуратура, милиция, избирательная комиссия, ФСП и др.) и лицом, совершившим правонарушение. На практике для возникновения и осуществления юридической ответственности требуются определенные, предусмотренные законом, основания и условия совершения правонарушения при использовании автоматизированных систем. Технологический риск при использовании сложных автоматизированных систем является неотъемлемой частью участников правоотношения. В результате виновным может быть признано юридическое лицо, совершившее противоправные действия во время проведения выборов и референдумов, и это определяет характер и меры юридической ответственности за их совершение <1>. Совершение правонарушения должно неотвратимо приводить к юридической ответственности на основе закона и санкционироваться только в рамках закона. Проявлением юридической ответственности является возложение на лицо санкций за совершенное правонарушение. ——————————— <1> Примером может служить снятие с предвыборной гонки в ноябре 2005 г. партии «Родина».

Рассмотрим некоторые виды юридической ответственности за нарушения порядка проведения выборов и референдумов с использованием информационных технологий и автоматизированных систем. Личная ответственность перед избирателями и обществом за нарушения порядка проведения выборов с использованием ГАС «Выборы» обосновывается не только нравственными устоями, но и предусмотрена международными стандартами демократических выборов, прав и свобод избирателей, согласно которым избранные лица, получившие необходимое число голосов, определенное Конституцией РФ, законом, вступают в должность в порядке и сроки, установленные законами, тем самым признавая свою ответственность перед избирателями, и остаются в должности до истечения срока своих полномочий или до их прекращения иным образом, который регулируется Конституцией РФ, законами в соответствии с демократическими парламентскими и конституционными процедурами. Кроме того, кандидат, политическая партия (коалиция) и другие участники избирательного процесса несут ответственность перед обществом и государством в соответствии с Конституцией РФ и законом <1>. Личная ответственность перед избирателями и обществом может быть закреплена в присяге или уставе партии. Добровольное возложение на себя ответственности и добровольная отставка в ряде государств служат основанием прекращения дела или освобождения от юридических санкций. ——————————— <1> Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств (Кишинев, 7 октября 2002 г.). Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Федеральным законом от 2 июля 2003 г. N 89-ФЗ // СЗ РФ. 2003. N 27 (ч. I). Ст. 2703; Вестник ЦИК. 2003. N 18. С. 218.

Конституционно-правовая (государственно-правовая) ответственность по избирательному праву за нарушения порядка проведения выборов с использованием ГАС «Выборы» предусмотрена в соответствии с требованием Конституции РФ или конституции субъекта РФ. Конституционно-правовая ответственность, по мнению крупного российского ученого С. А. Авакьяна, — «это сложная конституционно-правовая категория, включающая в себя два аспекта: а) так называемая позитивная ответственность — возложение на субъектов конституционно-правовых отношений обязанности выполнять какие-то задачи в интересах рационального развития указанных отношений и отвечать перед другим субъектом за свою деятельность. В позитивной ответственности один оттенок обозначается словами о том, что субъект «несет ответственность за» что-то (например, Председатель парламента, Председатель ЦИК отвечает за организацию работы), действует «под свою ответственность»; б) так называемая негативная ответственность, т. е. ответственность за действия, не соответствующие закону. Этот вид конституционной ответственности выражается в наборе санкций, или мер, конституционной ответственности. Поскольку такая ответственность наступает за уже совершенные действия, т. е. обращена назад и направлена на то, чтобы исправить образовавшуюся ситуацию, ее также называют в литературе ретроспективной ответственностью» <2>. ——————————— <2> Авакьян С. А. Конституционная ответственность. Большая Российская юридическая энциклопедия. Электронный правовой справочник // ВК КОДЕКС. 1998. N 1(1).

Целесообразно провести анализ избирательного законодательства субъектов Федерации и органов местного самоуправления, исследовать санкционирование, меры конституционной ответственности за противоправные действия и бездействие в связи с нарушением конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. В то же время, анализируя жалобы об использовании «административного ресурса», следует согласиться с озабоченностью ученых, которые предостерегают о нецелесообразности расширительного толкования конституционно-правовой ответственности, так как по кругу субъектов она может превратиться из правового инструмента в политический, поэтому осуществление мер конституционной ответственности должно ограничиться конституционно-правовой сферой <3>. ——————————— <3> См.: Гудков А. Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации // Юриспруденция. 2004. N 6. С. 80.

