Предлагаемые пути решения обозначенных проблемных вопросов

(Грачев О. В.)

(«Таможенное дело», 2008, N 4)

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ОБОЗНАЧЕННЫХ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ

О. В. ГРАЧЕВ

Грачев О. В., генерал-майор таможенной службы, начальник Управления таможенной инспекции Федеральной таможенной службы.

Несмотря на наличие вышеперечисленных проблем и отсутствие концепции таможенного контроля после выпуска, Управление таможенной инспекции последовательно предпринимает меры для их устранения, это:

— разработка порядка организации и проведения таможенных ревизий, соответствующего современному таможенному законодательству и международным нормам;

— организация работы по выдаче таможенными органами заключений о таможенном оформлении товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации;

— участие в формировании перечня лиц, перемещающих товары, в отношении которых таможенный контроль при таможенном оформлении проводится не в полном объеме в соответствии с положениями Приказа ФТС России от 4 мая 2005 г. N 409 в части формирования перечня лиц;

— организация работы по введению обязательной маркировки отдельных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, для подтверждения легальности их ввоза;

— определение методики выбора объектов таможенного контроля после выпуска, организации работы по установлению категории участников внешнеэкономической деятельности с точки зрения возможного наличия рисков нарушения таможенного законодательства;

— организация работы по выявлению лиц, перемещающих товары, таможенный контроль которых после выпуска товаров невозможен.

Разработка Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств и программы ее реализации позволила придать целенаправленность проводимым таможенными органами проверочным мероприятиям.

Целью Концепции является создание эффективного механизма таможенного контроля после выпуска.

Достижение цели Концепции предполагается осуществить путем реализации следующих задач.

1. Законодательное обеспечение.

По данному направлению предполагается осуществление работы по совершенствованию действующих законодательных актов Российской Федерации.

В связи с этим Управлением таможенной инспекции подготовлены предложения:

— об увеличении срока проверки достоверности сведений после выпуска товаров с момента утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем;

— о закреплении возможности признания незаконно ввезенными иностранных товаров, в отношении которых отсутствуют сведения, свидетельствующие о выпуске товаров, либо установлена их недостоверность;

— о расширении перечня лиц, у которых может проводиться таможенная ревизия.

Работа по совершенствованию законодательства должна основываться на международном опыте и порядке организации проведения проверочных мероприятий иными государственными контролирующими органами.

2. Нормативное правовое обеспечение.

Подразумевается разработка документов, регламентирующих оптимальную организацию проведения таможенного контроля после выпуска. Предусматривается следующее:

— разработка порядка организации и проведения таможенной ревизии, являющегося практическим руководством деятельности должностных лиц, участвующих в проведении таможенной ревизии;

— совершенствование процедуры контроля определения таможенной стоимости при таможенном контроле после выпуска;

— разработка показателей оценки деятельности участников внешнеэкономической деятельности и методик их расчета с целью выявления объектов таможенного контроля и категорирования субъектов внешнеэкономической деятельности;

— совершенствование порядка выявления организаций, перемещающих товары, в отношении которых таможенный контроль после выпуска невозможен.

Таможенный контроль после выпуска товаров рассматривается как комплексная проверка по всем функциональным направлениям таможенного контроля, позволяющая выявлять преступления и правонарушения, затрагивающие все отрасли права, в том числе налоговую, валютную, финансовую и проч.

Основами обеспечения данной стратегии являются более тесное взаимодействие подразделений таможенной инспекции с другими структурными подразделениями, а также иными государственными контролирующими органами и негосударственными организациями.

3. Расширение взаимодействия с налоговыми, правоохранительными и иными контролирующими органами и таможенными службами иностранных государств.

Национальная система таможенного контроля после выпуска товаров для обеспечения эффективного функционирования в условиях реалий сегодняшнего дня должна взаимодействовать как со смежными государственными органами, в первую очередь налоговыми, правоохранительными, финансовыми и другими контролирующими органами, так и с аналогичными системами других государств.

Подразумевается как общий обмен информацией на плановой основе, такой, как базы данных о таможенном оформлении, так и передача информации по конкретным объектам проверки или выявленным схемам нарушений закона.

В этом плане показательно взаимодействие по представляющим взаимный интерес вопросам между ФНС России и ФТС России на основании соглашения о сотрудничестве, которое в настоящее время перерабатывается Управлением совместно с другими структурными подразделениями ФТС.

