Информационно-аналитическое обеспечение юридической деятельности в сфере защиты прав человека в Российской Федерации (на примере координационной юридической деятельности)

(Максуров А. А.) («Правовые вопросы связи», 2009, N 2)

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КООРДИНАЦИОННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

А. А. МАКСУРОВ

Максуров А. А., кандидат юридических наук.

Юридическая деятельность априори не может быть эффективной без ее надлежащего информационно-аналитического обеспечения. В то же время методология указанного вопроса должным образом не исследована. Представляется, что данная проблема имеет как общие для любой разновидности юридической деятельности, так и частные, характерные лишь для отдельных типов (видов) юридической деятельности черты и детерминанты. Рассмотрим подходы к информационно-аналитическому обеспечению одной из наиболее востребованных сегодня разновидностей юридической деятельности — координационной юридической деятельности, выработанные наукой и практикой. Именно с этой деятельностью связана эффективность защиты прав человека в Российской Федерации. Сегодня уже бесспорно, что особое значение в деле повышения эффективности координационной юридической деятельности, планировании и целенаправленном осуществлении совместных мероприятий занимает именно информационно-аналитическое обеспечение этой деятельности. Успех работы во многом зависит от того, насколько она опирается на знание действительного состояния, структуры и динамики общественных отношений, способствующих и препятствующих причин и условий, процессов и явлений, которые происходят в данной сфере. Недаром специалисты в сфере управления отмечают, что координация обеспечивает целостность и устойчивость управления деятельностью, что невозможно как без достоверной информации, так и ее аналитической обработки <1>. ——————————— <1> См.: Мильнер Б. З. Теория организации: Учебник. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 187.

Для организации целенаправленной и дифференцированной деятельности необходимо иметь полное и четкое представление о реальном уровне согласованности, о том, как влияют на состояние согласованности различные социальные и экономические процессы. При этом важно выявить как негативные, так и позитивные факторы, локализующие несогласованность. В этих целях систематически обобщается судебная, следственная, прокурорская и иная правоприменительная практика. Главная задача — на базе исходных материалов получить всестороннюю информацию, которая могла бы служить основой для принятия скоординированных решений. Информационно-аналитическая работа предполагает динамичный сбор, накапливание и анализ информации о состоянии согласованности деятельности компетентных органов в той или иной сфере и прогнозирование тенденций ее развития. Наверное, не будет преувеличением сказать, что координационная юридическая практика больше, чем другие разновидности юридической практики, нуждается в достаточном информационном обеспечении. В связи с этим нам представляется, что оценка информационной составляющей координационной юридической практики, особенно в контексте правоприменительной деятельности как фактора влияния на повышение эффективности деятельности координационной, особенно значима. Эти вопросы решаются на стыке математики (кибернетики) и психологии, а именно в рамках инженерной психологии. Сама по себе теория информации — «формальная математическая теория, предназначенная для описания процессов передачи сообщений по техническим линиям связи» <2>, поэтому при использовании ее для наших целей необходимо несколько видоизменять понятия, одновременно стремясь удовлетворять основным постулатам данной теории. Здесь необходимо определиться как с количественными, так и с качественными характеристиками информативной составляющей координационной юридической практики, основываясь хотя бы на предыдущем успешном опыте. ——————————— <2> Хрестоматия по инженерной психологии: Учеб. пособие / Сост. Б. А. Душков, Б. Ф. Ломов, Б. А. Смирнов; Под ред. Б. А. Душкова. М., 1991. С. 102.

Следует также учитывать и факторы, влияющие на переработку информации человеком, такие, как объективные характеристики потока информации, условия деятельности получателя информации, индивидуальные характеристики субъекта — получателя информации. Известно, что для сложной управленческой деятельности характерно несколько уровней: оперативно-целевой, оперативно-познавательный, оперативно-функциональный. Каждый из них требует различной информации и в разных объемах. Существо анализа информации выражается в обобщении и оценке следующих показателей и характеристик: уровень, структура, динамика, причины и условия, иные показатели деятельности. В зависимости от направления исследования возможны следующие виды совместной аналитической работы: общий анализ состояния согласованности в Российской Федерации, субъекте Федерации, на территории муниципального образования; обзоры о работе органов государственной власти и местного самоуправления по соответствующим направлениям их деятельности; анализ состояния согласованности действий на отдельных крупных объектах; обобщение правоприменительной практики по отдельным сферам правовых отношений и др. Аналитическая работа — достаточно сложный и кропотливый процесс, занимающий немало времени. Вот почему сбор сведений и подготовку анализа по конкретному направлению работы целесообразно поручать создаваемой для этих целей межведомственной рабочей группе. Участники рабочей группы разрабатывают единый подход к сбору, накоплению и обработке соответствующей информации и готовят итоговый документ в виде аналитического обзора по рассматриваемому вопросу, который доводится до сведения координирующего и координируемых субъектов. При наличии постоянно действующих межведомственных рабочих групп эти вопросы разрешаются ими. В ходе планирования аналитической работы следует тщательно продумать круг вопросов, подлежащих изучению, и направленность исследования. Программа обобщения должна быть заранее разработана с участием рабочей группы, согласована и своевременно вручена лицам, которые будут проводить эту работу. Необходимо определить объем материала, подлежащего изучению, наметить методику исследования, распределить обязанности между участниками аналитической работы. Представитель каждого субъекта координационной деятельности должен проанализировать прежде всего материалы, которыми располагает его ведомство. В некоторых случаях полезно провести специальные проверки в целях получения дополнительных материалов. Общий контроль и руководство информационно-аналитической деятельностью осуществляет соответствующий координирующий субъект <3>. ——————————— <3> См.: Кокунова С. Д. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров // Наркоконтроль. 2006. N 4. С. 12.

Качественная информационно-аналитическая работа позволяет определить приоритетные направления деятельности, выявлять отрицательные тенденции, возникающие в правоприменительной практике, намечать конкретные цели и предполагаемые результаты координационной деятельности. Постановка четких целей, адекватных ситуации и наметившимся тенденциям, является одним из основных условий формирования прогнозов и планов совместных согласованных действий. Правильно поставленное информационно-аналитическое обеспечение координации позволяет прогнозировать развитие ситуации и разрабатывать скоординированные мероприятия на том или ином направлении работы. Прогнозирование — одна из основных составляющих управленческого процесса. Без прогнозирования, без представления об ожидаемом ходе развития событий невозможно принятие эффективного управленческого решения. Прогноз — это «некоторое суждение относительно неизвестных, особенно будущих, событий» <4>. ——————————— <4> Тейл Г. Экономические прогнозы и принятие решений. М., 1971. С. 120. См. также: Сидельников Ю. В. Теория и организация экспертного прогнозирования. М., 1990. С. 179.

Прогнозирование позволяет в условиях реальной действительности реализовывать координационные полномочия, объективно и обоснованно подходить к распределению сил и средств участников координационной деятельности. Прогноз тенденций разрабатывается по результатам анализа всей имеющейся информации и на основании глубокого изучения состояния, структуры и динамики явления за несколько предшествующих лет. В интересах координации можно прогнозировать развитие отдельных элементов деятельности, тенденции которых существенны для будущего. При необходимости возможно прогнозирование тенденций тех или иных отношений, подлежащих координации, и в целом по городу (району), субъекту Федерации, Российской Федерации. Одним из доступных методов прогнозирования может выступать метод экспертных оценок. Его сущность заключается в том, что руководители координируемых субъектов — компетентных органов и другие ответственные работники, ученые, работники высших учебных заведений, обладающие соответствующими знаниями и опытом, высказывают суждения о состоянии согласованности, обстоятельствах, ей способствующих и препятствующих, которые при совпадении принимаются за истинность прогноза и учитываются при разработке планов совместных согласованных мероприятий. Оценку прогнозам дают непосредственно при проведении координационного мероприятия. Целесообразно прогнозировать также саму результативность конкретных координационных мероприятий. На основе анализа информации вырабатываются предписания, которые являются основой планирования координационной деятельности. Понятно, что без наличия надежных прогнозов разработка эффективных решений затруднена и напоминает действия человека, движущегося вслепую.

——————————————————————