Дисциплинарная ответственность члена избирательной комиссии, депутата, наблюдателя, системного администратора за нарушения порядка проведения выборов с использованием ГАС «Выборы». Ряд ученых относит данный вид ответственности к публично-правовой (политической), служебной (административно-правовой) <4> или конституционно-правовой, что изначально неверно. ——————————— <4> Сами специалисты в области трудового права обычно рассматривают соотношение дисциплинарной ответственности с ответственностью, предусмотренной нормами административного права. См., например: Трудовое право России: Учебник / Под общей ред. Ю. П. Орловского, А. Ф. Нуртдиновой. М.: МЦФЭР, 2004. С. 493 — 494.

Дисциплинарный проступок в соответствии со ст. 192 ТК РФ <1> — это нарушение работником организации, общественным представителем (наблюдателем) или служащим правил внутреннего трудового распорядка либо иных требований учебной, производственной, воинской или служебной дисциплины (например, опоздание на работу, прогул, неисполнение правомерных приказов руководителя) <2>. Значительное влияние на расширение понимания института дисциплинарного проступка в избирательном праве оказало ныне утратившее силу Положение о дисциплинарной ответственности глав администраций <3>. ——————————— <1> Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 3, N 30. Ст. 3014, 3033. <2> См.: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. проф. В. И. Шкатуллы. 3-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2004. С. 470. <3> См.: Указ Президента РФ от 7 августа 1992 г. N 828 «Об утверждении Положения о дисциплинарной ответственности глав администраций».

Данное Положение устанавливало, что главы администраций краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов, районов в городах, поселков, сельских населенных пунктов за неисполнение или ненадлежащее исполнение законов Российской Федерации, постановлений Верховного Совета Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, решений вышестоящих и соответствующих Советов народных депутатов, а также постановлений и распоряжений глав вышестоящих администраций в случаях, не влекущих применения административного или уголовного наказания, привлекаются к дисциплинарной ответственности и к главам администраций применяются следующие меры дисциплинарных взысканий: замечание; предупреждение о неполном служебном соответствии; освобождение от должности <4>. ——————————— <4> См.: Положение о дисциплинарной ответственности глав администраций, утвержденное Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. N 828.

После принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. формировались виды юридической ответственности за нарушения избирательного законодательства, дисциплинарной ответственности депутатов, членов избирательных комиссий, уточнялись вопросы принципов, форм ее реализации, оснований: нормативных и фактических, субъектный состав правонарушений, развивались и совершенствовались меры ответственности, что находило отражение в научных исследованиях <5>. ——————————— <5> См.: Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов / Отв. ред. А. А. Вешняков. М.: Издательство «НОРМА», 2003. С. 517; Дмитриев Ю. А., Исраелян В. Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2004. С. 720; Катков Д. Б., Корчиго Е. В. Избирательное право. Учебное пособие / Под ред. д. ю.н. Ю. А. Веденеева. М.: Юриспруденция, 2001. С. 180 и др.

Необходимо отметить, что ряд российских авторов рассматривают вышеуказанные виды дисциплинарной ответственности как разновидность административной ответственности. В целом такая позиция обусловлена длительностью разработки КоАП РФ и Трудового кодекса РФ, что привело к появлению многочисленных нормативных актов, по-разному трактующих понятие ответственности в избирательном праве и процессе. Административная ответственность за нарушение порядка проведения референдумов (выборов) с использованием ГАС «Выборы» подразделяется на административную ответственность граждан и административную ответственность специальных субъектов (должностных лиц, членов избирательных комиссий, членов комиссий референдума, председателей этих комиссий и других лиц). С конца 90-х годов в соответствии с Федеральным законом «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» <6> законодатель ввел и административную ответственность юридических лиц, т. е. в предусмотренных законом случаях административная ответственность носит и коллективный характер. ——————————— <6> Федеральный закон от 6 декабря 1999 г. «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» // СЗ РФ. 1999. N 49. Ст. 5906 (ныне утратил силу).

