Деятельность участкового уполномоченного милиции на современном этапе

(Васильев Ф. П., Тарабрин С. В.) («Российский следователь», 2010, N 10)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО МИЛИЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ <*>

Ф. П. ВАСИЛЬЕВ, С. В. ТАРАБРИН

——————————— <*> Vasil’ev F. P., Tarabrin S. V. Activity of Local Police Officer at Present.

Васильев Ф. П., ведущий научный сотрудник Научного центра Академии управления МВД России, доктор юридических наук, доцент, полковник милиции.

Тарабрин С. В., слушатель Академии управления МВД России 2-го факультета 1-го курса, майор милиции.

Деятельность УУМ на современном этапе, особенности ее совершенствования. Существующие проблемные аспекты правового регулирования, необходимость внесения изменений и дополнений в регламентирующие документы.

Ключевые слова: общий порядок, участковый, уполномоченный, УУМ, административный участок, правонарушение, должностные лица, юрисдикция.

Activity of local police officer at present and peculiarities of improvement thereof. The existing controversial aspects of legal regulation, necessity of introduction of changes and additions into regulating documents.

Key words: general procedure, local police officer, administrative district, legal violation of state officials, jurisdiction.

Участковый уполномоченный милиции выступает представителем всей милиции <1>, выполняющим возложенные на него особые задачи по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на закрепленной за ним в установленном порядке части территории, обслуживаемой органом внутренних дел (административном участке). ——————————— <1> По мнению авторов, следует считать, что УУМ как особый субъект выступает от имени милиции общественной безопасности (МОБ), так как он в процессе своей служебной деятельности взаимодействует со всеми службами КМ, проводит ОРМ по раскрытию и расследованию правонарушений в пределах административного участка. В связи с этим финансирование его содержания должно осуществляться только за счет федерального бюджета.

Он является основным субъектом обеспечения организации и охраны правопорядка, обладателем права пресекать те или иные противоправные действия участников правоотношения. Участковый уполномоченный милиции (далее — УУМ) выступает своеобразным «микроначальником» милиции. По мнению авторов, УУМ исполняет в пределах своей компетенции всю административную деятельность органов внутренних дел на своем административном участке <2>: осуществляет прием граждан, проверку объектов, ведение учетных дел, имеет право в установленном порядке входить на объекты собственника, в том числе в квартиры граждан, разрешает лицензионно-разрешительные вопросы, формирует общественность, ставит (ведет) на учет определенных лиц, обеспечивает безопасность, контроль и руководство нарядами и т. д. ——————————— <2> Авторы ранее непосредственно работали свыше трех лет в должности участкового уполномоченного милиции.

Необходимо отметить, что подобными и иными полномочиями в системе правоохранительных органов не обладает никто <3>. ——————————— <3> Учитывая эти и другие обстоятельства, а также актуальность рассматриваемого вопроса, авторы считают, что на должность УУМ не следует назначать лиц, не проходивших службу в Вооруженных Силах РФ, не достигших 25-летнего возраста и не имеющих практического опыта работы в ОВД на других должностях.

Важным фактором обращения к данной теме также является то, что Президентом и Министром внутренних дел России определена деятельность территориальных ОВД РФ в новых условиях. Вопросы развития профилактики правонарушений на современном этапе требуют периодического пересмотра. Это связано также с тем, что МВД России в целях реализации ряда указов Президента России (в том числе Указа от 28 февраля 2009 г. <4>) реформирует деятельность территориальных ОВД РФ (прежде всего районных территориальных ОВД). Сюда же следует отнести и приказы МВД России, изданные за последние два года по вопросам пересмотра деятельности межрегиональных, региональных и районных территориальных ОВД РФ, а также определенных служб и подразделений, в частности ПДН, дежурной части ОВД, ППСМ и др., в свете современных требований. ——————————— <4> Указом Президента России от 28 февраля 2009 г. N 233 «О территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации» установлено, что территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации являются: — на окружном уровне — главные управления внутренних дел по федеральным округам; — на межрегиональном уровне — управления внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления внутренних дел в закрытых административных территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах; — на региональном уровне — министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам РФ; — на районном уровне — территориальные ОВД (управления, отделы внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям). Учитывая вышеизложенное, авторы рассматривают деятельность УУМ в рамках деятельности районных территориальных ОВД (РТОВД — горрайорганов). Так, деятельность УУМ транспортной милиции (ОВД на транспорте) в корне отличается от деятельности УУМ РТОВД по таким признакам, как: обслуживаемая территория, финансирование, специфика деятельности вышестоящих органов и т. д. В связи с этим, по мнению авторов, в нормативных актах МВД России и в различной научно-учебной литературе не следует употреблять термин «горрайлинорганы» внутренних дел (данный термин был уместен до 2006 г.).

Выполняя свои служебные задачи, УУМ тесно взаимодействует с сотрудниками других подразделений территориального ОВД. Так, в соответствии с Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного милиции он обязан: устанавливать лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений, иных антиобщественных действий и приучающих к употреблению спиртных напитков, одурманивающих веществ, к занятию проституцией, бродяжничеству или попрошайничеству; принимать к ним меры в пределах своей компетенции; оказывать содействие сотрудникам подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) ОВД в установлении родителей или лиц, их заменяющих, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей, а также работников образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, нарушающих права и законные интересы несовершеннолетних, совершающих в отношении их противоправные действия, принимать к ним меры в соответствии с законодательством; осуществлять контроль и профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями, состоящими на учете в ПДН; выявлять на административном участке лиц, подлежащих индивидуальному предупреждению совершения ими преступлений и других правонарушений, в том числе и несовершеннолетних; собирать, систематизировать и использовать полученную о таких лицах информацию в целях принятия профилактических предупредительных мер; применять к указанным лицам меры индивидуального предупреждения преступлений в соответствии с принципами и нормами служебной деятельности и при наличии соответствующих законодательных оснований; заводить на лиц (в том числе и на несовершеннолетних), состоящих на учете в ОВД, контрольную карточку. В контрольной карточке содержится следующая информация: наименование территориального ОВД; специальное звание, инициалы и фамилия участкового; фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства, домашний телефон, место работы (учебы), должность, рабочий телефон и семья (степень родства, Ф. И.О., год рождения, место работы, учебы); основания контроля и даты установления и окончания контроля; сведения о правонарушениях, совершенных лицом, находящимся под контролем (дата, вид правонарушения, принятые меры); отметки о проводимой работе (номер по порядку, дата и содержание мероприятия). Контрольная карточка регистрируется у начальника подразделения по организации деятельности УУМ территориального ОВД с указанием порядкового номера, фамилии, имени, отчества контролируемого лица, даты заведения карточки, фамилии участкового, осуществляющего работу с данным лицом, даты окончания контроля. На каждое контролируемое лицо заполняется одна карточка. Срок контроля устанавливается за: осужденным к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, — до погашения судимости; освобожденным из мест лишения свободы, в отношении которого установлены ограничения в соответствии с законом, — в течение срока, установленного приговором суда; другими категориями лиц — в течение одного года. Карточки хранятся в металлическом шкафу (сейфе) в служебном кабинете. В случае перевода с данного участка УУМ сдает карточки начальнику подразделения по обеспечению деятельности УУМ. Карточки выдаются вновь назначенному УУМ под роспись. При убытии лица к новому месту постоянного жительства карточка направляется в соответствующий территориальный ОВД по территориальности. По окончании срока контроля за лицом карточка сдается в секретариат ОВД и уничтожается в установленном порядке. Необходимо учесть, что УУМ в процессе проведения индивидуальных профилактических мероприятий с несовершеннолетними, состоящими на учете в ПДН, а также с их родителями (законными представителями), в соответствии с требованиями Приказа МВД России от 26 мая 2000 г. N 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» результаты проведения профилактической работы с несовершеннолетним отражаются ежеквартально в: учетных профилактических карточках на несовершеннолетних; учетных профилактических карточках на родителей; учетных профилактических делах, хранящихся в ПДН. Бесспорно, вопросы взаимодействия с теми или иными участниками правоотношения УУМ должны развиваться на местах с учетом оперативно-криминогенной характеристики административного участка, района, региона и проводимой государственной политики в стране. Так, Указом Президента России от 1 сентября 2009 г. N 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» <5> в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации учреждена должность Уполномоченного при Президенте России по правам ребенка. Он назначается на должность и освобождается от должности Президентом России. ——————————— <5> Опубликован 4 сентября 2009 г., вступил в силу с 4 сентября 2009 г.

