Актуальные вопросы введения механизма предотгрузочной инспекции качества импортных товаров

(Рязанова Е. А.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВВЕДЕНИЯ МЕХАНИЗМА

ПРЕДОТГРУЗОЧНОЙ ИНСПЕКЦИИ КАЧЕСТВА ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 25 мая 2006 года

Е. А. РЯЗАНОВА

Рязанова Екатерина Александровна, ФТС России.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) в целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в Российскую Федерацию товарах, в том числе занижения их стоимости, Правительство Российской Федерации вправе вводить предотгрузочную инспекцию (примечание: предотгрузочная инспекция — проверка качества, количества, цены, включая ее финансовые условия, и (или) правильности кодирования для таможенных целей товаров, предназначенных для импорта в Российскую Федерацию — ст. 2 упомянутого Закона), включая выдачу сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции в отношении отдельных товаров, импортируемых в Российскую Федерацию.

Предотгрузочная инспекция вводится в отношении отдельных товаров на срок, не превышающий трех лет. Правительство Российской Федерации при решении вопроса о целесообразности продления срока осуществления предотгрузочной инспекции в отношении отдельных товаров обобщает и анализирует практику и результаты применения данной меры.

Перечни товаров, в отношении которых вводится предотгрузочная инспекция, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Расходы на осуществление предотгрузочной инспекции несет импортер товара, в отношении которого вводится предотгрузочная инспекция. Правительство Российской Федерации одновременно с принятием решения о введении предотгрузочной инспекции снижает ставки таможенных пошлин на товары, в отношении которых такая инспекция вводится.

Орган предотгрузочной инспекции (примечание: орган предотгрузочной инспекции — российское или иностранное юридическое лицо — ст. 2 упомянутого Закона), определяется Правительством Российской Федерации по итогам конкурса на оказание услуг по предотгрузочной инспекции и осуществляет свою деятельность на основании соглашения с Правительством Российской Федерации.

При выборе органа предотгрузочной инспекции должны учитываться следующие характеристики:

1) профессиональная репутация;

2) достаточные производственные и профессиональные ресурсы;

3) опыт работы в области оказания услуг по предотгрузочной инспекции;

4) стоимость осуществления предотгрузочной инспекции.

Положение о предотгрузочной инспекции утверждается Правительством Российской Федерации и включает в себя регламент ее осуществления, права, обязанности и ответственность лиц, участвующих в предотгрузочной инспекции, порядок рассмотрения споров между органом предотгрузочной инспекции и импортером товара, порядок осуществления контроля за деятельностью органов предотгрузочной инспекции.

Предотгрузочная инспекция осуществляется при соблюдении следующих принципов:

1) гласность и открытость;

2) применение процедур и критериев, используемых в ходе предотгрузочной инспекции, объективно и на равной основе ко всем импортерам товара;

3) проверка качества и количества товара в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

4) обеспечение импортеров товара информацией о требованиях, предъявляемых в Российской Федерации в отношении предотгрузочной инспекции;

5) обеспечение конфиденциальности сведений, полученных в ходе предотгрузочной инспекции.

Орган предотгрузочной инспекции осуществляет предотгрузочную инспекцию на основании заявления импортера товара в соответствии с положением, указанным в части 6 настоящей статьи, и по ее результатам выдает импортеру товара сертификат о прохождении предотгрузочной инспекции или принимает решение о мотивированном отказе в выдаче такого сертификата.

Срок осуществления предотгрузочной инспекции, как правило, не должен превышать три рабочих дня.

Импорт товаров, подлежащих предотгрузочной инспекции, осуществляется только при наличии сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции.

Несмотря на очевидные логичность положений Закона и кажущуюся надежность его механизма, предложение реализовать в России на практике такой торгово-политический инструмент, каковым является предотгрузочная инспекция, вызвало в стране жаркие споры между представителями фирм — участников внешнеэкономической деятельности и представителями контролирующих импорт в Россию органов власти, заинтересованных в большем и, как представляется, более качественном контроле за ввозимыми товарами. Основная цель введения предотгрузочной инспекции — противодействие практике занижения таможенной стоимости импортерами. По сути это один из вариантов развития таможенной службы в России и дополнительный способ таможенного контроля. Так, Торгово-промышленная палата Российской Федерации и ряд предпринимательских союзов и организаций дали проекту положения о предотгрузочной инспекции, разработанному Правительством Российской Федерации в развитие Закона, негативную оценку ввиду того, что предотгрузочная инспекция трактуется в проекте как обязательная мера и по этой причине повлечет за собой ряд нежелательных последствий, включая ухудшение условий предпринимательской деятельности.

Между тем согласно Международным правилам толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС», принятых Международной торговой палатой в 1990 г. (п. 10), с точки зрения этого органа, такая мера также представляется оправданной, поскольку иногда покупателю целесообразно обеспечить проверку товара до или во время передачи его продавцом перевозчику (так называемая предотгрузочная проверка). При отсутствии иного урегулирования в контракте именно покупатель, поскольку это осуществляется в его интересах, оплачивает расходы по проведению такой проверки. Если, однако, такая проверка проводится с целью выяснения, соблюдены ли обязательные правила в отношении экспорта товара из страны продавца, такие расходы по проведению проверки оплачиваются продавцом.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. N 990 (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.07.2003 N 406) Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами выполняет не только функции по разработке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений о введении количественных ограничений на экспорт и импорт товаров, об установлении государственной монополии на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров, а также об ограничений или о запрете экспорта и/или импорта товаров исходя из национальных интересов Российской Федерации, обеспечиванию совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществление таких мер по регулированию экспорта и импорта товаров (работ, услуг), как применение стандартов, систем подтверждения соответствия, соблюдение норм безопасности, правил упаковки и маркировки товаров, использование соответствующих форм товаросопроводительных документов, но и соблюдение требований предотгрузочных инспекций, расширенных таможенных формальностей, экологических, ветеринарных, фитосанитарных и санитарных норм.

