Субъективно о коррупции в таможенных органах

(Ступников А.) («ЭЖ-Юрист», 2013, N 21) Текст документа

СУБЪЕКТИВНО О КОРРУПЦИИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

А. СТУПНИКОВ

Александр Ступников, юрист, г. Воронеж.

Любая государственная структура, орган государственной власти имеют свои традиции, как положительные, так и отрицательные. Чем старше орган государственной власти, чем богаче его история, тем более давний уклад он имеет. Одна из старейших государственных служб — таможенная — для непосвященного человека удивительным образом ассоциируется одновременно с героем фильма «Белое солнце пустыни» Павлом Артемьевичем Верещагиным и с повальной коррупцией. В настоящей статье мы предпримем попытку рассказать о причинах последней.

Истоки коррупции

О коррупции в таможенных органах написано достаточно много <1>. Безусловно, любая административно-распорядительная деятельность (в том числе и деятельность таможенных органов) предполагает дискреционное осуществление ряда полномочий, что, в свою очередь, оставляет определенный простор для злоупотреблений со стороны должностных лиц. Таможенные органы в целях обеспечения экономической безопасности государства осуществляют специфические функции, присущие правоохранительным органам (оперативно-розыскную деятельность, дознание, борьбу с контрабандой и пр.), фискальным и контрольно-надзорным органам (валютный контроль, взимание и контроль за полнотой и своевременностью уплаты таможенных платежей, применение мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, защиту прав на объекты интеллектуальной собственности и др.). Таможенные органы осуществляют таможенный и транспортный, а также санитарно-карантинный, ветеринарный и карантинный фитосанитарный контроль в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу (п. 4 Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 872). ——————————— <1> Бакаева О. Ю. Борьба с коррупцией в таможенной сфере как инструмент оптимизации баланса частных и публичных интересов // Таможенное дело. 2009. N 2; Осокин Р. Р. Коррупция в сфере внешнеэкономической деятельности // Российский следователь. 2008. N 23; Лемешев Е. В. Обеспечение собственной безопасности таможенных органов в системе общегосударственных мер противодействия коррупции // Современное право. 2007. N 4; и др.

Должностным лицам таможенных органов, осуществляющим таможенное оформление и таможенный контроль, предоставлены широкие полномочия, в рамках которых инспектор может действовать по своему усмотрению. Кроме того, при принятии решения в области таможенного дела инспектор независим и подчиняется только закону. Только после принятия решения может быть проведен его ведомственный контроль вышестоящими таможенными органами или должностными лицами. Субъективное усмотрение инспектора таможни зачастую невозможно ограничить в силу объективных причин. Например, именно инспектор таможенного поста принимает решение, считать ли ввезенную физическим лицом партию товара коммерческой или нет. Именно он делает вывод, что коммерческое назначение товара следует из характера и количества этого товара, частоты его перемещения через таможенную границу. В качестве сходных примеров можно привести доказывание таможенной стоимости, принятие решения о выпуске товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой и т. п.

Генезис коррупции

В средствах массовой информации в последнее время очень часто появляется информация о возбужденных уголовных делах в отношении взяточников, но крайне редко сообщается об итогах уголовного преследования — прекращено ли уголовное дело, вынесен обвинительный или оправдательный приговор. О фактах коррупции в таможенных органах становится известно весьма редко. Сокрытие правонарушений выгодно как участнику внешнеэкономической деятельности, получающему выгоду в виде ускорения совершения таможенных операций, уменьшения размера подлежащих уплате таможенных платежей (или вовсе освобождения от их уплаты), так и должностному лицу таможенного органа по понятным причинам. Условно коррупционные правонарушения в таможенных органах могут быть дифференцированы в зависимости от статуса лиц, их совершающих, — сотрудников или государственных гражданских служащих. Правовая основа для разделения некогда единого правоохранительного органа была заложена Федеральным законом от 30.06.2002 N 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)». Во исполнение данного Закона все должностные лица таможенных органов были разделены на сотрудников, имеющих специальные звания, государственных гражданских служащих и работников. Сотрудниками в настоящий момент являются должностные лица правоохранительных подразделений и руководящий состав таможенных органов. Основную же работу — совершение таможенных операций, проведение таможенного контроля и пр. — осуществляют государственные гражданские служащие. Работники выполняют, как правило, обеспечивающие функции. Существенные различия в правовом положении, бремени обязанностей, льготах, денежном довольствии между сотрудниками таможенных органов и государственными гражданскими служащими влияют и на причины совершения коррупционных правонарушений. Государственные гражданские служащие наиболее часто совершают коррупционные правонарушения на таможенных постах при таможенных операциях, что, думается, обусловлено дисбалансом между относительно невысокой оплатой труда и огромной ответственностью при таможенном оформлении и таможенном контроле. Здесь необходимо оговориться, что обозначенная Председателем Правительства РФ Д. Медведевым «средняя зарплата таможенника за 2011 — 2012 гг. в 37,6 тыс. руб.» <2> едва ли соответствует реалиям. Исходя из сведений о доходах, имеющихся в открытом доступе на сайте ФТС России, зарплата инспектора таможенного поста колеблется в пределах 14 — 16 тыс. руб. Естественно, что при осуществлении таможенного оформления товаров стоимостью в сотни тысяч или даже миллионы рублей может возникать соблазн подзаработать, которому не каждый готов достойно противостоять. ——————————— <2> www. bfm. ru

С начала 2013 года в отношении должностных лиц таможенных постов Центрального таможенного управления возбуждено 7 уголовных дел, в том числе 4 — по ч. 1 ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»). Анализ материалов уголовных дел позволяет утверждать, что большинство преступлений совершается рядовым инспекторским составом на приграничных таможенных постах. Преступные деяния, как правило, выражены в пропуске товаров и транспортных средств без таможенного оформления либо в невозбуждении дел об административных правонарушениях в отношении лиц, скрывающих товары от таможенного контроля. Для сравнения: в 2012 году в отношении должностных лиц таможенных органов Центрального таможенного управления было возбуждено 28 уголовных дел, из которых 15 — в отношении должностных лиц Московской областной таможни. Размер взяток должностным лицам таможенных органов обычно составляет от 500 до нескольких тысяч рублей.

Кадры решают все!

Думается, что улучшение денежного содержания не является панацеей. Крайне важен скрупулезный подбор квалифицированных специалистов с высокими моральными и этическими качествами. В настоящий момент с сожалением приходится констатировать, что таможенные органы зачастую являются своеобразным плацдармом для таких специалистов: после нескольких лет работы полученный опыт находит более достойное применение в коммерческих организациях. Российская таможенная академия ФТС России хотя и занимается подготовкой специалистов в таможенной сфере, но для поступления на службу в таможенные органы достаточно высшего образования по любой специальности любого вуза. Должностные лица с дипломами учителей, врачей, историков, филологов, технологов и т. д. вынуждены разбираться в перипетиях таможенного законодательства (чисто юридических или экономических вопросах), что отрицательно сказывается на качестве совершаемых таможенных операций. При отсутствии единой системы подготовки кадров для таможенных органов не приходится говорить о какой-либо воспитательной составляющей образовательного процесса или идеологической профилактике коррупционных правонарушений. Иными словами, никто не формирует систему ценностей. Кроме того, кино, телевидение, народный фольклор говорят о таможенных органах как о месте, где можно легко заработать деньги. Зная о такой славе таможенных органов, некоторые поступают на таможенную службу именно по этой неблаговидной причине.

Я мзду не беру. Мне за Державу обидно!

Не стоит, однако, думать, что каждый человек, надевая таможенную форму, автоматически превращается в коррупционера. Совсем нет. Проведенное в 2012 году среди должностных лиц таможенных органов анонимное анкетирование показало, что подавляющее большинство таможенных служащих опасаются более угрызений совести, нежели уголовного преследования в случае получения взятки. На наш взгляд, в этом нет большой заслуги просветительской работы о недопустимости совершения коррупционных правонарушений, какой-либо государственной программы по противодействию коррупции или правоохранительных органов, регулярно возбуждающих дела в отношении должностных лиц таможенных органов. Отсутствие постоянного притока молодых квалифицированных специалистов привело к увеличению среднего возраста таможенных служащих, которые больше опасаются потерять работу в период экономической нестабильности и потому не совершают коррупционных правонарушений.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *