Влияние глобальной информатизации на функции государства

(Федосеева Н. Н.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2008, N 4)

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Н. Н. ФЕДОСЕЕВА

Федосеева Н. Н., старший преподаватель кафедры ГиМПД Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета, соискатель Владимирского юридического института ФСИН России.

В современной науке общепризнано, что функции государства не являются неизменными, они должны соответствовать реальным потребностям общества. На них влияют научно-технический прогресс, экономические, политические, информационные и другие процессы. В настоящее время одним из определяющих факторов, оказывающих влияние на функции государства, является широкомасштабный процесс информатизации, протекающий во всех странах мира и приобретающий глобальный характер. Информатизация — относительно новый для науки термин, который используется в тех же контекстах, что и слова «автоматизация», «компьютеризация», «электронизация». Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» <1>, утративший силу с момента введения в действие Федерального закона от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <2>, определял информатизацию как организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов <3>. ——————————— <1> Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (в ред. от 10 января 2003 г.) // Российская газета. 1995. 22 фев. <2> Российская газета. 2006. 29 июля. <3> Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и о защите информации» (в ред. от 10 января 2003 г.) // Российская газета. 1995. 22 фев.

В новом Законе термин «информатизация» не используется, ни в названии, ни в тексте не раскрывается его содержание. Таким образом, сегодня рассматриваемое понятие легального закрепления не имеет. Новый Федеральный закон имеет название «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», отвечающее его содержанию. В нем раскрываются различные формы использования современных информационных технологий, таких, как информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети. В связи с этим использование понятия «информационные технологии» в названии законопроекта признано целесообразным и приоритетным по сравнению с применением такого неопределенного понятия, как «информатизация». Однако отсутствие в новом Федеральном законе терминов «информатизация» и «информационные ресурсы» представляется автору упущением, так как данные понятия уже широко используются не только в законодательных и иных нормативных правовых актах (например, в Таможенном кодексе РФ и др.), но и прочно закрепились в области правоприменения информационного законодательства. В научной литературе отмечается, что разработчики комментируемого Федерального закона, исключая из текста понятие «информатизация», исходили из того, что оно в принципе имеет право на существование, но ему не место в юридических текстах, так как в него можно вкладывать различное содержание. Именно из-за неоднозначности использование его в тексте прежнего Федерального закона, тем более в его названии, было, по их мнению, не самой удачной работающей идеей. Помимо этого, разработчики нового Федерального закона ссылаются на отсутствие данного термина в зарубежном законодательстве <4>. ——————————— <4> См.: Королев А. Н., Плешакова О. В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Однако с такой позицией трудно согласиться, поскольку за время действия Закона об информации 1995 г. был принят ряд законодательных актов, направленных на формирование и использование информационных ресурсов и определяющих нормы ряда кодифицированных актов (Уголовного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях и др.). Терминология ранее действовавшего Закона об информации использовалась во многих нормативных правовых актах. Кроме того, зарубежное законодательство оперирует, например, таким термином, как «компьютеризация». Таким образом, представляется, что термин «информатизация» не требовал изъятия из российского информационного законодательства. Несмотря на то что рассматриваемый термин не имеет в настоящее время правового закрепления в нормативных актах, современные исследователи достаточно подробно изучили сущность и содержание явления информатизации. Так, по мнению ряда авторов <5>, информатизация включает в себя три взаимосвязанных процесса: медиатизацию — процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации; компьютеризацию — процесс совершенствования средств поиска и обработки информации; интеллектуализацию — процесс развития способности восприятия и порождения информации, т. е. повышение интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта. ——————————— <5> См.: Коган В. З. Теория информационного взаимодействия: Философско-социологические очерки. Новосибирск, 1991. С. 16; Информациология и информационная политика / Под ред. Л. Г. Попова. М., 1999. С. 132 и др.

