Актуальные вопросы применения современных цифровых технологий при реализации принципа обжалования в уголовном судопроизводстве России

(Рытьков А. А., Сидоров В. В.) («Администратор суда», 2009, N 3)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ОБЖАЛОВАНИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ РОССИИ

А. А. РЫТЬКОВ, В. В. СИДОРОВ

Формализма оказывается слишком много для стороны, действующей недобросовестно, потому что он ее стесняет, и, наоборот, его слишком мало для честного человека, которого он защищает; его сложность, а также порождаемая им медленность и издержки представляются ценой, которой каждый покупает свою свободу и обеспечивает свое добро <1>. ——————————— <1> Цит. по: Слувецкий Вл. Учебник русского уголовного процесса. СПб., 1913. С. 297.

Ш. Монтескье

Рытьков А. А., доцент кафедры уголовного процесса КлЮИ МВД России, кандидат юридических наук.

Сидоров В. В., адъюнкт кафедры уголовного процесса КлЮИ МВД России.

Уголовно-процессуальный закон предусматривает разветвленную систему гарантий прав и свобод личности, включая принципы уголовного процесса, обязанности органов дознания, следователя, прокурора, находящихся в определенной зависимости в связи с защитой прав граждан. Одной из таких гарантий является институт обжалования в уголовном процессе. «Право гражданина обжаловать акты субъектов власти — атрибут демократического государственного строя. Оно вытекает из особенностей административно-правовых и иных построенных на началах неравенства отношений. Поэтому в интересах дела право одной стороны решать, надо ли использовать власть, должно быть уравновешено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра» <2>. ——————————— <2> Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник. Часть общая. М., 1993. С. 44.

Реализация института обжалования в уголовном процессе происходит путем подачи жалобы участником уголовного судопроизводства или иным лицом (или его представителем), считающим, что его права и законные интересы нарушены, а также рассмотрением и разрешением поступившей жалобы уполномоченным на то органом или должностным лицом. Под жалобой в уголовном судопроизводстве следует понимать официальное обращение участника уголовного судопроизводства или иного лица, чьи права и законные интересы затронуты действием (бездействием) или решением органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, или суда к надлежащему руководителю следственного органа, прокурору и в суд с требованием об устранении допущенных нарушений, обязательных к применению при производстве по уголовному делу уголовно-процессуальных и иных норм, а также о восстановлении в праве. Хотелось бы отметить, что в основе всех видов отношений в уголовном процессе должна лежать единая процессуальная форма. Что касается формы подачи жалобы, то по этому вопросу также существует несколько позиций. Так, в свое время и В. В. Мальковым поднимался вопрос о форме подачи жалобы. Он предлагал более широко использовать устную форму подачи жалобы, что, по его мнению, «сокращает срок их рассмотрения, устраняет излишнюю волокиту и формализм» <3>. В уголовно-процессуальном законе не установлена форма подачи жалобы. В дореволюционный период и первые годы советской власти устная форма подачи жалобы имела право на существование. Так, согласно ст. 495 Устава уголовного судопроизводства 1864 г. жалобы, приносимые на действия следователя, могли быть как письменными, так и словесными, но подлежали обязательной записи в протокол. Это было связано прежде всего с неграмотностью населения и невозможностью привнесения жалоб в письменной форме. В наше же время мы считаем, что необходимость в сохранении устной формы подачи жалоб также не отпала. Вместе с тем максимальное распространение получила письменная форма подачи (заявления) жалобы. Данная форма должна являться гарантом ответственности соответствующих лиц, уполномоченных на рассмотрение и разрешение поступивших жалоб. ——————————— <3> Мальков В. В. Советское законодательство о жалобах и заявлениях. М., 1967. С. 16.

Необходимо также отметить, что буквальное толкование термина «жалоба» обозначает ее как «содержащий просьбу официальный документ» <4>, т. е. она является юридическим фактом. Жалоба как юридический факт отражает конкретные жизненные обстоятельства, приводящие норму права в движение, порождая, изменяя, прекращая правоотношения по поводу обжалуемых действий (бездействия) должностных лиц. В этом плане и к жалобе как документу, носящему официальный характер, предъявляются определенные требования. Она, на наш взгляд, должна иметь: официально-документальную форму, адресата, указание лица (органа, организации), ее издающего, привносящего, название (тематику) регулируемого вопроса (отношений), определенный вид (форму) акта, соответствующую структуру (разделы, главы, абзацы, пункты и т. д.), место и дату принятия (издания), подпись (печать). ——————————— <4> Ожегов С. И. Словарь русского языка. С. 809.

Вместе с тем хотелось бы указать на такое, на наш взгляд, перспективное направление, как подача жалобы с помощью различных технических средств связи путем передачи цифрового сигнала. В данном случае жалоба будет иметь вид электронного документа, т. е. документа, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме. Во всем мире значительная часть документооборота переведена с бумажных протоколов и актов на цифровые носители информации. Обмен документов в электронном формате не только ускоряет процессы обмена официальной документацией, но и уменьшает затраты, связанные с пересылкой, доставкой и обработкой корреспонденции такого рода. Необходимо отметить, что уменьшение времени пересылки и доставки корреспонденции будет играть ключевую роль и при обжаловании, так как повлечет за собой более оперативное реагирование на факты нарушения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Также это позволит максимально быстро восстановить их права, тем самым снизив ущерб, причиненный незаконными действиями должностных лиц. На практике, к сожалению, происходит так, что чем больше проходит времени с момента вынесения (выявления) неправомерного решения до его обжалования, тем «скептичнее» к данной жалобе будут относиться при ее рассмотрении. Помимо этого, потеря времени при обжаловании может привести к тому, что некоторые доказательства, имеющие значение для дела, по прошествии времени будут утрачены. Перспективным это направление представляется и в связи с реализацией национального проекта по оснащению всех образовательных учреждений России компьютерным оборудованием с обязательным доступом в Интернет. В своем вступительном слове 12 февраля 2009 г. на заседании Совета по развитию информационного общества в России президент Д. А. Медведев четко указал на обязательную необходимость перевода документооборота с бумажных носителей на цифровые, электронные. Так, он выступил с критикой на отсутствие возможности отправить с личного компьютера заявление и проследить за прохождением своей бумаги в том или ином ведомстве. В качестве альтернативы им было предложено создание единого портала государственных услуг <5>. Нам представляется, что еще до создания такого единого портала общероссийского уровня необходимо внести изменения в систему регистрации и рассмотрения жалоб и заявлений граждан, внедрив современные технологии по электронному документообороту. ——————————— <5> Медведев Д. А. Вступительное слово на заседании Совета по развитию информационного общества в России. Москва, Кремль, 12 февраля 2009 г.

Вопросом, подлежащим разрешению при подаче жалобы в электронном формате, является способ ее передачи и регистрации. Это вполне выполнимо при использовании различных электронных почтовых систем и программ, в избытке существующих во Всемирной паутине. Для обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, таким способом будет достаточно зарегистрироваться на официальном сайте органа внутренних дел, прокуратуры, суда, в компетенции которых находится вопрос о рассмотрении жалобы, и отправить на него электронное письмо с текстом претензий и возражений. Ответ по жалобе также возможен в любой удобной для заявителя форме. Не вдаваясь в технические нюансы реализации идеи подачи жалоб и заявлений с помощью электронных носителей информации и средств связи, мы считаем данное направление весьма перспективным и заслуживающим обсуждения. В случае предоставления в подаваемой жалобе конфиденциальной информации интимного характера, о юридических лицах, финансовых отношениях, сделках и т. п. может возникнуть вопрос об ограниченности доступа и подтверждения достоверности. В решении этой проблемы может помочь применение современных технологий, в частности электронно-цифровой подписи (ЭЦП). В России понятие и правила использования ЭЦП были введены 10 января 2002 г. Федеральным законом N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» <6>. Целью применения данного Закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Электронная цифровая подпись — реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. ——————————— <6> ФЗ N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» // Справочная правовая система «Гарант», 2007.

Таким образом, электронной цифровой подписью (ЭЦП) могут быть подписаны любые данные, содержащиеся на электронном носителе, в результате чего образуется электронный документ. ЭЦП является необходимым идентифицирующим признаком электронного документа; любое изменение подписанных данных делает ЭЦП недействительной — таким образом обеспечивается фиксация информации. Электронная цифровая подпись в электронном документе будет равнозначна собственноручной подписи в документах на бумажном носителе при одновременном соблюдении ряда условий, направленных на исключение возможности подделки и фальсификации документов, использующих в документообороте ЭЦП. Несомненно, при внедрении электронной системы подачи жалоб и информирования заявителя возникнут трудности, связанные с техническим переоснащением государственных учреждений, обучением специалистов, выделением помещений, но позволим себе напомнить, что именно защита прав и свобод граждан от ущемления, оперативное и правовое реагирование на такие нарушения является одной из задач существования органов правосудия. Поэтому мы считаем, что любые денежные средства, направленные на борьбу как с правовым нигилизмом, так и со всевозможными нарушениями в области прав граждан, несомненно, окупятся и ускорят построение в нашем государстве правового общества.

——————————————————————