Сегментирование рекламного рынка в целях защиты конкуренции

(Копытин Д. А.) («Предпринимательское право», 2008, N 1)

СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОГО РЫНКА В ЦЕЛЯХ ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ

Д. А. КОПЫТИН

Копытин Д. А., аспирант кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Принятие Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 108-ФЗ «О рекламе» <1> и последовавшее за ним изменение всей нормативной базы, регулирующей соответствующую сферу <2>, несомненно, явились шагом вперед в вопросах совершенствования законодательства о рекламе, улучшения его понятийного аппарата, согласованности норм, содержащихся в различных нормативных актах, устранении правовых пробелов и коллизий. В новом федеральном законе предусмотрено большое количество новелл, например принято давно ожидаемое положение о недопустимости размещения информации о запрещенном к рекламированию товаре под видом товара-заменителя <3>. Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. N 508 <4> введены в действие Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. При этом законодатели готовы и далее совершенствовать нормативную основу регулирования рекламного рынка. Уже приняты новые правовые акты, вносящие изменения в Федеральный закон «О рекламе» <5>, предложены на рассмотрение Государственной Думой законопроекты, посвященные регулированию отношений в рассматриваемой области <6>. Если некоторое время назад исследователи отмечали, что в практике антимонопольного органа «встречаются случаи рассмотрения рекламы, формально отвечающей необходимым требованиям закона, однако фактически его нарушающей» <7>, то в настоящее время появляется уверенность, что в результате совершенствования нормативно-правовой базы подобные случаи сойдут на нет. ——————————— <1> СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232. <2> См.: Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О рекламе» // СЗ РФ. 2006. N 43. Ст. 4412. <3> О нововведениях Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ см., например: Фролов Д., Иванникова М., Борейко Т. Статья найдется. Все, что вы хотели знать о новом законе // Индустрия рекламы. 2006. N 17. С. 12; Правовая поддержка рекламы и защита интеллектуальной собственности: Сборник / Сост. И. Г. Шаблинский; Под общ. ред. А. А. Гольцблата. М., 2007. С. 71 — 81. <4> СЗ РФ. 2006. N 35. Ст. 3758. <5> См.: Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 18-ФЗ «О внесении изменений в статьи 29 и 38 Федерального закона «О рекламе» // СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 839; Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 193-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 33 Федерального закона «О рекламе» // СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3807. <6> См., например: Транспорт без вредных привычек. Депутаты подготовили новые поправки к Закону «О рекламе» // РБК Daily. 2007. N 99. С. 13. <7> Никитина Т. Е. Правовая оценка сведений о рекламируемом товаре // Юрист. 2005. N 11. С. 51.

Однако контроль за соблюдением законодательства о рекламе — это лишь одна из многих задач, поставленных перед Федеральной антимонопольной службой России (далее по тексту — ФАС России) и сформулированных в Положении о данном ведомстве, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 <8>. Согласно п. 1 названного Положения одной из функций ФАС России является контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках. Полагаем, что рекламный рынок не может быть исключением, т. к. защита конкуренции, недопущение монополистической деятельности чрезвычайно важны для обеспечения надлежащего функционирования и дальнейшего динамичного развития экономических общественных отношений в данной области. Растущий рекламный рынок предъявляет все более высокие требования к качеству правового регулирования. Обороты российского рекламного рынка, являющегося одним из самых перспективных в Европе, по результатам 2004 г. составили 3 млрд. 855 млн., в 2005 г. — 5 млрд. 30 млн., в 2006 г. — 6 млрд. 490 млн. долларов США. При этом самый большой бюджет сохраняется у телевизионной рекламы: 2 млрд. 330 млн. в 2005 г. и 3 млрд. 160 млн. долларов в 2006 г. <9>. ——————————— <8> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3259. <9> Литовка В., Гончарова О., Васильева А. Телевидение победило // РБК Daily. 2007. N 21. С. 13.

Рекламный рынок неоднороден и может быть разделен на сегменты, в частности по способу распространения рекламы. Федеральный закон «О рекламе» в статьях 14 — 20 закрепляет специальные требования к порядку распространения рекламы каждым нормативно предусмотренным способом: к распространению в эфире телеканалов и радиостанций, в периодических печатных изданиях, при кино — и видеообслуживании, по сетям электросвязи и на почтовых отправлениях, на средствах наружной рекламы и информации, на транспортных средствах. В литературе по рекламному делу упоминается еще большее количество видов рекламы в зависимости от способа ее распространения <10>. ——————————— <10> См., например: Панкратов Ф. Г., Баженов Ю. К., Шахурин В. Г. Основы рекламы: Учебник. М., 2006. С. 99 — 101.

Для успешной реализации государственной политики по защите конкуренции и борьбе с монополистической деятельностью необходимо решить вопрос о том, как следует рассматривать рекламный рынок: как единый или как состоящий из отдельных сегментов. Авторы некоторых статей, посвященных рекламной деятельности, прямо указывают на наличие субъектов, занимающих доминирующее положение на рынках отдельных видов рекламы. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» <11> лицом, занимающим доминирующее положение на рынке, считается лицо или группа лиц, которые имеют возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. ——————————— <11> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434.

Федеральная антимонопольная служба в настоящее время рассматривает рекламный рынок как единый и определяет субъектов, занимающих доминирующее положение на нем, исходя из общих показателей. Работа по исследованию возможности сегментирования рынка началась не так давно, летом 2005 г. Однако первые дела, в рамках которых территориальные управления ФАС России определяли долю того или иного субъекта не в целом на рынке рекламы, а в определенном сегменте, например на рынке телевизионной рекламы определенной территории, имели место задолго до этого. Например, 30 июля 2002 г. Новосибирским территориальным управлением Министерства по антимонопольной политике России (НТУ МАП) была рассмотрена жалоба ООО «Медиалайн» (юридическое лицо новосибирского офиса рекламной группы «Мелехов и Филюрин») на действия РИА «Видео Интернешнл С» (дочернее предприятие Группы компаний «Видео Интернешнл», работающее в Новосибирске). Суть жалобы — отказ в заключении договоров на оказание услуг по распространению рекламы на новосибирских телеканалах. НТУ МАП было установлено, что РИА «Видео Интернешнл С» и аффилированная с ним структура ПБОЮЛ Горнштейн занимают доминирующее положение на рынке предоставления посреднических услуг по размещению телерекламы в городе Новосибирске — более 65 процентов рынка. Данные лица имели агентские договоры с пятью из шести метровых телеканалов Новосибирска, службы которых либо отказывались рассматривать предложения о заключении договоров с другими операторами рынка, переадресуя их в РИА «Видео Интернешнл С», либо не отвечали на такие предложения. Рассмотрев проблему, НТУ МАП постановило, что действия РИА «Видео Интернешнл С» являются нарушением Закона «О конкуренции…», и предписало устранить нарушения и заключить договор с ООО «Медиалайн» <12>. ——————————— <12> См.: http://www. adverus. ru/.

