Обеспечение уплаты таможенных платежей в Таможенном союзе ЕврАзЭС

(Янкевич С. В.) ("Публично-правовые исследования" (электронный журнал), 2013, N 2) Текст документа

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ ЕВРАЗЭС

С. В. ЯНКЕВИЧ

Обеспечение уплаты таможенных платежей является институтом таможенного законодательства. Данный институт предусматривает способы гарантирования уплаты таможенных платежей, обеспечивая тем самым интересы государств - участников Таможенного союза. Правовое регулирование института обеспечения уплаты таможенных платежей осуществляется на международном, наднациональном и национальном уровнях. Основополагающими в данной сфере являются нормы Таможенного кодекса Таможенного союза <1> (далее - ТК ТС). Предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей регламентировано гл. 12 ТК ТС. -------------------------------- <1> Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17 // Собрание законодательства РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.

Статьей 85 ТК ТС устанавливает общие условия обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. В соответствии с п. 1 ст. 85 ТК ТС исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов обеспечивается в случае: 1) применения таможенной процедуры таможенного транзита при перевозке товаров (гл. 32 ТК ТС); 2) изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, если это предусмотрено международными договорами (в частности, Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан "Об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин" от 21 мая 2010 года) и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза (ст. 83 ТК ТС); 3) помещения товаров под таможенную процедуру переработки товаров вне таможенной территории (гл. 35 ТК ТС); 4) выпуска товаров при необходимости исследования документов, проб и образцов товаров либо получения заключения эксперта (ст. 198 ТК ТС); 5) иных случаях, предусмотренных ТК ТС, международными договорами и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза. Таким образом, содержащийся в п. 1 ст. 85 ТК ТС перечень оснований для применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей не является исчерпывающим. В частности, в силу ТК ТС обеспечение уплаты таможенных пошлин производится: а) при включении юридического лица в реестр таможенных представителей: предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному миллиону евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения (ст. 13 ТК ТС) <2>; -------------------------------- <2> В силу п. 4 ст. 367 ТК ТС названное условие о предоставлении обеспечения применяется в государствах - членах Таможенного союза только в том случае, если законодательством государства - члена Таможенного союза на день внесения такого обеспечения как условия включения юридических лиц в реестр таможенных представителей предусмотрено, что у таможенного представителя обязанность по внесению таможенных платежей возникает солидарно с плательщиком таможенных пошлин, налогов.

б) при включении юридического лица в реестр таможенных перевозчиков: предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 200 000 евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения (ст. 19 ТК ТС); в) в случае присвоения юридическому лицу статуса уполномоченного экономического оператора: предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 1 000 000 евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения (ст. 39 ТК ТС). Необходимо отметить, что лица, осуществляющие деятельность по производству товаров и (или) экспортирующие товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при их соответствии критериям, определенным решением Комиссии Таможенного союза, предоставляют обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 150 000 евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения; г) в случае отсутствия документов, подтверждающих страну происхождения товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные документы оформлены ненадлежащим образом и (или) содержат недостоверные сведения в отношении товаров: до представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров, или уточняющих сведений предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации, если таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является иностранное государство (группа иностранных государств), с которым нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации (подп. 1 п. 2 ст. 63 ТК ТС); д) помещение товаров под таможенную процедуру при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные документы оформлены ненадлежащим образом и (или) содержат недостоверные сведения: до представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров, или уточняющих сведений декларантом документов предоставляется обеспечение уплаты специальной, антидемпинговой либо компенсационной пошлины, если таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что страной происхождения товаров является страна, на ввоз товаров из которой установлены ограничения (подп. 2 п. 2 ст. 63 ТК ТС); е) при выпуске товаров в случае, если дополнительная таможенная проверка не может быть проведена в установленные сроки (ст. 69 ТК ТС): декларантом предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 2 ст. 69 ТК ТС); ж) при выпуске до подачи таможенной декларации товаров, определенных в ТК ТС (с учетом положений п. 3 ст. 197 и ст. 178 ТК ТС, к таким товарам относятся: товары, подвергающиеся быстрой порче, живые животные, радиоактивные материалы, взрывчатые вещества, международные почтовые отправления, экспресс-грузы, сообщения и материалы для средств массовой информации, запасные части, двигатели, расходные материалы, оборудование и инструменты, необходимые для ремонта транспортных средств международной перевозки, и другие подобные товары): декларантом предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 3 ст. 197 ТК ТС). Следует подчеркнуть, что приведенные основания предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов не являются исчерпывающими, поскольку в силу подп. 5 п. 1 ст. 85 ТК ТС актами национального законодательства государств - членов Таможенного союза и международными договорами могут предусматриваться иные случаи обеспечения уплаты таможенных платежей. Так, например, в соответствии с Приказом Федеральной таможенной службы от 12 июля 2010 года N 1315 "Об условном выпуске товаров, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций" <3> таможенный орган может обеспечить условный выпуск товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставные (складочные) капиталы организаций с применением льгот по уплате ввозной таможенной пошлины только при условии обеспечения условно начисленной ввозной таможенной пошлины. Такие льготы предусматриваются подп. 2 п. 3 ст. 5 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года <4> и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 года N 883 "О льготах по уплате таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" <5>. -------------------------------- <3> Российская газета. N 212. 21.09.2010. <4> Режим доступа: http://www. tsouz. ru/DOCS/INTAGP4MNTS/Pages/S_edin_tam-tar_reg. aspx. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии (дата обращения: 30.05.2013). <5> Собрание законодательства РФ. 1996. N 31. Ст. 3759.

