Концепция непрерывной информационной подготовки юриста

(Ершов В. В., Ловцов Д. А.) («Информационное право», 2007, N 3)

КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТА

В. В. ЕРШОВ, Д. А. ЛОВЦОВ

Ершов В. В., ректор Российской академии правосудия, профессор, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук.

Ловцов Д. А., заведующий кафедрой правовой информатики, информационного права и математики Российской академии правосудия, профессор, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук.

Глобальная информатизация и широкое внедрение информационно-компьютерных средств, ресурсов, технологий, а также разномасштабных информационно-коммуникационных сетей и систем обусловили возникновение в начале XXI в. новых возможностей и стимулов для развития экономики и изменения общественно-производственных отношений, включая появление так называемых информационных отношений (отношений в информационной сфере), а также нового вида правоотношений — информационных. Для эффективного правового урегулирования возникающих информационных правоотношений необходимы создание, разработка и постоянное развитие адекватной нормативно-правовой базы, а также ее грамотное применение, что возможно не только при наличии достаточного количества квалифицированных специалистов в информационно-правовой области, но и при целенаправленном повышении общего уровня информационной подготовки практикующих юристов <1>. ——————————— <1> Информационные отношения и право: Сб. научн. тр. Вып. 1 / Под ред. В. В. Ершова, Д. А. Ловцова. М.: Российская академия правосудия, 2006. 224 с.; Ершов В. В., Ловцов Д. А. Информационное право — базовая дисциплина специальности «Прикладная информатика в юриспруденции» // Информационное право. 2006. N 3. С. 34 — 38; Ловцов Д. А., Чубукова С. Г. Учебная дисциплина «Информационное право»: концептуальные и дидактические аспекты // Информационное право. 2005. N 3. С. 30 — 33.

Уровень информационной подготовки юристов в наступающем глобальном информационном обществе — юристов XXI в. определяется не только глубиной и качеством самой информационной подготовки (обучения), но и ее непрерывностью, которую можно и нужно обеспечить, начиная от школьной скамьи, в юридических колледжах и вузах, аспирантурах и докторантурах, в учреждениях (на факультетах) повышения квалификации. В учебных планах юридических вузов и колледжей современной России предусмотрен и апробирован ряд учебных дисциплин «информационного» цикла, читаемых главным образом в качестве дисциплин регионального (вузовского) компонента и дисциплин (курсов) по выбору студента, устанавливаемых вузом: — «Информатика», «Информатика и математика», «Правовая информатика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности (ПД)», «Информационные технологии в юридической деятельности», «Правовая информология», «Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) судопроизводства», «Системология научных исследований» и др. — информационно-кибернетические дисциплины; — «Юридическая статистика» («Правовая статистика», «Судебная статистика»), «Информационное право», «Интернет-право», «Правовые основы информационной безопасности» и др. — информационно-правовые дисциплины. В существующем Государственном образовательном стандарте (ГОС) высшего профессионального образования (ВПО) по специальности 030501 — «Юриспруденция» (от 27 марта 2000 г.) предусмотрена только одна учебная дисциплина «информационного» цикла: «Информатика и математика» (в составе федерального компонента общих математических и естественнонаучных дисциплин; ЕН. Ф.02 — индекс дисциплины). В существующем ГОС среднего профессионального образования по специальности 030503 — «Правоведение» (от 1 сентября 2002 г.) предусмотрены две учебные дисциплины «информационного» цикла: «Информатика и математика» (в составе федерального компонента математических и общих естественно-научных дисциплин; ЕН.01 — индекс дисциплины) и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (в составе федерального компонента специальных дисциплин; СД.07 — индекс дисциплины). Практика преподавания в юридических колледжах и вузах учебных дисциплин «информационного» цикла в нашей стране и за рубежом, а также международные технологические достижения и требования к качеству регулирования правоотношений в информационной сфере позволяют определить рациональный состав комплекса учебных дисциплин «информационного» цикла (включающего как информационно-кибернетические, так и информационно-правовые дисциплины) и логическую последовательность их изучения в образовательных учреждениях различного уровня. Причем одни учебные дисциплины и их отдельные разделы являются базовыми, а другие — формируемыми. Например, дисциплина «Информатика и математика» является базовой для формируемых на ее основе статистических правовых дисциплин («Юридическая статистика», «Правовая статистика», «Судебная статистика»), информационно-кибернетических дисциплин («Правовая информатика», «ИКТ судопроизводства», «Информационные технологии в профессиональной деятельности»), юридической дисциплины «Криминалистика»; ее раздел «Теория вероятностей» является базовым для юридической дисциплины «Страховое право» (в частности, для количественной оценки различных рисков и случайности событий), раздел «Числа» — для дисциплины «Право социального обеспечения» (в частности, для расчета величины пенсии), раздел «Функции» — для дисциплины «Информационное право» (в частности, для оценки соответствия электронно-цифровой подписи электронному документу) и др. Дисциплины «Правовая информология» и «Правовая информатика» являются базовыми для правовых дисциплин, широко использующих информационные отношения в качестве средства достижения профильных целей <2>. ——————————— <2> Сырых Е. В. Информационные аспекты земельного права // Информационные отношения и право: Сб. научн. тр. Вып. 2 / Под ред. В. В. Ершова, Д. А. Ловцова. М.: Российская академия правосудия, 2007. С. 31 — 39; Запольский С. В. Информационно-правовая составляющая финансово-кредитного механизма рыночной экономики // Там же. С. 21 — 30.

В целом выявление и рационализация соответствующей структурно-логической схемы изучения дисциплин учебного плана, сопровождаемых определением перечня новых актуальных дисциплин и коррекцией содержания «старых», позволяет обеспечить определенный рост педагогической эффективности обучения. В частности, предлагаются следующие состав и структура комплекса, логическая последовательность и предметное содержание учебных дисциплин «информационного» цикла, в целом обеспечивающие (как показывает практика) выполнение современных требований <3> по глубине, качеству и непрерывности информационной подготовки юристов различного уровня квалификации (см. приложение). ——————————— <3> Ершов В. В. Профессиональное образование судей: проблемы и перспективы // Труды Междунар. конф. «Опыт в области подготовки судей: Практика и перспективы (6 — 7 июня 2001 г.)». РАП. М.: Российская академия правосудия, 2001. С. 90 — 98.

1. В образовательном учреждении среднего образования (школа): (информационно-кибернетические) — «Математика» (изучает числа, функции, арифметические, алгебраические и геометрические операции); — «Информатика» (изучает элементы архитектуры, состав внутреннего программного обеспечения и основы работы на компьютере); (информационно-правовая) — «Правовая статистика» (изучает элементы правовой деятельности, раскрывая ее динамику и структуру) — в специально созданном юридическом классе. 2. В образовательном учреждении среднего профессионального образования (юридический колледж): (информационно-кибернетические) — «Информатика» (изучает архитектуру, элементы внутреннего и прикладного программного обеспечения ЭВМ, основы обработки на компьютере правовых документов); — «Информатика и математика» (изучает основные системы счисления; элементы базовых системных программных продуктов и пакетов прикладных программ; архитектуру и элементы аппаратно-программного обеспечения компьютерных сетей; принципы автоматизированной обработки информации на ЭВМ); — «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (изучает простейшие информационно-компьютерные технологии поиска экономической и юридической информации в различных компьютерных информационно-справочных базах данных, сортировки найденных правовых документов и первичного правового анализа сформированной подборки документов); (информационно-правовая) — «Юридическая статистика» (изучает элементы как правовой, включая правонарушаемость, преступность и судимость, так и иной юридически значимой деятельности, раскрывая их уровень, динамику и структуру). 3. В образовательном учреждении высшего профессионального образования (юридический вуз). 3.1. Бакалавриат: (информационно-кибернетические) — «Информатика и математика» (изучает элементы теории множеств, математической логики, теории вероятностей, математического анализа; применение базовых аппаратно-программных средств компьютерной техники для создания и обработки правовых документов); — «Правовая информатика» (изучает технологические процессы компьютерной переработки юридически значимой (правовой) информации; процессы создания, внедрения и применения в правовой сфере средств электронно-вычислительной техники и ИКТ; правовые и иные юридически значимые свойства информации; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную и служебную тайны; методы защиты информации); (информационно-правовые) — «Юридическая статистика» (изучает как правовую, так и иную юридически значимую деятельность); — «Информационное право» (изучает способы правового регулирования целевых <4> информационных правоотношений <5>, из которых (в зависимости от величины информационной составляющей) основными (предметными, отраслевыми) являются «чисто» информационные правоотношения (четыре группы): правоотношения в сфере информационной безопасности (включая институт тайны), электронного документооборота, средств массовой информации, глобальных информационно-вычислительных сетей (типа сетей «Интернет», «Релком», «Ситек», «Sedab», «Remart» и др.); дополнительными (смешанными, двухотраслевыми) — «смешанные» информационные (информационно-имущественные, информационно-производственные, информационно-хозяйственные и др.) правоотношения: в сфере правовой информатизации, интеллектуальной собственности и собственности на информационные ресурсы, в сфере компьютерной информации и др.; факультативными (практически других отраслей) — «частично» информационные правоотношения в области употребления (использования) информационных средств и ресурсов: в области библиотечного дела, архивов и др.). ——————————— <4> Исключая информационные правоотношения, являющиеся средством достижения конкретных профильных целей (налоговое декларирование и отчетность, процессуальные действия со свидетелями, мониторинг земель и информирование и др.), регулируемые в рамках других отраслей права. <5> Информационные правоотношения — это урегулированные правом общественные отношения, возникающие по поводу информации либо юридически значимых результатов действий (бездействия) в отношении ее (передача, получение, преобразование, предоставление, неразглашение и др.).

3.2. Магистратат (юридический вуз судебной системы): (информационно-кибернетические) — «Правовая информология» (изучает природу, виды, свойства и качественные формы проявления информации в правовой сфере, рациональные формы ее представления, а также концептуальные и методологические основы различных информационно-правовых теорий — управления, идентификации, оценивания и др.); — «ИКТ судопроизводства» (изучает информационные аппаратно-программные средства, ресурсы, технологии и системы, применяемые в судебной системе); (информационно-правовые) — «Судебная статистика» (изучает преступность и судимость; а также меры социально-правового регулирования, совершенствования правовой системы государства, развития законодательства и др.); — «Интернет-право» (изучает правовые аспекты виртуальных сред, особенности информационных правоотношений в глобальной сети Интернет). 3.3. Специалитет (юридический вуз судебной системы): (информационно-кибернетические) — «Информатика и математика»; — «Правовая информатика»; — «ИКТ судопроизводства»; (информационно-правовые) — «Юридическая статистика»; — «Информационное право». 4. В аспирантуре при юридическом вузе: (информационно-кибернетические) — «Системология научных исследований» (изучает системный и комплексный — информационно-кибернетический подходы к исследованию сложно-организованных объектов; методы научного моделирования и методы принятия юридического решения по формализованному критерию; средства научно-методического обеспечения видов деятельности и др.). (информационно-правовые) — «Правовые основы информационной безопасности» (изучает особенности правовой защиты информационных потребностей личности, общества и государства; защиты субъектов информационных отношений в сфере массовой информации; правовые режимы хранения информации — виды тайны); — «Информационное право» (спецкурс для аспирантов, обучающихся по научной специальности 12.00.14 — «Административное право; Финансовое право; Информационное право»). 5. В образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (учреждение или факультет повышения квалификации судебной системы): (информационно-кибернетические) — «ИКТ судопроизводства» (изучает наиболее практически значимые информационные аппаратно-программные средства, ресурсы, технологии и системы, применяемые в судебной сфере); (информационно-правовые) — «Судебная статистика» (изучает организационно-правовое и программно-методическое обеспечение учетно-отчетного документирования количественных показателей работы судов и судимости); — «Информационное право» (изучает практические аспекты правоприменения и судебной статистики правонарушений в информационной сфере, виды ответственности за информационные правонарушения). Для юридических вузов, осуществляющих традиционную пятилетнюю подготовку юристов — дипломированных специалистов: — учебная дисциплина «Судебная статистика» включается в учебную дисциплину «Юридическая статистика» как базовый раздел; — учебная дисциплина «Интернет-право» не читается (при этом возможно ее включение в программу аспирантской подготовки как самостоятельной дисциплины или в рамках учебной дисциплины «Правовые основы информационной безопасности»). В настоящее время учебные дисциплины «Информационное право» и «Интернет-право» читаются в различных юридических вузах как дисциплины специализации, «Правовая информатика» — как дисциплина по выбору студентов, а «Правовая информология» и «ИКТ судопроизводства» — факультативно. Вместе с тем потребности практики, связанные со стремительным развитием информационного сектора экономики всех стран мира, а также внедрение крупномасштабных правовых автоматизированных информационных систем (типа Integrated Court Management Systems — США, ГАС «Правосудие» — РФ и др.) обусловливают необходимость образовательной стандартизации этих учебных дисциплин и включения их в ГОС ВПО нового поколения. Таким образом, для обеспечения непрерывности фундаментальной информационной подготовки современного юриста представляется целесообразным дополнительно ввести в федеральный компонент ГОС ВПО по специальности 030501 — «Юриспруденция» такие обязательные для юриста XXI в. учебные дисциплины, как: «Правовая информология» (в блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин — ГСЭ. Ф.00); «Правовая информатика» (в блок общих математических и естественно-научных дисциплин — ЕН. Ф.00; причем с передачей в дисциплину следующих учебных вопросов из стандартизованной дисциплины «Информатика и математика»: основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации, поскольку последние не входят в предмет стандартизованной дисциплины); «Информационное право» (в блок общепрофессиональных дисциплин — ОПД. Ф.00). Учебные дисциплины «ИКТ судопроизводства» и «Интернет-право» можно рассматривать в качестве дисциплин регионального (вузовского) компонента ГОС ВПО. Кроме того, назрела практическая необходимость введения в учебные планы вузов в качестве учебной дисциплины по выбору студента, устанавливаемой вузом, дисциплины «Международно-правовые основы глобального информационного обмена» <6>. ——————————— <6> Ловцов Д. А., Миронова Е. Ю. Международно-правовые основы глобального информационного обмена // Информационные отношения и право: Сб. научн. тр. Вып. 2 / Под ред. В. В. Ершова, Д. А. Ловцова. М.: Российская академия правосудия, 2007. С. 70 — 81.

