Международно-правовое сотрудничество государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации

(Ястребов Д. А.) («Юридический мир», 2008, N 12)

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ — УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Д. А. ЯСТРЕБОВ

Ястребов Д. А., заведующий кафедрой Московского института экономики, менеджмента и права, кандидат юридических наук.

Законодательство об уголовной ответственности за компьютерные преступления в различных странах мира существенно отличается друг от друга. Не во всех государствах законодательство в должной мере адаптировано к постоянно возрастающим потребностям усиления уголовно-правовой охраны правоотношений, связанных с использованием компьютерных технологий и информации. Важным фактором в деле обеспечения законности и правопорядка на всем пространственном протяжении Содружества является повышение уровня сотрудничества государств — членов СНГ в борьбе с международной преступностью во всех ее проявлениях. И здесь международно-правовая позиция России определяет себя ясностью курса и последовательностью намерений. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации четко сформулировано следующее положение: «При осуществлении международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности особое внимание должно уделяться проблемам взаимодействия с государствами — участниками Содружества Независимых Государств. Для осуществления этого сотрудничества по указанным основным направлениям необходимо обеспечить активное участие России во всех международных организациях, осуществляющих деятельность в области информационной безопасности, в том числе в сфере стандартизации и сертификации средств информатизации и защиты информации». Следует отметить заключаемые соглашения о сотрудничестве в области защиты информации между Российской Федерацией и государствами, как входящими, так и не входящими в состав СНГ <1>. ——————————— <1> Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве в области технической защиты информации (Киев, 14 июня 1996 г.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Словацкой Республики о защите информации ограниченного доступа (Братислава, 29 апреля 1997 г.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о сотрудничестве в области защиты информации (Москва, 9 июля 1997 г.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о защите секретных информации и материалов (Париж, 18 декабря 2000 г.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимной защите секретной информации (Ереван, 5 ноября 2002 г.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимной защите секретной информации (Душанбе, 22 января 2003 г.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о взаимной защите секретной информации (Москва, 23 апреля 2003 г.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о взаимной защите секретной информации (Москва, 1 июля 2003 г.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики о взаимной защите секретной информации (Москва, 19 сентября 2003 г.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о взаимной защите секретной информации (Москва, 6 февраля 2004 г.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о взаимной защите секретной информации (Уральск, 7 июля 2004 г.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Сирийской Арабской Республики о взаимной защите секретной информации (Москва, 25 января 2005 г.).

1 июня 2001 г. в Минске Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан, Украиной и Российской Федерацией было подписано многостороннее <2> Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации (далее — Соглашение). ——————————— <2> Сложно согласиться с мнением некоторых авторов о том, что «не существует международных договоров, которые предусматривали бы меры борьбы государств с компьютерными преступлениями и правила об ответственности за их совершение» — см.: Талимончик В. П. Компьютерные преступления и новые проблемы сотрудничества государств // Законодательство и экономика. 2005. Май. N 5.

Азербайджан и Украина подписали Соглашение с оговорками, учитывающими национальное законодательство, национальные интересы и международные обязательства этих стран. В соответствии со ст. 15 и 16 Соглашение заключено сроком на 5 лет с момента его вступления в силу, определяемого с даты сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его сторонами необходимых внутригосударственных процедур. 14 марта 2002 г. оно вступило в силу и согласно ст. 16 автоматически было продлено на последующий 5-летний период. Депозитарием Соглашения является Исполнительный секретариат СНГ <3>. ——————————— <3> Соглашение вступило в силу: для Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Таджикистан 14 марта 2002 г.; для Республики Молдова 3 апреля 2002 г.; для Республики Казахстан 18 сентября 2002 г.; для Азербайджанской Республики 14 мая 2004 г.

Соглашение направлено на расширение правовых основ сотрудничества стран СНГ в области компьютерной безопасности. Данная область является исключительно актуальной в связи с интенсификацией в странах СНГ использования информационно-коммуникационных технологий и в соответствии с этим повышения уровня угроз национальной безопасности. Соглашение относится к числу международно-правовых документов Содружества Независимых Государств, регулирующих взаимодействие государств в сфере борьбы с преступностью. Соглашение определяет ключевые направления и формы сотрудничества в области борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации (обмен информацией, основания и порядок исполнения запросов об оказании содействия), а также перечень уголовно наказуемых деяний. Государства — участники Содружества Независимых Государств <4>, будучи убежденными в необходимости согласования действий сторон в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации и стремясь создать правовые основы сотрудничества правоохранительных и судебных органов государств — участников Соглашения в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации, выразили решимость сотрудничать в целях обеспечения эффективного предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений в сфере компьютерной информации. ——————————— <4> Далее — стороны.

