Возможности применения информационных правовых систем в образовательной деятельности юридических вузов

(Панов Н. А., Орлов В. А.)

(«Юридическое образование и наука», 2007, N 2)

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Н. А. ПАНОВ, В. А. ОРЛОВ

Одной из особенностей современного обучения и образования является широкое использование информационных технологий. Информатизация связана с широким внедрением компьютеров и компьютерных сетей в соединении с более совершенными средствами связи. В современной культуре резко возрастает значение информации как средства воздействия на общественные процессы и человека. При этом в современном обществе резко возрастает значение образования и повышается статус образованных людей. Информационные технологии привнесли в нашу жизнь не только последние достижения в области коммуникаций и усовершенствования быта, но и подтолкнули к развитию новых форм и методов обучения. Информационные сети соединяют миллионы компьютеров, оставаясь при этом принципиально открытыми структурами, позволяющими в самый короткий срок задействовать дополнительные ресурсы и найти ту информацию, которая требуется пользователю. Таким образом, в отношении обучения следует отметить, что компьютер стал уникальным средством автоматизации интеллектуальной активности. При этом одними из самых применяемых информационных систем на сегодняшний день являются справочные правовые системы.

Обеспечение студентов и слушателей актуальной, полной и достоверной законодательной информацией, а также сведениями об изменениях и дополнениях, вносимых в нормативно-правовые документы, несомненно, является одной из первоочередных задач юридического учебного заведения. Однако сложность решения этой задачи состоит хотя бы в том, что ежедневно только органами высшей государственной власти России принимается в среднем несколько десятков нормативных актов. Если учесть, что для эффективной работы часто требуется наличие нормативных актов, принимаемых субъектами РФ, а также ведомственных документов, то трудности и вместе с тем необходимость решения возникающих проблем становятся очевидными.

Традиционные методы получения информации для подготовки слушателей и студентов по дисциплинам специализации, такие как использование лекционного и практического материала, а также периодических печатных изданий или других печатных источников, не в состоянии адекватно решить поставленную задачу. Тексты учебных пособий быстро устаревают. При этом следует помнить, что право является сложной и постоянно меняющейся и развивающейся отраслью знания, где существуют разнообразные точки зрения по многим вопросам. Практика показывает, что наиболее полное и последовательное решение как указанных выше вопросов, так и ряда других находится на пути внедрения компьютерных справочных правовых систем (СПС).

Компьютерная справочная правовая система (СПС) — это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации (производить поиск конкретных документов или их фрагментов, выводить информацию на печать и т. д.). Использование СПС позволяет ее пользователю решить несколько проблем.

1. Получить доступ к различным видам открытой правовой информации, причем практически в полном объеме.

2. Своевременно получать свежую информацию.

3. Быть уверенным в достоверности получаемой информации.

4. Иметь возможность использовать современные компьютерные технологии для работы с огромными массивами правовой информации.

Среди аспектов, определяющих качество информационного наполнения СПС, следует отметить следующие: полнота информации, оперативность поступления новой информации, ее достоверность и аутентичность, а кроме того, и качество юридической обработки информации в системе. При этом пользователям нормативно-правовой информации приходится искать ответы сразу на несколько вопросов, основными из которых являются следующие:

— как поддерживать информационную базу в актуальном состоянии;

— как обеспечить быстрый поиск необходимого документа, особенно если нет полной информации о нем или необходимо обеспечить тематическую выборку;

— как хранить и каким образом систематизировать огромный объем нормативной документации.

Важнейшими требованиями при работе с нормативно-правовой информацией являются обеспечение полноты информационной базы и поддержание ее в актуальном состоянии. Выполнение этих требований приводит к необходимости решения задачи о включении в информационную базу множества ведомственных документов, которые часто не являются нормативными и получить которые достаточно сложно. Наиболее трудным моментом является пополнение и изменение базы, поскольку далеко не все документы публикуются. Более того, публикуется обычно изменившаяся часть документа, поэтому при работе с документом приходится одновременно просматривать несколько текстов: исходный и все изменения и дополнения. Часто окончательную редакцию документа приходится создавать самому пользователю, что может привести к появлению неточностей.

Между тем подобная ситуация является не чем иным, как способом существования любых информационных систем, которые наличествуют в виде нелинейного текста, гипертекста. Порядок его чтения может быть изменен активным читателем-посетителем, самостоятельно выбирающим маршруты. Выделяются следующие свойства гипертекста: нелинейность, неиерархичность, гранулярность (фрагментарность), взаимосвязанность и вариативность. Многомерное смысловое пространство гипертекста дает возможность пользователю выбирать разные варианты чтения. Известный пример материальной реализации гипертекста — библиотека, внутри которой читатель совершает движения подобно пользователю компьютерной сети. Вследствие текстуальной разрозненности информационных систем появляется возможность читать их фрагменты не в одном раз и навсегда определенном порядке, а различными путями, в зависимости от интересов читателя. Поэтому одной из особенностей чтения гипертекста становится возможность обращения к определенному фрагменту, минуя все остальные, что может привести к искажению общего текста.

Именно поэтому важнейшим аспектом работы с правовыми информационными системами являются систематизация и юридическая обработка. Юридическая обработка документов квалифицированным специалистом превращает исходные тексты отдельных правовых актов в правовую систему, которая основана на взаимосвязи между документами. Фиксирование этой взаимосвязи достигается при помощи использования ссылок, примечаний и справочных сведений. Таким образом, исследование одного фрагмента предполагает указание на другие фрагменты, что облегчает пользователю работу с правовым текстом. На практике при отборе документов при создании информационной правовой системы производится анализ их достоверности и актуальности. Затем происходит классификация документа, формирование перекрестных ссылок между документами, составление примечаний и справочных сведений к документам, а также подготовка новой редакции документа при издании официальных изменений. При этом юридическая обработка может основываться на положениях самого документа или на умозаключениях эксперта, проводящего анализ. В связи с этим необходимо очень аккуратно относиться к юридической обработке информации, которую проводят обработчики, так как она может нести субъективный характер и зависеть от мнения конкретного юриста, проводящего эту обработку.

Естественно, что ни одна информационная правовая система не может включать в себя всю имеющуюся правовую информацию. Поэтому важными для правовых систем становятся принципы отбора, которые позволяют включать в них нужные широкому кругу пользователей документы. Таким образом, под полнотой информационной системы понимается наличие в системе документов, необходимых в повседневной деятельности пользователя. Поэтому правовые системы выполняют особую функцию в общественной жизни, являясь важнейшим средством правового воспитания и повышая уровень правовой информированности общества.

Систематизация правовой информации предполагает выделение основных блоков по различным признакам. Возможно выделить классификацию по территориальному признаку: федеральные, региональные и местные правовые акты. Можно разбить правовую информацию по тематическому признаку. Работу с правовыми информационными системами существенно упрощает наличие гиперссылок, которые позволяют пользователю переходить по этим ссылкам в текст соответствующего документа.

Итак, справочные правовые системы базируются на ряде следующих принципов: принцип полноты информационного обеспечения (правовая система, в сущности, существует в виде гипертекста, взаимосвязь между частями которого достигается при помощи ссылок), принцип достоверности правовой информации, принцип своевременности пополнения правовой информации и принцип обозримости (что достигается при помощи систематизации).

Таким образом, в современном юридическом обучении необходимо проводить практические или семинарские занятия по ряду юридических дисциплин (уголовное право, гражданское право, налоговое право и т. д.) с активным использованием современных правовых информационных систем, которые включают в себя как массив правовой информации, так и программные инструменты, позволяющие с ним работать, включая поиск необходимых правовых документов или их фрагментов и вывод их на печать. Возможно сопровождать чтение лекции показом документов из правовых систем с помощью компьютера. Если есть техническая возможность, следует демонстрировать правовую информацию из компьютера преподавателя с выводом на большой экран через проектор. Среди основных факторов, влияющих на обучение, можно выделить следующие: компьютерная и профессиональная подготовка обучающихся и техническое оснащение компьютерного класса. От студентов требуется наличие у них элементарных навыков работы на компьютере (работа в среде Windows).

В Новгородском филиале Санкт-Петербургского университета МВД России компьютерный класс обеспечен такими справочными правовыми системами, как «КонсультантПлюс» и «Гарант», что позволяет профессорско-преподавательскому составу и слушателям своевременно получать свежую информацию по интересующему кругу проблем и проводить занятия с их использованием.

——————————————————————