Учитывая обращение Общественной палаты РФ, обеспечение деятельности Уполномоченного при Президенте России по правам ребенка возложено на аппарат Общественной палаты РФ. При этом Уполномоченному при Президенте России по правам ребенка для выполнения возложенных на него обязанностей предоставлены следующие права: запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц; беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации; проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения; направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по их восстановлению; привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе. Указ также рекомендует органам государственной власти субъектов Федерации учредить должность уполномоченного по правам ребенка. В связи с этим территориальным ОВД РФ следует активнее взаимодействовать с ним. Должностные лица (сотрудники) ПДН ОВД должны быть зачинателями всех работ по взаимодействию с уполномоченным по правам ребенка. В условиях повышенного внимания к вопросам безопасности, защиты чести и достоинства граждан, борьбы с коррупцией во властных структурах в стране и специфики деятельности МВД России, а также на основе проведенного анализа действующих нормативных правовых актов, закономерно возникает вопрос о важности государственного подхода к вопросам обеспечения правопорядка в стране и защиты законных интересов ребенка и семьи. Практика показывает, что результаты профилактической работы участковый отражает, как правило, в виде рапортов либо соответствующих записей указанных выше видов учетной документации. Так, в паспорте на жилой дом (жилые дома) участковый накапливает и изучает информацию о социально-экономических, демографических и других особенностях жилого дома (жилых домов) и иные сведения в течение шести лет. Так, в указанном паспорте отражается информация: об общем количестве проживающих в доме, как взрослых, так и детей, о количестве проживающих в доме лиц, состоящих на профилактических учетах, в том числе несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в ПДН. Кроме этого, в паспорте на жилой дом (жилые дома) участковый отражает подробную информацию о каждом доме (квартире), а именно: пофамильно проживающих в доме (квартире) с указанием паспортных данных, в том числе дату и место рождения, а также место учебы (работы), должность, телефон и примечания. Таким образом, в паспорте на жилой дом у участкового содержится информация на каждого проживающего, в том числе и несовершеннолетних. В паспорте на административный участок участковый накапливает и изучает информацию о социально-экономических, демографических и других особенностях административного участка, состоянии преступности и общественного порядка, наличии общественных объединений правоохранительной направленности и иных сведений в течение шести лет. В указанном виде служебной документации УУМ наряду с многочисленной информацией, касающейся административного участка, также отражает: количество образовательных учреждений; общее количество проживающего населения на участке, как взрослых, так и детей, количество несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в ПДН, их биографические данные, адреса места жительства, место работы, наличие правонарушений, и даты их совершения, даты постановки на учет и снятия с учета. УУМ на своем административном участке решает вопросы государственного управления, в процессе которого он обязан обеспечить охрану прав и свобод человека (гражданина). Эти и иные требования закреплены в Основном Законе — Конституции РФ. Современные теоретические положения и проблемные аспекты науки управления рассматриваются в трудах различных ученых. Так, вопросы соблюдения прав человека государством и государственными органами излагаются в научных трудах Г. В. Мальцева, В. А. Рыбакова, В. Н. Хропанюка, С. А. Широбокова и др. Социально-экономические изменения в стране, задачи укрепления общественного порядка, усиления защиты прав и свобод граждан, а также сохранности всех форм собственности требуют проведения коренных преобразований в деятельности должностных лиц на низовом уровне. Это обусловливает необходимость нового взгляда на задачи, принципы организации и деятельности УУМ районными территориальными ОВД РФ. Так, в настоящее время весьма актуальны вопросы борьбы с коррупцией в системе государственной власти и противостояния терроризму, к которым имеет определенное юридическое отношение в своей служебной деятельности и участковый уполномоченный милиции. Кроме борьбы с коррупцией руководству районного территориального ОВД (ГУВД, РУВД, ГОМ, РОВД, ОВД, ТОМ) свою управленческую деятельность следует направлять также и на обеспечение внутренней безопасности страны (в пределах своей компетенции на муниципальной территории). Целью противодействия терроризму является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма. Согласно ст. 11 Концепции противодействия терроризму основными задачами противодействия терроризму являются: а) выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; б) выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера; в) привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности; г) поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; д) обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей; е) противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий. УУМ должны осуществлять на территории города, района (административного участка): а) предупреждение (профилактику) терроризма; б) борьбу с терроризмом. Профилактика терроризма осуществляется по трем основным направлениям: а) создание системы противодействия идеологии терроризма; б) осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств; в) усиление контроля за соблюдением административно-правовых режимов. Особая роль в предупреждении (профилактике) терроризма ОВД РФ принадлежит эффективной реализации административно-правовых мер, предусмотренных федеральным законодательством. Предупреждения терроризма можно достичь в рамках деятельности УУМ в следующем порядке: а) принятие участия в разработке мер и осуществлении мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; б) выявление и устранение террористических угроз, информирование о них органов государственной власти (руководству ОВД), органов местного самоуправления и общественности; в) использование законодательно разрешенных методов воздействия на поведение отдельных лиц, склонных к действиям террористического характера. А также: разработка и осуществление профилактических мероприятий по противодействию терроризму на административном участке; определение прав, обязанностей и ответственности подчиненных; знание прав и обязанностей хозяйствующих субъектов юридических и физических лиц при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов; знание нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы борьбы с терроризмом; усиление взаимодействия с правоохранительными органами и муниципальными органами и укрепление сотрудничества с гражданами и общественными формированиями в области противодействия терроризму. Другим аспектом в деятельности УУМ является пресечение экстремизма, наркомании и т. п. на своем административном участке, даже если нет конкретизированных изложений, рекомендаций в тех или иных основных документах, регламентирующих деятельность УУМ. Прежде всего в действующем Приказе МВД России от 16.09.2002 N 900 <6> необходимо установить в отдельных разделах о порядке взаимодействия УУМ с МЧС, Минюстом и ФСНКА России. ——————————— <6> В Приказе даже не употребляются термины «экстремизм», «терроризм».

