Таможенный режим уничтожения: постатейный комментарий к § 3 главы 20 Таможенного кодекса РФ

(Козырин А. Н.) («Реформы и право», 2008, N 2)

ТАМОЖЕННЫЙ РЕЖИМ УНИЧТОЖЕНИЯ: ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К § 3 ГЛАВЫ 20 ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РФ

А. Н. КОЗЫРИН

Козырин Александр Николаевич — доктор юридических наук, профессор, директор Центра публично-правовых исследований, доцент кафедры финансового права Государственного университета — Высшей школы экономики при Правительстве РФ.

Статья 243. Содержание таможенного режима

Комментарий к статье 243

В соответствии с комментируемой статьей Таможенного кодекса РФ (далее — ТК РФ), под уничтожением в таможенном законодательстве понимается такой таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин, налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Одна из важнейших характеристик рассматриваемого таможенного режима — освобождение от уплаты НДС и акцизов с товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения, — закрепляется также в п. 1 ст. 151 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ). По классификации ТК РФ режим уничтожения отнесен к завершающим таможенным режимам (ст. 155). Положения ТК РФ о таможенном режиме уничтожения в целом соответствуют международно-правовым стандартам по данному вопросу. В Протоколе изменений к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Брюссель. 26 июня 1999 г.) в главе 3 содержится правило 3.44, в соответствии с которым «в случаях, когда товары не выпущены для свободного обращения или когда они не помещены под другую таможенную процедуру, и при условии, что не выявлено никаких правонарушений, соответствующему лицу не предъявляется требование уплаты таможенных пошлин и налогов или уплаченные им таможенные пошлины и налоги подлежат возврату в следующих случаях: — если по просьбе заинтересованного лица такие товары под таможенным контролем и с разрешения таможенной службы передаются государству или уничтожаются либо доводятся до состояния утраты коммерческой ценности, причем все связанные с этим затраты относятся за счет заинтересованного лица…». Непосредственно из текста нормативных актов трудно уяснить «привлекательность» рассматриваемого таможенного режима. С первого взгляда он может показаться даже бесполезным и лишенным практического смысла для участника внешнеторговой деятельности. Не сразу найдешь примеры таких ситуаций, когда коммерсант отказывается от своего товара, уничтожая его. Однако во внешнеторговой практике таможенный режим уничтожения товаров используется часто и приходит на помощь участникам внешнеторговой деятельности в самых разных ситуациях. Чаще всего импортер выбирает таможенный режим уничтожения, когда его товар после перемещения через таможенную границу утратил свое качество или оказался с истекшим сроком хранения (нередко подобное случается, когда товар длительное время хранится на таможенном складе). Уничтожив под таможенным контролем такой товар, участник внешнеторговой деятельности освобождается одновременно и от транспортных расходов по вывозу продукции с таможенной территории Российской Федерации, и от уплаты таможенных пошлин и налогов. Таможенный режим уничтожения применяется также в выставочном деле: расходы на обратную транспортировку могут оказаться выше стоимости стендов, рекламного оборудования и некоторых экспонатов, что и побуждает уничтожать их под таможенным контролем либо передавать в собственность государства (таможенный режим отказа от товара в пользу государства). Просто «оставить», «забыть» эти предметы участник выставки или ярмарки не может, так как ввозил их на таможенную территорию Российской Федерации под обязательство обратного вывоза, а следовательно, если не состоится перемещение груза за пределы таможенной территории Российской Федерации, его владелец (декларант) должен будет уплатить причитающиеся таможенные пошлины и налоги. Легальной возможностью не вывозить груз обратно и в то же время не уплачивать таможенные платежи является представление на таможню надлежащим образом оформленного акта об уничтожении товара под таможенным контролем. ТК РФ (ст. 246) допускает применение таможенного режима уничтожения в отношении товаров, уничтоженных вследствие аварии или действия непреодолимой силы, что также соответствует стандартным подходам, сформулированным в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (см. также комментарий к ст. 246 ТК РФ). На практике данный режим может применяться, например, в случаях, когда транспортное средство попало в аварию и его восстановление экономически невыгодно. Практика применения таможенного режима уничтожения исходит из следующих принципов. Использование этого режима не должно повлечь для государства каких-либо расходов (п. 3 ст. 244 ТК РФ). Декларирование режима уничтожения допускается только при условии соблюдения природоохранного законодательства и непредставления опасности для жизни и здоровья людей (п. 3 ст. 244 ТК РФ). Кроме того, в таможенной практике обычно руководствуются принципом предпочтительности режима отказа в пользу государства в сравнении с режимом уничтожения. Этот принцип означает, что в случае возможности помещения товаров или транспортных средств под таможенный режим отказа в пользу государства таможенный орган обязан предложить декларанту воспользоваться именно этим режимом. Особенности декларирования таможенного режима уничтожения определены в Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима уничтожения, утвержденной Приказом ФТС России от 11 апреля 2007 г. N 457 <1>. ——————————— <1> Российская газета. 2007. 2 июня.

