Правовой режим территорий, созданных с целью развития инноваций

(Белицкая А. В., Хаустов Д. В.) («Закон», 2013, N 6) Текст документа

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТЕРРИТОРИЙ, СОЗДАННЫХ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ

А. В. БЕЛИЦКАЯ, Д. В. ХАУСТОВ

Белицкая Анна Викторовна, доцент кафедры предпринимательского права факультета права НИУ ВШЭ, кандидат юридических наук.

Хаустов Дмитрий Викторович, доцент кафедры земельного и экологического права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, адвокат, кандидат юридических наук.

В статье освещены различные правовые средства государственной поддержки инновационной деятельности в рамках специальных территорий, созданных с целью развития инноваций. Проанализирован зарубежный и российский опыт создания и реализации государственной поддержки подобных образований.

Ключевые слова: инновации, инвестиции, технопарк, бизнес-инкубатор, кластер, особые экономические зоны.

Одним из способов государственной поддержки инновационной деятельности является создание территорий со специальным режимом осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. Примеры создания таких территорий с целью развития инноваций существуют как в нашей стране (инновационный центр «Сколково», технико-внедренческие особые экономические зоны), так и в зарубежных странах (исследовательские парки в США, научные парки в Великобритании, промышленные парки в КНР). Такие территории могут иметь разные названия, правовой режим и цели создания, однако их суть остается неизменной — наличие более благоприятного, чем на другой территории государства, режима осуществления инновационной деятельности.

Определения и особенности территорий, созданных для развития инноваций

Инновационная инфраструктура находит отражение в различных правовых формах, которые могут использоваться в инновационной политике государств и по отдельности, и в совокупности. В настоящей статье мы рассматриваем лишь одну из возможных инновационных инфраструктур — территории, созданные с целью развития инноваций. В общем виде такие территории можно разделить на четыре типа: бизнес-инкубаторы, парки (научные, исследовательские, технологические, промышленные), инновационные центры и кластеры. Различия между приведенными категориями достаточно условны с учетом того, что в современном российском законодательстве нет четкого понимания спектра возможных правовых механизмов создания и функционирования инновационной инфраструктуры, а в зарубежных странах национальные особенности правового регулирования препятствуют выделению признаков, которые позволили бы однозначно разграничить указанные формы. Между тем исследователи и различные ассоциации по всему миру стремятся предложить определения указанных инновационных структур, провести их классификацию, выделить модели построения, а также выявить особенности каждой из них. В настоящей статье мы приведем некоторые определения, но отметим, что до тех пор, пока в российском законодательстве не появятся нормы-дефиниции в отношении территорий, созданных с целью развития инноваций (в настоящее время определена только территория инновационного центра «Сколково» — технопарк в сфере высоких технологий и технико-внедренческая зона), принципиального значения для права квалификация такой структуры не имеет. В теоретической литературе предлагаются следующие определения инновационных территориальных структур. Парк как территория, созданная с целью развития инноваций, представляет собой научно-производственный территориальный комплекс, главная задача которого состоит в формировании максимально благоприятной среды для роста малых и средних наукоемких инновационных фирм-клиентов <1>. Обычно парк формируется вокруг крупного университета и предполагает передачу инновационных технологий из академической среды в промышленность и производство. Парк может существовать в перечисленных далее формах. ——————————— <1> См.: Инновационный менеджмент: Учеб. для вузов / А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, О. П. Молчанова и др.; под ред. д-ра экон. наук, проф. О. П. Молчановой. М., 2001. С. 29.

1. Территория, управляемая государством, местной администрацией или управляющей компанией, созданная на основании акта государственной или муниципальной власти, с определенным (льготным) правовым режимом для ее резидентов. В Законе Республики Беларусь от 10.07.2012 N 425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» научно-технологический парк определяется как субъект инновационной инфраструктуры, имеющий среднесписочную численность работников до 100 чел., целью деятельности которого является содействие развитию предпринимательства в научной, научно-технической, инновационной сферах и создание условий для осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися резидентами технопарка, инновационной деятельности. Технопарк, в частности, оказывает поддержку резидентам в создании производств по выпуску новой или усовершенствованной продукции, освоении новой или усовершенствованной технологии для их реализации на рынке, осуществлении внешнеэкономической деятельности в целях продвижения инноваций на внешний рынок, предоставлении на договорной основе в соответствии с законодательством движимого и недвижимого имущества, оказании услуг по подготовке бизнес-планов инновационных проектов, организации и проведении маркетинговых исследований, привлечении инвестиций, поиске деловых партнеров, информационном продвижении новшеств <2>. ——————————— <2> См.: www. base. spinform. ru/show_doc. fwx? rgn=53256.

