Рекламная среда в периодических печатных изданиях: опыт регулирования, правовая оценка, аспекты совершенствования рекламного законодательства

(Мишулин Г. М., Хачатурян К. Э., Рославлева М. В.) («Реклама и право», 2009, N 2)

РЕКЛАМНАЯ СРЕДА В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ: ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ, ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА, АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕКЛАМНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Г. М. МИШУЛИН, К. Э. ХАЧАТУРЯН, М. В. РОСЛАВЛЕВА

Мишулин Г. М., кандидат экономических наук, доцент кафедры рекламы и маркетинга КубГТУ, директор по маркетингу ООО «Консалтинговая группа «Дельта».

Хачатурян К. Э., студент КубГТУ, специальность «Реклама», г. Краснодар.

Рославлева М. В., студент КубГТУ, специальность «Реклама», г. Краснодар.

Качество рекламной среды характеризует в первую очередь уровень общественных отношений. Реклама — это во многом отражение зрелости гражданского общества, его нравственных норм, уровня воспитания его граждан. Как ни парадоксально, но если реклама вводит в заблуждение, вызывает отвращение, негодование, протест, то никакие аргументы не в силах успокоить потребителя, ибо здесь он вправе выступить на защиту своих интересов как полноправный гражданин демократического общества. Особенную значимость последнее приобретает, когда под угрозой оказываются нормы морали и нравственности, историческая память и святыни, межнациональные и межконфессиональные отношения и т. п. Угроза может перерасти в опасность, если для ее реализации задействованы мощные средства. Одним из таковых и является реклама, в особенности там, где пока не сформирована общенациональная идея, где строительство нового всегда начинается с разрушения старого вне зависимости от здравого смысла, где очень быстро произошла замена человеческих отношений на товарно-денежные, где переход от тоталитарной системы к демократической прошел через анархию и беспредел. Что может противопоставить российское рекламное сообщество рекламной «чернухе»? Ответ ясен, но довольно труден при воплощении в жизнь — нашей стране необходимо возрождение историко-культурных традиций отечественной рекламной среды с ее эффективным механизмом саморегулирования в интересах защиты общечеловеческих ценностей и национальных приоритетов. Здесь требуется последовательная и обоснованная работа, опирающаяся на основные принципы формирования гражданского общества. Изменимся мы сами — поменяется рекламная среда <1>. ——————————— <1> См.: Не забудьте выключить телевизор! // Краснодарские известия. 2009. 30 окт. N 191(4313).

А пока с учетом множественности форм рекламной деятельности, реализация которых происходит в условиях, с одной стороны, расширения сфер правового регулирования и увеличения количества нормативных правовых актов, а с другой — «разбалансированности» российского законодательства, правового нигилизма и несокращающегося объема правонарушений, требуются эффективный контроль за соблюдением рекламного законодательства <2> и оперативная законотворческая деятельность, направленная на его актуализацию. ——————————— <2> Порой реакция на ненадлежащую рекламу носит характер «фарса», за которым следует не серьезное осуждение, а улыбка и смех. Примером тому служит рубрика «Антиреклама» в газете «Комсомольская правда».