Большое значение в вопросе регулирования случаев обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов имеет Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан "О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров" от 21 мая 2010 года <6>. -------------------------------- <6> Режим доступа: http://www. tsouz. ru/MGS/mgs21-05-10/Pages/Cogl_ob_obespechenii. aspx. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии (дата обращения: 30.05.2013).

Соглашением предусмотрены случаи, когда при таможенном транзите таможенные органы государств - членов Таможенного союза не требуют предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. Итак, обеспечение уплаты не требуется, если: - товары предназначены для официального использования дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями иностранных государств, а также приравненными к ним по объему привилегий органами и (или) миссиями международных организаций, о чем таможенный орган отправления информирован по каждой конкретной перевозке министерством иностранных дел государства - члена Таможенного союза либо дипломатическим представительством, консульским учреждением иностранного государства, а также приравненным к ним по объему привилегий органом и (или) миссией международной организации, расположенными на территории государства - члена Таможенного союза; - товары предназначены для личного пользования, включая товары для первоначального обзаведения, членов персонала дипломатического представительства, работников консульского учреждения иностранного государства или персонала приравненных к ним по объему привилегий органов и (или) миссий международных организаций, а также проживающих вместе с ними членов их семей, если они не проживают в государстве пребывания постоянно и не являются гражданами государства пребывания, о чем таможенный орган отправления информирован по каждой конкретной перевозке министерством иностранных дел государства - члена Таможенного союза либо дипломатическим представительством, консульским учреждением иностранного государства, а также приравненным к ним по объему привилегий органом и (или) миссией международной организации, расположенными на территории государства - члена Таможенного союза; - товары предназначены для использования в культурных, научно-исследовательских целях, проведения спортивных соревнований либо подготовки к ним, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, обеспечения обороноспособности и государственной (национальной) безопасности государств - членов Таможенного союза, переоснащения их вооруженных сил, защиты государственных границ государств - членов Таможенного союза, использования государственными органами государств - членов Таможенного союза, о чем имеется подтверждение соответствующего государственного органа заинтересованного государства - члена Таможенного союза, ходатайствующего о выпуске таких товаров без предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, представленное в таможенный орган отправления центральным таможенным органом заинтересованного государства - члена Таможенного союза. Также в соответствии со ст. 5 Соглашения таможенные органы государств - членов Таможенного союза не требуют предоставления дополнительного обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если сумма таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, декларируемых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, превышает сумму, указанную в сертификате, не более чем на эквивалент 500 (пятьсот) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором товары декларируются в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, и действующему на день регистрации транзитной декларации. Рассматривая национальный уровень правового регулирования, следует отметить иные основания предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей, не названные в ТК ТС. В Российской Федерации, кроме случаев, предусмотренных в ТК ТС и в международных договорах, обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с Федеральным законом "О таможенном регулировании и таможенном контроле" предоставляется: - в случае выпуска товаров при проведении дополнительной проверки (подп. 2 п. 2 ст. 137). В силу п. 10 ст. 106 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" размер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов сообщается декларанту таможенным органом в письменной форме; - в случае условного выпуска товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами (подп. 3 п. 2 ст. 137); - при помещении товаров под таможенные процедуры таможенного склада без фактического размещения товаров на таможенном складе, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), временного вывоза (подп. 4 п. 2 ст. 137); - при осуществлении лицами деятельности в сфере таможенного дела (подп. 5 п. 2 ст. 137); - при осуществлении деятельности в качестве резидента портовой особой экономической зоны, если это установлено международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенной процедуры свободной таможенной зоны (подп. 6 п. 2 ст. 137). При этом Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" так же, как и ТК ТС, предусматривает открытый перечень оснований для предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. В силу подп. 5 и 7 п. 2 ст. 137 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" обеспечение уплаты таможенных платежей предоставляется при осуществлении лицами деятельности в сфере таможенного дела в случаях, предусмотренных названным Законом, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом, иными федеральными законами, актами Правительства Российской Федерации. В п. 2 ст. 85 ТК ТС предусматривается исключение - обеспечение не предоставляется: 1) если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, действующему на день регистрации таможенной декларации, а если таможенная декларация не представляется - на день принятия решения о непредоставлении обеспечения; 2) в иных случаях, предусмотренных ТК и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза. В соответствии с п. 5 ст. 137 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов не предоставляется в отношении: 1) технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), ввоз которого не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 2) воздушных и морских судов, ввозимых организациями в целях осуществления хозяйственной деятельности, оказания транспортных услуг в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) либо ввозимых в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями, а также помещаемых под таможенную процедуру переработки на таможенной территории в целях осуществления ремонта; 3) товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации; 4) коммерческих и научных образцов при их временном ввозе (допуске) и временном вывозе научными организациями; 5) природного газа, вывозимого трубопроводным транспортом на временное хранение в подземные хранилища, расположенные за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с таможенной процедурой временного вывоза. В Республике Казахстан кроме случаев, предусмотренных в ТК ТС и в международных договорах, в соответствии Кодексом "О таможенном деле в Республике Казахстан" обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов предоставляется в случае: - перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (подп. 1 п. 1 ст. 143); - изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, если это предусмотрено международными договорами Республики Казахстан и (или) законодательством Республики Казахстан (подп. 2 п. 1 ст. 143); - помещения товаров под таможенную процедуру переработки товаров вне таможенной территории (подп. 3 п. 1 ст. 143); - помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада без фактического помещения на таможенный склад (подп. 5 п. 1 ст. 143); - замены иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, эквивалентными товарами (подп. 6 п. 1 ст. 143); - периодического таможенного декларирования (подп. 8 п. 1 ст. 143); - осуществления деятельности в качестве таможенного перевозчика или таможенного представителя (подп. 10 п. 1 ст. 143); - присвоения статуса уполномоченного экономического оператора и осуществления им деятельности в качестве уполномоченного экономического оператора (подп. 11 п. 1 ст. 143). Следует отметить, что в силу п. 2 ст. 143 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" обеспечение не предоставляется: 1) если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и процентов не превышает сумму, эквивалентную пятистам евро по рыночному курсу валют, устанавливаемому в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан и действующему на день регистрации таможенной декларации, а если таможенная декларация не представляется - на день принятия решения о непредоставлении обеспечения; 2) в иных случаях, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан". Перечень случаев применения обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, предусмотренный в п. 1 ст. 143 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", сформулирован исчерпывающим образом. В связи с этим в Республике Казахстан применяются основания предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, указанные в ТК ТС, в п. 1 ст. 143 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", а также в международных договорах. В национальном законодательстве Республики Беларусь предусмотрен открытый перечень оснований предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей. В силу п. 2 ст. 260 Таможенного кодекса Республики Беларусь исполнение налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов до наступления срока исполнения налогового обязательства по их уплате обеспечивается: - в случае предоставления отсрочки и (или) рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов; - в иных случаях, установленных Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь. Необходимо заметить, что в силу п. 4 ст. 260 Таможенного кодекса Республики Беларусь обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется: 1) если суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов составляют в эквиваленте менее пятисот евро по официальному курсу белорусского рубля к иностранной валюте, установленному Национальным банком Республики Беларусь на день принятия таможенным органом таможенной декларации, а при предоставлении отсрочки и (или) рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов - на день принятия таможенным органом решения о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки, если иное не установлено Таможенным кодексом Республики Беларусь; 2) в иных случаях, установленных Таможенным кодексом Республики Беларусь, иными законами, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь. Между тем в законодательстве государств - членов Таможенного союза содержатся отдельные диспозитивные нормы, предусматривающие возможность применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей. Так, согласно п. 3 ст. 137 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов может быть предоставлено для целей выпуска товара в случае непоступления и (или) поступления не в полном объеме уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов на счет Федерального казначейства России и (или) счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза. ТК ТС определяет лиц, обязанных обеспечить уплату таможенных пошлин и налогов. В соответствии с п. 3 ст. 85 ТК ТС обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов производится плательщиком. Также возможно исполнение этой обязанности иным лицом за плательщика - при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, если это лицо вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться товарами, в отношении которых производится обеспечение уплаты таможенных пошлин или налогов, если иное не установлено ТК ТС. Правовой статус плательщиков таможенных пошлин и налогов определяется в ст. 114 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 128 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан", ст. 252 Таможенного кодекса Республики Беларусь. В соответствии с п. 4 ст. 85 ТК ТС обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов предоставляется таможенному органу, осуществляющему выпуск товаров. Как показывает анализ законодательства государств - членов Таможенного союза, обеспечение может предоставляться не только в денежной, но и в товарной форме. Так, например, согласно п. 1 ст. 86 ТК ТС возможно предоставление таможенному органу денежных средств или залога имущества. Между тем в п. 4 ст. 85 ТК ТС предусмотрены исключения из общего правила. В частности, обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов может предоставляться в следующих случаях: - при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов может быть предоставлено таможенному органу отправления либо таможенному органу назначения, если иной таможенный орган, которому может быть предоставлено генеральное обеспечение, может быть определен законодательством государства - члена Таможенного союза. - нескольким таможенным органам государства - члена Таможенного союза в случае принятия таможенными органами генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (абз. 2 п. 1 ст. 87 ТК ТС). Таможенные органы принимают генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения на территории одного из государств - членов Таможенного союза таможенных операций в нескольких таможенных органах этого государства, если такое обеспечение может быть использовано любым из этих таможенных органов в случае нарушения обязательств, обеспеченных этим генеральным обеспечением. Также исключения из правила, установленного в п. 4 ст. 85 ТК ТС, содержатся в гл. 3 ТК ТС, регулирующей взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела. В частности, в качестве условия включения в специализированный реестр таможенных представителей, реестр таможенных перевозчиков, а также получения юридическим лицом статуса уполномоченного экономического оператора выступает предоставление обеспечения на сумму, определенную ТК ТС. Если обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в связи с применением процедуры таможенного транзита предоставляется таможенному органу отправления (назначения), то следует руководствоваться Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан "О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров" от 21 мая 2010 года. Согласно абз. 2 п. 5 ст. 85 ТК ТС таможенные органы взаимно признают выданный таможенным органом, принявшим обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, документ, подтверждающий принятие такого обеспечения. В ст. 3 Соглашения определено, что документом, подтверждающим принятие обеспечения уплаты таможенных платежей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, является сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, зарегистрированный и выданный таможенным органом государства - члена Таможенного союза, принявшим обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, лицу, предоставившему такое обеспечение. Сертификат оформляется на сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов в трех экземплярах. Первый экземпляр остается в таможенном органе, зарегистрировавшем сертификат, второй и третий выдаются лицу, предоставившему обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов. Таможенный орган, зарегистрировавший сертификат, информирует таможенный орган отправления. Сертификат используется в случаях, когда выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита осуществляет таможенный орган одного государства - члена Таможенного союза, а обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов предоставлено таможенному органу другого государства - члена Таможенного союза. В п. 6 ст. 85 ТК ТС предусмотрены условия применения возврата (зачета) обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов: - исполнение обеспеченных обязательств, в чем должен удостовериться таможенный орган; - отсутствие обеспеченного обязательства в связи с его невозникновением. Данное положение находит отражение в актах законодательства государств - членов Таможенного союза. Аналогичные основания применения возврата (зачета) сумм обеспечения уплаты таможенных платежей предусмотрены и в Кодексе Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" (п. 6 ст. 143). Необходимо руководствоваться специальными положениями национального законодательства государств - членов Таможенного союза о возврате (зачете) уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов. В России подлежит применению ст. 149 "Возврат (зачет) денежного залога" Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в Казахстане - ст. 156 "Возврат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов" Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", в Беларуси - ст. 274 "Возврат сумм обеспечения" Таможенного кодекса Республики Беларусь. В ст. 86 ТК ТС поименованы способы обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. К ним относятся: денежные средства (деньги), банковская гарантия, поручительство, залог имущества. Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку ТК ТС предоставляет государствам - членам Таможенного союза дискреционное право предусмотреть в национальном законодательстве иные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. Так, в п. 1 ст. 144 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" помимо названных способов предусматривается также заключение договора страхования. Стоит подчеркнуть, что действующее законодательство Таможенного союза при регламентации выбора конкретного способа обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов имеет диспозитивную направленность. В частности, в развитие дозволительного положения п. 2 ст. 86 ТК ТС в национальном законодательстве государств - членов Таможенного союза, например в п. 2 ст. 144 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" или п. 2 ст. 262 Таможенного кодекса Республики Беларусь, предусматривается право плательщика самостоятельно выбирать один из предусмотренных способов обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. Установленные в п. 1 ст. 86 ТК ТС обеспечительные способы представляют собой правовые меры, применяемые с целью формирования у плательщика имущественного (денежного) интереса по уплате сумм таможенных пошлин и налогов в предусмотренный срок и в полном размере. Прежде всего, наличие у плательщика названного интереса связано с тем, что при нарушении обязательства по уплате таможенных платежей в предусмотренном законодательством порядке происходит уплата таможенных пошлин и налогов за счет предоставленных в обеспечение денежных средств, вещей либо на плательщика возлагаются дополнительные обязанности. Далее подробно рассмотрим обеспечительное воздействие способов, предусмотренных в п. 1 ст. 86 ТК ТС. При этом необходимо учитывать, что в ТК ТС установлены условия применения способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а порядок применения каждого из них предусмотрен в актах национального законодательства государств - членов Таможенного союза. При внесении денежных средств в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов суммы подлежат зачислению на счет, определенный актом национального законодательства государства - члена Таможенного союза. В соответствии с п. 1 ст. 145 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" денежные средства вносятся на счет Федерального казначейства, п. 2 ст. 145 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" - на счет временного размещения денег таможенного органа, п. 1 ст. 267 Таможенного кодекса Республики Беларусь - на счет таможенного органа. Законодательством государств - членов Таможенного союза, например п. 1 ст. 145 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", предусматривается возможность внесения денежных средств физическими лицами, перемещающими через таможенную границу товары для личного пользования в кассу таможенного органа. По общему правилу при неисполнении обязательства, обеспеченного уплаченными средствами, подлежащие уплате суммы таможенных платежей, пеней, процентов подлежат взысканию таможенными органами из находящихся на названных выше счетах сумм. Кроме того, п. 3 ст. 145 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" установлен пятнадцатидневный срок, по истечении которого при неисполнении плательщиком обязательства, обеспеченного деньгами, таможенный орган перечисляет подлежащие уплате суммы со счета временного размещения денег в бюджет. Порядок взыскания устанавливается национальным законодательством государств - членов Таможенного союза: ст. 145 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 145 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", ст. 267 Таможенного кодекса Республики Беларусь. Согласно п. 5 ст. 145 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в подтверждение внесения в кассу таможенного органа или поступления на счет Федерального казначейства денежного залога лицу, внесшему денежный залог, выдается таможенная расписка. Ее форма и порядок использования определяется Федеральной таможенной службой Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. В соответствии со ст. 141 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 264 Таможенного кодекса Республики Беларусь и ст. 146 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов таможенные органы (в России - Федеральная таможенная служба, в Беларуси - Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, в Казахстане - Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан) принимают банковские гарантии, выданные банками и небанковскими кредитными организациями, признанными таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей. В Российской Федерации также возможно предоставление банковской гарантии, выданной страховой организацией. По просьбе плательщика названные субъекты правоотношений выдают письменное обязательство внести сумму таможенных платежей и налогов в случае неисполнения плательщиком данной обязанности. Стоит отметить, что в национальном законодательстве государств - членов Таможенного союза предусматривается порядок применения банковской гарантии. При этом в п. 2 ст. 141 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", п. 2 ст. 264 Таможенного кодекса Республики Беларусь устанавливается, что к правоотношениям, связанным с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, подлежат применению положения банковского и гражданского законодательства. Орган исполнительной власти в области таможенного дела ведет реестр банков и иных кредитных организаций. Включение организации в реестр говорит о признании таможенным органом выданной им банковской гарантии и осуществляется при соблюдении ряда условий. Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 142 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" к таким условиям относятся: 1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации, в которой указано право выдачи банковских гарантий; 2) осуществление банковской деятельности не менее пяти лет; 3) наличие зарегистрированного уставного капитала в размере не менее 200 млн. рублей; 4) наличие собственных средств (капитала) в размере не менее одного миллиарда рублей; 5) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности, на все отчетные даты в течение последних шести месяцев; 6) отсутствие требования Центрального банка Российской Федерации об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации; 7) отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей. В то же время п. 2 ст. 265 Таможенного кодекса Республики Беларусь предъявляется к банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям требование отсутствия неисполненного налогового обязательства по уплате таможенных платежей и отсутствия убытков за последние шесть ежемесячных отчетных периодов. Подробные требования, предъявляемые к банкам (иным кредитным или страховым организациям), имеющим право выдавать банковские гарантии, а также правила ведения данного реестра устанавливаются в ст. 368 - 379 Гражданского кодекса Российской Федерации <7>, гл. 9 - 12 Банковского кодекса Республики Беларусь от 25 октября 2000 года N 441-З <8>, ст. 26 Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 года N 2444 "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" <9>. -------------------------------- <7> Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301. <8> Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 2000. N 31. Ст. 455. <9> Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. 1995. N 15 - 16. Ст. 106.

Помимо обязанностей банков и небанковских кредитных организаций, установленных гражданским законодательством, в ст. 143 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусматриваются дополнительные обязанности банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, включенных в реестр: 1) соблюдать ограничение по максимальной сумме одной банковской гарантии и максимальной сумме всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком, одной иной кредитной организацией либо одной страховой организацией, для принятия таких банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов; 2) представлять в установленные сроки надлежащим образом оформленную отчетную документацию и иные сведения в соответствии с порядком ведения реестра; 3) выполнять условия банковской гарантии и обязательства по ней. Законодательством государств - членов Таможенного союза также устанавливаются основания исключения банка, иной кредитной организации или страховой организации из реестра. Так, в соответствии с п. 1 ст. 144 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" такими основаниями служат: 1) ликвидация банка, иной кредитной организации или страховой организации; 2) отзыв Центральным банком Российской Федерации лицензии на осуществление банковских операций у банка, иной кредитной организации либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела), лицензии на право осуществления страховой деятельности у страховой организации; 3) неисполнение хотя бы одного из условий включения в реестр; 4) неисполнение обязанностей, установленных ст. 143 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"; 5) истечение срока включения в реестр, если до истечения указанного срока не подано в установленном порядке заявление о повторном включении в реестр; 6) письменное заявление банка, иной кредитной организации или страховой организации. Также в силу подп. 1.3 п. 1 ст. 266 Таможенного кодекса Республики Беларусь банк или небанковская кредитно-финансовая организация может быть исключена из реестра в случае несоблюдения положения о минимальном размере нормативного капитала для банков, установленного Национальным банком Республики Беларусь. В соответствии с п. 4 ст. 141 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" банковская гарантия должна содержать: - обязательства плательщика таможенных пошлин, налогов, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией; - право на бесспорное списание таможенным органом с гаранта причитающейся суммы в случае неисполнения гарантом обязательств по банковской гарантии; - обязанность гаранта уплатить таможенному органу неустойку в размере 0,1% суммы, подлежащей уплате за каждый календарный день просрочки; - условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных средств на счет Федерального казначейства и (или) на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза; - срок действия банковской гарантии. Аналогичные требования устанавливаются в п. 2 ст. 146 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" и ст. 165 Банковского кодекса Республики Беларусь. Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлен порядок рассмотрения таможенным органом банковской гарантии. Согласно п. 9 ст. 141 ФЗ таможенный орган рассматривает поступившую банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления. При приеме банковской гарантии таможенный орган выдает плательщику таможенных пошлин, налогов таможенный приходный ордер. В случае же отказа в приеме банковской гарантии таможенный орган также в срок, не превышающий трех рабочих дней, информирует об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа. Тем временем в п. 3 ст. 146 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" определены основания отказа в принятии банковской гарантии. Таможенный орган вправе принять такое решение, если: 1) банк, выдавший банковскую гарантию, не включен в реестр банков и не обладает полномочиями по выдаче банковской гарантии; 2) содержание банковской гарантии не соответствует законодательству Республики Казахстан; 3) сумма таможенных пошлин, налогов, уплата которых обеспечивается банковской гарантией, превышает сумму таможенных пошлин, налогов, подтверждаемую банковской гарантией; 4) срок окончания действия банковской гарантии меньше срока исполнения обязательства плательщика по обеспечению уплаты таможенных пошлин, налогов. При отказе таможенного органа в принятии банковской гарантии в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов таможенный орган в течение двух рабочих дней письменно уведомляет об этом плательщика, предоставившего указанную банковскую гарантию, с обоснованием причин такого отказа. Пунктом 14 ст. 141 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусматривается установление максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком либо одной иной кредитной (страховой) организацией для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Максимальные суммы определяются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Федеральной таможенной службой Российской Федерации. В настоящее время действует Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 октября 2011 года N 126н "Об установлении максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком либо одной иной кредитной организацией, одной страховой организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов" <10>. -------------------------------- <10> Российская газета. N 273. 05.12.2011.