Несомненным плюсом от введения надлежащим образом института предотгрузочной инспекции является получение таможенными органами дополнительной ценовой информации о товарах, которая может являться доказательством реальной цены сделки, что для участников ВЭД как следствие влечет ускорение таможенного контроля, а также отсутствие неожиданных неприятностей при проведении таможенными органами постконтроля. Кроме того, введение предотгрузочной инспекции позволяет частично разрешить проблемы фальшивых контрактов с несуществующими фирмами.

С другой стороны, следует признать, что введение предотгрузочной инспекции имеет и свои минусы. Так, предотгрузочная инспекция не разрешит проблем торговли через офшорные компании за рубежом и подставные фирмы в России. Также не будут решены проблемы контрабанды в условиях открытых участков границы и проблемы торговли через «челноков». К очевидным минусам также можно отнести и реальное отсутствие у таможенных органов возможности перепроверки информации экспертов в стране экспорта (отгрузки), а также незащищенность импортеров в случае нанесения им убытков действиями экспертов при отгрузке (учитывая, что действия таких экспертов будут совершаться за пределами Российской Федерации).

К потенциальным рискам для государства можно отнести возможную недобросовестность экспертов предотгрузочной инспекции, заключения которых будут использоваться в судах, что в стратегическом плане может повлечь установление практики применения заключений результатов органа предотгрузочной инспекции по определению кода товара или/и по его стоимости как единственно правильных, независимо от позиции таможенных органов Российской Федерации. Кроме того, введение предотгрузочной инспекции является дополнительным торговым барьером в условиях вступления в ВТО.

Особо следует отметить следующий факт, который вообще не упоминается при обсуждении вопроса о введении предотгрузочной инспекции в России. Статьей 28 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» установлено, что расходы на осуществление предотгрузочной инспекции несет импортер товара, в отношении которого вводится предотгрузочная инспекция. Вместе с тем Правительство Российской Федерации одновременно с принятием решения о введении предотгрузочной инспекции снижает ставки таможенных пошлин на товары, в отношении которых такая инспекция вводится. Однако, в отношении товаров, происходящих с таможенных территорий государств — участников Соглашения стран СНГ «О создании зоны свободной торговли» таможенная пошлина не взимается. Таким образом, при перемещении таких товаров расходы на осуществление предотгрузочной инспекции будет нести исключительно импортер без представления какой-либо компенсации таких затрат.

Без принятия дополнительных мер по выводу всего сектора из тени (контрабанда, «челноки», офшоры) импортеры, действующие по прямым контрактам, в условиях предотгрузочной инспекции будут вынуждены для сохранения конкурентоспособности искать другие пути поставок. Принуждение отдельных импортеров уплачивать таможенные платежи в большем размере, нежели их конкуренты, может привести к переделу рынка, что вызовет нестабильность не только в сфере экономики, но и в социальной сфере.

Соглашение по предотгрузочной инспекции существует в рамках ВТО. Данное Соглашение применяется на добровольной основе теми странами, в которых слабо развито таможенное администрирование и не налажена работа по анализу рисков. Очевидно, что для России такая ситуация уже не является характерной. В российской таможенной службе с введением Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 года проводятся активные преобразования в области внедрения новых эффективных форм таможенного администрирования, все большими темпами развиваются система управления рисками, электронное декларирование, разрабатывается концепция предварительного информирования.

Кроме того, можно предположить, что в ряде случаев, особенно в первый год действия предотгрузочной инспекции, будут возникать проблемы с неправильным или некорректным заполнением сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции, расхождением указанных в нем сведений со сведениями в других документах или электронных формах и т. д. Это повлечет увеличение времени, необходимого для таможенного оформления товаров, простои грузов, а следовательно, отрицательно скажется на развитии бизнеса (в том числе среднего и малого), в связи с увеличением материальных и временных издержек участников внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, введение предотгрузочной инспекции в Российской Федерации имеет скорее больше минусов, чем плюсов.

Несмотря на вышеуказанные негативные моменты, следует признать, что инспекционные компании, работающие в области экспертных услуг, имеют большой опыт работы в области накопления и анализа информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенные границы государств. В связи с этим инспекционные компании, как правило, оказывают соответствующие консультационные услуги для таможенных служб различных государств по определению страны происхождения товаров, классификации, таможенной стоимости и сравнительной внешнеторговой статистике.

Таможенные службы зачастую не обладают достаточным количеством информации о товарах и транспортных средствах, позволяющим обеспечить эффективный таможенный контроль с применением системы управления рисками ввиду того, что сбор, обобщение и ведение такой информации является весьма трудоемким процессом и требует определенных навыков и обучения соответствующих специалистов. Практика представления информации от инспекционных компаний благотворно сказалась бы на деятельности любой таможенной службы, испытывающей недостаток в получении указанной выше информации. Таким образом, одним из наиболее приемлемого пути «введения» предотгрузочной инспекции в России было бы осуществление сбора таможенными органами соответствующей информации от инспекционных компаний в области экспертных услуг.

——————————————————————