О модели правового регулирования применения информационных технологий в судах общей юрисдикции

(Кокотова Е. И.) («Администратор суда», 2008, N 3)

О МОДЕЛИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СУДАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Е. И. КОКОТОВА

Кокотова Е. И., помощник судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя.

Проведенный анализ современного состояния нормативно-правового регулирования в Российской Федерации общественных отношений, складывающихся в сфере информационного обеспечения субъектов единого судебного пространства, позволяет говорить о необходимости создания концептуально-логической модели правового регулирования, соответствующей разнообразию, особенностям и динамике регулируемых информационных отношений. В самом общем виде модель правового регулирования может быть охарактеризована как единая система нормативно-правовых актов, а также организационных способов, регулирующих процессы создания и применения информационных технологий в судах общей юрисдикции в целях эффективного решения задач правосудия. Модель правового регулирования должна учитывать динамику развития общественных отношений в рассматриваемой сфере, поскольку она призвана не только их регулировать, но и иметь для них ориентирующее значение. Создание современной модели, отражающей как отечественный, так и зарубежный опыт эффективного правового регулирования процессов внедрения и использования информационных технологий в судах, является одной из приоритетных задач законодателя, которая не может быть решена без выработанных юридической наукой научно обоснованных параметров этой модели. Принципиально важным является согласование последней с такими директивными требованиями осуществляемой в Российской Федерации в свете реализации Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007 — 2011 гг. <1> судебной реформы, как повышение эффективности работы судебных органов, улучшение качества, обеспечение доступности, открытости и транспарентности правосудия. ——————————— <1> Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. N 583 «О Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007 — 2011 годы» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 41. Ст. 42 — 48.

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в рассматриваемой сфере предложена модель правового регулирования, в рамках которой разработаны методика использования электронных документов в качестве доказательств в судах общей юрисдикции и методика использования информационных технологий в процессуальной и непроцессуальной деятельности судов общей юрисдикции. С учетом особого места суда общей юрисдикции в государственно-правовой структуре, выступающего, с одной стороны, как орган отправления правосудия, а с другой — как орган, осуществляющий определенную внепроцессуальную деятельность, определен инструмент для системного внедрения и использования информационных технологий как непосредственно в деятельность по осуществлению правосудия, так и в сферу обеспечения правосудия. Указанные методики характеризуются тем, что они позволяют без радикальных изменений в законодательстве внедрять и использовать информационные технологии в судах общей юрисдикции. Важно отметить, что организационно-правовое обеспечение посредством локальных нормативно-правовых актов (положений, порядков, инструкций, требований, правил) легитимизировано Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» <2>, закрепляющим возможность разработки и утверждения стандартов самими организациями, исходя из необходимости их применения в целях совершенствования деятельности и повышения качества предоставляемых услуг. ——————————— <2> Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» // Собрание законодательства РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140.