2. Юридическое лицо в форме коммерческой организации, которое имеет на праве собственности определенную территорию частной формы собственности, смешанной формы собственности (государственно-частное партнерство) или государственной формы собственности. В Законе Республики Казахстан от 09.01.2012 N 534-IV ЗРК «О государственной поддержке индустриально инновационной деятельности» технологический парк определен как юридическое лицо, созданное национальным институтом развития в области технологического развития, владеющее на праве собственности или иных законных основаниях территорией с единым материально-техническим комплексом, где создаются благоприятные условия для реализации индустриально-инновационной деятельности. 3. Группа юридических лиц, действующих совместно без образования юридического лица. Согласно определению, предложенному Ассоциацией научных парков Великобритании, научный парк представляет собой объединение основанных на знаниях предприятий, в котором предоставляются поддержка и консультирование таких предприятий с целью их развития и роста. В большинстве случаев научный парк ассоциирован с центром технологий, таким как университет или исследовательский институт <3>. ——————————— <3> См.: www. ukspa. org. uk/about_ukspa/faqs_about_ukspa.

В Законе Украины от 16.07.1999 N 991-XIV «О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков» технологический парк определен как юридическое лицо или группа юридических лиц, действующих в соответствии с договором о совместной деятельности без создания юридического лица и без объединения вкладов с целью создания организационных основ для выполнения проектов технологических парков по производственному внедрению наукоемких разработок, высоких технологий и обеспечению промышленного выпуска конкурентоспособной на мировом рынке продукции. 4. Некоммерческая организация, собственником которой выступает университет или государство. Согласно определению Канадской ассоциации университетских исследовательских парков, исследовательский парк создается в форме юридического лица (property-based venture), которое имеет на праве собственности здания и сооружения, спроектированные на основе генерального плана непосредственно под частные/государственные исследовательские организации и лаборатории, компании в сфере высоких технологий и науки, службы поддержки. Парк имеет договорные, организационные или операционные отношения с одним или более научными либо исследовательскими институтами высшего образования (университетами). Целями деятельности исследовательского парка являются: продвижение исследований университетов через партнерство с производством, а также инновационных технологий, способствующих экономическому развитию общности или региона; оказание помощи в создании и развитии новых предприятий, обмене технологиями и деловыми навыками между университетом и производством. Парк может быть некоммерческой организацией, созданной университетом <4>. ——————————— <4> См.: www. aurp. ca/whatIsAResearchPark. php.

Инкубаторы представляют собой многофункциональные комплексы, предлагающие разнообразные услуги инновационным фирмам, находящимся на стадии стартапа <5>. В этом состоит его отличие от парков, которые ориентированы на поддержку любых инновационных фирм. Кроме того, резидентом технопарка может стать как малое, так и среднее предприятие, а инкубаторы предназначены только для малых фирм. Инкубаторы можно разделить на два основных вида: действующие как самостоятельные организации и входящие в состав технопарка <6>. Отметим, что инкубатор не во всех юрисдикциях можно отнести к территориальным инновационным структурам. Иногда инкубатор, как и технопарк, представляет собой корпоративную или договорную форму организации инновационной активности. ——————————— <5> См.: Агарков С. А., Кузнецова Е. С., Грязнова М. О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика: Учеб. пособие. М., 2011. <6> См.: Инновационный менеджмент: Учеб. для вузов. С. 30.