Декларирование товаров в соответствии с таможенным режимом уничтожения осуществляется путем представления декларантом в таможенный орган грузовой таможенной декларации (ГТД) и заявления. В заявлении, составленном в произвольной письменной форме, должны быть указаны следующие сведения: 1) наименование, местонахождение (адрес и место государственной регистрации) лица, осуществляющего хранение товаров, фактическое местонахождение товаров на таможенной территории Российской Федерации, а также место (адрес), где будут совершаться операции по уничтожению; 2) причины выведения товаров из оборота; 3) способ (способы) уничтожения товаров; 4) наименование, классификационные коды по ТН ВЭД России на уровне десяти знаков, количество, место (адрес) нахождения (хранения) предполагаемых отходов, которые должны образоваться в результате уничтожения товаров, а также предполагаемое пользование и (или) распоряжение этими отходами (если отходы предполагается вывозить с таможенной территории Российской Федерации, то указываются предполагаемые количество и срок вывоза отходов); 5) запрашиваемый срок, необходимый для транспортировки товаров из их местонахождения в место уничтожения и для уничтожения товаров, с указанием окончания периода времени, в течение которого будут проведены операции по уничтожению всех декларируемых в таможенной декларации товаров. При декларировании в соответствии с таможенным режимом уничтожения товаров, которые оказались уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие аварии или действия непреодолимой силы, декларант представляет в таможенный орган ГТД, а вместо заявления к ГТД прилагается письмо о подтверждении факта имевшей место аварии или действия непреодолимой силы, выданное таможенным органом. От таможенного режима уничтожения следует отличать собственно уничтожение товаров, т. е. операции по их фактическому уничтожению. К операциям по уничтожению товаров могут относиться: а) термическое, химическое, механическое либо иное воздействие (сжигание, разрушение, захоронение и т. д.) на товары, в результате которого эти товары уничтожаются; 6) демонтаж, разборка, механическое повреждение, включая пробивание дыр, разрывы, нанесение повреждений иными способами при условии, что такие повреждения исключают последующее восстановление товаров и возможность их использования в первоначальном виде. Таможенными органами не могут быть признаны как операции по уничтожению товаров: использование товаров, первоначально предназначенных для потребления человеком, для потребления животными, например скармливание товаров (пищевых продуктов) скоту; запуск товаров в космическое пространство; проведение с товарами операций по переработке; изготовление продуктов переработки, включая монтаж, сборку, подгонку под другие товары; собственно переработка и обработка товаров; ремонт товаров, включая их восстановление и приведение в порядок; использование товаров в качестве содействующих производству продуктов переработки, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки. Таможенное законодательство определяет требования, которым должны отвечать способы уничтожения товаров. Они, во-первых, должны исключать возможность последующего восстановления первоначальных потребительских свойств товаров, а во-вторых, обеспечивать соблюдение законов Российской Федерации о защите здоровья населения и охране окружающей природной среды и не приводить к образованию в результате уничтожения товаров ядовитых, токсичных, вредных и потенциально опасных веществ и отходов. Условия проведения операций по фактическому уничтожению товаров должны исключать возможность изъятия либо изменения состояния (хищения, сокрытия, потребления, подмены, разукомплектования) уничтожаемых товаров в местах их хранения, в пути следования к месту уничтожения и в местах проведения операций по уничтожению (до их проведения). Факт уничтожения товаров подтверждается актом уничтожения иностранных товаров, который оформляется сразу же после уничтожения товаров. Акт подписывается должностными лицами таможенного органа, присутствовавшими при уничтожении товаров, и декларантом или таможенным брокером (представителем), выступающим от имени и по поручению декларанта. Уничтожение товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения по одной таможенной декларации, может производиться частями для удобства проведения операций по уничтожению. Если уничтожение товаров, заявленных к помещению под таможенный режим уничтожения по одной таможенной декларации, производится частями, то факт уничтожения каждой части товаров подтверждается отдельным актом. Образец акта и правила его заполнения приведены в приложении к упомянутой Инструкции, утвержденной Приказом ФТС России от 11 апреля 2007 г. N 457.