В Соглашении определены следующие важные термины: а) преступление в сфере компьютерной информации — уголовно наказуемое деяние, предметом посягательства которого является компьютерная информация; б) компьютерная информация — информация, находящаяся в памяти компьютера, на машинных или иных носителях в форме, доступной восприятию ЭВМ, или передающаяся по каналам связи; в) вредоносная программа — созданная или существующая программа со специально внесенными изменениями, заведомо приводящая к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети; г) неправомерный доступ — несанкционированное обращение к компьютерной информации. Стороны решили в соответствии с настоящим Соглашением, национальным законодательством и другими международными договорами, участниками которых они являются, сотрудничать в целях обеспечения эффективного предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений в сфере компьютерной информации. Стороны будут стремиться к гармонизации национального законодательства в области борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации. В развитие обозначенных целей стороны в соответствии со ст. 3 данного Соглашения заявили о признании в качестве уголовно наказуемых (в рамках национального законодательства) следующих деяний, если они совершены умышленно: а) осуществление неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети; б) создание, использование или распространение вредоносных программ; в) нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред или тяжкие последствия; г) незаконное использование программ для ЭВМ и баз данных, являющихся объектами авторского права, а равно присвоение авторства, если это деяние причинило существенный ущерб. Определение понятий «существенный вред», «тяжкие последствия» и «существенный ущерб» относится к компетенции сторон. Сотрудничество между сторонами в рамках настоящего Соглашения осуществляется между компетентными органами непосредственно. В соответствии со ст. 453 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации компетентными органами в рамках Соглашения являются: Министерство внутренних дел Российской Федерации — в отношении поручений, не требующих санкции судьи или прокурора, связанных с проведением предварительного следствия по делам о преступлениях в сфере компьютерной информации, отнесенных к компетенции органов внутренних дел Российской Федерации; Федеральная служба безопасности Российской Федерации — в отношении поручений, не требующих санкции судьи или прокурора, связанных с проведением предварительного следствия по делам о преступлениях в сфере компьютерной информации, предварительное следствие по которым может производиться следователями органов федеральной службы безопасности; Генеральная прокуратура Российской Федерации — во всех остальных случаях проведения предварительного следствия. Кроме того, компетентным органом также является Мининформсвязи России, которое в соответствии с Положением о Министерстве информационных технологий и связи Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2004 г. N 311, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информации. Данный перечень компетентных органов в соответствии со ст. 4 Соглашения подлежит передаче депозитарию Соглашения при сдаче на хранение уведомления о выполнении предусмотренных внутригосударственных процедур. Стороны в рамках Соглашения осуществляют сотрудничество в следующих формах: а) обмена информацией, в том числе: — о готовящихся или совершенных преступлениях в сфере компьютерной информации и причастных к ним физических и юридических лицах; — о формах и методах предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений в данной сфере; — о способах совершения преступлений в сфере компьютерной информации; — о национальном законодательстве и международных договорах, регулирующих вопросы предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений в сфере компьютерной информации; б) исполнения запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также процессуальных действий в соответствии с международными договорами о правовой помощи; в) планирования и проведения скоординированных мероприятий и операций по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере компьютерной информации; г) оказания содействия в подготовке и повышении квалификации кадров, в том числе путем стажировки специалистов, организации конференций, семинаров и учебных курсов; д) создания информационных систем, обеспечивающих выполнение задач по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере компьютерной информации; е) проведения совместных научных исследований по представляющим взаимный интерес проблемам борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации; ж) обмена нормативными правовыми актами, научно-технической литературой по борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации; з) в других взаимоприемлемых формах. В письме Правительства РФ от 1 мая 2008 г. N 1904п-П4 «Заключение на проект Федерального закона «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации», вносимом Президентом Российской Федерации» отмечалось, что «ратификация данного Соглашения позволит повысить эффективность борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации, в том числе с незаконным использованием информационных ресурсов и объектов интеллектуальной собственности на материальных носителях информации». Согласно Заключению Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности от 4 сентября 2008 г. N 29/15 по проекту Федерального закона N 71245-5 «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации», внесенному Правительством Российской Федерации, «ратификация позволит расширить правовую базу сотрудничества правоохранительных и судебных органов государств — участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации, к которым относятся уголовно наказуемые деяния, предметом посягательств которых является компьютерная информация, то есть информация, находящаяся в памяти компьютера, на машинных и иных носителях в форме, доступной восприятию ЭВМ, или передающаяся по каналам связи». Председатель Комитета В. А. Васильев