Так, Закон Республики Казахстан от 31.01.2006 N 124-III ЗРК «О частном предпринимательстве» определяет бизнес-инкубатор как юридическое лицо, создаваемое для поддержки субъектов малого предпринимательства на этапе их становления путем предоставления производственных помещений, оборудования, организационных, правовых, финансовых, консалтинговых и информационных услуг. В Законе Республики Молдова от 21.06.2007 N 138-XVI «О научно-технологических парках и инновационных инкубаторах» инновационный инкубатор определен как группа юридических и физических лиц, созданная на основе договора об объединении, заключенного между администратором инкубатора с одной стороны и резидентами этого инкубатора с другой, использующая достижения науки и инноваций из одной или более научно-технологических областей посредством деятельности в сфере инноваций и трансфера технологий и осуществляющая исследования, направленные на оказание научной поддержки указанной деятельности. Согласно Закону Республики Молдова инновационные инкубаторы, как и научно-технологические парки, создаются по предложению научно-технологического кластера в рамках договора о партнерстве между правительством и Академией наук Молдовы и управляются юридическим лицом, назначенным на конкурсной основе, основной деятельностью которого является управление и/или доверительное управление инновационным инкубатором. При этом инновационный инкубатор может функционировать в качестве подразделения научно-технологического парка или как самостоятельная структура. Период функционирования инновационного инкубатора не должен превышать 15 лет (научно-технологического парка — 25 лет). Согласно определению, предложенному Ассоциацией научных парков Великобритании, технологический инкубатор поддерживает компании на ранних стадиях их деятельности: предполагается, что через два года они его покидают. Инкубаторы помогают молодым компаниям в бизнес-планировании, привлечении финансирования, маркетинговой поддержке, а также предлагают льготные ставки по аренде <7>. ——————————— <7> См.: www. ukspa. org. uk/about_ukspa/faqs_about_ukspa.

Цель инновационного центра состоит в том, чтобы соединять идеи и изобретения с капиталом и предпринимателями, привлекать общественные и частные фонды для обеспечения стартового периода новым внедренческим компаниям. Функции подобных центров охватывают различные стадии инновационного процесса, в особенности стимулирование перехода от экспериментального производства к коммерческому освоению новой продукции. Такие центры выросли из технопарков и инкубаторов, но в отличие от последних предполагают расширенную коммерциализацию полученных результатов инновационного развития. Понятие инновационного центра в целом вобрало в себя также некоторые черты кластеров с учетом того, что кластеры повышают производительность, инновационность, конкурентоспособность, прибыльность и занятость в уже сформированных фирмах, находящихся на одной территории, тогда как инновационные центры способствуют развитию новых компаний. Чаще всего инновационные центры создаются при поддержке государства. Согласно определению, данному в Федеральном законе от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», инновационный центр «Сколково» представляет собой совокупность инфраструктуры территории и механизмов взаимодействия лиц, участвующих в реализации проекта, в том числе путем использования этой инфраструктуры. Инновационный центр создан при непосредственной поддержке российского государства, и для его резидентов предусмотрены различные льготы и гарантии. Инновационный центр Шотландии основан некоммерческой организацией, является поставщиком инкубационных услуг и оказывает поддержку развивающемуся бизнесу <8>. Инновационный центр «Альба» в Шотландии также помогает молодому инновационному бизнесу расти за счет поддержки высококвалифицированных специалистов. Он создан совместно с Scottish Enterprise, спонсируемой автономной неправительственной организацией, и местной администрацией графства Уэст Лотиан <9>. ——————————— <8> См.: www. innovationcentre. org. <9> См.: www. albainnovationcentre. co. uk.

Формой развития инновационного бизнеса можно считать кластер, который представляет собой сконцентрированную на некоторой территории группу взаимосвязанных компаний. В эту группу входят фирмы — поставщики оборудования, комплектующих и специализированных услуг, научно-исследовательские институты, вузы, инфраструктурные и другие организации, взаимодополняющие друг друга и усиливающие конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом <10>. Характерными признаками кластера являются максимальная географическая близость, родство технологий, общность сырьевой базы и наличие инновационной составляющей <11>. ——————————— <10> См.: Рябоконь А. П. Кластерный метод как форма развития инновационной деятельности агропромышленных предприятий // VII Международная научно-практическая конференция «Социально-экономические реформы в контексте интеграционного выбора Украины» (19 — 20 октября 2011 г.) // www. confcontact. com/20111019/3_ryabokon. php. <11> См.: Сакал П., Хрдинова Г., Шмид Я. Кластеры как основа перехода на инновационное производство // Проблемы развития территории. Вып. 3 (59). Вологда, 2012. С. 47.

Зарубежные исследования свидетельствуют о том, что кластеры заметно способствуют продвижению инновационных стартапов: они позволяют снижать издержки (у них есть готовая инфраструктура, специализированное оборудование, консультанты и эксперты в области инновационного бизнеса), облегчают поиск контрагентов (поскольку у них имеется общая база, а кластер известен потенциальным инвесторам), концентрируют поставщиков необходимых услуг на прилегающих территориях (что уменьшает расходы на коммуникацию и снижает стоимость услуг за счет конкуренции между потенциальными поставщиками) <12>. ——————————— <12> См.: Delgado M., Porter M. E., Stern S. Clusters and entrepreneurship // Journal of Economic Geography. May 2010. US Census Bureau Center for Economic Studies Paper. N CES-WP-10-31.