Максимальные суммы одной банковской гарантии в соответствии с Приказом варьируются от 35 млн. рублей до 1 млрд. 700 млн. рублей, а максимальные суммы всех одновременно действующих гарантий - от 170 млн. рублей до 8 млрд. 500 млн. рублей. В случае неисполнения обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган направляет банку (иной кредитной или страховой организации, предоставившей гарантию) требование об уплате причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов в срок, установленный законодательством государств - членов Таможенного союза. Так, в Республике Казахстан названное требование в соответствии с п. 4 ст. 146 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" предъявляется таможенным органом в течение пяти рабочих дней после окончания сроков исполнения обязательств, предусмотренных гарантией. В Российской Федерации на основании п. 2 ст. 374 Гражданского кодекса Российской Федерации - до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана. В Республике Беларусь согласно ст. 173 Банковского кодекса Республики Беларусь - не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем получения требования, если в тексте банковской гарантии не предусмотрен более короткий срок. Поручительство как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей представляет собой возложение данной обязанности на заранее определенное лицо в случае неисполнения плательщиком обязательства по уплате таможенных платежей. В соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза к правоотношениям, связанным с заключением договора поручительства, выполнением обязательств, обеспеченных поручительством, представлением поручителю требования, прекращением поручительства, применяются положения также гражданского законодательства. Поручительство оформляется путем заключения между поручителем и таможенным органом договора поручительства, включающего в себя обязанность поручителя исполнить в полном объеме налоговое обязательство по уплате таможенных пошлин, налогов плательщика в случае неисполнения последним налоговых обязательств по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспеченных поручительством. Пункт 3 ст. 146 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предписывает включать в проект договора поручительства положения о том, что плательщик таможенных пошлин, налогов и поручитель несут солидарную ответственность за исполнение обеспечиваемого обязательства и срок действия договора поручительства не превышает двух лет. Поручительство принимается таможенными органами, если: 1) лицо, имеющее намерение стать поручителем, соответствует критериям, определяемым Правительством Российской Федерации; 2) лицо, имеющее намерение стать поручителем, в договоре поручительства принимает на себя обязательство предоставить в качестве документа, обеспечивающего надлежащее исполнение поручителем своих обязательств перед таможенным органом, банковскую гарантию, по которой бенефициаром выступает таможенный орган, в размере не менее принимаемых поручителем на себя обязательств по договору поручительства. При этом договор поручительства вступает в силу с даты предоставления указанной банковской гарантии. Кодексом "О таможенном деле в Республике Казахстан" в п. 2 ст. 147, наоборот, предусмотрены основания, препятствующие принятию таможенным органом договора поручительства в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. К таковым относятся случаи, когда: 1) представленный договор поручительства не соответствует гражданскому законодательству Республики Казахстан; 2) поручителем не обеспечена уплата таможенных пошлин и налогов; 3) сумма таможенных пошлин и налогов, уплата которых обеспечивается договором поручительства, превышает сумму таможенных пошлин и налогов, подтверждаемую договором поручительства; 4) срок окончания действия договора поручительства не превышает сроков исполнения обязательства по уплате таможенных пошлин и налогов. В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 146 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", п. 1 ст. 268 Таможенного кодекса Республики Беларусь и п. 1 ст. 147 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" поручитель солидарно отвечает за неисполнение плательщиком обязанности по уплате таможенных платежей. В связи с этим в случае неисполнения плательщиком обязанности по уплате таможенных платежей требование таможенного органа может предъявляться как самому плательщику, так и поручителю. При этом поручитель в случае привлечения к исполнению обязанности по уплате таможенных платежей несет ответственность в том же объеме, что и плательщик, включая уплату пеней (п. 2 ст. 363 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 268 Таможенного кодекса Республики Беларусь, п. 1 ст. 147 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан"). При применении залога имущества в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов между таможенным органом и плательщиком заключается договор о залоге. В национальном законодательстве государств - членов Таможенного союза устанавливается, что предметом залога могут быть вещи (товары), ввозимые на таможенную территорию, а также иное имущество, которое может быть предметом залога в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза. В связи с этим необходимо отметить, что законодательством государств - членов Таможенного союза устанавливаются исключения из этого положения. Так, в соответствии с подп. 1 - 10 п. 3 ст. 140 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предметом залога не может быть: 1) имущество, находящееся за пределами Российской Федерации; 2) имущество, уже заложенное для обеспечения иного обязательства, либо имущество, обремененное иными предшествующими обязательствами в пользу третьих лиц; 3) товары, подвергшиеся быстрой порче, животные; 4) электрическая, тепловая и иные виды энергии; 5) предприятия; 6) имущественные права; 7) ценные бумаги; 8) космические объекты; 9) залог товаров в обороте; 10) продукция и отходы производства, свободная реализация которых в соответствии с законодательством Российской Федерации запрещена; 11) имущество, взыскание на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации обращается только по решению суда. Пунктом 4 ст. 148 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" подобные ограничения распространяются в отношении объектов жизнеобеспечения и арестованного имущества. В Республике Беларусь к правоотношениям, связанным с обращением взыскания на заложенное имущество в силу п. 3 ст. 263 Таможенного кодекса Республики Беларусь, применяются положения ст. 329 - 332 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года N 218-З <11>. -------------------------------- <11> Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1999. N 7 - 9. Ст. 101.

