Интерактивный научно-педагогический портал «Электронная юстиция»

(Рустикова Г. С., Морозов А. А.) («Информационное право», 2013, N 3) Текст документа

ИНТЕРАКТИВНЫЙ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ «ЭЛЕКТРОННАЯ ЮСТИЦИЯ» <*>

Г. С. РУСТИКОВА, А. А. МОРОЗОВ

——————————— <*> Статья рекомендована кафедрой информационного права, информатики и математики Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации (протокол от 26 июня 2013 г. N 6).

Рустикова Галина Сергеевна, преподаватель кафедры информационного права, информатики и математики Российской правовой академии Минюста России.

Морозов Антон Андреевич, аспирант МИФИ.

В статье рассматривается возможность использования ресурсов интерактивного научно-педагогического портала «Электронная юстиция», созданного кафедрой информационного права, информатики и математики Российской правовой академии Минюста России для подготовки высококвалифицированных кадров юристов — специалистов по информационному праву.

Ключевые слова: право, информация, образование.

Interactive scientific and pedagogical portal «Electronic justice» G. S. Rustikova, A. A. Morozov

This article considered the ability to use resources of the interactive scientific and educational portal named «Justice», which created by the members of Department of information law of Russian legal academy of the Ministry of justice of Russia for the training of highly qualified lawyers — experts on the information law.

Key words: law, information, education.

Вступающий в силу с 1 сентября 2013 г. новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в качестве основных средств реализации образовательных технологий называет компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, электронные образовательные и информационные ресурсы (ст. 2). При получении образования осваивается колоссальный объем информации, применяются различные средства обучения, среди которых все большее место занимают дистанционные образовательные технологии. Применяя инновации в образовании, кафедра информационного права, информатики и математики Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации (РПА Минюста России) участвует в таких проектах, как виртуальная образовательная среда, электронная педагогика, дистанционные технологии в образовательной среде, модель электронного учебного курса, и использует для этого образовательный интернет-ресурс. Этим интернет-ресурсом является портал «Электронная юстиция» (pravoinfo. su). Здесь интегрированы и постоянно модернизируются несколько источников получения необходимой информации: ресурсы сайта РПА Минюста России, информация о работе юридических клиник академии и типовые вопросы граждан; интерактивные возможности портала «Юстиция»; видеолекции; различные учебно-методические материалы. В ближайшем будущем на портале будут размещены видеоуроки по использованию справочных правовых систем со ссылками на соответствующие интернет-ресурсы (базы данных справочных правовых систем (БД СПС)), а также появится возможность задавать вопросы непосредственно на форуме портала или общаться с преподавателями академии либо по телефону, указанному на сайте, либо через видеоконференцию. Материалы портала подготавливаются профессиональными юристами в содружестве с общественными организациями и другими специалистами — педагогами, психологами, сотрудниками библиотек, журналистами, госслужащими. Портал ориентирован на выполнение разнообразных функций, связанных с правовой информацией: аналитических, образовательных, научно-исследовательских, совместной работы в поисках решений, оказания различных юридических услуг. Ресурсы портала организованы так, что можно найти интересующую информацию различными способами (по отраслям права, по фамилиям, в разделе «Ведущие ученые» или с помощью строки поиска) и найти наиболее оптимальный из них. Главная страница портала «Электронная юстиция» состоит из пяти разделов (см. табл.).

Мониторинг Правовое Наука Образование Профессии правоприменения просвещение

Бесплатная Ведущие Бакалавры и Законодательство юридическая ученые специалисты Приставы Прокуроры Судьи помощь

Вопросы и Конфе — Поли — Правовой анализ ответы ренции Магистры Нотариус Следова — цей — и пуб — тели ские ликации

Законопроектная Патриоти — Диссер — Повышение Экс — инициатива ческое тации квалифи — Адвокаты ФСИН перты воспитание кации

«Мониторинг правоприменения», «Правовое просвещение», «Наука», «Образование» и «Профессии», которые, в свою очередь, разделены на подразделы. Рассмотрим некоторые из них <1>. ——————————— <1> Подробнее см.: Морозов А. В., Филатова Л. В., Остроушко А. В., Рустикова Г. С. Интерактивные ресурсы портала «Юстиция» в реализации Основ государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан // Правовая культура. 2012. N 1. С. 204 — 210.