В стране к этому времени сложилась неблагоприятная ситуация в связи с низкой эффективностью норм устаревшего КоАП РСФСР <7>. Кодекс, принятый в советское время, не был рассчитан на административное регулирование избирательной системы в новых конституционных условиях многопартийности и применения информационных технологий. Нормы вышеуказанного Закона действовали до принятия новой редакции, а фактически нового КоАП <8> и утратили силу на основании Федерального закона «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ» <9>. ——————————— <7> Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. // ВВС РСФСР. 1984. N 27. Ст. 909. <8> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1. <9> Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. 196-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2.

Вот некоторые вопросы, связанные с реализацией уголовной ответственности. При квалификации преступлений за нарушение избирательного законодательства и избирательных прав граждан законодатель исходил из общих фундаментальным понятий и смысла всего уголовного законодательства, принципов уголовного права, и в первую очередь руководствовался конституционным принципом, что уголовная ответственность может быть только применена при наличии вины (ст. 5 УК) <1>. ——————————— <1> См.: Белоновский В. Н. Правонарушения и юридическая ответственность в избирательном праве. Историческая практика и современность. Монография / Под ред. проф. А. С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 321.

Уголовная ответственность рассматривалась как крайняя мера борьбы с правонарушениями в сфере организации и проведения выборов, которые причиняют наибольший вред общественным отношениям, возникающим при реализации избирательных прав граждан Российской Федерации. Но, несмотря на распространенный характер нарушений законодательства о выборах, как показывала практика 1990-х годов, уголовно-правовые санкции применялись все-таки не так часто <2>. ——————————— <2> См.: Белоновский В. Н. Правонарушения и юридическая ответственность в избирательном праве. Историческая практика и современность. Монография / Под ред. проф. А. С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 323.

По данным Организационно-методического управления ЦИК Российской Федерации, в ходе избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, состоявшимся в 1999 г., было возбуждено только 26 уголовных дел, при том что заявлений о нарушении законодательства, направленных в органы прокуратуры и избирательные комиссии различных уровней, было гораздо больше, а судами общей юрисдикции было рассмотрено 2472 дела <3>. Для сравнения: в выборную кампанию 2003 г. было возбуждено 103 уголовных дела, а в последующую за ней президентскую избирательную кампанию 2004 г. — 99 уголовных дел <4>, т. е. в целом в избирательную кампанию 2003 — 2004 гг. было возбуждено 202 уголовных дела <5>. ——————————— <3> См.: Дмитриев Ю. А., Исраелян В. Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2004. С. 776. <4> Разумова О. Ю. Практика рассмотрения органами прокуратуры обращений на нарушения избирательного законодательства // Итоги прошедших в 2003 — 2004 годах федеральных избирательных кампаний и задачи по совершенствованию подготовки и проведению выборов, референдумов: Материалы совещания с председателями избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (Москва, 6 мая 2004 г.). М.: Центральная избирательная комиссия, 2004. С. 19. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (под ред. А. А. Вешнякова, В. И. Лысенко) включен в информационный банк согласно публикации — НОРМА, 2003. —————————————————————— <5> Уголовные дела по ст. 141 и 142 УК РФ, по фактам нарушения избирательных прав, все же редки в нашей судебной практике, и, как отмечали авторы Комментария к Закону о гарантиях избирательных прав, «за прошедшие годы таких случаев было несколько десятков, до судебного же рассмотрения дошли единичные уголовные дела». См.: Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / Отв. ред. А. А. Вешняков; Науч. ред. В. И. Лысенко. М.: Типография «Новости», 2003. С. 647.

В новый УК РФ было введено две статьи, регулирующие ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме (ст. 141 и 142 УК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 141 УК РФ уголовно наказуемым являлось воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума. Воспрепятствование реализации гражданином избирательных прав могло выражаться, как отмечалось в специальной литературе <6>, в активной (действие) или в пассивной (бездействие) форме. Но законодатель при этом не определял способа совершения этого преступления. ——————————— <6> См.: Ветров Н. И. Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2002. С. 100.