Залог может быть предоставлен таможенному органу как плательщиком таможенных пошлин, налогов, так и иным лицом в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Таможенного союза. Так, в Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 140 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" допускается предоставление залога иным лицом, но при одновременном соблюдении двух условий: 1) такое обеспечение должно использоваться при применении таможенной процедуры таможенного транзита; 2) это лицо (предоставляющее обеспечение) должно обладать правомочиями по владению, пользованию и (или) распоряжению товарами, в отношении которых производится обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. В Казахстане положение п. 2 ст. 148 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" допускает заключение договора о залоге имущества между плательщиком и (или) третьим лицом и таможенным органом, перед которым у плательщика возникает обязательство по уплате таможенных пошлин, налогов. В Республике Беларусь в силу п. 2 ст. 263 Таможенного кодекса Республики Беларусь - лицом, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, или любым иным лицом (п. 2 ст. 263 Таможенного кодекса Республики Беларусь). Согласно п. 6 ст. 140 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", владелец закладываемого имущества направляет в таможенный орган предложение о заключении договора о залоге имущества. Пункт 2 ст. 148 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" определяет, что договор залога имущества заключается в течение пятнадцати календарных дней со дня письменного обращения плательщика о заключении договора залога имущества. Законодательство государств - членов Таможенного союза (ст. 140 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 148 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" и ст. 320 Гражданского кодекса Республики Беларусь) устанавливает, что в договоре должны быть указаны предмет залога и его стоимость, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом. В нем должно также содержаться указание на то, у какой из сторон находится заложенное имущество. Положения ст. 140 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", п. 1 ст. 144 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", ст. 263 Таможенного кодекса Республики Беларусь допускают предоставление таможенному органу имущественного залога. Тем не менее предмет залога может не передаваться на хранение таможенного органа. Так, в силу п. 4 ст. 140 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" должно соблюдаться правило: предмет залога в течение всего периода действия договора о залоге имущества должен находиться на территории Российской Федерации. Если обеспечение предоставляется в денежной форме, то средства зачисляются на счет в соответствии с международными договорами и национальным законодательством государств - членов Таможенного союза. Так, в силу п. 1 ст. 145 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" денежные средства в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов вносятся на счет Федерального казначейства России. Кроме того, денежный залог может быть уплачен физическими лицами, перемещающими через таможенную границу товары для личного пользования, также в кассу таможенного органа. В случае неисполнения плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспеченной залогом, удовлетворение требования таможенных органов осуществляется за счет заложенного имущества в порядке, определенном гражданским законодательством государств - членов Таможенного союза (ст. 350 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 331 Гражданского кодекса Республики Беларусь, ст. 319 - 320 Гражданского кодекса Республики Казахстан). Законодательством государств - членов Таможенного союза могут быть предусмотрены иные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. Так, в Республике Казахстан в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов допускается применение договора страхования. На стороне страховщика должна быть страховая организация, включенная в реестр юридических лиц, имеющих лицензию на право осуществления страховой деятельности. При этом п. 3 ст. 149 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии договора страхования таможенным органом. Таможенный орган отказывает в принятии договора страхования в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в одном из следующих случаев: 1) страховая организация, выдавшая договор страхования, не включена в специализированный реестр; 2) представленный договор страхования не соответствует требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан; 3) сумма таможенных пошлин, налогов, уплата которых обеспечивается договором страхования, превышает сумму таможенных пошлин, налогов, подтверждаемую договором страхования; 4) срок окончания действия договора страхования меньше срока исполнения обязательства плательщика по обеспечению уплаты таможенных пошлин, налогов. В случае неисполнения обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган направляет страховой организации требование об уплате причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов в течение пяти рабочих дней после окончания сроков исполнения обязательства, предусмотренных указанным договором страхования. Данное требование в силу п. 4 и 5 ст. 149 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" подлежит безусловному и обязательному исполнению страховой организацией в течение двух рабочих дней со дня его получения. Статья 87 ТК ТС регламентирует основания и порядок применения генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. Данный механизм предусмотрен п. 1 ст. 87 ТК ТС и может применяться в том случае, если одним и тем же лицом на территории одного из государств - членов Таможенного союза совершается несколько таможенных операций в определенный срок. В этом случае обеспечение уплаты таможенных платежей может быть предоставлено в отношении всех таможенных операций, совершаемых на территории данного государства. Важно отметить, что обязательным условием принятия генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов является возможность его использования любым из таможенных органов государства - члена Таможенного союза в случае нарушения плательщиком обязательства по уплате средств. Таможенный кодекс предоставляет право государствам - членам Таможенного союза самостоятельно определять порядок применения генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. В Российской Федерации следует руководствоваться правилами ст. 138, 139 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в Беларуси - п. 5 ст. 260 Таможенного кодекса Республики Беларусь, в Казахстане - ст. 150 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" и Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года N 1230 "Об утверждении Правил учета в таможенных органах обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определения суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а также применения генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов" <12>. -------------------------------- <12> Казахстанская правда. 25.12.2010. N 351 - 353.