Летом 2005 г. ФАС России приступила к изучению российского рынка телевизионной рекламы с намерением определить состояние конкурентной среды и изучить возможность сегментирования рынка <13>. Данную работу инициировала ассоциация рекламодателей «Русбренд», которая обратилась с жалобой в ФАС России, посчитав, что рекламная группа «Видео Интернешнл» занимает доминирующее положение на рынке телевизионной рекламы <14> (рекламная группа «Видео Интернешнл», в частности, на эксклюзивной основе заключает контракты с рекламодателями и рекламными агентствами на оказание услуг по размещению в эфире таких телеканалов, как ОРТ, РТР, СТС, ДТВ, «Домашний», «Спорт», «Евроньюс» <15>, и региональных телеканалов, являясь крупнейшим в Восточной Европе медиаселлером <16>). Данная проблема стала особенно актуальна после ужесточения с 1 июля 2007 г. требований к порядку размещения телевизионной рекламы <17>, уменьшения объема эфирного времени, отведенного под рекламу, и повышения цен. В 2008 г. ожидается дальнейшее существенное увеличение цен, так как с 1 января 2008 г. вступили в силу новые ограничительные нормы <18>. В данных условиях федеральный антимонопольный орган поставил перед собой задачу сделать механизм ценообразования на рынке телевизионной рекламы более прозрачным, чтобы защитить интересы рекламодателей и медиабайеров. «Наша цель — не позволить «Видео Интернешнл» и «НТВ Медиа» получить дополнительную прибыль после сокращения телерекламного времени», — заявил замглавы ФАС Андрей Кашеваров <19>. Однако идея сегментировать рекламный рынок понравилась далеко не всем. Например, представители группы компаний «Видео Интернешнл» утверждают, что «рекламный рынок един, не существует отдельных рынков наружной рекламы, телерекламы или какой-то другой рекламы и деньги рекламодателей свободно перемещаются по единому рекламному пространству в зависимости от качества услуги» <20>. В октябре 2006 г. в качестве альтернативы сегментированию рекламного рынка представители Федеральной антимонопольной службы предложили рекламодателям и рекламистам обратиться к другому инструменту ценообразования: так называемой «рекламной бирже» или «бирже рекламного телевизионного времени», т. е. к организации и проведению торгов на право заключения договоров на размещение рекламы в эфире телеканалов. Затем рабочая группа, в которую вошли представители ассоциации «Русбренд» и Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), представила еще два варианта: «индустриальный комитет» и независимый аудит <21>. В мае и июне 2007 г. состоялись два заседания рабочей группы, по результатам которых ФАС России отказалась от идеи сегментирования рекламного рынка в пользу «биржи». Глава ведомства Игорь Артемьев призвал не дожидаться, пока Правительство решит ввести систему аукционов для всего рекламного рынка или государственных каналов. «Сейчас Правительством подготовлено около 200 поправок в Закон 94 <22>, который вводит систему аукциона на ста рынках. Пока данный Закон не затрагивает рекламу, но мы должны быть готовы к этому», — заявил он <23>. В то же время представители рекламодателей и рекламистов ратуют за определение стоимости размещения телевизионной рекламы с помощью независимых аудиторов, указывая, в частности, что введение торгов вызовет рост стоимости услуг по размещению телерекламы <24>. «Биржа рекламного телевизионного времени» может быть создана не ранее 2009 г. в силу непроработанности идеи и того, что в 2008 г. цены и так вырастут из-за вступления в силу новых ограничений на размещение телевизионной рекламы. ——————————— <13> См.: http://www. sovetnik. ru/pressclip/more/?id=14015. <14> Носкович М., Трушкова О. Все на продажу. ФАС настаивает на реализации телерекламного времени через биржу // РБК Daily. 2007. N 111. С. 13. <15> См.: www. vi. ru/rus/gkvi. <16> Носкович О. WVI идет на Восток // РБК Daily. 2007. N 105. С. 13. <17> Согласно п. 4 ст. 39 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе» в период с 1 июля 2006 года по 1 января 2008 года общая продолжительность распространенной в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом бегущей строки или иным способом ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение часа и пятнадцать процентов времени вещания в течение суток. <18> С 1 января 2008 г. вступил в силу п. 3 ст. 14 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе», согласно которому общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом бегущей строки или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа. <19> Трушкова О. Рекламный рынок ждет аудита // РБК Daily. 2007. N 85. С. 13. <20> См: http://www. rusbrand. ru/. <21> Трушкова О. Указ. раб. <22> Имеется в виду Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105. <23> Носкович М., Трушкова О. Указ. раб. <24> См.: Носкович М., Трушкова О. Указ. соч.; Трушкова О. Рекламодатели не верят ФАС. Они считают, что ведомство выберет «рекламную биржу» // РБК Daily. 2007. N 94. С. 13.

Итак, на настоящий момент федеральный антимонопольный орган не рассматривает возможность разделения рекламного рынка на части в целях защиты конкуренции: «Сегментировать рынок мы не будем, доминирующей компании на нем нет. Если бы ФАС заняла такую точку зрения, этот вывод не устоял бы ни в каком суде. Соответственно контроль за деятельностью компаний отсутствует», — резюмировал Игорь Артемьев <25>. ——————————— <25> Носкович М., Трушкова О. Указ. раб.

В то время как антимонопольное ведомство рассматривает применимые механизмы регулирования цен на рынке телерекламы, законодатели приняли нормативный акт в защиту конкуренции на отдельно взятом сегменте рекламного рынка — рынке наружной рекламы. 26 января 2007 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла в первом чтении законопроект, ограничивающий возможность одной компании или группы лиц владеть более чем 35% средств наружной рекламы и информации на территории муниципального образования и страны в целом. В подготовке законопроекта приняла участие и Федеральная антимонопольная служба <26>. Прошло всего шесть месяцев, и данный законопроект уже был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 19 и 33 Федерального закона «О рекламе» от 21 июля 2007 г. N 193-ФЗ <27> предусматривает дополнение статьи 19 Закона «О рекламе» пунктами 5.1 — 5.6, вступающими в силу с 1 июля 2008 г. Согласно данным пунктам договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, заключаются на основе торгов, проводимых соответствующими органами или уполномоченными ими организациями. До проведения торгов каждое заинтересованное лицо подает организатору, в частности, информацию об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы этому лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории. Участником торгов не может быть лицо, занимающее преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы на момент подачи заявки на участие в торгах. Преимущественным положением лица в сфере распространения наружной рекламы на территории муниципального района или городского округа, территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга признается такое положение лица, при котором его доля в этой сфере на указанных территориях превышает тридцать пять процентов. Указанная доля рассчитывается как отношение общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории, к общей площади информационных полей всех рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы на этой территории. Если после проведения аукциона или конкурса лицо приобретает преимущественное положение, результаты признаются недействительными. ——————————— <26> Носкович М. Депутаты ограничили наружную рекламу // РБК Daily. 2007. N 13. С. 13. <27> СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3807.