В целях обобщения опыта регулирования рассматриваемой сферы интересен пример стран постсоветского пространства. В сравнении с большинством государств постсоветского пространства российское законодательство в исследуемой области серьезно продвинулось вперед. В частности, это относится в первую очередь к статьям, отграничивающим рекламные материалы от информационных статей (пометки «реклама» и «на правах рекламы»), а также расширяющим ответственность рекламораспространителя. Что же касается рекламы в ППИ отдельных видов товаров, то можно отметить следующее: — объем социальной рекламы не регламентируется в законах Латвии, Литовской Республики и Казахстана; в тех же законодательных актах, где имеет место регламентация (Россия, Кыргызская Республика, Республика Узбекистан, Азербайджанская Республика, Украина, Армения и Грузия), установлена обязательность для рекламораспространителя заключения договора на ее распространение в пределах 5% годового объема распространяемой им рекламы (общей рекламной площади печатного издания); — запрещено размещение рекламы алкогольных напитков в печатных изданиях, предназначенных для несовершеннолетних (Россия, Азербайджанская Республика, Армения, Грузия, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Украина и Эстония); — запрещено размещение рекламы алкогольных напитков на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов (Россия, Азербайджанская Республика, Кыргызская Республика, Республика Молдова и Республика Узбекистан); — реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10% рекламной площади или пространства (Россия); — ограничение на распространение рекламы спиртных напитков в любом виде <…> в органах печати, предназначенных для женщин (Азербайджанская Республика); — запрет стимулирования продаж крепких алкогольных напитков, которые могут рассматриваться как реклама: продажа печатных публикаций, связанных с крепкими алкогольными напитками, или их бесплатное распространение детям или молодежи (Эстония); — реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, на первых и последних полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов, в СМИ, зарегистрированных в качестве специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья. Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе, — не менее чем 10% рекламной площади (Россия); — реклама легких алкогольных напитков запрещена в печатных публикациях, в основном предназначенных для детей или молодежи, или на страницах печатной публикации, в которой будет в основном опубликована информация для детей и молодежи (Эстония); — реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях (Россия, Армения, Грузия, Кыргызская Республика, Республика Узбекистан); — реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов (Россия, Кыргызская Республика); — реклама табака и табачных изделий в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10% рекламной площади — Россия, Грузия, 5% — Кыргызская Республика, 3% — Республика Молдова; — реклама лекарственных средств, в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, методов лечения, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в предназначенных для медицинских работников специализированных печатных изданиях (Россия, Республика Молдова, Кыргызская Республика, Республика Беларусь); — не допускается реклама заменителей грудного молока (детских молочных смесей) в средствах массовой информации, за исключением размещения (распространения) такой рекламы в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских или фармацевтических работников (Республика Беларусь); — лица, не имеющие права выписывать рецепты на медикаменты, не имеют права получать образцы медикаментов, продавать или распространять печатные публикации или предметы, связанные с медикаментами и являющиеся методом стимулирования продаж. Также реклама медикаментов запрещена в печатных публикациях, в основном предназначенных для детей или молодежи, или на страницах печатной публикации, в которой в основном будет опубликована информация для детей и молодежи (Эстония); — реклама гражданского оружия, в том числе оружия самообороны, спортивного, охотничьего и сигнального оружия, допускается только в периодических печатных изданиях, на обложках и в выходных данных которых содержится информация о специализации указанных изданий на сообщениях и материалах рекламного характера, а также в специализированных печатных изданиях для пользователей гражданского оружия (Россия); — распространение рекламы разрешенного гражданского оружия, в том числе охотничьего и спортивного, допускается только в периодических печатных изданиях, специализирующихся на распространении рекламы, а также в иных периодических печатных изданиях, предназначенных для пользователей разрешенного гражданского оружия, и в местах применения охотничьего и спортивного оружия (Кыргызская Республика); — реклама основанных на риске игр и взаимных пари их организаторов, участников и посредников, в том числе игорных заведений, тотализаторов, букмекерских контор (реклама игорного бизнеса), допускается только в периодических печатных изданиях, специализирующихся на распространении рекламы, а также в специализированных периодических печатных изданиях, предназначенных непосредственно для работников игорного бизнеса или лиц, участвующих в играх и пари (Кыргызская Республика, Россия); — реклама игорного бизнеса не должна обращаться непосредственно к несовершеннолетним, использовать образы физических лиц в возрасте до 35 лет, а также распространяться в любой форме в радио — и телепередачах, печатных изданиях для несовершеннолетних (Кыргызская Республика). Полученная в результате сравнительного анализа информация может рассматриваться в качестве основания для проведения глубоких исследований российской рекламной среды в ППИ в целях определения целесообразности использования опыта ее регулирования стран постсоветского пространства и совершенствования российского рекламного законодательства. В интересах же формирования представлений об эффективности ныне действующего законодательного регулирования рекламы авторами была проведена правовая оценка рекламной среды в региональных газетах Краснодарского края. В качестве объектов исследования была выбрана 41 газета нерекламного характера (где реклама составляет не более чем 40% объема одного номера ППИ <3>). ——————————— <3> См.: Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе», ст. 16.

Ниже в таблице приведены сводные результаты анализа изданий на предмет однозначности понимания их редакциями положений Закона «О рекламе».

Критерии Количество изданий от общего объема, %

Издания, в которых для обозначения рекламы вместо 29,3% пометок «реклама» и «на правах рекламы» <4> используются другие пометки.

Издания, в которых указано, что рекламораспространитель 75,6% не несет ответственности за достоверность и содержание рекламных материалов <5>.

Наличие недостоверной рекламы лекарственных средств, 31,2% изделий медицинского назначения и медицинских услуг (методов лечения), биологически активных добавок и пищевых добавок, сохраняющих здоровье, замедляющих старение или омолаживающих, обеспечивающих похудение, заменяя диету, и т. п. <6>.

Издания, в которых юридические лица «закамуфлированы» 43,9% под видом объявлений физических лиц, как будто бы не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности <7>.