Генеральное обеспечение принимается таможенными органами при совершении нескольких таможенных операций в одном таможенном органе (в упомянутом Постановлении Правительства Республики Казахстан получило название простого генерального обеспечения) и нескольких таможенных операций в нескольких таможенных органах (сложное генеральное обеспечение). Генеральное обеспечение принимается таможенным органом на основании письменного заявления плательщика. В соответствии с п. 4 ст. 138 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" генеральное обеспечение предоставляется на срок не менее одного года. По желанию плательщика сумма генерального обеспечения может быть увеличена путем: 1) внесения дополнительного денежного залога; 2) переоформления (замены) банковской гарантии, срок действия которой не должен быть менее срока действия банковской гарантии, ранее принятой таможенным органом в качестве генерального обеспечения; 3) внесения соответствующих изменений в договор поручительства. Пунктом 2 ст. 150 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" установлено, что срок действия генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов должен превышать сроки исполнения плательщиком обязательств по обеспечению уплаты таможенных пошлин и налогов, возникающих в течение периода, указанного в заявлении плательщика. В соответствии с п. 1 ст. 139 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и п. 1.3 Правил применения генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года N 1230, выдается подтверждение о предоставлении генерального обеспечения. В подтверждении указываются: 1) таможенный орган, принявший генеральное обеспечение; 2) лицо, предоставившее генеральное обеспечение; 3) сумма принятого генерального обеспечения; 4) срок действия принятого генерального обеспечения, в течение которого возможно своевременное принятие мер по взысканию задолженности по уплате таможенных платежей путем обращения взыскания на генеральное обеспечение; 5) таможенные операции, для совершения которых принято генеральное обеспечение; 6) таможенный орган, в котором совершается несколько таможенных операций в определенный срок; 7) сумма генерального обеспечения, которая может быть использована в таможенном органе, в котором совершается несколько таможенных операций в определенный срок. Размер генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется исходя из подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов. В случае исполнения обязательства, обеспеченного генеральным обеспечением, зарезервированная сумма генерального обеспечения высвобождается при условии, что таможенный орган удостоверится в исполнении обеспеченного обязательства. Если же обязательство не исполнено, то таможенный орган, перед которым имеется неисполненное обязательство, обращает взыскание на предоставленное генеральное обеспечение. Приказом Федеральной таможенной службы от 28 декабря 2010 года N 2637 утверждена форма подтверждения о предоставлении генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов <13>. Данное подтверждение заполняется уполномоченным должностным лицом таможенного органа. В документе указываются: лицо, предоставившее генеральное обеспечение, сумма генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов; срок действия генерального обеспечения. -------------------------------- <13> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 28.03.2011. N 13.

