Правовое регулирование иностранных инвестиций в России на рубеже веков (конец XIX — начало XX в.)

(Воронцова А. А.) («История государства и права», 2007, N 22)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ (КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX В.)

А. А. ВОРОНЦОВА

Воронцова А. А., соискатель кафедры гражданского права ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена».

Период конца XIX — начала XX в. в России характеризуется промышленным бумом. Это признают все дореволюционные и современные ученые-историки, правоведы и экономисты <1>. Одной из причин промышленного подъема называют большой приток иностранного капитала. ——————————— <1> Шепелев Л. Е. Царизм и буржуазия во второй половине XIX века: Проблемы торгово-промышленной политики. Л.: Наука, 1981. С. 191.

Иностранный капитал поступал в Россию в двух главных формах: инвестициях в народное хозяйство и займах. Зарубежные капиталовложения в акции и облигации русских предприятий на рубеже веков приближались к 1 млрд., а ко времени Первой мировой войны — к 2 млрд. рублей <2>. Их удельный вес составлял примерно 1/3 совокупного акционерного капитала страны <3>. В 1895 — 1896 гг. под влиянием общего законодательства, определявшего права иностранцев, изменился характер ограничений, налагаемых на русские акционерные компании. При рассмотрении в июне 1895 г. устава Тургайского горнопромышленного общества Комитет министров счел возможным разрешить ему выпуск предъявительских акций, а следовательно, и владение ими иностранцами. ——————————— <2> Гиндин И. Ф. Русские коммерческие банки: из истории финансового капитала в России. М., 1948. С. 237. <3> История внешней политики России. Конец XIX — начало XX в. М., 1997. С. 36.

В конце XIX в. для постройки и эксплуатации Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) было создано «Общество КВЖД». В Уставе данного Общества отдельно оговаривалось условие, согласно которому его акции могли приобретать только подданные Китая и России <4>. Проведение с 1895 г. под руководством С. Ю. Витте финансовой реформы и введение золотой валюты устранило существовавшие препятствия на пути прямых иностранных капиталовложений. Устойчивость золотой валюты и развитие финансового законодательства стали условиями привлечения иностранных капиталов, поскольку обеспечивали гарантии безопасности его помещения <5>. 17 марта 1899 г. под председательством императора было созвано совещание министров для обсуждения «торгово-промышленной политики империи» <6>. По итогам совещания была выработана общая позиция, получившая отражение в «Высочайшем повелении». Для разрешения деятельности акционерных обществ, образовываемых по русским законам, и для допущения к действию в России учреждаемых за границей компаний сохранялись в силе выработанные Комитетом министров общие начала, основанные на действующих в России ограничениях для руководства промышленными предприятиями и заведования делами на местах как иностранцев, так и определенных категорий русских подданных. ——————————— <4> Романова Г. Н. Экономические отношения России и Китая на Дальнем Востоке XIX — начала XX в. М., 1987. С. 82. <5> Россия: ее настоящее и прошлое. СПб., 1900. С. 356. <6> История внешней политики России. Конец XIX — начало XX в. М., 1997. С. 21.

Бурное развитие самых разных отраслей промышленности требовало их законодательного регулирования. До 1900 г. действовали Закон от 1872 г. об аренде нефтеносных участков и Закон от 1892 г. о сдаче таких земель с торгов, где закреплялся принцип, согласно которому на участие в составе акционеров нефтепромышленной компании иностранных подданных и приобретение этими компаниями нефтеносных земель требовалось особое разрешение Министерства государственных имуществ. В течение 1900 г. для урегулирования условий дальнейшей отдачи казенных нефтяных земель в разработку частным предпринимателям были приняты два важных законодательных акта. Во-первых, это Правила от 14 мая 1900 г. об отдаче в разведку и добычу нефти без торгов заведомо нефтеносных земель и Закон от 12 июня 1900 г. о порядке сдачи с торгов нефтеносных участков <7>. В этих законодательных актах подробно регламентируются сроки сдачи участков, их площадь, сроки добычи нефти, размеры и сроки внесения пошлин и выплат. Но, несмотря на активное проникновение в нефтяную промышленность России иностранных капиталов, в указанных законодательных актах не было какого-либо упоминания или ссылки на них. Лишь Указом от 17 июля 1901 г. были введены ограничения в виде закрытия для иностранцев всей береговой полосы приморских провинций на Дальнем Востоке, а равно прилежащих островов (Сахалин) для частной нефтяной индустрии и золотопромышленности <8>. Несмотря на то что основы экономического курса С. Ю. Витте в области деятельности иностранного капитала удалось сохранить, тем не менее регулирующее иностранные инвестиции законодательство не получило развития в соответствии с требованиями времени <9>. ——————————— <7> Брандт Б. Ф. Иностранные капиталы. Их влияние на экономическое развитие страны. Ч. IV: Нефтяная промышленность. СПб., 1904. С. 296. <8> Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней. СПб., 1909. С. 277. <9> Курысь Н. В. Иностранные инвестиции. Российская история. СПб., 2003. С. 73.

Правительство принимало во внимание высказывания и соображения министра финансов. В 1899 г. они вылились в проект Положения Комитета министров. Данное постановление, озаглавленное как «Проект заключения по делу об участии иностранцев в управлении делами акционерных компаний», было обнаружено Л. Е. Шепелевым в архивных фондах <10>. Однако оно не отражало в полной мере всех позитивных изменений, предлагаемых Витте, вследствие чего было им оспорено и не реализовано. Позже финансовое ведомство вновь обращалось к этому вопросу, но кардинально он так и не был решен. ——————————— <10> Шепелев Л. Е. Акционерные компании в России. Л.: Наука, 1973. С. 187.

Важную роль в правильном использовании преимуществ иностранного капитала в России играл и играет механизм правового регулирования его деятельности. Необходимым условием для правильного накопления капиталов в стране С. Ю. Витте считал «соответствующее росту промышленной деятельности и акционерного учредительства законодательство, не задерживающее возникновение предприятий, но обеспечивающее интересы участников и дающее им возможность законной защиты своих прав», т. е. «законодательное ограждение прав помещающего» <11>. Далее министр финансов продолжал: «Те десятки лет, которые остались до окончания действия уставов, если и представляют продолжительное время для поколения, находящегося ныне во цвете лет, то они не имеют особенно существенного значения для будущих поколений; ибо еще наши дети застанут время истечения действия концессионных уставов…» <12>. ——————————— <11> Витте С. Ю. Воспоминания. Т. 2. М.: Соцэкгиз, 1960. С. 130. <12> Витте С. Ю. Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов. Киев, 1884. С. 287.

В исследуемый период в России сложилась определенная система правового регулирования деятельности иностранных финансовых потоков, несмотря на то что попытка создания сепаратного законодательства (то есть специального законодательства об иностранных инвестициях) не увенчалась успехом (во многом «благодаря» прерванному естественному ходу событий из-за войны, а потом и революции). Соответствующие условия для деятельности иностранного капитала обеспечивало торговое, банковское, акционерное и иное законодательство, развивавшееся на основании требований промышленного производства <13>. ——————————— <13> Богуславский М. М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. М., 1996. С. 3.

Таким образом, на рубеже веков в России сложилась ситуация, требующая привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. А следовательно, было необходимо создать нормативно-правовую базу для регулирования иностранной инвестиционной деятельности. Большую роль в развитии данного процесса сыграл министр финансов С. Ю. Витте. Благодаря ему была устранена угроза стеснения и запрещения инвестиций иностранных капиталов в промышленность России. Была сделана попытка создать нормативный акт, самостоятельно регулирующий деятельность иностранных инвесторов, однако использование иностранных инвестиций в дальнейшем по политическим причинам не получило развития и к 1937 г. было практически свернуто. Только во второй половине 80-х годов XX в. Россия вновь была открыта для иностранных инвестиций.

——————————————————————