Безусловно, в настоящее время в условиях всестороннего технического развития (перевооружения) следует модифицировать положение УУМ, т. е. пересмотреть прежний, можно сказать старотипный подход в определении численности обслуживаемого участка. Так, при наличии у участкового: служебного помещения (участковый пункт милиции); современной высокотехнологической электронной аудио — и видеосвязи; компьютерной техники (стационарной); присутствии его помощника; служебного автомототранспорта; проживания на обслуживаемом им административном участке следует предусмотреть численность населения от 3 до 7 — 8 тыс. человек <7>; наличие финансовых средств на содержание УПМ <8>. ——————————— <7> Необходимо отметить, что на практике сегодня уровень технического вооружения УУМ на местах находится еще на начальном уровне (стадии). <8> См.: Федеральный закон от 29 декабря 2000 г. N 163-ФЗ «О внесении изменений в статьи 30 и 36 Закона РФ «О милиции» // Собрание законодательства РФ. 2001. N 1 (ч. II). Ст. 15.

Параллельно следует повысить статус УУМ, его заработная плата на настоящий момент должна быть не менее 20 — 25 тыс. рублей в месяц с момента назначения на должность, вместо 6 — 8 тыс. рублей. Тем самым придание и повышение в дальнейшем значимости УУМ способствуют приближению к населению милиции. Параллельно как Министерству внутренних дел России, так и Правительству России следует наконец «оживить» недействующую ст. 30 («Обеспечение сотрудников милиции жилой площадью») Закона РФ «О милиции». Так, статья закрепляет право сотрудников милиции, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, на жилую площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам, предоставленную соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке УУМ — не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Милиция может иметь служебный жилой фонд, формируемый в порядке, установленном Правительством России. Кроме того, УУМ, работающие в сельской местности и в поселках городского типа, члены их семей, проживающие с ними, бесплатно обеспечиваются органами местного самоуправления жильем с отоплением и освещением в соответствии с существующими нормами (например, на местах — в Омске, Чувашии, Ульяновской обл. и др. регионах — они фактически не выполняются). Закон гарантирует сотрудникам милиции на железнодорожном, водном и воздушном транспорте также обеспечение жилой площадью в первоочередном порядке соответствующими транспортными организациями (ОВД на транспорте), что сотрудники милиции имеют право на получение беспроцентных ссуд на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство с рассрочкой на 20 лет и погашением 50% предоставленной ссуды за счет средств соответствующих бюджетов. По мнению авторов, эти недействующие нормы, «гарантии», следует реализовывать в следующем порядке: право на получение сотрудниками милиции, прослужившими свыше пяти лет, беспроцентных кредитов в любых банках России в сумме от 3 до 5 миллионов рублей для приобретения (строительства) жилья сроком от 10 до 20 лет. Параллельно следует отметить и такой аспект: совершенствование работы УУМ непосредственно влияет на деятельность районных территориальных ОВД, так как участковые пункты милиции выступают в виде пункта (филиала — микроРОВД) территориального ОВД РФ. В повседневной деятельности они тесно связаны с населением и общественными организациями, поэтому от результатов их работы зависит уровень удовлетворенности потребности в безопасности каждого человека, а также формирование положительного имиджа милиции в правовом государстве. Между тем с определенной долей уверенности следует признать, что организация и деятельность службы участковых милиции не всегда находятся на должном уровне и отвечают потребностям государственно-правового развития общества. В этой связи представляется, что для повышения их эффективности большое значение приобретают научные исследования, поиск наиболее перспективных путей развития предупредительной (профилактической) работы. Думается, что этому