Следует отметить, что развитие взаимодействия с налоговыми органами представляется сегодня как наиболее перспективное направление в получении дополнительной информации, представляющей интерес для целей таможенного контроля после выпуска. Работа эта строится на принципе преемственности двух видов контроля — таможенного и налогового. В качестве варианта развития отношений двух ведомств предполагается осуществлять так называемый сквозной контроль отдельной внешнеторговой поставки. Предлагается начать с особо чувствительных с точки зрения налогообложения товаров. В целях борьбы с недостоверным декларированием и уплатой не в полном объеме внутренних налогов как пилотный вариант предлагается провести эксперимент в отношении согласованной номенклатуры товаров по организации взаимодействия ФНС и ФТС России. Цель — попытаться отследить всю цепочку движения товара после пересечения границы до конечного потребителя.

Для достижения результативности последующего таможенного контроля должны послужить принятые в 2005 г. Всемирной таможенной организацией «Рамочные стандарты безопасности и содействия торговле», которые предусматривают активизацию деятельности по информационному обмену между таможенными службами стран экспорта и импорта товаров.

Следует отметить, что контроль после выпуска должен учитывать реальные торгово-коммерческие процессы, что требует взаимодействия с коммерческими структурами, что также предусмотрено международными стандартами.

Для примера, на эффективность борьбы с проникновением на российский рынок контрафактной продукции отрицательное влияние оказывает слабая активность представителей правообладателей по защите своих интересов. Имеют место случаи, когда представители правообладателя отзывают свои заявления о привлечении лиц к ответственности уже в ходе проведения проверочных мероприятий. Кроме того, некоторые представители правообладателей товарных знаков отказываются защищать свои интересы в отношении незначительных партий товаров.

4. Усиление роли системы управления рисками при проведении таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств.

Исходя из принципа выборочности и ограниченных возможностей административного ресурса таможенных органов, выстраивание механизма таможенного контроля после выпуска необходимо осуществлять с использованием системы управления рисками, которая основывается на выявлении наиболее часто встречающихся нарушений таможенного законодательства.

Построение механизма последующего контроля с учетом применения системы мер оценки рисков приведет к повышению эффективности работы вследствие:

— выявления лиц, таможенный контроль которых после выпуска невозможен, что позволит переориентировать таможенный контроль этих лиц на этап таможенного оформления, на применение в отношении указанных лиц процедуры выпуска товара под обеспечение уплаты таможенных платежей и, как следствие, позволит предотвратить возможный экономический ущерб от их деятельности;

— переориентации подразделений таможенной инспекции на работу с организациями, не являющимися «однодневками»;

— повышения результативности выбора объектов для проведения проверочных мероприятий путем выявления организаций, имеющих высокие риски и таможенный контроль которых после выпуска возможен.

При этом основным объектом применения механизмов системы управления рисками должен стать участник внешнеэкономической деятельности, так как работа с участниками ВЭД существенно эффективнее работы с товарными партиями. Во-первых, потому, что количество товарных партий исчисляется миллионами, а количество участников ВЭД десятками тысяч (основных участников — тысячами). Во-вторых, незаконные схемы организовывают не товары, а участники ВЭД и прекращение деятельности одного нарушителя выводит из нелегального оборота значительное количество товарных партий.

Так, из 60,5 тысячи участников ВЭД, осуществивших ввоз товаров в 2006 г., 54% прекратили внешнеэкономические операции и в 2007 г. деятельность не осуществляли. Если исключить разовые поставки, то прекратило свою работу более 40% участников ВЭД. Стоимость ввезенных ими товаров составила более 27 млрд. долларов США.

Анализ таможенного оформления в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления за 2005 — 2006 гг. показывает, что 42% участников ВЭД осуществляли свою деятельность менее 1 месяца, 55% участников ВЭД работали не более полугода. Более года — 33% от общего количества участников ВЭД. Указанные выше статистические данные подтверждаются результатами проводимых подразделениями таможенной инспекции мероприятий. Так, по 36% из 1,5 тысячи участников ВЭД таможенный контроль после выпуска невозможен.

Особо остро стоит проблема проверки и категорирования лиц впервые или вновь обратившихся в таможенные органы регионов. Так, в Балтийскую таможню обращается в среднем 5 новых импортеров ежедневно, в Санкт-Петербургскую и в Московскую западную таможню — 3.