Статья 244. Условия помещения товаров под таможенный режим

Комментарий к статье 244

В комментируемой статье перечислены условия, при соблюдении которых товары могут быть помещены под таможенный режим уничтожения. По общему правилу товары только тогда могут быть подвергнуты уничтожению, когда после процедуры уничтожения они не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом. Такая норма служит гарантией защиты от «мнимых уничтожений», когда товар деформируется (демонтируется, разбирается и т. п.), а затем без труда и, самое главное, при минимальных финансовых затратах может быть восстановлен в своем первоначальном товарном виде. За счет таких «мнимых уничтожений» ввозимый товар может получить незаконное освобождение от уплаты таможенных платежей и, попав на внутренний рынок, составить конкуренцию российским товарам, получив незаконное преимущество и нарушив правила справедливой конкуренции. Уничтожение товара не должно означать, что после завершения процедуры товар в принципе не может быть восстановлен. Оно должно гарантировать, что он не может быть восстановлен в своем первоначальном товарном виде экономически выгодным способом, т. е. вновь обрести свою товарную форму, не утратив при этом свою конкурентоспособность, в том числе и по ценовым показателям. В пункте 2 комментируемой статьи содержится перечень категорий товаров, которые не могут быть помещены под таможенный режим уничтожения. Законодатель включил в него: 1) культурные ценности (определение культурных ценностей содержится в Законе РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» <2>; ——————————— <2> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 20. Ст. 718.

2) виды животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их части и дериваты <3> (кроме случаев, когда такое уничтожение необходимо в целях пресечения эпидемий <4> и эпизоотий <5>); ——————————— <3> Дериват (лат.) — производное. <4> Эпидемия (греч.) — значительное распространение какой-либо инфекционной болезни, превышающее обычный для данной местности уровень заболеваемости. <5> Эпизоотия (греч.) — широкое распространение инфекционной болезни животных, значительно превышающее уровень обычной заболеваемости на данной территории.

3) товары, принятые таможенными органами в качестве предмета залога, до прекращения отношений залога. Залог товаров и иного имущества как способ обеспечения уплаты таможенных платежей урегулирован в ст. 341 ТК РФ. Важно отметить, что не может быть уничтожен только обремененный залогом товар. После того как обременение с товара будет снято, он может быть помещен под таможенный режим уничтожения; 4) изъятые товары или товары, на которые наложен арест, в соответствии с законодательством Российской Федерации (Кодексом РФ об административных правонарушениях, Таможенным кодексом РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Федеральным законом «Об исполнительном производстве»). Такие товары (как и в предыдущем случае — с залогом) не могут быть уничтожены до тех пор, пока они сохраняют названный процессуальный статус. Перечень категорий товаров, которые не могут помещаться под таможенный режим уничтожения, законодатель оставил открытым, наделив Правительство РФ правом дополнять этот список. Наконец, в пункте 3 комментируемой статьи законодатель закрепляет три принципа, руководствуясь которыми таможенный орган может принять решение, запрещающее уничтожение конкретного товара: 1) ненанесение существенного вреда окружающей среде и непредставление опасности для жизни и здоровья людей. В соответствии с этим принципом может быть принято решение, запрещающее уничтожение, например, товаров, являющихся радиоактивными, токсичными или иными опасными отходами. В случае если уничтожение товаров сопряжено с выбросом (захоронением, затоплением и т. п.) вредных, потенциально опасных, токсичных и радиоактивных отходов, возможность предоставления таможенного режима уничтожения ставится в зависимость от разрешения государственных органов санитарно-эпидемиологического надзора; 2) запрет уничтожения товара путем его потребления в соответствии с обычным предназначением (например, топливо сжигается, продукты питания скармливаются скоту и т. п.); 3) запрет на причинение расходов для государственных органов в связи с уничтожением товаров. Этот принцип следует понимать следующим образом: во-первых, уничтожение товаров производится заинтересованным лицом за собственный счет и не влечет для государства каких-либо расходов; во-вторых, таможенные органы не возмещают каких-либо расходов, связанных с применением таможенного режима уничтожения; в-третьих, таможенные органы не возмещают перевозчику, владельцу склада временного хранения (таможенного склада) или иным лицам каких-либо расходов, связанных с транспортировкой, хранением товаров, проведением грузовых и других операций с ними, при производстве таможенного оформления и проведения таможенного контроля за этими товарами в таможенном режиме уничтожения.

Статья 245. Срок и место уничтожения

Комментарий к статье 245

Уничтожение товаров должно производиться в минимально возможные сроки, необходимые для проведения операций по фактическому уничтожению. В своем заявлении (подаваемом в произвольной форме в соответствии с Приказом ФТС России от 11 апреля 2007 г. N 457 <6>) декларант доводит до сведения таможенного органа расчеты времени на проведение фактического уничтожения товаров. ——————————— <6> Российская газета. 2007. 2 июня.

Окончательный срок уничтожения товаров определяется таможенным органом, который суммирует: 1) время, разумно необходимое для проведения операций по уничтожению заявленным способом; 2) время, необходимое для транспортировки товаров из места их нахождения в место уничтожения (если эти места не совпадают). В соответствии с пунктом 2 комментируемой статьи, место уничтожения товаров определяется декларантом, который обязан при этом учитывать требования законодательства об охране окружающей среды (Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» <7> и др.). Данную норму едва ли можно признать удачной с точки зрения интересов таможенного контроля. Уничтожение товаров должно на всех этапах проводиться под таможенным контролем, и, очевидно, решающее слово в выборе места уничтожения должно оставаться за таможенным органом. Кроме того, таможенный орган во взаимодействии с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора может более эффективно обеспечить соблюдение норм законодательства об охране окружающей среды при выборе места уничтожения товаров. ——————————— <7> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

Статья 246. Применение таможенного режима уничтожения в отношении товаров, уничтоженных вследствие аварии или действия непреодолимой силы

Комментарий к статье 246

Таможенный режим уничтожения может быть применен в отношении товаров, уничтоженных вследствие аварии или действия непреодолимой силы. Комментируемая норма в целом соответствует стандартному правилу 3.44, содержащемуся в главе 3 Протокола изменений к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (26 июня 1999 г., Брюссель). В соответствии с упомянутым стандартным правилом «в случаях, когда товары не выпущены для свободного обращения или когда они не помещены под другую таможенную процедуру и при условии, что не выявлено никаких правонарушений, соответствующему лицу не предъявляется требование уплаты таможенных пошлин и налогов или уплаченные им таможенные пошлины и налоги подлежат возврату в следующих случаях: — если по просьбе заинтересованного лица такие товары под таможенным контролем и с разрешения таможенной службы передаются государству или уничтожаются либо доводятся до состояния утраты коммерческой ценности, причем все связанные с этим затраты относятся на счет заинтересованного лица…». К сожалению, законодатель в комментируемой статье ТК РФ не добавил требования установления факта утраты или уничтожения товаров в результате аварии или действия непреодолимой силы надлежащим способом, признаваемым таможенным органом. Документирование факта уничтожения товара вследствие аварии или действия непреодолимой силы играет особую роль при принятии решения о возможности помещения таких товаров под таможенный режим уничтожения. Так, например, факт уничтожения или безвозвратной утраты товара может подтвердить консул через совершение таких нотариальных действий, как обеспечение доказательств и совершение морских протестов (ст. 45 Консульского устава СССР <8>). Соответствующие полномочия российского консула за рубежом подтверждены в ст. 38 Основ законодательства РФ о нотариате (утверждены Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1) <9>. В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» <10> обстоятельства форс-мажора вправе свидетельствовать Торгово-промышленная палата РФ. ——————————— <8> Ведомости ВС СССР. 1976. N 27. Ст. 404. <9> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357. <10> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1309.

Следует отметить, что действующее законодательство не содержит четких определений таких ключевых понятий в контексте комментируемой статьи, как «авария» и «непреодолимая сила». Упоминание непреодолимой силы содержится в ст. ст. 202 и 401 Гражданского кодекса РФ. Под непреодолимой силой понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство. При этом действующее законодательство не содержит перечня таких обстоятельств. Не существует также общепринятого определения аварии. Таковое содержится, например, в Кодексе торгового мореплавания РФ (ст. 284) <11>, Правилах дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 <12>, где термин «авария» употребляется в одном ряду с термином «дорожно-транспортное происшествие». В Положении о порядке применения Конвенции МДП 1975 г., утвержденном Приказом ГТК России от 18 мая 1994 г. N 206, дорожно-транспортными происшествиями (ДТП) считаются случайные обстоятельства, повлекшие повреждения грузовых отделений транспортных средств или таможенных печатей и пломб (п. 13.1). ——————————— <11> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207. <12> Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 47. Ст. 4531.

В Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 ноября 1975 г. установлено (ст. 41): «Если таможенные органы признают достаточными доказательства того, что груз, указанный в манифесте книжки МДП, погиб или безвозвратно потерян в результате дорожно-транспортного происшествия или при обстоятельствах, вызванных непреодолимой силой, или что недостача является результатом причин, свойственных грузу, то они освобождаются от уплаты обычно причитающихся сборов». Порядок взаимодействия таможенного органа и перевозчика, использующего процедуру МДП, при наступлении дорожно-транспортного происшествия (ДТП) определен в Положении о порядке применения Конвенции МДП 1975 г., утвержденном Приказом ГТК России от 18 мая 1994 г. N 206 <13> (раздел 13). ——————————— <13> СПС КонсультантПлюс.

В соответствии с пунктом 2 комментируемой статьи товары, которые оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными или поврежденными вследствие аварии и действия непреодолимой силы, могут быть помещены под таможенный режим уничтожения, если их нельзя восстановить в первоначальном состоянии экономически выгодным способом (п. 1 ст. 244 ТК РФ). Поскольку под таможенный режим уничтожения могут быть помещены товары, которые в результате аварии или действия непреодолимой силы оказались не только уничтоженными (безвозвратно утерянными), но и поврежденными, встает вопрос о правовом регулировании образовавшихся отходов. Режим в отношении отходов установлен в ст. 247 ТК РФ.

Статья 247. Отходы

Комментарий к статье 247

В пункте 1 комментируемой статьи содержится норма, в соответствии с которой за отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров, уплачиваются таможенные платежи, как если бы такие отходы были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации. Такая норма в целом соответствует международным стандартам по данному вопросу. В стандартном правиле 3.44 Протокола изменений к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Брюссель, 26 июля 1999 г.) закреплено: «Любые отходы или остатки, образовавшиеся в результате уничтожения товаров, в случае их использования на внутреннем рынке или вывоза облагаются таможенными пошлинами и налогами, применяемыми к таким отходам или остаткам, ввозимым или вывозимым в этом состоянии». Поскольку отходы образуются на таможенной территории Российской Федерации (уничтожение товаров происходило на таможенной территории Российской Федерации) и формально полученные отходы не перемещались через таможенную границу, законодатель предусматривает использование юридической фикции: он предлагает считать отходы товарами, ввезенными на таможенную территорию Российской Федерации в таком состоянии. В двух случаях за отходы не предусматривается уплачивать таможенные платежи: 1) когда отходы вывезены с таможенной территории Российской Федерации; 2) когда они переработаны в состояние, не пригодное для их дальнейшего коммерческого использования на таможенной территории Российской Федерации, и не могут быть восстановлены в первоначальное состояние экономически выгодным способом. Отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров, должны быть помещены под соответствующий таможенный режим как иностранные товары, находящиеся под таможенным контролем. Таможенное оформление отходов, образовавшихся в результате проведения операций по уничтожению товаров, производится в соответствии с заявляемыми таможенными режимами. При помещении под таможенный режим, выбранный лицом, перемещающим товары, отходы уничтожения подлежат декларированию путем представления в таможенный орган грузовой таможенной декларации. Такая таможенная декларация в отношении отходов уничтожения должна быть подана не позднее 15 дней с даты подписания акта об уничтожении товаров. Особенности декларирования отходов уничтожения определены в Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима уничтожения, утвержденной Приказом ФТС России от 11 апреля 2007 г. N 457. Ответственность за уплату таможенных платежей в отношении отходов несет декларант (п. 4 ст. 247 ТК РФ). При определении таможенной стоимости отходов, образовавшихся в результате уничтожения товаров, законодатель предусматривает возможность использования аналогии с отходами, образовавшимися в результате переработки товаров на таможенной территории (п. 3 ст. 183 ТК РФ). При невозможности определить таможенную стоимость отходов методом по цене сделки с ввозимыми товарами, методом по цене сделки с идентичными товарами или методом по цене сделки с однородными товарами в соответствии с законодательством Российской Федерации таможенная стоимость отходов определяется в размере одной из следующих величин: — цены продажи оцениваемых отходов при их первой реализации на таможенной территории Российской Федерации покупателю, не являющемуся взаимозависимым ни с одним из участников сделки по переработке товаров; — цены продажи товаров, являющихся идентичными оцениваемым отходам или однородными с оцениваемыми отходами, если указанные товары получены в результате аналогичной переработки с использованием таможенного режима переработки на таможенной территории и если это цена продажи при их первой реализации на таможенной территории Российской Федерации покупателю, не являющемуся взаимозависимым ни с одним из участников сделки по переработке товаров; — цены сделки с товарами, являющимися идентичными оцениваемым отходам или однородными с оцениваемыми отходами, проданными на экспорт в Российскую Федерацию и ввезенными в Российскую Федерацию в то же или почти в то же время, когда производится декларирование оцениваемых отходов; — цены реализации на внутреннем рынке Российской Федерации между невзаимозависимыми продавцами и покупателями товаров, являющихся идентичными оцениваемым отходам или однородными с оцениваемыми отходами, за вычетом налогов, подлежащих уплате в Российской Федерации при реализации товаров. С момента образования отходов уничтожения в течение времени, необходимого для производства их таможенного оформления в соответствии с заявляемыми таможенными режимами, эти отходы хранятся в местах, определенных таможенным органом, и под таможенным контролем. Таможенный орган вправе установить, что отходы уничтожения подлежат помещению на склад временного хранения. Отходы уничтожения, дальнейшее использование которых невозможно в силу того, что такие отходы захоронены (затоплены), в таможенном отношении не оформляются. Таможенный контроль за отходами уничтожения производится с момента их образования до их выпуска (условного выпуска) в соответствии с выбранным таможенным режимом. Доставку за свой счет отходов уничтожения в место, определенное таможенным органом, обеспечивает лицо, перемещающее товары. Действие таможенного режима уничтожения товаров завершается выпуском (условным выпуском) всех отходов уничтожения. Вывоз с таможенной территории Российской Федерации отходов, образовавшихся в результате уничтожения товаров, должен осуществляться с применением таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита либо с предоставлением обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.

——————————————————————