Это могло быть закрытие избирательных участков в день голосования, недопуск на избирательный участок, отказ в выдаче избирательных бюллетеней или открепительных удостоверений для голосования на выборах, референдуме, уничтожение избирательных документов, принуждение к участию в выборах или голосованию за (против) конкретных кандидатов, воспрепятствование осуществлению доверенными лицами своих полномочий и т. д. <1> ——————————— <1> См.: Белоновский В. Н. Правонарушения и юридическая ответственность в избирательном праве. Историческая практика и современность. Монография / Под ред. проф. А. С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 326.

Как видим, данный состав сконструирован с использованием явно выраженных оценочных категорий. Законодатель не преследовал цели указать на все уголовно наказуемые способы совершения рассматриваемого преступления. Естественно, на это обратили внимание исследователи, которые подчеркивали, что это обстоятельство вовсе не означает, что воспрепятствование осуществлению избирательных прав может быть совершено любым способом. Так, авторы учебника по советскому уголовному праву отмечали, что способ действия виновного исчерпывающе сформулирован в тексте статьи. Это насилие, обман, угрозы. Иные формы воздействия на граждан сами по себе не содержат состава преступления <2>. Однако авторы Научно-практического комментария к Закону об основных гарантиях избирательных прав, наоборот, считают, что воспрепятствование может быть осуществлено любым способом <3>. Большая же часть авторов просто констатируют, что воспрепятствование может быть осуществлено различными способами, действиями (бездействием) <4>. ——————————— <2> См.: Советское уголовное право: Учебник. Часть особенная / Под ред. В. А. Владимирова, Н. И. Загородникова, Б. В. Здравомыслова. М.: Юрид. лит., 1979. С. 232. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (под ред. А. А. Вешнякова, В. И. Лысенко) включен в информационный банк согласно публикации — НОРМА, 2003. —————————————————————— <3> См.: Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / Отв. ред. А. А. Вешняков; Науч. ред. В. И. Лысенко. М.: Типография «Новости», 2003. С. 646. <4> См.: Ветров Н. И. Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2002. С. 100; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В. И. Радченко; Науч. ред. А. С. Михлин. М.: Спарк, 2000. С. 284.

В этом плане, как отмечалось в специальной литературе, стоит отметить, что, конечно, воспрепятствование могло быть осуществлено любым способом, важно подчеркнуть другое, что не всякое воспрепятствование осуществлению избирательных прав являлось уголовно-противоправным. Противоправным оно являлось, если создавало преграды для законной реализации права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления и содержало все признаки данного состава преступления. В ином случае оно не являлось преступлением <5>. Поэтому согласно ч. 1 ст. 141 УК РФ не могли повлечь за собой наступление уголовной ответственности действия, направленные, например, на пресечение сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов лицами, не достигшими 18-летнего возраста; удаление из помещения для голосования наблюдателей, препятствующих работе избирательных комиссий; прекращение иных незаконных избирательных действий при условии, что за них прямо не установлена административная ответственность, аналогичная по своему содержанию административной ответственности за нарушение избирательных прав граждан <6>. ——————————— <5> См.: Белоновский В. Н. Правонарушения и юридическая ответственность в избирательном праве. Историческая практика и современность. Монография / Под ред. проф. А. С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 321. <6> Подробнее см.: Игнатенко В. В., Ищенко Е. П. Административная ответственность за нарушение российского законодательства о выборах и референдумах. М., 2000. С. 24 — 63.

Не были прямо очерчены в законе и уголовно наказуемые способы противодействия работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума. Это было сделано позже введением Федеральным законом от 4 июля 2003 г. в ст. 141 новой части (ч. 3), которая предусматривала уголовную ответственность за вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно: требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу ГАС «Выборы» <1>. ——————————— <1> См.: Уголовный кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 94-ФЗ (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ, с изм. и доп. на 15 января 2004 г.). М.: ТК Велби; Изд-во «Проспект», 2004. С. 57.