Таким образом, рассмотрены концептуальные аспекты непрерывной информационной подготовки юристов различного уровня квалификации в процессе его последовательного «многоступенчатого» обучения. Предложены педагогически рациональные состав и структура комплекса, логическая последовательность и предметное содержание учебных дисциплин «информационного» цикла, соответствующие мировому научно-образовательному уровню. Причем учебная дисциплина «Информационное право» занимает центральное место, объединяя необходимые информационные и юридические знания в «единое целое», что в итоге позволяет обеспечить современный уровень требований к квалификации юриста наступающего глобального информационного общества.

Приложение

Структурно-логическая схема комплекса учебных дисциплин «информационного» цикла по направлению «Юриспруденция»

Образовательное Курс Учебные дисциплины учреждение информационного цикла (форма подготовки) информационно — информационно — кибернетические правовые

Учреждение . повышения > Информационное квалификации . ИКТ право (ФКП) судопроиз — < . водства Судебная . > статистика

3

Аспирантура 2 Инфобезопасность /\

Системология 1 научных > исследований /\

М а Интернет-право г и 2 Правовая /\ с информология т р /\ Судебная статистика а Юридический т /\ а т

ИКТ судопро — в у з 5/1 изводства С п /\ е Б ц а 4 Информационное право и к а а /\ л л 3 и а т в е р Правовая Юридическая т и 2 информатика > статистика а /\ /\ т

1 Информатика и математика /\

3 Инфотехнологии Юридическая в ПД > статистика /\ /\

2 Информатика и математика > /\

1 Информатика /\

. Информатика > Правовая Школа . /\ статистика (юридический /\ класс) . Математика .

——————————————————————