Проблемы правоприменения в обеспечении деятельности печатных СМИ в Республике Мордовия

(Танимов О. В., Баранова Н. Н.)

(«Информационное право», 2008, N 1)

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

В ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕЧАТНЫХ СМИ

В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

О. В. ТАНИМОВ, Н. Н. БАРАНОВА

Танимов О. В., заместитель директора Средне-Волжского (г. Саранск) филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Баранова Н. Н., диктор, корреспондент пресс-центра ОАО «Рузхиммаш».

Состояние общественных отношений сегодня, как и в свое время в «Петровских ведомостях», достаточно полно отражают современные средства массовой информации, актуализируя факты действительности.

Это и позволяет сконструировать целостную картину вокруг происходящих событий. Сложный процесс распада многочисленных структурных элементов Советского Союза порушил не только крупную финансовую и промышленную систему до недавнего прошлого великой страны, но и обострил криминогенную обстановку в связи с возвратом частной собственности и многих других свобод, от которых люди за десятилетия истории успели отвыкнуть. Как ураган, в жизнь россиян ворвалась гласность. Рухнула государственная монополия института подписки на прессу. Обязательства учредителя стали финансовым источником растущих как грибы после дождя новых средств массовой информации. Каждый — отдельное поле для обсуждения. Особое развитие на сегодняшний день получила пресса коммерческого характера, имеющая точку зрения учредителя и в основном отстаивающая его интересы. В связи с переходом от постсоветской России к Федерации кардинально меняется тенденция к преобладанию на рынке местных периодических печатных изданий. Вкупе с этими фактами можно сделать вывод о масштабном и повсеместном развитии коммерческой региональной печати, в которой население республики, безусловно, нуждается, дабы быть в курсе всех происходящих событий. Подобный фактор конкретизирует и уровень становления «федеративной культуры» в СМИ, и несостоятельность правоотношений, возникающих в этой сфере.

Вопрос о том, какими должны быть СМИ в сегодняшней федеративной России, напрямую вытекает из типа государственного устройства. Для федерации приемлемо одновременное наличие государственных и негосударственных СМИ как наиболее сбалансированной формы связи власти с народом. И сбалансированность здесь вовсе не в соотношении объемов государственных и негосударственных СМИ. Сбалансированность — в достижимости этими СМИ народа, в способности государства и общества соткать из них целостное, без дыр, информационное пространство. При этом речь должна идти не о единстве информации, а о единстве многообразия. И здесь без разделения функций между государственными и негосударственными СМИ не обойтись. Успешность решения этих задач определяется многими факторами, главные из которых — доверие общества к государственным СМИ и доверие власти к своим СМИ, доверие СМИ своей власти, умение СМИ объективно оценивать и выражать нравственно-психологическое состояние общества. А это удается далеко не всегда. Первостепенной причиной являются коллизии между федеральным законодательством и законодательством субъектов в сфере средств массовой информации. Кроме того, существуют противоречия внутри самих законов и рассматриваемых законопроектов, а также ряд недостатков во внутреннем законодательстве субъектов Российской Федерации.

В Республике Мордовия существует ряд нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность печатных изданий. Сегодня можно говорить о том, что в республике формируется блок законодательства о средствах массовой информации. К нему относятся:

Закон Республики Мордовия от 26 апреля 2006 г. N 21-З «О государственной поддержке средств массовой информации в Республике Мордовия»;

Постановление Правительства Республики Мордовия от 17 июля 2000 г. N 363 «О создании государственного учреждения Республики Мордовия «Редакция газеты для детей и подростков «Диагональ»;

Постановление Государственного Собрания Республики Мордовия от 31 января 1995 г. N 27-I «О печатных изданиях Государственного Собрания Республики Мордовия»;

Постановление Совета Государственного Собрания Республики Мордовия от 14 августа 1995 г. N 295-I «О прекращении деятельности газеты «Мордовия»;

Положение «О порядке раскрытия информации о государственной собственности Республики Мордовия» (утв. Постановлением Правительства Республики Мордовия от 30 июня 2006 г. N 283);

Положение «О порядке предоставления субсидий на государственную поддержку средств массовой информации, издание социально значимой литературы».