Таким образом, законодатель рассматривает один из сегментов рекламного рынка — рынок наружной рекламы — в качестве самостоятельного объекта регулирования. Нельзя не обратить внимание на разницу в понятийном аппарате Федерального закона «О защите конкуренции» и Федерального закона «О внесении изменений в статьи 19 и 33 Федерального закона «О рекламе» от 21 июля 2007 г. N 193-ФЗ: первый нормативный акт говорит о «доминирующем положении», а второй — о «преимущественном положении» субъекта на рынке, и критерии определения «доминирующего» и «преимущественного» положений различны. В настоящей работе мы не будем детально разбирать данные понятия, отметив только, что примененный законодателем новый количественный критерий <28> определения доминирующего положения на рынке — в зависимости от совокупной площади демонстрационных поверхностей — несомненно, также направлен на защиту конкуренции и недопущения монополистических действий. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что на законодательном уровне признана возможность сегментирования рекламного рынка (в частности, выделения отдельного сектора наружной рекламы) и защиты конкуренции в отдельно взятых сегментах. ——————————— <28> Паращук С. А. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции и монополии). М., 2002. С. 124.

Можно ли считать рынок телевизионной или наружной рекламы самостоятельными рынками? Обратимся к п. 5 ст. 40 Налогового кодекса РФ, устанавливающему, что «рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации». В ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» <29> устанавливается, что «товарный рынок — сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами». ——————————— <29> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434.

Определения рынка, данные учеными-экономистами, в значительной части своей сводятся к одному из двух вариантов: рынок — это или определенная совокупность общественных отношений, или некий механизм (экономические законы), с помощью которого строятся или функционируют эти отношения <30>. Современные исследователи рекламного рынка — экономисты формулируют отдельное понятие и самого рекламного рынка. Здесь также прослеживается отмеченный выше дуализм. «Рынок рекламы — способ реализации экономических отношений между продавцами и покупателями по поводу купли-продажи специального вида товара в виде рекламной информации, представленной в удобной для рекламодателя форме» <31>. Рынок рекламных услуг рассматривается как «социально-экономический комплекс отношений, функционирующий в соответствии с рыночными законами, национальной спецификой, территориальной масштабностью и состоящий из совокупности фирм, компаний, агентств, групп, производящих и реализующих многообразные услуги в области управленческого консультирования, социальной психологии и иных областях производственно-хозяйственной деятельности, непосредственным образом связанной с рекламным процессом» <32>. ——————————— <30> См., например: Самуэльсон П. Экономика. Т. I. М., 1993; Доллан Эдвин Дж., Линдсей Дейвид Е. Рынок и микроэкономическая модель. СПб., 1992. С. 19. <31> Гришина И. А. Рекламный рынок: становление, особенности, механизм функционирования: Дис. на соискание степени кандидата экономических наук. Орел, 2003. С. 25. <32> Гришина И. А. Указ. соч. С. 13.

Применительно к исследованиям в области права представляется правильным остановиться на понимании рекламного рынка как объекта правового регулирования, то есть именно как совокупности общественных отношений определенного вида, поскольку именно общественные отношения, а не экономические законы их возникновения и развития являются предметом регулирования любой отрасли права <33>, в том числе и предпринимательского. ——————————— <33> Иоффе О. С. Правовое регулирование хозяйственной деятельности в СССР. В сб.: Избранные труды по гражданскому праву. М., 2003. С. 723.

