Позвоните родителям!

(Бодрягина О.)

(«ЭЖ-Юрист», 2008, N 36)

ПОЗВОНИТЕ РОДИТЕЛЯМ!

О. БОДРЯГИНА

Оксана Бодрягина, газета «ЭЖ-Юрист».

Коммерческой телерекламе придется потесниться: законодатели намереваются вернуть в эфир социальную рекламу. При этом телеканалы хотят заставить транслировать «социалку» ежечасно и безвозмездно, то есть даром, как говорил один персонаж из известного всем детского мультфильма.

Вполне возможно, что скоро с голубых экранов нам станут регулярно показывать социальные ролики, рассказывать, что самое лучшее лекарство от бессонницы — это заплатить налоги, напоминать, чтобы мы позвонили родителям и соблюдали правила дорожного движения. Депутаты, всерьез озаботившись практически полным отсутствием социальной телерекламы, предложили обязать телевизионщиков каждый час ставить в эфир 30-секундные ролики на социально значимые темы.

Озаботились этой проблемой избранники народа неспроста. После введения с 2006 года ограничений рекламного времени на телевидении социальную рекламу можно смело заносить в Красную книгу как исчезающий вид.

Сейчас общая продолжительность рекламы, как следует из ст. 14 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», не должна превышать 15% эфирного времени в час (или 9 минут). И это с учетом социальной рекламы, распространение которой, кстати, согласно ст. 10 того же Закона N 38-ФЗ является не правом, а обязанностью телеканалов. Более того, установлен жесткий лимит по размещению такой рекламы — 5% от годового объема телерекламы. В свете сокращения объема коммерческой рекламы телекомпании неохотно ставят «социалку» в эфир, а если она и появляется на экранах, то зачастую телеканалы пускают ее в утренние или ночные эфиры, в так называемое нерейтинговое время.

Понимая эффективность телевизионного двигателя торговли, с помощью которого государство может продвигать свои проекты, депутаты решили ввести новые правила для социальной рекламы. Согласно подготовленным группой депутатов поправкам к ст. 14 Закона «О рекламе» телеканалы будут обязаны транслировать «социалку» (при наличии, конечно, договора на ее размещение) каждый час в течение 30 секунд. При этом к великому облегчению для телевизионщиков размещаться она будет сверх действующей квоты коммерческой рекламы (9 минут в час). Видите, говорят авторы проекта, мы никого не обижаем и ни на чьи рекламные доходы не покушаемся.

Здесь, правда, таится один весьма важный момент, который телевизионщиков не обрадует. Если сейчас заказчики социальной рекламы платят за ее размещение (например, за счет бюджетных средств, когда в качестве заказчика выступают органы госвласти), то с принятием поправок транслировать социальные ролики телеканалам придется на безвозмездной основе. Хорошо, что хоть делать за свой счет эти самые ролики телевизионщиков не заставляют. А ведь такое правило когда-то действовало в старой редакции Закона о рекламе (от 18.07.95 N 108-ФЗ).

Так что задвинуть социальные ролики в утренний воскресный эфир уже не получится. В КоАП РФ на этот случай предусмотрена специальная ст. 14.3, по которой нарушителю рекламного законодательства грозит полумиллионный штраф.

——————————————————————