Как показывает практика, указанные процессы действительно имеют место при становлении информационного общества. К тому же если они проводятся решительно и последовательно, то всегда ведут к важным изменениям в государственной среде, а также к радикальным и революционным изменениям социальной структуры. Необходимо отметить, что термин «информатизация общества» является более широким понятием, чем «компьютеризация». Под термином «компьютеризация» понимается широкое внедрение вычислительной техники во все сферы деятельности людей. При компьютеризации основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление. Говоря об информатизации общества, кроме использования компьютеров имеется в виду также широкое использование сотовых телефонов и других механизмов. При информатизации общества делается упор на комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Современные процессы информатизации изучаются учеными различных отраслей науки с различных точек зрения. Анализ исследований в данной области делает возможным выделить два основных теоретико-методологических подхода к изучению информатизации общества. Технократический — когда информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается в основном сферами производства и управления. Гуманитарный — при котором информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но и для социальной сферы <6>. ——————————— <6> См.: Михайловский В. Н. Формирование научной картины мира и информатизация. СПб., 1994.

Как было отмечено ранее, информатизация в современных условиях приобретает глобальный характер. В научной литературе глобализацию принято характеризовать в первую очередь как результат научно-технической революции, развития информационных технологий и компьютерных сетей, телекоммуникационных и транспортных систем, а также взаимодействия национальных рынков, невиданного по интенсивности движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы по всему миру. Утверждается, что глобализация — следствие небывало возросшей технической и экономической мощи человечества, которая побеждает пространство и время, сближает народы, страны и континенты <7>. ——————————— <7> См.: Баренбойм П. Д. Глобализация в сфере корпоративного управления: возможные негативные последствия // Право и экономика. 2003. N 3.

Вместе с тем необходимо отметить, что сам термин «глобализация» имеет больше политологическое, чем юридическое значение. Однако для целей настоящего исследования представляется необходимым определить сущность данного явления. Несмотря на довольно длительный период изучения данного феномена отечественными и зарубежными авторами, вопрос о самом понятии и содержании глобализации до сих пор остается весьма спорным и неопределенным. В научной литературе представлено много определений глобализации. В самом широком смысле глобализация — это интенсивный процесс интернационализации политических, социально-экономических и культурных отношений различных стран мира <8>. ——————————— <8> См.: Фархутдинов И. З. Глобализация и геоэкономика: новые правовые парадигмы мироустройства // Законодательство и экономика. 2004. N 4.

По своему «генетическому происхождению», как справедливо отмечается в юридической литературе, понятие «глобализация» родственно понятиям универсализма, типичности, абстрактности, всеобщности и т. д. <9>. На основе данного понятия, по мнению некоторых авторов, «развивались идеи космополитизма и большевизма». Антиномиями глобализации являются понятия дифференциализма, дискретности, индивидуальности, конкретности и т. д. ——————————— <9> См.: Витушко В. А. Некоторые вопросы истории развития глобализма и дифференциализма в праве // Материалы научно-практической конференции «Глобализационные процессы в сфере права; проблемы правового развития в России и СНГ». 19 апреля 2001 г. М., 2001. С. 13.

Юридическое содержание термина «глобализация» ни в одной из российских отраслей права, а также в международном праве не определено, хотя это слово стало общераспространенным в конце XX в., когда перед международным сообществом встали сложные многоплановые проблемы общепланетарного характера, затрагивающие жизненно важные интересы всего человечества. В отечественных и зарубежных научных источниках указывается также на то, что «глобализм», «глобализация» и другие аналогичные им термины и понятия страдают неопределенностью не только в юридическом, но также и в социологическом и политологическом планах. Спектр мнений о глобализации для современного человечества распределяется в интервале от оптимистического плюса до пессимистического минуса через массу компромиссных оттенков <10>. Оптимистическое восприятие явления, именуемого глобализацией, порождает одни его оценки и соответственно определения его понятия, а пессимистическое отношение к данному явлению трансформируется в совсем иные, весьма критические, его оценки <11> и в соответствующие определения его понятия. ——————————— <10> См.: Коломацкий В. Г. Глобализация и проблемы совершенствования предпринимательской деятельности // Материалы научно-практической конференции «Глобализационные процессы в сфере права; проблемы правового развития в России и СНГ». 19 апреля 2001 г. М., 2001. С. 24. <11> См.: Barnet R., Cavanagh J. Global Dreams, Imperial Corporations and the new World Order. N. Y., 1998; Shutt H. The Trouble with Capitalism. An inquiry into the Causes of Global Economic Failure. L., 1999; Экономическая теория на пороге XXI века. Глобальная экономика. М., 2003 и др.