Материалы раздела «Наука», расположенные в трех подразделах — «Ведущие ученые», «Конференции и публикации», «Диссертации», позволяют пользователям портала, в т. ч. получающим образование, ознакомиться с диссертациями, авторефератами, материалами круглых столов и конференций по изучаемым проблемам, что позволяет их использовать для цитирования в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях. В подразделе «Конференции и публикации» можно не только найти необходимые материалы для цитирования в своих работах, но и узнать о предстоящих конференциях, представить там результаты своей научно-исследовательской деятельности. Для аспирантов, соискателей ученых степеней в подразделе «Диссертации» есть интересные видеоматериалы (видеолекции) о методах поиска, сбора, обработки информации для таких работ, как диссертация, о требованиях к их содержанию, различных тактических приемах при защите выводов научных исследований и т. п. В подразделе «Ведущие ученые» размещена информация о выдающихся ученых в отрасли информационного права (И. Л. Бачило, Ю. М. Батурин, В. Н. Лопатин и др.), в т. ч. об ученых, участвующих в подготовке и обработке материалов, расположенных на портале. В данном подразделе можно ознакомиться с результатами их исследований и научных работ <2>, этот подраздел имеет перекрестные связи с другими ресурсами портала, позволяющие посмотреть учебные материалы, в т. ч. видеолекции, подготовленные этими учеными и размещенные на портале. Кроме того, пользователь портала имеет возможность отправить личное сообщение авторам материалов по электронной почте или через ресурсы социальных сетей. ——————————— <2> Морозов А. В. Информационное право как самостоятельная научная специальность // Юридическое образование и наука. М.: Юрист, 2013. N 1. 40 с.

Учебные материалы, размещенные в разделе «Образование» в трех подразделах — «Бакалавры и специалисты», «Магистратура» и «Повышение квалификации», содержат гиперссылки на нормативно-правовую базу. Пользователю портала предоставляется возможность ознакомиться с глоссарием и получить дополнительную справочную информацию при нажатии на соответствующую ссылку. Существует фонд видеолекций. Все это позволяет пользователям портала проходить обучение дистанционно, что, несомненно, имеет свои преимущества. Раздел «Мониторинг правоприменения» <3> предназначен для того, чтобы помочь пользователям портала оценить положения действующего законодательства в актуальном состоянии, ознакомиться с официальными и неофициальными толкованиями права, быть в курсе законопроектной деятельности государственных органов и общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов, а также выявить пробелы отечественного законодательства и сформулировать предложения по его совершенствованию. ——————————— <3> Мониторинг правоприменения в Российской Федерации применяется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2011 N 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 21. Ст. 2930.

Подраздел «Законодательство» позволяет получать доступ к интернет-версиям информационно-правовых справочных систем (КонсультантПлюс, Гарант, Кодекс), к ресурсам сайта Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации (НЦПИ), к ресурсам других сайтов, наиболее часто используемых для научно-исследовательской и образовательной деятельности: Официальный интернет-портал правовой информации; Сайты органов государственной власти РФ; Сайты судов РФ; Сайты федеральных органов исполнительной власти; Сайты справочных и информационных систем. Подраздел «Правовой анализ» посвящен проблемам применения нормативно-правовых актов, изучению судебной практики и вопросам совершенствования законодательства по конкретной отрасли права. Для более качественного анализа в подавляющем большинстве случаев предоставляется возможность непосредственно с сайта обращаться к контексту документа и прослеживать его взаимосвязи с другими источниками права и иными явлениями социальной действительности. Подраздел «Законопроектная инициатива» знакомит пользователя портала «Электронная юстиция» с деятельностью палат Федерального Собрания Российской Федерации по принятию законов, а также с работой исполнительных органов государственной власти и прежде всего Минюста России в сфере законотворческой инициативы. Из этого подраздела можно получить доступ к ресурсам, на которых проходит общественное обсуждение проектов нормативно-правовых актов, и к тематическим интернет-форумам, посвященным нормотворческому процессу в нашей стране. В данном разделе можно ознакомиться с деятельностью Минюста России по выдаче заключений о соответствии законопроектов Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, правилам юридической техники. В подразделе «Патриотическое воспитание» собраны и постоянно пополняются видеоматериалы, посвященные ветеранам юстиции Минюста России и РПА. Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе российского образования, способствующих формированию у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга. Портал «Электронная юстиция» ориентирован на широкий круг пользователей с целями передачи им необходимых юридических знаний, получения образования, укрепления правосознания и преодоления правового нигилизма, формирования специальных навыков и способностей отстоять свои законные интересы. С учетом того что пользователями портала могут быть лица, не имеющие юридического образования, информация, расположенная в подразделе «Вопросы и ответы», распределена не только по отраслям права, но и по понятным простым гражданам рубрикам, с привычными и ясными для них названиями: «Автомобиль», «Пенсии», «Медицина и здоровье», «Образование», «Семья и дети» и пр. Подраздел «Вопросы и ответы» по сути представляет собой сборник ответов на типовые вопросы пользователей портала или людей, обращающихся в юридические клиники Российской правовой академии Министерства юстиции российской Федерации. Адрес и телефоны юридических клиник указаны на сайте академии <4> (http://rpa-mu. ru/cpp), а также на портале «Электронная юстиция» в подразделе «Бесплатная юридическая помощь» (http://pravoinfo. su/free_justice_help. html). ——————————— <4> Сайт Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации: URL: http://www. rpa-mu. ru/cpp (дата обращения: 29.05.2013).

В подразделе «Бесплатная юридическая помощь», кроме информации о юридических клиниках, есть материалы, необходимые при обращении за квалифицированной помощью специалистов (примерная форма соглашения об оказании бесплатной юридической помощи, заявление и т. п.), с которыми можно ознакомиться и скачать их. Материалы этого подраздела можно и нужно использовать в процессе обучения, ведь, изучив интересующую рубрику с вопросами и ответами, можно почерпнуть для себя полезную информацию. Поиск ответа по уже имеющимся типовым вопросам можно осуществить благодаря реализованному поиску по ключевым словам. Для этого необходимо ввести ключевое слово в окошечко поиска, расположенного в подразделе «Вопросы и ответы» и выделенного серым цветом.

Если на вопрос не нашлось ответа среди имеющихся типовых вопросов, можно воспользоваться возможностью задать вопрос самому в подразделе «Вопросы и ответы». В этом подразделе наверху есть интерактивная надпись «Задать свой вопрос», нажав на которую, можно задать вопрос, и, оставив свою электронную почту, получить ответ в течение нескольких рабочих дней. Доступ к этой услуге есть также и с сайта Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации: в разделе «Юридическая клиника» <5> есть гиперссылка под названием «Интерактивные возможности». ——————————— <5> Сайт Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации: URL: http://www. rpa-mu. ru/cpp (дата обращения: 29.05.2013).

Создание эффективной системы обучения, базирующейся на современных форматах обучения и образовательных технологиях, является приоритетным направлением развития существующей системы образования. В рамках этой системы должны быть поддержаны программы повышения квалификации и переподготовки кадров для государственного и корпоративного секторов экономики, а также системы неформального обучения взрослых всех возрастов, в т. ч. за счет поддержки расширения предложений вузов на этом рынке <6>. ——————————— <6> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 2148-р «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 48. Ст. 6735.

Портал создан с помощью современных средств WEB-дизайна, что позволяет при необходимости оперативно видоизменять интерфейс в соответствии с требованиями. Эти возможности позволяют добавлять, убирать и редактировать уже существующие разделы в соответствии с целями и задачами обучения. Портал постоянно модернизируется. Его более технологически развитая версия расположена на домене justice. stv. su. На портале собраны не только образовательные материалы, но и материалы, отражающие взгляды ветеранов юстиции, ведущих ученых, практикующих юристов на современные социально-экономические и правовые проблемы, реализован доступ к интернет-версиям различных информационно-правовых справочных систем: «Кодекс», «КонсультантПлюс» и «Гарант». Эти возможности могут быть полезны как практикующим юристам, так и тем, кто только начал изучать юриспруденцию.

——————————————————————

Название документа