Протекционистский этап в развитии таможенной политики России второй половины XIX века

(Смирнова Е. М.) («История государства и права», 2007, N 4)

ПРОТЕКЦИОНИСТСКИЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Е. М. СМИРНОВА

Смирнова Е. М., старший преподаватель кафедры государственного и административного права СПбГИЭУ.

Политика протекционизма, в частности таможенного, во второй половине XIX в. должна была придать экономике России новый импульс, способствуя при этом крупному росту национального отечественного промышленного производства. Такую таможенную политику правительства полностью поддерживали российские промышленники и купечество, заявившие правительству: «Совершенно убеждены в идеальной истине начал свободной торговли, но именно это глубокое убеждение заставляет думать, что ради этого великого начала каждый народ должен идти к свободному соперничеству в торговле и промышленности осторожно шаг за шагом» <1>. Уже с начала 70-х годов XIX в. с каждым годом увеличивался германский экспорт в Россию, кроме того, на российский рынок поступали в значительном количестве товары из Австро-Венгрии и других европейских государств. ——————————— <1> Соболев М. Н. Перестройка принципов торговой политики России в связи с вопросом о протекционализме. Харьков, 1915. С. 184.

Российское правительство в 1878 — 1890 гг. определило ряд важнейших экономических задач, к числу некоторых были отнесены следующие: значительное увеличение таможенного дохода России; усиление таможенного покровительства отечественной обрабатывающей промышленности; формирование для России положительного внешнеторгового баланса. Министром финансов М. Х. Рейтерном была введена так называемая золотая пошлина, суть которой заключалась в том, что за ввоз товаров в Россию пошлина уплачивалась золотом. Министр, прилагая огромные усилия по изменению таможенной политики России, полагал, что «в настоящее время приток иностранных капиталов в Россию не только остановился, но под влиянием невыгодных экономических и, в особенности, политических обстоятельств значительная часть краткосрочных или подвижных авансов и кредитов ушли назад. Вследствие такого положения дел по долгосрочным обязательствам, каковы железнодорожные бумаги и земельные облигации, капитал не мог быть востребован» <2>. М. Х. Рейтерн, учитывая сложившуюся в России социально-экономическую ситуацию, предложил ввести взимание таможенных пошлин металлической (золотой) валютой. По его мнению, именно таким путем можно было добиться, чтобы понижение вексельного курса не изменило установленных для иностранных купцов размеров ставок и, кроме того, чтобы иностранные кредиторы смогли получить твердые гарантии способности России производить платежи процентов по своим долгам золотой монетой, и самое главное — за счет этих действий можно было бы уменьшить необходимость в получении правительством денежных средств для заграничных платежей. Предполагалось, что купцам было легче приобрести золотую валюту для уплаты таможенных пошлин, чем государственному казначейству, ввиду того что «каждый из них имеет надобность в тратах на малую, сравнительно, сумму и может для покупки их выбирать более удобное время, пользуясь разного рода биржевыми операциями, недоступными правительству» <3>. ——————————— <2> Кулишер И. М. Очерки по истории таможенной политики России. СПб., 1903. С. 27. <3> Витчевский В. И. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней. СПб., 1909. С. 311.

Рассмотрев предложение министра финансов, Комитет финансов на своем заседании 4 ноября 1876 г. принял решение о введении уплаты таможенных пошлин золотой валютой по номинальному достоинству кредитного рубля, без уменьшения их размера в соответствии с падением курса кредитного билета. И 10 ноября 1876 г. император Александр II данное решение утвердил, и уже с 1 января 1877 г. таможенные пошлины взимались золотой монетой по курсу 1 золотой рубль — 1 рубль 5 копеек кредитными билетами. Министру финансов после утверждения вышеупомянутого решения императором было предоставлено право разрешать таможенным учреждениям принимать кроме российской золотой монеты купоны российских государственных займов, купоны облигаций Николаевской железной дороги, иностранную золотую монету и иностранные банковские билеты, которые пользовались разменом на золото. И самое главное, что при продаже таможенных товаров с аукциона таможенные пошлины с них тоже взыскивались золотой монетой. Решение Комитета финансов было довольно-таки жестким. Так, «все товары, с которых не была взыскана таможенная пошлина до 1 января 1877 г., должны были быть оплачены золотой валютой, залоги же, предоставленные в таможенные учреждения до обнародования этих правил, выкупались по прежнему порядку — кредитными билетами. Во всех остальных случаях — золотой валютой» <4>. Важной для таможенной политики мерой явилось то, что залоги, представляемые в таможенные учреждения до обнародования решения Комитета финансов, выкупались по прежнему порядку, а именно кредитными билетами, а после 1 января 1877 г. — только золотой валютой. Становится очевидным, что такая таможенная политика российского правительства не только на данном историческом отрезке себя полностью оправдала, но и способствовала значительному увеличению таможенного дохода, что в совокупности дало возможность сформировать для России положительный внешнеторговый баланс. Вместе с тем исторические реалии были таковыми, что неокрепшая российская промышленность не могла конкурировать с промышленностью других развитых стран, где производство уже не только достаточно прочно стояло на ногах, но и хорошо и прогрессивно развивалось. Однако в хорошем всегда можно найти и нечто отрицательное, так, опыт развития таких государств, как, например, Аргентина и Бразилия, которые применяли у себя не на словах, а на деле политику свободной торговли, показал, что такая политика приносила в жертву благосостояние этих государств «без всякой пользы для всего человечества и только для выгод той страны, которая господствует в промышленности и торговле» <5>. ——————————— <4> Соболев М. Н. Таможенная политика России во второй половине XIX века. Томск, 1911. С. 112. <5> Лист Ф. Национальная система политической экономии. СПб., 1891. С. 168.

Протекционистская таможенная политика российского правительства являлась одним из главных средств для успешного развития крупной национальной промышленности, основанной не только на ручном труде, но и на применении новых технологий и машин, что позволило экономически отсталой России со временем подняться до уровня развитых промышленных стран Запада, так как те «не получали от природы никакой вечной монополии для своей мануфактурной промышленности, а лишь выиграли во времени перед другими государствами» <6>. Таможенное покровительство обеспечивало защиту российским производителям, что дало возможность российскому промышленнику правильно и грамотно вложить свой капитал, а рабочий мог продать свой труд на выгодных для него условиях. ——————————— <6> Лист Ф. Национальная система политической экономии. СПб., 1891. С. 178.

——————————————————————