Закон Республики Мордовия от 26 апреля 2006 г. N 21-З «О государственной поддержке средств массовой информации в Республике Мордовия» принят Государственным Собранием 21 апреля 2006 г. В преамбуле сказано, что «настоящий Закон направлен на обеспечение государственной поддержки средств массовой информации Республики Мордовия и создание стимулирующих условий для их функционирования как основной формы обеспечения конституционного права граждан на получение полной и объективной информации». В действительности этот Закон не что иное, как утверждение доминанты в лице государственных и муниципальных органов в отношениях «СМИ — власть». Рассмотрим некоторые положения Закона более подробно.

Подпункты «а», «б» п. 1 ст. 2 Закона являются регламентом этих отношений. Государственная поддержка средств массовой информации осуществляется в виде финансовой помощи из республиканского бюджета Республики Мордовия, организационной поддержки. Пункт 1 ст. 8, содержащий положение о том, что «в целях стимулирования деятельности редакций средств массовой информации по производству информационно-публицистических материалов и программ по общественно значимым проблемам проводится конкурс проектов на получение ими грантов Министерства печати и информации Республики Мордовия», дает основание полагать, что эти меры, первоначально направленные на оздоровление системы журналистского воздействия на аудиторию, при этом дистанцируют и саму власть от влияния критической информации на ее структуру. К сожалению, такая ситуация сегодня сложилась не только в Республике Мордовия. Почти все районные (городские) газеты в Российской Федерации (а их более двух тысяч) учреждены администрацией районов и фактически полностью подконтрольны администрации, следовательно, их деятельность в большей степени зависит от влияния администрации, чем от законов.

В качестве существенного недостатка в действующем законодательстве необходимо отметить отсутствие механизма реализации отдельных нормативных правовых актов. Примером тому служит Положение «О порядке раскрытия информации о государственной собственности Республики Мордовия» (утв. Постановлением Правительства Республики Мордовия от 30 июня 2006 г. N 283).

Законом Республики Мордовия от 9 июля 2007 г. N 77-З в п. 1 ст. 3 Закона Республики Мордовия от 26 апреля 2006 г. N 21-З «О государственной поддержке средств массовой информации в Республике Мордовия» внесены дополнения. Финансовая помощь из республиканского бюджета Республики Мордовия теперь предоставляется редакциям средств массовой информации в виде субвенций и субсидий. За счет субсидий вследствие внесенных изменений подлежат финансированию следующие виды текущих расходов: услуги полиграфических предприятий, приобретение газетной бумаги, услуги федеральной почтовой связи, коммунальные услуги и аренда занимаемого редакцией средства массовой информации помещения, оплата труда, обновление материально-технической базы.

Не предоставляется финансовая помощь из республиканского бюджета Мордовии редакциям средств массовой информации, учрежденным органами местного самоуправления. Об этом также свидетельствует и п. 10 Положения «О порядке предоставления субсидий на государственную поддержку средств массовой информации, издание социально значимой литературы» и указывает на то, что «не предоставляются субсидии редакциям средств массовой информации, учрежденным органами местного самоуправления». Но, как известно, далеко не всегда органы местного самоуправления имеют возможность самостоятельно субсидировать муниципальные средства массовой информации. Таким образом, правовой вакуум для СМИ муниципалитета налицо.

Современное законодательство делает попытку наладить реальные рыночные отношения в медиапространстве, изжить дискриминацию и несправедливость. А местные власти лихорадочно придумывают, как, невзирая на достаточно четкие положения Закона N 131 в части взаимоотношений СМИ — власть, продолжать прикармливать «свою газетку» и давить «чужие». И конечно, находят массу возможностей. Например, власти города Сарова попытались завести в Устав города положение, позволяющее наряду с официальной информацией оплачивать официальной газете и другие материалы — очерки, зарисовки, конкурсы и т. д. О какой же конкуренции может идти речь, если газета будет получать финансирование независимо от оценки потребителя, т. е. читателя, независимо от качества того, что она делает?

Кроме того, используя административный ресурс, можно надавливать на рекламодателей, чтобы те подписывали договоры о рекламном обслуживании с нужной газетой.

Именно районные (городские) газеты находятся сегодня в условиях реформирования местного самоуправления, следовательно, в правовом вакууме. Ни в одном законе нет положений, определяющих статус районной (городской) газеты, ее место в системе местного самоуправления и в жизни муниципальных образований, а также основы ее политической и экономической независимости.

Наибольшее количество обращений в различные инстанции от редакций газет и законодательных собраний субъектов РФ связано именно с отсутствием механизмов регулирования взаимоотношений органов местного самоуправления, населения районов и СМИ, а также полной экономической зависимостью районных (городских) газет от руководителей администраций.

Мы полагаем, что все редакции должны быть освобождены от местных налогов. Это еще один вид оплаты государственной идеологии, без которой государства в его положительной социально-исторической значимости нет. Формальная деидеологизация государства привела его в полное подчинение бандитскому капиталу, всеобщему упадку культуры страны.

Сотрудников государственных СМИ необходимо вновь вернуть в государственное лоно, придав им статус государственных и муниципальных служащих. Каждый из журналистов знает, что за этим стоит, ибо слишком остро каждый ощущает свою социальную незащищенность. Это в первую очередь говорит о недостаточном правовом регулировании сферы собственно журналистской деятельности. Имели место быть нападения на журналистов, связанные с профессиональной деятельностью, или в связи с выполнением профессиональных обязанностей.

Так, около полуночи 7 ноября 2004 г. в Саранске неизвестными злоумышленниками подожжена квартира главного редактора газеты «Родная усадьба» Натальи Кузьминой. Совместными усилиями хозяйки квартиры и соседей огонь удалось погасить, большого ущерба он не нанес. 8 ноября Кузьмина обратилась с заявлением о случившемся в правоохранительные органы. Сотрудники Ленинского РОВД выясняют все обстоятельства произошедшего, в первую очередь — каким образом это преступление может быть связано с профессиональной деятельностью Кузьминой.

Следующий простой, но немаловажный вопрос. Журналисты в силу объективных и субъективных причин все чаще втягиваются и будут втягиваться в судебные отношения как с власть предержащими лицами, так и просто с гражданами — это естественный процесс развития и утверждения гражданского общества. Частая причина недостаточного вникания судей в специфику журналистики — это то, что суды перегружены уголовными делами.

Статистика показывает, что в регионе за последние три года ситуация такова. За 2004 — 2005 гг. Ленинский районный суд города Саранска рассмотрел 21 дело, касающееся защиты чести и достоинства, в 18 случаях ответчиком выступали СМИ, и лишь в трех — иные юридические лица. Только на начало 2006 г. из трех подобных исковых требований СМИ было адресовано два. За 2005 г. исковых требований о защите чести и достоинства, направленных СМИ, было удовлетворено восемь, о защите интеллектуальной собственности — два. Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2007 г.: из рассмотренных семи подобного рода дел в шести случаях в качестве ответчиков выступали СМИ. Подобные тяжбы не редкость в работе печатных изданий, и это, безусловно, мешает их динамичному развитию.

Отдельного обсуждения требует вопрос о мнимой компетенции представителей печатных изданий коммерческого толка в республике. Безрезультатно пытаясь прорваться в зал, где идет закрытое судебное заседание, представители, например, газеты «Столица С» в каждом последующем номере с негодованием сообщают читателям, что имеют право на свободу слова, свободный доступ на получение информации; ссылаясь на Конституцию, обвиняют председательствующего судью. Чаще всего это свидетельствует о правовой неграмотности, неосведомленности представителей прессы. Очень часто корреспонденты, занимающиеся разработкой криминальной тематики, далеки от права, путая основные понятия (грабеж, кража, разбой др.). В связи с этим нередки иски по отношению к коммерческим изданиям «Вечерний Саранск», «Столица С», «Курьер С». Истцы обращаются в суд с требованием признать не соответствующими действительности и порочащими сведения, опубликованные в газетах. Вот один из примеров: «Самое интересное, что войну Л. В. ведет не одна, ей вторят другие старушки. Только что их заставляет заниматься безобразием, наверное, так и останется без ответа». В соответствии с ч. 2 ст. 353 УК РФ ведение агрессивной войны — это особо тяжкое преступление. Распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица, — это уголовно наказуемое деяние, запрещенное ч. 3 ст. 129 УК РФ. «Заниматься безобразием» или «безобразничать» означает согласно Словарю русского языка С. И. Ожегова непристойно, безобразно вести себя, озорничать, что, по мнению суда, является явно оскорбительным сведением, учитывая кроме всех обстоятельств по делу и возраст истицы (пенсионерка). И, как показывает статистика, в 89 случаях из 100 исковые требования бывают удовлетворены судом.