Согласно определению, предложенному в Законе Республики Казахстан от 09.01.2012 N 534-IV ЗРК, инновационный кластер — это объединение субъектов научной и/или научно-технической деятельности, элементов индустриально-инновационной инфраструктуры, призванных стимулировать индустриально-инновационную деятельность путем взаимодействия и совместного использования имеющихся возможностей, обмена знаниями и опытом, эффективной передачи технологий, налаживания устойчивых партнерских связей и распространения информации. Согласно Закону Республики Молдова от 21.06.2007 N 138-XVI научно-технологический кластер представляет собой группу юридических и физических лиц, созданную на основе договора об объединении, заключенного между аккредитованными организациями в области науки и инноваций и/или аккредитованными высшими учебными заведениями, другими некоммерческими организациями с одной стороны и хозяйствующими субъектами, органами местного публичного управления, патронатными ассоциациями или профессиональными объединениями, физическими лицами, финансовыми учреждениями, международными организациями, отечественными или иностранными инвесторами с другой стороны с целью осуществления деятельности в области научных исследований, образования и технологического трансфера научных результатов и инноваций, их освоения посредством экономической деятельности. Научно-технологический кластер разрабатывает программы функционирования и развития научно-технологического парка и инновационного инкубатора как в стратегических, так и в иных направлениях науки и инноваций, способствует привлечению новых резидентов, организует отбор администраторов научно-технологического парка и инновационного инкубатора. Таким образом, существуют различные определения форм организации территорий, созданных для развития инноваций. Вырабатывать общие теоретические определения вряд ли имеет смысл. Достаточно концептуального понимания различий между инновационными территориальными структурами. Парк предполагает поддержку средних и малых инновационных предприятий в научной, исследовательской, технологической и иной деятельности на любой стадии инновационного процесса, инкубатор поддерживает инновационные стартапы, инновационный центр способствует коммерциализации достигнутых инновационных результатов, а кластер предполагает объединение нескольких территорий по отраслевому или иному признаку.

Зарубежные модели построения территорий, созданных для развития инноваций

В теоретической литературе встречаются различные классификации территорий, созданных с целью развития инноваций. По территориальному признаку выделяются три основные модели инновационных территориальных структур. 1. Американская модель (научные парки, исследовательские парки (разработка до стадии технического прототипа), инкубаторы (льготная аренда помещений и оборудования для стартапов)). Так, Центр Иллинойского технологического института является типичным примером исследовательского парка по американской модели. В научном парке на землях университета находятся исследовательские институты некоммерческого характера, тесно связанные с промышленностью. 2. Японская модель (строительство новых городов — технополисов). Проект создания технополисов в Японии был принят к реализации в 1982 г., и было выбрано 19 зон, равномерно разбросанных по четырем островам. В 56 км от Токио расположился «город мозгов» — Цукуба, один из крупнейших научных центров мира, в котором проводятся в основном фундаментальные исследования. 3. Смешанная, или европейская модель (строительство здания, предназначенного для размещения в нем десятков малых фирм, наличие нескольких учредителей). Одними из первых технопарков в Европе были Исследовательский парк Университета София-Антиполис в Ницце (1972 г.), Зона научных и технических нововведений и производства (ZIRST) в Гренобле (1971 г.), «Луювен-ла-Нев» в Бельгии (1971 г.), Кельнский технопарк в Германии, «Хэриот-Уатт» в Эдинбурге (1966 г.) и Кембриджский научный парк «Тринити-колледж». Можно также провести классификацию территорий, созданных с целью развития инноваций, по источнику финансирования и модели управления. Как указывает С. Г. Верещагин, в различных странах применяются два альтернативных метода создания территорий со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности. 1. Создание в соответствии с государственной программой и по большей части на бюджетные средства, управление ведомственной структурой. Преимущественно государственным проектом является Катарский парк науки и технологий — научно-исследовательский центр и первая зона свободной торговли Катара. Парк управляется национальным агентством, взаимодействует с крупными зарубежными университетами, имеет разветвленную инфраструктуру. Парк также предлагает множество программ государственной поддержки — в нем работает инвестиционный фонд для финансирования стартапов, проводятся различные тренинги для предпринимателей, в свободной зоне возможно создание бизнеса без налогов и сборов, беспошлинный ввоз товаров и оборудования, свободный наем иностранных работников и ничем не ограниченная репатриация капитала и прибыли <13>. ——————————— <13> См.: www. qstp. org. qa/home/about-us.