Итак, рынок — это совокупность общественных отношений, имеющих экономическую природу и возникающих в связи с обращением (оборотом) товаров на определенной территории <34>. «Определение товара, свидетельствующего о наличии рынка как сферы (вида) предпринимательской деятельности, осуществляется по показателям, характеризующим потребительские свойства данного товара…» <35>. Поскольку основой того или иного рынка является товар, то решение вопроса о том, можно ли считать рынки отдельных видов рекламы самостоятельными, зависит от того, являются ли рекламные услуги по размещению рекламы различными способами взаимозаменяемыми (однородными) или нет. Из анализа специальной литературы по рекламному делу и практики мы можем сделать вывод, что выбор тех или иных рекламных средств для проведения рекламной кампании не может быть случаен и зависит от многих факторов, в том числе от имеющегося бюджета, специфики продвигаемого товара и целей рекламного мероприятия. В связи с этим равноценная замена размещения рекламы одного вида на распространение рекламы другого вида без влияния на эффективность рекламной кампании представляется невозможной <36>. ——————————— <34> Паращук С. А. Указ. соч. С. 50. <35> Паращук С. А. Указ. соч. С. 52. <36> См., например: Панкратов Ф. Г., Баженов Ю. К., Шахурин В. Г. Основы рекламы: Учебник. М., 2006. С. 140 — 142, 450 — 466.

В то же время сегментирование рынка рекламы и раздельный анализ экономических показателей различных сегментов давно уже стали нормой при проведении исследований рекламного рынка и составлении статистических данных <37>. Упомянутое выше утверждение о том, что рекламодатель может легко заменить размещение рекламы в эфире федерального телеканала на иной способ размещения, представляется не совсем верным. Телевизионное размещение несравнимо с другими средствами распространения рекламы по охвату аудитории и другим показателям. В этом смысле размещение рекламы другими способами не является взаимозаменяемой услугой по сравнению с распространением телерекламы. Из вышеизложенного мы склонны сделать вывод о том, что рынки телевизионной, наружной рекламы и другие — это самостоятельные рынки. С одной стороны, они являются частью рекламного рынка и существуют в неразрывной двусторонней связи с другими его секторами, но в то же время функционируют самостоятельно и нуждаются в специфическом регулировании. Это подтверждает Федеральный закон «О рекламе», устанавливающий разные требования к содержанию и порядку распространения рекламной информации с помощью разных средств: телевидения, радио, прессы, наружной рекламы и т. п. Поэтому мы полагаем, что защита конкуренции должна осуществляться для каждого сегмента отдельно. Решение данной проблемы имеет огромное практическое значение. Например, в преддверии принятия и вступления в силу ныне действующего Закона о рекламе основные рекламные агентства, продающие эфирное время федеральных телеканалов, почти синхронно увеличили цены на размещение рекламы на 20% <38>, то есть в этом случае может идти речь о монополистических действиях и о сговоре об установлении монопольно высоких цен. ——————————— <37> См., например: Российский рекламный ежегодник / Сост. и общ. ред. В. П. Коломиец. М., 2004; Российская реклама-2002. Состояние, тенденции, особенности. Годовой доклад / Под общ. ред. И. Я. Рожкова. М., 2003; Литовка В., Гончарова О., Васильева А. Телевидение победило // РБК Daily. 2007. N 21. С. 13. <38> См.: НТВ взвинтил цены на рекламу из-за нового закона // Lenta. Ru, http://www. sostav. ru/news/2006/05/29/20/.

Итак, по способу распространения рекламный рынок можно подразделить на следующие сегменты: — рынок услуг по размещению рекламы в эфире телевизионных каналов; — рынок услуг по размещению рекламы в эфире радиостанций; — рынок услуг по размещению рекламы в периодических печатных изданиях; — рынок услуг по размещению рекламы на средствах наружной рекламы и информации; — рынок услуг по размещению рекламы на транспорте; — рынок услуг по распространению рекламы с помощью сетей электросвязи и на почтовых отправлениях. Очевидно, что этот перечень, базирующийся на легальной классификации видов рекламы, является условным и может быть изменен и дополнен хотя бы потому, что появляются все новые и новые способы распространения рекламы. Решение данного вопроса во многом зависит от мнения специалистов в соответствующей области. Очевидно, что реализация проекта по сегментированию рекламного рынка потребует значительных усилий и времени, в том числе и от законодателя. Однако мы надеемся, что в перспективе рассматриваемая проблема будет решена и отдельные сегменты рекламного рынка будут являться объектами самостоятельного регулирования конкурентного законодательства, приспособленного к их специфике.

——————————————————————