За последние три года с учетом значительного увеличения количества дел, связанных с защитой интеллектуальной собственности, высший орган судебной власти — Верховный Суд РФ — счел целесообразным обратиться к проблемам охраны и защиты авторского права и смежных прав в судах общей юрисдикции. Проблемы, возникающие при рассмотрении дел о защите прав на интеллектуальную собственность, можно условно подразделить на две группы. К первой относятся вопросы процессуального характера, связанные с особенностями применения специальных норм Закона «Об авторском праве и смежных правах». Вторая — толкование норм Закона с учетом того, что его текст в ряде случаев содержит противоречия, а употребляемые термины зачастую носят неопределенный характер. К числу подобных терминов относят «обычный круг семьи», «неопределенный круг лиц». В результате 19 июня 2006 г. принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах».

Следующий простой, но немаловажный вопрос. Журналисты в силу объективных и субъективных причин все чаще втягиваются и будут втягиваться в судебные отношения как с власть предержащими лицами, так и просто с гражданами — это естественный процесс развития и утверждения гражданского общества. Частая причина недостаточного вникания судей в специфику журналистики — это то, что суды перегружены уголовными делами. Ярким примером, подтверждающим так называемую судебную волокиту, служит иск федерального печатного издания — Редакции газеты «Правда» к Московской регистрационной палате о признании недействительным акта государственной регистрации акционерного общества закрытого типа «редакция газеты «Правда». Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение от 18 июня 1996 г., Постановление апелляционной инстанции от 24 декабря 1996 г., Арбитражного суда города Москвы по делу N 14-332у и Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 февраля 1997 г. по тому же делу. Президиум постановил: дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы. Подобные тяжбы не редкость в работе печатных изданий, и это, безусловно, мешает их динамичному развитию.

В судебной практике Республики Мордовия за рассматриваемый период в 2005 г. имелись разбирательства, касающиеся нарушения авторских прав, где одной из сторон выступали печатные издания. Вот один из примеров. Ответчик (ГУП «Красный Октябрь») изготовил и распространил набор открыток «Монастыри и храмы Мордовии», использовав для открытки снимки, изготовленные истцом: «Предтеченская церковь и Саранское духовное училище». По этому вопросу состоялось судебное заседание. Далее последовало еще одно открытое судебное заседание с участием тех же истца и ответчика. Объектом разбирательства снова стало нарушение авторских прав, выразившееся в тиражировании снимка, изготовленного истцом, без его согласия. В обоих случаях иск, предъявленный автором снимков, был удовлетворен, так как в соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об авторском праве и смежных правах» изображения, это касается и фотокадра, Закон относил (на сегодняшний день Закон «Об авторском праве и смежных правах» утратил силу) к объектам авторского права.

Региональные и местные печатные издания, как никакие другие, являются индикатором взаимоотношений СМИ с действующим законодательством. В практической деятельности, находясь в правовом вакууме, вследствие абсолютной зависимости от государственной идеологии как изданий субъектов Российской Федерации, так и печатных органов муниципальных образований, они не имеют возможности полноценно отображать реальную действительность. Эту ситуацию характеризует ряд причин, как объективных, так и субъективных (например, правовая неграмотность журналистов изданий коммерческого толка). Законодательство на сегодняшний день не обеспечивает достаточной правовой защищенности деятельности печатных изданий в регионе. Одним из выходов в данной ситуации видится закрепление в законодательстве этических и моральных норм в этой сфере деятельности, а также налаживание диалога между СМИ и властью. Круг проблем, касающийся диалогизации, неоднократно обозначается в тематике научно-практических конференций и «круглых столов». Но процесс достижения равновесия между теоретическими разработками и практическим их применением охватывает продолжительный отрезок времени при наличии совокупности таких факторов, как состояние общественного мнения по вопросам решения вышеперечисленных проблем, подготовленность журналистов, позволяющая смоделировать это мнение посредством систематической подачи материала, профессионализм юристов, обеспечивающих функционирование печатных изданий, а также способность власти воспринимать и обеспечивать гармоничное сочетание этих факторов.

——————————————————————