2. Управление юридическим лицом в виде компании развития (частной или смешанной формы собственности), которая строит отношения с инвесторами на гражданско-правовой договорной основе при заявительном (уведомительном) порядке инвестирования <14>. ——————————— <14> См.: Верещагин С. Г. Управление свободными и особыми экономическими зонами // Административное и муниципальное право. 2008. N 7. С. 30 — 35.

Примером успешного проекта государственно-частного партнерства является исследовательский парк «Траенгл» в Северной Каролине, который не предлагает своим резидентам меры прямой государственной поддержки, однако предусматривает для них некоторые налоговые скидки, вычеты и программы грантов. Основным же достоинством данного исследовательского парка для потенциальных резидентов является сформированный пул венчурных инвесторов <15>. ——————————— <15> См.: www. rtp. org.

Примером государственно-частного партнерства можно также считать научный парк Синьчжу на Тайване. Парк предлагает значительные льготы по налогообложению, защиту прав инвесторов (в том числе иностранных, которые получают на территории научного парка те же льготы, что и резиденты), участие государства в инвестировании инновационных проектов вплоть до 49% от их стоимости, гранты в размере до 50% от стоимости проекта, развитую инфраструктуру, пул инвесторов и другие формы поддержки <16>. ——————————— <16> См.: www. sipa. gov. tw/english/index. jsp.

Российский опыт создания территорий с целью развития инноваций

Правовой основой для создания территорий с целью развития инноваций в России является, в частности, Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который допускает возможность создания особых экономических зон технико-внедренческого типа. В России в последние годы наметилась тенденция реализации проектов государственно-частного партнерства, в том числе и в рамках территорий, созданных для развития инноваций. Так, в Постановлении Правительства РФ от 26.04.2012 N 398 (п. 7) установлено, что для такого проекта необходимо как минимум одно хозяйственное общество, намеревающееся осуществлять функции управляющей компании и подтвердившее в письменной форме готовность принять на себя обязательство привлечь не менее 50% планируемого объема внебюджетных инвестиций в создание и функционирование особой экономической зоны, в частности технико-внедренческого типа. В технико-внедренческих зонах (созданы для развития инноваций), как и в других особых экономических зонах, действует специальный порядок уплаты налогов, устанавливается режим свободной таможенной зоны, особый административно-правовой режим, специальный договорный и правоохранительный режим, льготы при предоставлении земельных участков и иного имущества на правах аренды. В настоящее время в России созданы четыре особые экономические зоны технико-внедренческого типа: «Зеленоград», «Дубна», «Санкт-Петербург», «Томск». Правовую основу развития технопарков в России составляет распоряжение Правительства РФ от 10.03.2006 N 328-р, которое направлено на развитие высокотехнологичных отраслей экономики и создание технопарков в сфере высоких технологий. Среди механизмов поддержки технопарков можно выделить их бюджетное субсидирование, отсутствие необходимости получать квоты на иностранных работников, размещение в технопарке на льготных условиях, льготный региональный налоговый режим, программу субсидирования затрат на инновационную деятельность, поддержку бизнес-процессов. Последняя может включать в себя организацию доступа к лабораториям совместного пользования и центру коллективного пользования оборудованием, организацию образовательных курсов и тренингов, помощь в привлечении финансирования, информационную поддержку и продвижение проектов, поиск потенциальных клиентов и заказчиков среди резидентов и участников технопарка, оказание сервисных услуг. Научные парки в России также создаются на базе университетов. Так, Научный парк МГУ объединяет малые научно-технические предприятия для стимулирования инновационной деятельности в университете <17>. ——————————— <17> См.: www. sciencepark. ru.