Также Федеральной таможенной службой утверждена форма отчета об использовании генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. В отчете подлежит отражению информация о документах, подтверждающих предоставление генерального обеспечения; таможенный орган, в котором использовалось генеральное обеспечение, а также основания использования генерального обеспечения <14>. -------------------------------- <14> Приказ ФТС от 24 января 2011 года N 101 // Российская газета. N 78. 13.04.2011.

Определение суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в соответствии со ст. 88 ТК ТС. По общему правилу общая сумма обеспечения определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, в государстве - члене Таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров. Однако в п. 1 ст. 88 ТК ТС установлено исключение из приведенного правила - в случае помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, в государстве - члене Таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров, но не менее сумм таможенных пошлин, налогов, которые бы подлежали уплате в других государствах - членах Таможенного союза, как если бы товар помещался на территориях этих государств - членов Таможенного союза под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов. В силу п. 1 ст. 88 ТК ТС для определения сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов применяется курс иностранной валюты, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Также следует учитывать, что в гл. 3 ТК ТС установлены правила взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, в том числе по предоставлению обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. В силу п. 1 ст. 88 ТК ТС допускается возможность установления в национальном законодательстве государств - членов Таможенного союза правил, предусматривающих включение в сумму обеспечения сумм таможенных сборов, процентов. В п. 2 ст. 88 ТК ТС устанавливается специальное правило определения суммы обеспечения для тех случаев, когда невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов. При этом в ТК названы причины невозможности определения точной суммы таможенных платежей: непредставление в таможенный орган точных сведений о характере товаров, их наименовании, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости. В названном случае сумма обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их физических характеристик в натуральном выражении (количество, масса, объем или иные характеристики), которые могут быть определены на основании имеющихся сведений, порядок использования которых определяется законодательством государств - членов Таможенного союза. В п. 3 и 5 ст. 88 ТК ТС предусматриваются специальные правила определения суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые различаются в зависимости от установленных особенностей выпуска товаров таможенными органами: - в случае выпуска товаров при необходимости исследования документов, проб и образцов товаров либо получения заключения эксперта (ст. 198 ТК ТС); при выявлении административного правонарушения или преступления (ст. 199 ТК ТС) сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется как сумма таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены в результате проверки сведений, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов (с учетом правила п. 1 и 2 ст. 88 ТК ТС); - в случае выпуска товаров, если дополнительная таможенная проверка не может быть проведена в установленные сроки (ст. 69 ТК ТС), сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется как сумма таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены в результате дополнительной проверки (с учетом правил п. 2 ст. 88 ТК ТС). Необходимо отметить, что п. 4 ст. 88 ТК ТС предусматривается возможность установления в законодательстве государств - членов Таможенного союза фиксированных сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении отдельных видов товаров. Так, согласно п. 10 ст. 137 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установление фиксированного размера обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении отдельных видов товаров отнесено к компетенции Федеральной таможенной службы. В настоящее время действует Приказ Федеральной таможенной службы от 21 февраля 2012 года N 302 "Об установлении фиксированных сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении подакцизных товаров" <15>. -------------------------------- <15> Российская газета. N 79. 11.04.2012.

В силу п. 3 ст. 261 Таможенного кодекса Республики Беларусь фиксированный размер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении отдельных товаров устанавливается Правительством Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

------------------------------------------------------------------

Название документа