В этом направлении организована планомерная и постоянная работа по выявлению и пресечению деятельности лиц, осуществляющих незаконные операции. Каждый недобросовестный участник ВЭД должен знать, что проводимая работа — это не разовая акция и при продолжении незаконных операций он рано или поздно попадет в поле зрения таможенных органов и может понести значительные экономические потери и быть привлечен к ответственности, в том числе уголовной.

Фактически создаются условия, при которых осуществлять незаконную деятельность по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и обращению ввезенных товаров на таможенной территории Российской Федерации будет сопряжено с высокой степенью риска и экономически нецелесообразно.

5. Совершенствование системы управления и контроля.

Решение данной задачи включает в себя усиление контрольной функции Управления таможенной инспекции по всей вертикали, что позволит обеспечить проверку правильности, всесторонности, полноты и объективности принимаемых решений, а также повысить мотивацию и уровень персональной ответственности должностных лиц.

В целях повышения эффективности и результативности форм таможенного контроля после выпуска товаров предусматривается проведение системного ведомственного контроля за принятием решений о назначении таможенных ревизий и проведение оценки эффективности деятельности подразделений таможенной инспекции.

6. Развитие аналитической работы.

Учитывая общемировые тенденции формирования единого информационного пространства, концепция развития таможенного контроля после выпуска товаров ориентирована на применение современных информационных технологий. Работа в этом направлении позволит создать систему комплексного учета и анализа деятельности субъектов внешнеэкономической деятельности, повысит качество принимаемых таможенными органами решений и уменьшит субъективизм при их принятии.

С помощью информационных технологий осуществляется информационно-аналитическое обеспечение деятельности по таможенному контролю после выпуска, улучшается качество аналитической работы. Расширяется перечень источников информации. Помимо использования собственных информационных ресурсов, а именно баз данных электронных копий ГТД/ТД, предполагается использование информационных ресурсов, имеющихся в глобальной сети Интернет, информационных ресурсов Федеральной налоговой службы и других контролирующих органов.

В условиях существования принципа выборочности и ограниченности таможенного контроля после выпуска во времени трудно переоценить роль аналитического направления, которое напрямую связано с повышением результативности таможенного контроля.

Анализ результатов деятельности подразделений таможенной инспекции показал недостаточность аналитической работы, проводимой подразделениями таможенной инспекции.

Аналитическая работа должна быть нацелена на обеспечение своевременного выявления отклонений от установленных норм и правил таможенного и налогового законодательства для реагирования и выработки мер.

Такая работа должна основываться на исследовании и комплексном анализе, включая систему управления рисками. Она позволит производить более эффективно выбор объектов и предметов таможенного контроля после выпуска, категорирование участников внешнеэкономической деятельности, выявлять лиц, в отношении которых таможенный контроль после выпуска невозможен.

Развитие аналитической работы является одним из приоритетных направлений развития таможенного контроля после выпуска. Основная работа по анализу информации из информационных массивов таможенных органов, а также по выбору объектов должна осуществляться самими подразделениями таможенной инспекции.

7. Кадровое обеспечение.

По мере возрастающей технической оснащенности и расширения областей права, применяемых при таможенном контроле после выпуска, растут требования к специалистам, осуществляющим завершающую форму таможенного контроля. Возникает и становится более важной необходимость в высоких стандартах обучения.

Во главу угла ставится задача обеспечения специалистов, осуществляющих таможенный контроль после выпуска у лиц, деятельность которых сопряжена с перемещением высокостоимостных материальных ценностей, а также защищена штатом высокооплачиваемых бухгалтеров, юристов.

Существует потребность подразделений таможенной инспекции в высококвалифицированных кадрах, обладающих знаниями по следующим направлениям:

— таможенное законодательство (таможенное оформление, таможенные процедуры, таможенная стоимость, товарная номенклатура, происхождение товара, таможенные режимы и т. п.);

— методы и принципы финансового учета, включая общепринятые принципы бухгалтерского учета, а также финансовой политики предприятий;

— налоговое и валютное законодательство;

— международная торговля, включая банковские процедуры;

— информационные технологии, электронный обмен данными и компьютеризованные системы.

Прием на работу в таможенные органы и обучение должны проходить с учетом данных потребностей.

Остановившись на существующих проблемах и задачах по реализации Концепции, следует отметить, что в ней ставятся вполне реальные задачи, почти по каждому направлению уже проводится работа.

Ожидается, что эта работа принесет реальные, ощутимые результаты.

——————————————————————