Декларант без полномочий

(Ковалева Н.)

(«ЭЖ-Юрист», 2008, N 28)

ДЕКЛАРАНТ БЕЗ ПОЛНОМОЧИЙ

Н. КОВАЛЕВА

Наталья Ковалева, начальник юридического отдела группы компаний «Кохлома», кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса КГТУ.

Федеральная таможенная служба не перестает радовать участников внешнеэкономической деятельности изданием многочисленных документов и разъяснений. Ведь некоторые из них призваны в определенной степени облегчить жизнь хозяйствующим субъектам. Письмо, комментарий к которому предлагается в настоящей статье, рассматривает проблему подачи таможенной декларации неуполномоченным лицом.

Ведомственный контроль

Письмо ФТС России от 11.06.2008 N 01-11/23601 «О применении статьи 412 ТК России при обнаружении факта подачи ГТД ненадлежащим лицом» содержит разъяснения по поводу применения положений ст. 412 ТК РФ о проведении ведомственного контроля. Напомним, что в соответствии с данной статьей «вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа, а также принять любые предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов».

Долгое время оставалось непонятным, по каким основаниям вышестоящий орган может отменять или изменять решение, принятое нижестоящим. Несложно предположить, что результат ведомственного контроля почти полностью зависел от проверяющего органа (не будем также исключать коррупционную составляющую данного вопроса).

Некоторую ясность внесло письмо ФТС России от 29.12.2007 N 01-06/50728, установив случаи, когда должно быть отменено решение о выпуске товаров. При этом было указано, что отмена промежуточных решений не всегда влечет отмену решения о выпуске товаров, а также был определен порядок действий таможенных органов.

Кроме того, ФТС России подтвердила возможность отмены или изменения решений нижестоящих органов в порядке ведомственного контроля и за пределами пресекательного срока, установленного ст. 361 ТК РФ (один год со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем). В этом случае, как разъяснили таможенники, при принятии мер по устранению выявленных нарушений они будут руководствоваться не таможенным законодательством, а административным или уголовно-процессуальным (письмо от 06.04.2007 N 01-06/12871).

Некоторые положения относительно данного вопроса содержатся в письмах ФТС России от 26.12.2005 N 06-61/46219, от 29.03.2006 N 06-37/10263.

Основания отмены

Письмо ФТС N 01-11/23601 рассматривает случаи подачи таможенной декларации неуполномоченным лицом как основания для отмены вышестоящим проверяющим таможенным органом принятых решений, в том числе и решения о выпуске товаров. В документе указано: «Если в отношении товаров, заявленных в таможенной декларации (поданной ненадлежащим лицом), таможенными органами не принимались иные не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации решения, в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги, представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в таких случаях решение о принятии таможенной декларации после выпуска товаров не отменяется».

Причиной такого решения ФТС России называет нецелесообразность отмены решения в связи с тем, что «такая отмена может повлечь негативные последствия, сопряженные с отменой всех решений таможенных органов, принятых при таможенном оформлении товаров и их выпуске в соответствии с заявленным таможенным режимом». Стоит отметить, что это не освобождает нарушителя от ответственности, установленной административным и уголовным законодательством РФ. В отношении должностных лиц таможенных органов в подобных случаях проводится проверка.

Выявление указанных нарушений до выпуска товаров дает право вышестоящему таможенному органу отменить решение таможенного поста о принятии таможенной декларации. В этом случае согласно п. 4 ст. 132 ТК РФ декларация считается неподанной.

Ненадлежащее лицо…

Следует разобраться, что входит в понятие «ненадлежащее лицо» в целях таможенного оформления. Проанализировав различные акты, и прежде всего ТК РФ, ГК РФ, Федеральные законы от 08.02.98 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и от 26.12.95 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Приказ ГТК России от 28.11.2003 N 1356, письма ФТС России от 31.08.2004 N 01-06/192 и от 12.09.2006 N 17-22/31849, Приказ ФТС России от 04.09.2007 N 1057, можно констатировать следующее.

Понятие «ненадлежащее лицо» непосредственно связано с полномочиями лиц, подписывающих и подающих таможенную декларацию, а также с подтверждением таких полномочий определенными документами. При этом полномочия руководителя должны подтверждаться документами, удостоверяющими в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительным документом факт избрания (назначения) на должность.

Полномочия декларанта или таможенного брокера (представителя) подтверждаются выданной доверенностью с соблюдением необходимых требований (в частности, в отношении срока ее действия), а также трудовым договором, приказом о назначении на должность (обязательным условием является нахождение в штате декларанта или таможенного брокера соответственно).

Лицо, подающее таможенную декларацию, должно предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Кроме того, должны быть представлены:

договор таможенного брокера (представителя) с декларантом, если таможенная декларация подается таможенным брокером (представителем);

договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, подтверждающие полномочия лица выступать декларантом товаров, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок — иные документы, подтверждающие совершение таких сделок, либо документы, подтверждающие право владения и (или) право пользования товарами.

Статус документа

Единственное, что может омрачить радость предпринимателей, — некоторая неопределенность со статусом документа. По всем признакам письмо ФТС России N 01-11/23601 не может быть признано нормативным правовым актом, поскольку не опубликовано, не зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ и пр.

В связи с этим вряд ли получится ссылаться на него в суде. Суды округов самым однозначным образом высказались по поводу такого вида документов ФТС России: «Вывод суда о том, что письмо ФТС России… не является нормативным правовым актом, который в соответствии с частью 1 статьи 13 АПК РФ может быть применен судом, поскольку указанный документ в установленном порядке не опубликован, не зарегистрирован в Минюсте России, является правомерным» (Постановление ФАС ЗСО от 22.03.2007 N Ф04-848/2007(31802-А03-27).

Все же данный документ имеет значение для урегулирования спорных вопросов в пользу предпринимателей, поскольку адресован непосредственно нижестоящим таможенным органам и обязателен для них.

Из всего разнообразия практики арбитражных судов кассационных инстанций несложно найти и совсем уникальные примеры, такие как Постановление ФАС ЗСО от 10.07.2007 N Ф04-4466/2007(35963-А03-27), в котором сам таможенный орган указал на невозможность применения письма ФТС России в качестве нормативного акта, с чем суд полностью согласился.

Итак, можно рекомендовать предпринимателям быть внимательными и заранее продумывать все варианты развития событий. А еще лучше не иметь сомнений в профессиональности своего представителя, который на этапе декларирования не допустит грубых ошибок.

——————————————————————