Современные проблемы обеспечения уплаты таможенных платежей залогом товаров и иного имущества

(Верстова М. Е.) («Таможенное дело», 2007, N 2)

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ЗАЛОГОМ ТОВАРОВ И ИНОГО ИМУЩЕСТВА

М. Е. ВЕРСТОВА

Верстова М. Е., докторант Академии управления МВД России, кандидат юридических наук.

Залог товаров и иного имущества используется в таможенной сфере в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей (ст. 341 ТК РФ) <1>. Приступая к его характеристике, следует подчеркнуть, что по своей юридической природе залог представляет собой гражданско-правовую категорию и определяется как правоотношение, в силу которого кредитор (залогодержатель) вправе при неисполнении должником (залогодателем) обеспеченного залогом обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества, имея при этом преимущество перед другими кредиторами (ст. 334 ГК РФ) <2>. ——————————— <1> См.: Порядок работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей, утвержденный распоряжением ГТК РФ от 29 октября 2003 г. N 596-р. <2> Заметим, что в ст. 334 ГК РФ и в Законе РФ «О залоге» приведены аналогичные определения понятия залога, хотя смысловое значение понятия залога в ГК РФ шире, нежели в Законе РФ «О залоге». Так, ГК РФ уточняет, что залогодержатель имеет право на преимущественное удовлетворение своих требований «из стоимости заложенного имущества» кредитора или «лица, которому принадлежит это имущество». См.: Верстова М. Е. Гражданско-правовые аспекты современного таможенного законодательства: Монография. Саратов, 2002.

В современных условиях залог, несмотря на длительный и неоперативный процесс реализации заложенного имущества, а также другие недостатки, занимает значительное место среди иных способов обеспечения обязательств. И это не случайно. Одной из особенностей залога по сравнению с другими способами обеспечения обязательств является его вещно-правовой характер, с учетом которого при залоге имущества обеспечивается его сохранность вплоть до момента погашения обязательства по уплате таможенных платежей должником. При этом стоимость имущества, как правило, не уменьшается, а возрастает пропорционально уровню инфляции. Кроме того, залог особо ценного и быстро ликвидного для должника имущества соответственно стимулирует последнего к принятию мер по своевременной уплате таможенных платежей <3>. ——————————— <3> См.: Верстова М. Е. Залог товаров и транспортных средств // Материалы межвузовской научно-практической конференции в Поволжской академии государственной службы. Саратов, 2003.

В таможенной сфере отношения залога оформляются договором, сторонами которого выступают таможенный орган — залогодержатель <4> и лицо, которому предмет залога принадлежит на праве собственности или хозяйственного ведения, — залогодатель. Залогодателем в таможенных правоотношениях может быть лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов, или любое иное лицо (п. 2 ст. 341 ТК РФ). Предметом залога могут быть товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, а также иное имущество, которое может быть предметом залога в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. ——————————— <4> Таможенному органу для самостоятельного выступления в качестве субъекта гражданских правоотношений и заключения гражданско-правовых договоров необходимо обладать статусом юридического лица, т. е. быть зарегистрированным в качестве такового в соответствии с требованиями нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц. В противном случае таможенный орган может выступать в гражданском обороте только от имени государства в соответствии со ст. 125 ГК РФ.

Договор о залоге товаров содержит сведения о месте его заключения, залогодателе и залогодержателе, предмете залога (наименование, индивидуальные признаки, количество и стоимость товаров и транспортных средств, передаваемых в залог, их местонахождение), правах и обязанностях сторон, сроках исполнения и последствиях неисполнения обеспеченного залогом обязательства <5>. В договоре о залоге товаров и транспортных средств, помещенных под таможенные режимы переработки, указываются также виды товаров и транспортных средств, которыми может быть заменен предмет залога <6>. Во всех остальных случаях замена предмета залога оформляется дополнением к основному договору. ——————————— <5> Письмо ГТК РФ от 10 марта 2004 г. N 01-06/8481 «О заключении договоров залога». <6> Письмо ГТК РФ от 10 марта 2004 г. N 01-06/8481 «О заключении договоров залога».

От имени таможенного органа договор о залоге подписывается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, а также главным (старшим) бухгалтером. От имени залогодателя договор о залоге подписывается руководителем предприятия или иным уполномоченным на то лицом, а также главным бухгалтером. При этом начальник отдела таможенных платежей удостоверяет правильность указанной в договоре о залоге суммы платежей, уплата которой обеспечивается залогом <7>. ——————————— <7> Письмо ГТК РФ от 6 июня 2003 г. N 01-06/23287 «О методике работы с договорами залога», с изм. и доп. от 3 ноября 2004 г. // Таможенные ведомости. 2003. N 9.

Один экземпляр договора о залоге хранится в отделе бухгалтерского учета и отчетности таможенного органа. Второй экземпляр остается у залогодателя. Залог транспортных средств подлежит государственной регистрации, обеспечиваемой залогодателем за свой счет. В этом случае договор о залоге будет считаться заключенным с момента его регистрации. Предметом залога могут быть товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, а также иное имущество, которое может быть предметом залога в соответствии с гражданским законодательством РФ (п. 1 ст. 341 ТК РФ). Товары и транспортные средства <8> могут служить предметом залога в целях обеспечения уплаты таможенных платежей, если их рыночная цена не ниже причитающихся к уплате сумм: таможенных пошлин, налогов, взимание которых возложено на таможенные органы; процентов с указанных сумм по ставкам рефинансирования Банка России, а также расходов на покрытие возможных издержек по содержанию предмета залога и расходов по его обращению в собственность государства в случае неисполнения обязательств перед таможенными органами и в связи с последующей реализацией <9>. ——————————— <8> Следует учитывать, что согласно Определению Конституционного Суда РФ от 12 мая 2006 г. N 167-О лица, которые на момент приобретения транспортного средства не знали и не должны были знать о незаконности его ввоза на территорию Российской Федерации, не могут рассматриваться как ответственные за таможенное оформление соответствующих транспортных средств, включая уплату таможенных платежей, поскольку на момент ввоза на территорию Российской Федерации не состояли в каких-либо отношениях по поводу указанных транспортных средств. Следовательно, для таких лиц действующее таможенное законодательство не исключает возможность осуществления правомочий собственника в отношении приобретенных ими законным образом транспортных средств. См.: Определение Конституционного Суда РФ от 12 мая 2006 г. N 167-О. <9> Распоряжение ГТК РФ от 25 декабря 2003 г. N 700-р «Об утверждении Порядка работы таможенных органов с генеральным обеспечением уплаты таможенных платежей» // Таможенные ведомости. 2004. N 6.

Как правило, заложенные транспортные средства и иное имущество остаются у залогодателя, однако при наличии обстоятельств, которые, по мнению должностных лиц таможенного органа, не имеют достаточной гарантии уплаты таможенных платежей, таможенный орган может принять решение об оставлении предмета залога у себя (заклад) <10>. ——————————— <10> Письмо ГТК РФ от 6 июня 2003 г. N 01-06/23287 «О методике работы с договорами залога», с изм. и доп. от 3 ноября 2004 г. // Таможенные ведомости. 2003. N 9.

Данная форма залога наиболее выгодна таможенным органам, поскольку он имеет реальную возможность обеспечить уплату таможенных платежей за счет стоимости реализованного имущества, а также имеет дополнительные гарантии, обеспечивающие сохранность заложенного имущества. Заклад допускается только в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через российскую таможенную границу. Предмет залога помещается на склад временного хранения, учредителем которого является таможенный орган, либо на склад таможенного органа. При этом у залогодателя есть право проверки фактического наличия имущества, переданного таможенному органу (залогодержателю), его качества, состояния и условий хранения. По мнению ученых, занимающихся исследованием проблем обеспечения исполнения обязательств, указанные требования вытекают из смысла ст. 343 ГК РФ, которая в совокупности со ст. 352 ГК РФ в случае нарушения залогодержателем обязанностей по сохранности имущества оставляет за залогодателем право на досрочное прекращение залога <11>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского «Договорное право. Общие положения» (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное). —————————————————————— <11> См.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право: Общие положения. М., 1999. С. 395; Гонгало Б. М. Учение об обеспечении обязательств. Вопросы теории и практики. М., 2004. С. 159 — 160.

В том случае, если не представляется возможным поместить предмет залога на склад временного хранения, учрежденный таможенным органом, либо на таможенный склад, он остается у залогодателя под замком, пломбой или печатью таможенного органа (так называемый твердый залог). Оценивая институт залога с точки зрения его реализации в таможенном деле, необходимо отметь, что «твердый залог» является одним из самых надежных способов сохранности передаваемого в залог имущества. В правоприменительной практике, как уже отмечалось, имущество, передаваемое в «твердый залог», как правило, опечатывается таможенным органом и находится под замком последнего, но на территории залогодателя. Данные условия о способе сохранности заложенного имущества оговариваются сторонами в договоре залога. Согласно п. 1 ст. 341 ГК РФ на стороне, у которой находится заложенное имущество, лежит обязанность обеспечить его сохранность и немедленно сообщить другой стороне о возникновении угрозы утраты или повреждения имущества. Независимо от того, остается предмет залога у залогодателя или передается таможенным органам, на залогодателя возлагается дополнительная обязанность страховать полную стоимость заложенных товаров и транспортных средств на случай утраты, недостачи или повреждения заложенного имущества в результате аварии, действия непреодолимой силы и т. д. При неисполнении перед таможенными органами обязательств, обеспеченных залогом, суммы задолженности по уплате таможенных платежей перечисляются таможенными органами в федеральный бюджет за счет стоимости заложенного имущества <12>. ——————————— <12> См.: Приказ Федеральной таможенной службы от 28 декабря 2005 г. N 1231 «Об отчетности таможенных органов перед федеральными органами исполнительной власти в 2006 году».

В настоящее время действующее законодательство предусматривает два этапа реализации права залогодержателя: одним является обращение взыскания на имущество, а другим — реализация заложенного имущества. Порядок обращения взыскания зависит от статуса товаров, являющихся предметом залога. Если предметом залога являются товары, находящиеся под таможенным контролем и переданные таможенным органам, удовлетворение требования таможенных органов за счет этих товаров осуществляется без обращения в суд в порядке, предусмотренном главой 41 ТК РФ. В этом случае удовлетворение требования таможенных органов за счет таких товаров осуществляется без обращения в суд. На иное имущество взыскание обращается в порядке, установленном ГК РФ <13>. ——————————— <13> См.: Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А. Н. Козырина. М., 2004.

По нашему мнению, императивное требование закона о судебном порядке обращения взыскания является достаточно неудобной конструкцией, которая явно не соответствует требованиям сегодняшнего дня. В частности, созрела необходимость расширить способы реализации имущества и предоставить таможенным органам альтернативное право по его реализации не только на таможенных аукционах, товарных биржах, через торговые организации, но и иными оперативными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации. Например, заложенный автомобиль может быть реализован по обыкновенному договору купли-продажи с публичной офертой и т. п. Предлагая целесообразным законодательное закрепление альтернативной формы реализации заложенного имущества таможенными органами, мы исходим из того, что правила реализации имущества, установленные ГК РФ и ТК РФ, существенно ущемляют интересы таможенного органа (залогодержателя), который в течение длительного времени, которое необходимо для организации таможенных аукционов, товарных бирж, лишен оперативной возможности удовлетворить свои требования, как правило, практически бесспорные.

(Продолжение следует)

——————————————————————