——————————— <4> См.: Там же. Ст. 16. <5> Данная пометка не предусмотрена ни одним действующим нормативным документом в РФ. <6> См.: Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе», ст. 5 и 24 // СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232. <7> Эти факты вступают в противоречие со ст. 2 «Сфера применения настоящего Федерального закона» Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» // СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.

Из приведенной таблицы следует: — 29,3% изданий используют вместо обозначений рекламных материалов «реклама» или «на правах реклама» другие пометки. Вместо того чтобы использовать пометку «реклама» или «на правах рекламы» для каждого рекламного сообщения и материала, размещаемого на коммерческой основе, издания указывают в выходных данных определенный символ (не предусмотренный ни одним действующим нормативным документом в РФ), которым помечаются подобные материалы. Так, например, имеет место использование символа, который в законодательстве РФ определен в качестве знака охраны товарного знака <8>. Такие действия вводят потребителя в заблуждение. Для того чтобы стало возможным применять какую-либо символику для пометки рекламного материала, в Закон «О рекламе» должна быть внесена соответствующая поправка; ——————————— <8> См.: Гражданский кодекс РФ от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ, ч. 4, ст. 1485 // СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5496.

— 75,6% изданий предупреждают читателей, что они не несут ответственности за достоверность и содержание рекламных материалов (ниже представлены примеры таких предупреждений). В действительности же в Законе «О рекламе» эта ответственность установлена, например, в п. 7 ст. 38 относительно ст. 7 «Товары, реклама которых не допускается». То есть в ситуации, если рекламодатель заключил договор о размещении рекламы товара, подлежащего обязательной сертификации, при отсутствии сертификата соответствия, а рекламораспространитель не удостоверился в наличии сертификата и разместил ее под предлогом того, что он не отвечает за ее содержание, то потребителю будет предложена информация о товаре, реклама которого не допускается, что является нарушением требований ч. 6 ст. 7 Закона «О рекламе». Учитывая то, что информация о товаре, представленная в рекламном продукте, является содержательной частью рекламы, предупреждение потребителей от редакций ППИ о том, что они не несут ответственности за содержание рекламы, является недостоверным, а значит, может повлечь административную ответственность за нарушение права потребителя на получение достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге) по ст. 14.8 КоАП РФ <9>. Следовательно, в Закон «О рекламе» необходимо внести соответствующую поправку, связанную с констатацией ответственности рекламораспространителя за содержание рекламных материалов; ——————————— <9> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

— 43,9% частных объявлений в исследуемых изданиях размещается юридическими лицами под видом физических. Податель объявления о купле/продаже недвижимости, пользуясь возможностью бесплатного размещения этого объявления для физических лиц, вводит редакцию в заблуждение, так как в действительности является официальным агентом риелторской фирмы. В этом случае подаваемое объявление должно квалифицироваться как реклама, так как оно связано с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 2, ч. 6, ст. 2 Закона «О рекламе»), а действия редакции — как недостоверная информация (реклама) в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 5 указанного Закона, что влечет за собой административную ответственность за нарушение права потребителя на получение достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге) по ст. 14.8 КоАП РФ <10>. ——————————— <10> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

В рекламе имеют место прецеденты, когда звезды кино, телевидения, спорта рекламируют те или иные товары. Рядовые же потребители, доверяя своим кумирам, считают рекламируемый товар соответствующим заявленным свойствам и характеристикам. Закон «О рекламе» никак не защищает потребителя от недостоверной рекламы в этих случаях. Лицо же, рекламирующее товар или услугу, не несет ответственности за распространяемую им информацию. Известная актриса Тамара Семина, рекламируя известный товар, заявляла следующее: «Всего небольшая полоска крема Corega надежно фиксирует протез во рту в течение всего дня. Поэтому я часто забываю, что ношу зубные протезы». А в газете «Комсомольская правда» за 25 октября 2008 г. Семина утверждает: «На улице люди останавливают: ой, говорят, какое замечательное средство мы от вас узнали, спасибо! Советуются со мной как со специалистом. А что я могу им сказать, ну в смысле как специалист?! Ничего. У меня-то зубы, слава богу, крепкие». То есть очевидно, что она не пользуется данным фиксирующим гелем, а следовательно, пользуясь своей популярностью у пожилой части населения, своими ощущениями дезинформирует потенциальных потребителей <11>. Требуется законодательный барьер, который может воспрепятствовать появлению подобных прецедентов. ——————————— <11> Газета «Комсомольская правда» не была включена в перечень исследуемых ППИ (приложение Б). Однако не исключено, что приведенная реклама может попасть и в региональные ППИ, поэтому в статье и рассмотрен данный прецедент. — Прим. авт.

В процессе исследования внимание авторов настоящей статьи привлекли следующие текстовые вставки в рекламные продукты: «товар сертифицирован», «на данную услугу имеется лицензия» или «все рекламируемые товары сертифицированы и имеются соответствующие лицензии» <12>. Таким образом, подается информация о свершившемся факте, которая «успокаивает» покупателя относительно качества продукции и не побуждает его к каким бы то ни было действиям по проверке ее достоверности в интересах собственной безопасности. Такие пометки при следующих условиях могут ввести потребителя в заблуждение: 1) согласно ст. 34 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» <13> орган государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов прекратил действие декларации о соответствии или сертификата соответствия; 2) согласно ст. 28 того же Закона заявитель в области обязательного подтверждения соответствия приостановил или прекратил реализацию продукции в связи с истечением срока действия сертификата соответствия или декларации о соответствии либо в связи с приостановлением или прекращением действия сертификата соответствия или декларации о соответствии. Оба этих события могут не стать достоянием рекламораспространителя, так как в гл. 7 «Информация о нарушении требований технических регламентов и отзыв продукции» указанного законодательного акта ни к заявителю, ни к органу государственного контроля (надзора) не предъявляются требования о принятии мер по прекращению рекламы товара, к которому применены указанные выше меры. В результате реклама этого товара может быть квалифицирована как недостоверная на основании ст. 5 действующего Закона «О рекламе», потребитель может подвергнуться опасности приобрести некачественный товар у недобросовестных или непроинформированных продавцов, а рекламодатель подпадет под санкции ст. 14.3 «Нарушение законодательства о рекламе» Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ <14>. Следует отметить, что пометка «товар подлежит обязательной сертификации» и указание номера лицензии для деятельности, подлежащей лицензированию, в рекламных сообщениях согласно ст. 5 прежнего Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе» являлись обязательными и были призваны привлекать внимание потребителя и призывать его быть более бдительным в отношении товаров и услуг, в частности, мотивировать на проверку наличия сертификата или лицензии. Однако в связи с тем, что и прежним (ст. 5), и действующим (ч. 6, 7 ст. 7) Законом в принципе не допускается выпуск и продажа товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации или лицензированию без документального подтверждения рекламодателем прохождения этих обязательных процедур, то требования об обязательности указанных выше пометок в новый Закон не вошли. В итоге пометки, например, «товар сертифицирован» и «подлежит обязательной сертификации» в рекламе товара, подлежащего обязательной сертификации, различны как по содержанию, так и последствиям, связанным с их использованием в целях информирования потребителя о качестве товара. Всего этого можно избежать, возвратив в Закон «О рекламе» требование об обязательности пометок в следующем словосочетании: «Внимание! Подлежит обязательной сертификации», «Внимание! Деятельность подлежит лицензированию». Данные словосочетания усилят по сравнению с прежними их предупредительный характер и смогут подвигнуть потребителя к проверке наличия и срока действия сертификата соответствия или декларации о соответствии, лицензии и лично убедиться в том, что действие этих документов не прекращено. В то же время производителю, который достаточно дорогостоящую процедуру сертификации решает пройти добровольно (это право ему предоставлено в п. 2 ст. 20 гл. 4 Федерального закона «О техническом регулировании»), несмотря на то, что его продукции нет в Перечне товаров, подлежащих обязательной сертификации, и в Перечне работ (услуг), подлежащих обязательной сертификации (Постановление Правительства от 30 августа 1997 г. N 1013 <15>), должно быть предоставлено право проинформировать потребителя в рекламе о своем добровольном входе в систему контроля качества. И это вполне оправданно, ведь в конечном счете все это обернется повышенным доверием потребителя к производителю. Приведенные выше аргументы должны несколько охладить пыл тех, кто стремится законодательство о рекламе радикально либерализовать. Эти стремления ни в коем случае не должны затронуть положения, связанные с обеспечением безопасности потребителя, на что, в частности, и направлено требование об обязательном размещении предложенных выше пометок. ——————————— <12> Данные пометки ныне не предусмотрены ни одним действующим нормативным документом в РФ. — Прим. авт. <13> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140. <14> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1. <15> СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3899.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: 1. Рекламная среда в периодических печатных изданиях развивается как по объему рекламных сообщений, так и по количеству и характеру рекламоносителей, не только не отставая, но иногда и опережая другие средства рекламы. 2. Качество рекламной среды в ППИ (газетах) оставляет желать лучшего, как с креативной, так и с правовой точки зрения. 3. Российское рекламное законодательство за 15 лет в части регулирования рекламы в ППИ демонстрирует динамику и значительно продвинулось вперед в сравнении с аналогичным законодательством стран постсоветского пространства. 4. Ныне действующие положения законодательства о рекламе не совершенны, что создает, с одной стороны, условия для совершения редакциями газет действий, носящих с правовой точки зрения сомнительный характер, но не квалифицируемых как административные правонарушения, а с другой — в некоторых случаях лишает редакции определенной части доходов. Руководствуясь сделанными выводами, представляется возможным сформулировать ряд поправок к статьям действующего Закона «О рекламе». Ниже в таблице для сравнения приведены действующие положения и предлагаемые их редакции.

Прежняя редакция Новая редакция

Статья 5. Общие требования к рекламе

7. Не допускается реклама, в 7. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть которой отсутствует часть существенной информации о существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, его приобретения или использования, если при этом искажается смысл если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. потребители рекламы. 7.1. В рекламе товаров и иных 7.1. объектов рекламирования стоимостные <…> показатели должны быть указаны в 7.2. Реклама товаров и рублях, а в случае необходимости услуг, подлежащих сертификации дополнительно могут быть указаны в и лицензированию, должна иностранной валюте. сопровождаться пометкой «Внимание! Подлежит обязательной сертификации» или «Внимание! Подлежит обязательному лицензированию». Рекламодатель, прошедший процедуру добровольной сертификации, в дополнение к указанным пометкам может разместить следующую: «Проведена добровольная сертификация».

Статья 16. Реклама в периодических печатных изданиях

Размещение текста рекламы в Размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах «реклама» и пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более рекламы» либо символом Р . Не чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных должны использоваться другие символы изданий. Требование о соблюдении для обозначения рекламных указанного объема не материалов. Требование о соблюдении распространяется на периодические указанного объема не печатные издания, которые распространяется на периодические зарегистрированы в качестве печатные издания, которые специализирующихся на сообщениях и зарегистрированы в качестве материалах рекламного характера и на специализирующихся на сообщениях и обложке и в выходных данных которых материалах рекламного характера и на содержится информация о такой обложке и в выходных данных которых специализации. содержится информация о такой специализации.

Статья 25. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания

1. Реклама биологически активных 1. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна: добавок и пищевых добавок не должна: <…> <…> 1.1. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок должна содержать: 1) предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию; 2) сообщение о необходимости консультации со специалистом перед применением; 3) информацию о том, что биологически активная добавка не является лекарством. 2. <…>

Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе

6. Рекламодатель несет 6. Рекламодатель несет ответственность за нарушение ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 требований, установленных частями 1, — 8 статьи 5 <…> настоящего 2 — 8 статьи 5 <…> настоящего Федерального закона. Федерального закона. 7. Рекламораспространитель несет 7. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 3 требований, установленных статьями 5 части 4, частями 9 и 10 статьи 5, — 9, частями 3 и 4 статьи 10, статьями 7 — 9, 12, 14 — 18, частями статьями 12, 14 — 18, 20 — 30 2 — 6 статьи 20, частями 2 — 4 настоящего ФЗ. статьи 21, частями 2 — 4 статьи 22, 7.1. Физические лица, частями 2 — 4 статьи 23, частями 7, рекламирующие товары и услуги, несут 8 и 11 статьи 24, частями 1 — 5 ответственность по статье 5, часть статьи 26, частями 2 и 5 статьи 27, 3, пункт 21, и обязаны принести частями 1, 4, 7, 8 и 11 статьи 28, публичные извинения лицам, интересы частями 1, 3, 4, 6 и 8 статьи 29 которых были нарушены в результате настоящего ФЗ. <…> распространения недостоверной рекламы.

Кроме того, можно рекомендовать редакциям газет обратить пристальное внимание на разделы, связанные с публикациями бесплатных объявлений физических лиц, руководствуясь п. 2, ч. 6, ст. 2 (применение закона в отношении объявлений физических лиц), п. 3 ч. 2 ст. 5 (положения о недостоверной рекламе) Закона «О рекламе», в целях переквалификации этих объявлений в рекламные, т. е. связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Реализация этих рекомендаций позволит в определенной степени пополнить бюджеты издательств за счет средств, ныне недополучаемых от недобросовестных клиентов. Закон статичен, а развивающиеся общественные отношения динамичны, и закон всегда обречен на отставание и неточное, неполное регулирование той сферы, для которой предназначен. Однако с этим феноменом приходится мириться и пытаться наилучшим образом нивелировать данное противоречие. Реализация в процессе законотворчества и практики рекламной деятельности изложенных в статье предложений и рекомендаций — путь к созданию условий для формирования законопослушной, этичной и общественно лояльной рекламной среды.

——————————————————————