Основными направлениями работы Научного парка МЭИ являются: проведение исследований в области коммерциализации науки и технологий, технологического трансфера и инноваций; поддержка динамично развивающихся средних и начинающих малых компаний; разработка новых и адаптация имеющихся зарубежных программ обучения в области технологического инновационного бизнеса; подготовка кадров в области коммерциализации технологий; поддержка существующих международных и национальных кооперативных связей и установление новых для поиска научных и коммерческих контактов, обмена опытом по сопровождению и сервису фирм, помощи в продвижении их товаров и услуг на внешние рынки <18>. ——————————— <18> См.: www. sprk. ru.

Бизнес-инкубация — достаточно новый для России процесс, хотя расположенные в Санкт-Петербурге, Кемерове, Екатеринбурге <19>, Республике Адыгея <20> бизнес-инкубаторы уже достаточно развиты. Создан также отечественный бизнес-инкубатор в Сингапуре <21>. Накоплен опыт работы бизнес-инкубаторов и на территории Москвы <22>. Создаются они на основании акта субъекта Российской Федерации (в данном случае — постановления правительства г. Москвы). Для размещения в бизнес-инкубаторе на конкурсной основе привлекаются субъекты малого предпринимательства, осуществляющие разработку перспективных видов продукции и технологий. Бизнес-инкубатор, создавая материально-техническую, экономическую, информационную и социальную базу, обеспечивает резидентам благоприятные условия для становления, развития, подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных и производственных предприятий, а также для производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий. Бизнес-инкубатор поддерживает предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду нежилых помещений, как правило, по цене значительно ниже рыночной <23>, при этом целевое назначение объекта нежилого фонда сохраняется в течение не менее 15 лет. Администрация инкубатора также оказывает предпринимателям бесплатные или льготные консультационные, бухгалтерские, юридические и прочие услуги. ——————————— <19> См.: Сысоев Г. В. Комплекс мероприятий по развитию российских бизнес-инкубаторов // Безопасность бизнеса. 2008. N 1. С. 41 — 42. <20> См.: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.03.2010 по делу N А01-1442/2009 // СПС «КонсультантПлюс». <21> См.: Обрезанов С. А. О становлении и развитии российского бизнес-инкубатора в Сингапуре // Информационное право. 2008. N 1. С. 45 — 46. <22> См., напр.: Постановления правительства Москвы от 31.03.2009 N 258-ПП, от 17.02.2009 N 118-ПП. <23> См.: Бизнес-инкубаторы стали и кровом, и опекуном для малого бизнеса // Московский бухгалтер. 2008. N 11; СПС «КонсультантПлюс».

Например, бизнес-инкубатор на территории МГУ им. М. В. Ломоносова был основан в 2010 г. в рамках университетской программы поддержки инновационного предпринимательства и является подразделением МГУ. Бизнес-инкубатор поддерживает инновационный бизнес на ранней стадии, обеспечивает интенсивное развитие проекта в кратчайшие сроки <24>. ——————————— <24> См.: www. inmsu. ru/ob-inkubatore.

Единственный в России инновационный центр — «Сколково» — получил беспрецедентный правовой режим. Для участников инновационного центра предусмотрены: таможенные и налоговые льготы; возможность применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета; особый порядок перевода земельных участков в категорию земель населенных пунктов; специальный порядок регулирования градостроительной деятельности, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования, размещения и распространения рекламы. Более того, медицинская и образовательная деятельность на территории «Сколково» осуществляется медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, и негосударственными образовательными учреждениями на основании разрешений, выданных управляющей компанией, без получения ими лицензий на соответствующие виды деятельности и государственной аккредитации. В целом правовой режим «Сколково» можно охарактеризовать как более чем благоприятный для инновационной деятельности. В российском законодательстве встречается также понятие кластера — объединения территорий, в частности совокупности особых экономических зон одного или нескольких типов, которая определяется Правительством РФ и управление которой осуществляется одной управляющей компанией. В рамках кластера не формируется специальный правовой режим предпринимательской и инвестиционной деятельности, хотя и присутствует совокупность льгот, характерных для территорий с таким правовым режимом. Создание территорий с целью развития инноваций относится к формам государственной поддержки инновационной деятельности. Отношения, которые складываются в процессе функционирования таких территорий, сочетают в себе частноправовые и публично-правовые элементы. Конечными целями создания любой подобной зоны являются привлечение инвестиций, в данном случае в инновации, и образование государственно-частного партнерства. Суть же такого партнерства заключается в том, что государство оказывает поддержку частному предпринимателю на определенной территории в развитии инноваций, а он, в свою очередь, приносит непосредственную пользу экономике страны.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *