Особенности внедрения в вузах Украины информационно-правового обучения специалистов

(Письменицкий А. А.)

(«Информационное право», 2009, N 4)

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ В ВУЗАХ УКРАИНЫ

ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

А. А. ПИСЬМЕНИЦКИЙ

Письменицкий А. А., кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина.

В статье рассматриваются история и проблемы становления информационного права как научной специальности и учебной дисциплины в вузах Украины.

Новейшие реалии в экономической и социальной жизни современной эпохи приводят к тому, что начинают складываться, как высказывается академик С. С. Алексеев, новые «пласты социальности», которые дают толчок к формированию целых отраслей права, призванных стать основой для решения сложных экономических и социальных проблем. Другими словами, они должны опосредовать эти новые «пласты социальности». Такими отраслями права являются экологическое право, информационное право, предпринимательское право.

Не случайно в Украине, России и вообще на постсоветском пространстве, в ближнем и дальнем зарубежье информационные отношения приобретают все большую значимость и являются объектом постоянного внимания законодателей, а средства массовой информации по силе влияния на сознание общества сравнивают иногда с четвертой властью после законодательной, исполнительной и судебной. Именно они активно формируют общественное мнение, создают тот или другой политико-правовой фон и наше представление о доступном и запрещенном, моральном и аморальном. Информация является интеллектуальным достоянием народа и государства, составляющей направлений и темпов реформирования экономики, административной системы, демократических преобразований.

Уровень становления институтов демократии в стране определяется, кроме всего прочего, еще и степенью защищенности и упорядоченности движения информации. Мы являемся свидетелями процесса быстрого создания правового пространства в информационной деятельности, регуляции национальными нормативно-правовыми актами отношений как в самих средствах массовой информации и других информационных структурах и учреждениях, так и вне их пределов — с другими юридическими и физическими лицами.

——————————————————————