Накопившийся опыт показывает, что в отношении одних, наиболее развитых в экономическом, информационном и технологическом плане, государств и соответствующих правовых систем глобализм проявляется преимущественно в позитивном плане. Что же касается всех остальных государственных и правовых систем, то в отношении их он оборачивается зачастую своей противоположной стороной и проявляется в негативном плане <12>. ——————————— <12> См.: Теория государства и права: Учебник / Под ред. М. Н. Марченко. М., 2004.

Не вдаваясь в рассмотрение множества различных мнений и суждений по поводу определения понятия глобализма и его оценок, М. Н. Марченко обращает особое внимание на такие методологически важные в его определении моменты, как системность (относительно «упорядоченный» охват глобализацией различных сфер жизни общества и социальных слоев), динамизм (глобализация — это не статика, а динамика, процесс) и собирательность (глобализм — это не единственный, одноразовый процесс, происходящий в какой-либо отдельной сфере, а совокупность множественных процессов, происходящих в самых различных сферах жизни общества и государства) <13>. ——————————— <13> См.: Там же.

Исходя из данных значимых положений, М. Н. Марченко справедливо предлагает определить глобализацию как системную, многоаспектную и разноуровневую интеграцию различных существующих в мире государственно-правовых, экономико-финансовых и общественно-политических институтов, идей, принципов, связей, морально-политических, материальных и иных ценностей, разнообразных отношений. Исследователи проблем глобализации в подавляющем своем большинстве отмечают, что данный процесс в решающей степени охватывает в настоящее время финансы и экономику, в меньшей степени, хотя и весьма активно, — политику, еще в меньшей степени — духовную жизнь общества, традиции и национальную культуру. Процесс и направления влияния глобальной информатизации на общество в достаточной степени исследованы в современной научной литературе. Так, отмечается, что информатизация вносит существенные изменения в производство продуктов и услуг <14>, содержание и формы досуга <15>, открывает новые возможности личности в реализации своих гражданских прав. ——————————— <14> Сегодня отрасли информационной экономики и сфера информационных услуг растут быстрыми темпами, постоянно наращивая свой вклад в НВП и образуя новые формы самодеятельности населения и новые рабочие места, основанные на особо наукоемких технологиях и видах деятельности. Так, расширение информационного рынка приводит к изменению многих форм конкурентной борьбы на рынке, насаждает специфические способы продвижения товаров к покупателю. Появляются «электронные деньги», «электронные магазины», услуги, предоставляемые через Интернет. Информатизация открыла новые возможности для всех видов финансовой деятельности: банковской, кредитной, налоговой, биржевой, страховой, инвестиционной, аудиторской. <15> Появляются виртуальные библиотеки, виртуальные музеи, фоно — и кинотеки.

В отечественной и зарубежной литературе нет однозначного ответа на вопрос, как воздействует глобализация на национальное государство и право, достигает ли это влияние сущностного и содержательного уровней или же затрагивает только внешние, формально-юридические атрибуты. Спектр мнений колеблется от утверждения о полном исчезновении национального государства и права при достижении пика глобализации и постепенном формировании на их основе некой планетарной управляющей системы и мирового права <16> до мнения о том, что национальное государство и право сохранятся при любых условиях, хотя и претерпят определенные изменения. ——————————— <16> Подробнее об этом см.: Цыганков П. А. Глобальные политические перемены и язык теории // Глобальные и политические перемены в мире / Отв. ред. А. Ю. Мельвиль. М., 1997. С. 34 — 38.

Процесс глобализации, пишет в связи с этим М. Н. Осьмова, «несомненно делает вызов национальному государству, его суверенитету и функциям, и хотя основные задачи, которые решает государство, остаются — создание законодательной базы, создание сбалансированных общих условий макроэкономической стабильности и соответствующей политики, обеспечение основополагающей инфраструктуры и социальных услуг, — вместе с тем появляются новые черты в деятельности государства» <17>. ——————————— <17> Осьмова М. Н. Государство в эпоху глобализации // Глобализация мирового хозяйства и эволюция экономической роли государства / Под ред. М. В. Кулакова, М. Н. Осьмова. М., 2001. С. 5.

В связи с этим уместно поставить вопрос: как влияет процесс глобальной информатизации на функции государства? Что в них сохраняется и что изменяется? В общем смысле влияние — это действие, оказываемое кем(чем)-либо на кого(что)-либо <18>. Применительно к социальной сфере влияние можно определить как процесс и результат изменения индивидом или социальной группой поведения других людей, их позиций, оценок и установок <19>. В рамках данной работы представляет интерес исследование влияния глобальной информатизации на функции государства, т. е. исследование процесса и результатов изменения информатизацией форм и методов осуществления традиционных функций государства, появления новых государственных функций. ——————————— <18> См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры. 2-е изд., исп. и доп. М., 1994. <19> См.: Еникеев М. И., Кочетков О. Л. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. М., 1997. С. 22.

Отвечая на поставленные выше вопросы, следует прежде всего обратить внимание на то, что государство в процессе осуществления своих функций, подвергаясь воздействию со стороны глобальных информационных факторов, вовсе не является по отношению к ним, как и ко всему процессу глобализации в целом, пассивной стороной. Например, применительно к процессу глобализации экономики в научной литературе в связи с этим совершенно верно подмечается, что «никакие технологии или бизнес сами по себе не могут создать глобальную экономику. Главными агентами в ее становлении являются правительства, особенно правительства стран Большой семерки, и их международные институты — МВФ, Всемирный банк и ВТО» <20>. ——————————— <20> Экономическая стратегия. 2000. Сент.-окт. С. 55.

В результате глобального взаимодействия изменения функций государства проявляются, во-первых, в том, что по мере вызревания новых экономических и социально-политических условий существования и функционирования национального государства неизбежно отмирают некоторые старые функции, приспособленные только к прежним, исчерпавшим себя условиям существования государства. К таковым, например, в «переходных» экономических и социально-политических системах относятся хозяйственно-организаторская функция, функция контроля за мерой труда и мерой потребления, функция борьбы за мир и мирное сосуществование двух противоборствующих между собой, социалистической и капиталистической, систем, культурно-воспитательная функция и др. Во-вторых, в том, что по мере развития экономики, общества и государства в процессе их взаимодействия с факторами глобального порядка и возникновения при этом новых, касающихся подавляющего большинства стран, проблем у национального государства, соответственно возникают новые, а точнее — развиваются ранее находившиеся в зачаточном состоянии, функции. Это, например, экологическая функция, направленная на обеспечение государством здоровой природной среды и рационального использования хозяйствующими и иными субъектами природных ресурсов; демографическая функция; функция социальной защиты населения или социальная функция. К функциям, получающим активное развитие и реализацию именно в период глобализации можно отнести и информационную функцию государства. И в-третьих, в том, что под воздействием процесса глобализации существенному изменению подвергаются сохраняющиеся у национального государства в новых условиях его традиционные функции. В особенности это касается экономической функции государства, которая весьма существенно изменяется не только в своем содержании, но и в методах ее осуществления. М. Н. Марченко по этому поводу справедливо отмечает: «Исторический опыт убедительно доказывает, что государство при любых обстоятельствах, включая те, которые создаются под воздействием глобальных факторов, не может обойтись без экономической функции, стоять в стороне от экономики и полностью отказаться от ее регулирования. Тем более это относится к настоящему периоду развития экономики, общества и государства, когда, как подмечают исследователи, быстрорастущая автономия глобализированных рынков подрывает власть государства и его способность контролировать свою собственную экономическую судьбу. Уход государства из сферы экономики, полный отказ от экономической функции и регулирования экономики обернулись бы неминуемым крахом в силу неизбежного хаоса и ничем не сдерживаемой конкурентной борьбы как для глобализированной экономики, так и для самого государства» <21>. ——————————— <21> Теория государства и права: Учебник / Под ред. М. Н. Марченко. М., 2004.

Однако у механизма взаимосвязи и взаимодействия государства и экономики, составляющего важную часть содержания экономической функции государства, есть и другая сторона. Суть ее заключается в том, что чрезмерное вмешательство государства в экономику, непомерная зарегулированность экономики являются не менее пагубными для нее, а вместе с тем — для государства и общества, чем полный уход государства из экономики и отсутствие какого-либо государственного регулирования экономики. В связи с этим в условиях глобализации, определяя содержание экономической функции национального государства, важным представляется не допускать крайностей в отношениях государства с экономикой, определить разумные правовые пределы государственного вмешательства в экономику, обусловленные балансом интересов государства и хозяйствующих субъектов, взять на вооружение такие подходы к регулированию экономики, которые соответствуют меняющимся потребностям экономики и общества и отвечают реальным возможностям страны. Эти важные положения касаются участия государства в выполнении и всех других функций. Как показывает рыночный опыт высокоразвитых в этом отношении стран, где в условиях глобализации происходит, как отмечают исследователи, не свертывание экономической роли государства, а «смена акцентов экономической деятельности, изменение хозяйственных функций государства, активизация его участия в борьбе за обеспечение для страны более выгодной ниши в мирохозяйственной системе» <22>, в этих условиях наиболее оптимальным и оправданным подходом к решению проблем взаимодействия государства и экономики был бы подход, который позволял бы государству органически сочетать административные методы руководства экономикой с «чисто» рыночными, экономическими методами. В числе последних доминирующую роль играют финансовые рычаги воздействия государства на экономику, государственный бюджет, финансовая, налоговая, таможенная и кредитная политика, политика цен и доходов, государственные заказы и займы, прямая финансовая помощь субъектам хозяйственных отношений, экспортная и импортная политика и др. ——————————— <22> Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России / Под ред. В. П. Колесова. М., 2002. С. 97.

В условиях глобализации изменяются и методы осуществления экономической функции государства. Так, весьма важное значение приобретают методы «корректировки правил глобальной конкуренции» на внутреннем рынке в национальных интересах. Это государственный контроль над природными ресурсами и ключевыми отраслями экономики; защита внутреннего рынка и защита интересов отечественных производителей на внешнем рынке; ограничение иностранных инвестиций для национальных интересов; предотвращение финансовых спекуляций; контроль за денежной системой и валютными операциями в стране; принятие мер, направленных на «выращивание предприятий-лидеров, конкурентоспособных на мировом рынке», и др. <23>. ——————————— <23> Подробнее об этом см.: Глазьев С. Ю. Для России неприемлемо положение периферийной страны // Русский предприниматель. 2002. Январь. С. 34; Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России. С. 88 — 97.

Таким образом, анализируя характер изменений, происходящих в экономической функции государства под воздействием процесса глобализации, нетрудно заметить, что они касаются как содержания, так и методов ее осуществления. Данное утверждение справедливо и относительно других функций государства. Возрастание влияния глобализации на жизнь всех государств не может не сказаться в первую очередь на внутренних и внешних функциях государства. Обычно в юридической литературе отмечается такая важная тенденция в развитии внутренних функций государства, как их интернационализация, т. е. придание внутренним функциям значительного международного значения, их тесное взаимодействие с внешней средой, взаимосвязь внутренней и внешней политики государства. Отсюда вытекает, что внутренние функции государства не могут развиваться исключительно на собственной основе, определяться целями и задачами, базирующимися только на национальном интересе без учета интересов международного сообщества. Л. А. Морозова обоснованно объясняет такую тенденцию: «Каждое государство не существует изолированно от других государств, все они связаны узами международного сообщества, необходимостью участвовать в решении глобальных проблем, следовательно, они должны согласовывать свои интересы с общими интересами данного сообщества» <24>. ——————————— <24> Морозова Л. А. Влияние глобализации на функции государства // Государство и право. 2006. N 6. С. 101 — 102.

Таким образом, наряду с другими институтами государства его функции также трансформируются под воздействием глобальной информатизации, что делает актуальным научное изучение данного процесса. Определенные функции приобретают особое значение, обусловливаемое объективной необходимостью регулирования глобальных процессов. Это в первую очередь относится к информационной функции современного государства, без качественной и планомерной реализации которой невозможно достойное существование России на международной арене.

——————————————————————