В системе нормативно-правового регулирования становится возможной разработка соответствующей совокупности научных терминов, составляющих понятийный аппарат в сфере применения информационных технологий в судопроизводстве. При этом моделирование процессов применения информационных технологий в судах общей юрисдикции диктует необходимость обращения к теоретическому потенциалу, заключенному в разработанной автором единой научно-теоретической концепции судебной информации. Концепция судебной информации характеризуется тем, что в полной мере отражает специфику общественных отношений в сфере использования информационных технологий в судах общей юрисдикции, обусловленную особенностями информационно-правовой деятельности судов, самой природой судебной информации и непосредственными технологиями ее обработки на машинных носителях. В рамках данной концепции предлагается системный терминологический аппарат, при помощи которого осуществляется феноменологическая характеристика института информационных технологий судопроизводства, классификация судебной информации, раскрытие ее правового режима. Исходя из положений концепции, при определении судебной информации следует основываться на постулатах вероятностно-статистической теории, согласно которой утверждались представления о том, что информация есть процесс уменьшения существовавшей до ее получения неопределенности. Если сообщение не дает ничего нового, не снимает неопределенность, то считается, что в нем не содержится информации. В силу изложенного представляется целесообразным определить судебную информацию применительно к судам общей юрисдикции как «целенаправленный процесс минимизации энтропии (неопределенности) относительно возможного, дозволенного и запрещенного поведения субъектов общественных отношений в сфере процессуальной и внепроцессуальной деятельности судов общей юрисдикции». Использование данного определения судебной информации позволяет, во-первых, учитывать одно из основных свойств объективного мира, связанного с наличием в нем информационных процессов. Вместе с тем парадоксальность современных взглядов на информацию состоит в том, что чем выше неопределенность, тем больше возможностей для дивергенции и направления дальнейшего развития, вытекающего из этих возможностей. Во-вторых, согласно данному определению судебную информацию можно рассматривать как средство снять неопределенность, осуществляя тем самым активное воздействие на общественные отношения субъектов, являющееся, по сути, целью нормативно-правового регулирования. Необходимым средством изучения правовой действительности, особенностей правового регулирования в области информационного обеспечения судов общей юрисдикции является систематизация судебной информации, имеющая теоретическое и практическое значение. Обосновывается, что в информационных отношениях особое значение приобретает классификация судебной информации по степени доступа к информации, области применения, видам информации, правовому статусу, степени конфиденциальности и организованности, виду носителя. Как доказано специалистами в области информации, одним из препятствий адекватного восприятия судебной информации адресатами (гражданами) является шум, возникающий в информационном канале. Необходимо создание средств законодательного регулирования, способствующего уменьшению такого шума (информационных помех). Практическим средством повышения эффективности информационного обмена в судах общей юрисдикции являются информационные технологии, представляющие собой совокупность технических, программных, математических, организационных средств и методов, обеспечивающих в сфере деятельности судов общей юрисдикции поиск, сбор, хранение, обработку, предоставление, распространение судебной информации. Принципиально важным представляется то, что в рамках модели правового регулирования, информационно-компьютерные технологии рассматриваются не только как технические средства, но и как основной путь, заставляющий пересмотреть основополагающие принципы, касающиеся доступности правосудия, представления доказательств, рассмотрения дел в судебном заседании, устности, непосредственности, гласности и процессуальной экономии. Обеспечение наличия судебной информации у получателя посредством использования соответствующей методики способствует уменьшению неопределенности истинной ситуации и возможности сделать выбор одного или нескольких вариантов из множества возможных равноправных альтернатив. Необходимо обратить внимание на то, что предложенные методики учитывают общие и специальные (правовые) свойства судебной информации, позволяющие выделить ее среди других объектов правоотношений и определяющие особенность правового регулирования информационных отношений в судах общей юрисдикции. Практическая значимость методик использования информационных технологий в рассматриваемой сфере определяется также возможностью организации автоматизированных рабочих мест судей и работников аппарата суда на основе ситуационного подхода, являющегося фундаментальным принципом принятия решения. Обоснованность принятия судебных решений зависит от того, насколько информация, лежащая в основе таких решений, соответствует действительности. Поэтому уровень и возможность применения технологий, поставляющих такую информацию, прямо определяет качество и эффективность судебной деятельности. В связи с этим использование методик, позволяющих приспособить информационные технологии к особенностям информационных каналов и процессуальным формам, обеспечивает коллегиальность в принятии решения, повышая тем самым и его достоверность. Предложенные подходы, связанные с техническим перевооружением и изменением способа проведения самого судебного заседания, несомненно, результативны и для решения проблемы сокращения сроков рассмотрения дел судами общей юрисдикции в соответствии с требованиями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. N 52 «О сроках рассмотрения судами РФ уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» <3>. ——————————— <3> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. N 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» // БВС РФ. 2008. N 2. С. 8 — 12.

Логичность модели правового регулирования заключается в способности последней учитывать такие факторы, как последствия внедрения технологического совершенствования правовых процедур. При этом оценку указанных последствий возможно осуществлять сегодня с точки зрения соответствия их системе принципов процессуального права, учета культурных традиций и готовности судейского сообщества воспринять эту систему. Методический инструмент для использования современных информационных технологий в судах общей юрисдикции позволяет провести анализ как позитивных влияний, так и возможных рисков от их внедрения и применения. Положительный момент выражается в повышении управляемости и организации работы судебной системы; информационной открытости и гласности; ускорении документооборота, доступа к суду в условиях территориального размаха страны. Возможные риски предполагают вторжение в сеть посторонних лиц, искажение информации, получение ее в подложном виде. Таким образом, разработанные в ходе исследования механизмы применения информационных технологий в судах общей юрисдикции, обеспечивая конструктивность модели правового регулирования, отмечают возможности использования единого системного терминологического аппарата, повышения качества правосудия, оперативности и экономичности судопроизводства, достоверности судебной информации, сокращения сроков рассмотрения гражданских, уголовных и дел об административных правонарушениях.

——————————————————————