С января 2003 г. введен в действие Федеральный закон о ГАС «Выборы», обеспечив системе законодательное регулирование, определив ее правовой статус и функциональную деятельность. В соответствии с п. 1 ст. 24 данного Закона предусмотрена и уголовная ответственность. Она введена за неправомерное вмешательство в работу ГАС «Выборы», что явилось логическим завершением той большой работы, которая проводилась все эти десять лет по созданию уникальной, на сегодняшний день, системы. Противоправные деяния по ч. 3 ст. 141 после редакции УК Федерального закона от 8 декабря 2003 г. наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей <2> или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового. ——————————— <2> Ранее наказания (штрафы) измерялись МРОТ, в данном случае от 500 до 700 МРОТ.

Все дела по ст. 141, 141.1, 142, 142.1 отнесены к подследственности органов прокуратуры, на которые в соответствии со ст. 151 УПК РФ возложено расследование дел данной категории. Теперь обратимся к международно-правовой ответственности, которая предусматривается за неправомерное вмешательство в работу ГАС «Выборы». Она наступает за нарушение международно-правовых норм, которое совершено в результате действий или бездействия субъекта международного права. Международно-правовая ответственность обеспечивает выполнение норм международного права и международных обязательств. Виновный субъект международного права обязан полностью или частично ликвидировать причиненный вред, понести предусмотренные международным правом иные неблагоприятные последствия. Источниками международного права являются как международное законодательство и международные договоры, так и иные национальные правовые источники, характерные для континентальной, англосаксонской системы или мусульманской системы права, в зависимости от перечня государств, ратифицировавших международные обязательства. В соответствии с принятой доктриной международного права и международными прецедентами международные правонарушения дифференцируются на преступления международного характера, международные преступления и менее тяжкие международные деликты. Уголовная ответственность за преступления международного характера <3> наступает на основе международных договоров, предусмотренного Статута Международного уголовного суда или на основе национального уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. В 2000 г. Президент РФ своим распоряжением <4> принял предложение МИДа России, согласованное с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, МВД России, Минобороны России, Минюстом России, ФСБ России и СВР России, о подписании Римского статута Международного уголовного суда <5>, разработанного с участием Российской Федерации и принятого Дипломатической конференцией полномочных представителей под эгидой ООН в Риме 17 июля 1998 г., и поручил МИДу России подписать от имени Российской Федерации указанный Статут. ——————————— <3> Данный вид преступлений в соответствии с российской международно-правовой доктриной не относится к более тяжким международным преступлениям, посягающим как на внутригосударственный, так и на международный порядок. В Резолюции 3074 Генеральная Ассамблея ООН провозгласила девять принципов международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества. В то же время проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, принятый Комиссией международного права ООН в 1991 году, не содержит деления на преступления международного характера, международные преступления и менее тяжкие международные деликты. <4> Распоряжение Президента РФ от 8 сентября 2000 г. N 394-рп «О подписании Римского статута Международного уголовного суда» // СЗ РФ. 2000. N 37. Ст. 3710. <5> «Международный уголовный суд. Пособие для ратификации и имплементации Римского статута». Объединенный проект «Права и демократия», Международный центр по правам человека и демократическому развитию, Международный центр по реформе уголовного права и политике уголовного судопроизводства.

В отношении ответственности за нарушение порядка, связанного с функционированием и эксплуатацией ГАС «Выборы», а также неправомерное вмешательство в работу ГАС «Выборы» можно говорить о совершении общеуголовного преступления, осложненного «иностранным элементом», или транснациональном преступлении. Например, международные субъекты преступления: одни лица продавали наркотики (занимались иной преступной деятельностью с целью противоправного воздействия на избирательную систему России) и вели сбор средств за рубежом, другие осуществляли подкуп должностных лиц, имеющих доступ к автоматизированной системе. Другим примером может являться объект преступного посягательства, когда, находясь за рубежом, хакер готовит программу для атаки на ГАС «Выборы», но не применяет ее сам, а размещает для свободного использования в Интернете. Третьим примером могут служить так называемые конвенционные деяния, связанные с объективной стороной преступления. Международно-правовая ответственность выражается в форме международно-правовых санкций или сатисфакции (политическая ответственность); репарации, реституции, субституции, ресторации (материальная ответственность); реторсии и репрессалии (иная ответственность).

——————————————————————