также может способствовать обеспечение преемственности положительных форм и методов работы участковых уполномоченных милиции, используемых на различных этапах эволюции службы, прогрессивных элементов и приемов юридической техники нормативно-правового регулирования службы. Таким образом, научная и практическая значимость проблемы, с одной стороны, недостаточная разработанность, с другой стороны, определяют актуальность темы диссертационного исследования, предопределяют необходимость ее комплексного исследования на монографическом уровне, что в конечном счете обусловило выбор проблематики, направленность и содержание работы <9>. ——————————— <9> В процессе работы над данной статьей авторами по проблемным аспектам организации деятельности УУМ параллельно произведен обмен информацией с руководителями: УВД по г. Чебоксары, Омск, Ульяновск и по району «Войковский» САО г. Москвы и др.

В ноябрьском Послании Президента Д. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации затронуты вопросы качества работы милиции <10>. Им рекомендовано принять самые энергичные меры для очищения рядов ОВД РФ и других специальных служб от недостойных сотрудников и т. п. Президентские требования также следует распространить и на службу участковых уполномоченных милиции. ——————————— <10> Опубликовано в «Российской газете» от 13 ноября 2009 г.

Литература

1. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» (с изм. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа, 30 декабря 2001 г., 25 апреля, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 20 июля, 22 августа 2004 г., 21 марта, 1 апреля, 9 мая 2005 г., 8 июня, 18, 25, 27 июля, 18 декабря 2006 г., 2 марта, 2 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ, от 26 декабря 2008 г. N 293-ФЗ). 2. Федеральный закон от 13 октября 2009 г. N 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» //Российская газета. 16.10.2009. (В частности, законодателем добавлена отдельная ст. 25.1 («Порядок осуществления деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений»)). 3. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Указом Президента России 5 октября 2009 г. // Российская газета 20.10.2009. 4. Указ Президента России от 28 февраля 2009 г. N 233 «О территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации». 5. Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденная Приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. N 900 (в ред. от 12 апреля 2007 г.). 6. Приложение N 3 к Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции. 7. Наставление о порядке взаимодействия сотрудников подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, следствия, дознания и дежурных частей ОВД по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, утвержденное Приказом МВД России от 13 мая 2003 г. N 323. 8. Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам МВД России, утвержденное Постановлением Правительства России от 17 декабря 2002 г. N 897. 9. Васильев Ф. П. Обжалование неправомерных действий и решений участкового уполномоченного милиции // Вестник Чебоксарского филиала Академии права и управления (институт). Вып. 2: Материалы межвузовской науч.-практ. конф. (22 июня 2007 г.) М. — Чебоксары, 2008. 10. Мальцев Г. В. Нравственные основания права. М.: Изд-во СГУ, 2009. 11. Рыбаков В. А. Преемственность в развитии права (теоретико-практический аспект): Монография. Омск: Издат. дом «Наука», 2007. 12. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебник / Под ред. проф. В. Г. Стрекозова. М.: Изд-во «Омега-Л», 2008. 13. Широбоков С. А. Демократический механизм взаимодействия личности и государства как общеправовой феномен: Монография. Пермь: Пермский филиал Академии права и управления, 2007. 14. Широбоков С. А. Теоретические аспекты конституционно-правового регулирования участия граждан в управлении делами государства в Российской Федерации: Монография. Пермь: Пермский филиал Академии права и управления, 2009. 15. Российская газета. 2009. 13 нояб.

——————————————————————