подчеркнул, что, «учитывая проблему экстерриториальности преступлений в сфере компьютерной информации, осуществляемых с использованием глобальных сетей связи, подобное сотрудничество является необходимым условием борьбы с такими преступлениями», отметив, что предлагается ратифицировать указанное Соглашение с оговоркой, позволяющей России отказаться от исполнения запроса о проведении оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий полностью или частично, если это может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности. Подобная возможность предусмотрена Уголовно-процессуальным кодексом РФ (ч. 4 ст. 457). Необходимость такой оговорки обусловлена тем, что Соглашение определяет в качестве причины для такого отказа только противоречие запроса национальному законодательству. Однако российское законодательство в сфере компьютерной информации находится в стадии развития. Очевидно, что не все ситуации, связанные с доступом и обработкой компьютерной информации, урегулированы законом, поэтому прямого противоречия запроса законам Российской Федерации может не быть. В то же время исполнение запроса может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, чего допустить нельзя». Следует отметить, что необходимость ратификации Соглашения следует из ст. 15, а также из ст. 14 и подпунктов «а» и «б» п. 1 ст. 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», поскольку данный международный договор устанавливает иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также предполагает обмен сторонами информацией, включая персональные данные и другие сведения, предметом которых являются основные права и свободы граждан. На основании п. «г» ст. 84 Конституции Российской Федерации и в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» 12 июня 2008 г. указанное Соглашение внесено Президентом Российской Федерации на ратификацию в Государственную Думу. Соглашение состоит из преамбулы и 17 статей, которые представляют собой единую систему правовых норм, что соответствует Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации». Объектом Соглашения является обеспечение сотрудничества правоохранительных и судебных органов государств-участников в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации, что отражено в наименовании и преамбуле Соглашения. Согласно п. «з» и «к» ст. 71 Конституции Российской Федерации вопросы международных отношений Российской Федерации и международные договоры Российской Федерации отнесены к ведению Российской Федерации. Таким образом, предмет правового регулирования Соглашения соответствует сфере федерального ведения. Цель Соглашения сформулирована в его статьях. Основным мотивом заключения Соглашения являлось стремление расширения правовых основ сотрудничества государств — участников СНГ в области борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации. Реализация Соглашения будет способствовать развитию международного сотрудничества Российской Федерации в указанной сфере. Выполнение предусмотренных Соглашением обязательств, с учетом оговорки о праве на полный или частичный отказ в исполнении запроса об оказании содействия в случае возможного нанесения ущерба суверенитету или безопасности, отвечает интересам Российской Федерации и позволит повысить эффективность борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации, в том числе с незаконным использованием информационных ресурсов и объектов интеллектуальной собственности на материальных носителях информации. Выполнение российской стороной положений данного Соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. В связи с ратификацией Соглашения не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Форма Соглашения и его текст соответствуют Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, федеральным конституционным и федеральным законам, правилам юридической техники. Соглашение не содержит внутренних противоречий, а также иных правил, чем предусмотрены Конституцией и законодательством Российской Федерации. По Заключению Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками от 4 сентября 2008 г. на Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации Комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать данное Соглашение. В Заключении Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи от 5 сентября 2008 г. N 3.23 на проект Федерального закона N 71245-5 «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации», внесенный Президентом Российской Федерации, отмечалось, что «законопроект предусматривает ратификацию Соглашения Российской Федерацией с оговоркой о возможности отказа в предоставлении информации по запросу полностью или частично, если исполнение запроса может нанести ущерб суверенитету или безопасности России». 1 октября 2008 г. был подписан Федеральный закон N 164-ФЗ «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации» <5>, согласно которому было принято решение ратифицировать Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации, подписанное от имени Российской Федерации в городе Минске 1 июня 2001 г., со следующей оговоркой: «Российская Федерация оставляет за собой право отказать в исполнении запроса полностью или частично, если исполнение запроса может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности». ——————————— <5> Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 40. Ст. 4499.

В заключение следует подчеркнуть, что целесообразность ратификации Соглашения обусловлена потребностью в расширении правовых основ сотрудничества правоохранительных и судебных органов государств — участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации. Ратификация Соглашения позволит повысить эффективность борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации, в том числе с незаконным использованием информационных ресурсов и объектов интеллектуальной собственности на материальных носителях информации. Следует обратить внимание на то, что Российская Федерация ратифицирует Соглашение с оговоркой, предусматривающей возможность отказа в исполнении запроса полностью или частично, если его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности.

——————————————————————