Установление и практика применения правовых льгот по таможенному оформлению

(Кочубей И. С.) («Таможенное дело», 2008, N 4)

УСТАНОВЛЕНИЕ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВОВЫХ ЛЬГОТ ПО ТАМОЖЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ

И. С. КОЧУБЕЙ

Кочубей И. С., соискатель кафедры публичного права Саратовского государственного социально-экономического университета.

Интенсификация международной торговли поставила перед государствами задачу упрощения функций, связанных с выполнением необходимых торговых процедур. Правовые льготы по таможенному оформлению, в отличие от льгот по таможенному обложению, носят административно-правовой характер, поскольку реализуются в процессе контрольно-надзорной деятельности таможенных органов. Понятие таможенного оформления законодательно не закреплено. В науке под ним понимается «установленный нормами таможенного законодательства порядок совершения таможенных операций (таможенных формальностей) при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации» <1>. Льготы по таможенному оформлению, как правило, предполагают прохождение субъектами данной процедуры в упрощенном порядке, что отражается на объеме требуемых таможенными органами документов и сведений. При этом выгода как частного, так и публичного субъекта состоит в сокращении времени, затраченного для прохождения таможенных процедур, т. е. в снижении издержек. Ограничение времени таможенного оформления и таможенного контроля уменьшает период хранения товара на складе временного хранения и стоимость таких услуг. Именно поэтому сокращение временных издержек обусловливает и уменьшение материальных затрат. ——————————— <1> Еремин В. В. Таможенное оформление как институт российского таможенного права. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2007. С. 8.

Льготы по таможенному оформлению могут выражаться в следующих аспектах: 1) упрощенный вид и первоочередной порядок таможенного оформления; 2) специальные упрощенные процедуры таможенного оформления; 3) освобождение от таможенного оформления. В первом случае льготы обусловлены предназначением товаров, перемещаемых через таможенную границу, тогда как во втором — особенностями правового статуса субъекта таможенных правоотношений. Освобождение от таможенного оформления характерно для исключительных случаев и обусловлено спецификой перемещения отдельных видов товаров. В отличие от финансово-правовых льгот в области таможенного дела, преимущества при таможенном оформлении не зависят от страны происхождения товара. На данный фактор обращает внимание и законодатель. В п. 4 ст. 59 ТК РФ указывается: «Таможенные операции равно применяются независимо от страны происхождения товаров, страны отправления и назначения товаров». Это положение отражает принцип равноправия лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу. Упрощенный вид и первоочередной порядок таможенного оформления предусмотрены ст. 67 ТК РФ и распространяются на товары, необходимые для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также товары, подвергающиеся быстрой порче, живых животных, радиоактивные материалы, международные почтовые отправления и экспресс-грузы, сообщения и иные материалы для средств массовой информации и другие подобные товары. Несмотря на примерное понимание содержания данной нормы, четко уяснить ее смысл невозможно, поскольку законодатель не определяет, что признается под упрощенным видом и первоочередным порядком. Лишь в науке Б. Н. Габричидзе отмечается, что при упрощенном порядке декларирования могут действовать либо могут быть упрощены или смягчены любые из требований и положений, относящихся к декларированию товаров и транспортных средств <2>. ——————————— <2> См.: Габричидзе Б. Н. Практика применения Таможенного кодекса Российской Федерации. М., 1998. С. 247.

Представляется, что недопустимо отождествлять такие процедуры, как упрощенный вид и первоочередной порядок таможенного оформления. Полагаем, что в первом случае требования таможенного законодательства могут быть минимизированы, а во втором — сокращено время таможенного оформления за счет осуществления его вне очереди. В ч. 3 ст. 59 ТК РФ сказано, что порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения (воздушный, морской (речной), железнодорожный и другие), категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства. Данная норма сохраняла свою актуальность для периода времени, когда Федеральная таможенная служба РФ (далее — ФТС России) была подведомственна Министерству экономического развития и торговли РФ. В настоящее время в связи с подчинением ФТС России напрямую Правительству РФ такая функция фактически перешла центральному таможенному органу. Однако ФТС России установлен лишь упрощенный порядок таможенного оформления отдельных видов товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, при их перемещении через таможенную границу РФ <3>. В данном акте также не определяется содержание упрощенного порядка таможенного оформления, а только указывается на возможность подачи такого вида таможенной декларации, как въездная (выездная) декларация. ——————————— <3> См.: Упрощенный порядок таможенного оформления отдельных видов товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации, утв. Приказом ФТС РФ от 3 июля 2007 г. N 797 // Рос. газета. 2007. 1 авг.

Кроме того, ФТС России устанавливает и случаи декларирования товаров с подачей таможенной декларации в виде письменного заявления <4>, что также может рассматриваться как упрощение процедуры таможенного оформления. К ним, например, относятся товары, предназначенные для проведения выставок, ярмарок, спортивных соревнований и тренировок, концертов, конкурсов, фестивалей и иных подобных мероприятий и др. ——————————— <4> См.: Приказ ФТС РФ от 11 декабря 2006 г. N 1298 «О декларировании отдельных видов товаров» // БНА федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 28.

Упрощенный порядок декларирования упоминается и в ст. 137 ТК РФ. Особенностями его применения выступают: — вывоз товаров с таможенной территории РФ; — использование по желанию декларанта; — непрепятствование осуществлению таможенного контроля; — обязательность соблюдения декларантом установленных законодательством требований и условий в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, а также соблюдения таможенных режимов. Однако и в этом случае не определяется содержание данного порядка. Таким образом, несмотря на упоминание в Таможенном кодексе РФ об упрощенном (льготном) порядке таможенного оформления, условия его применения законодательством не сформулированы. Следует обратить внимание на данный пробел законодательства и регламентировать условия производства таможенного оформления в упрощенном (льготном) порядке. Исходя из материалов судебной практики, упрощенный порядок декларирования нередко отождествляется с периодическим временным декларированием российских товаров, предусмотренным ст. 138 ТК РФ. При этом допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации. А после убытия российских товаров с таможенной территории РФ декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Позиция судебных органов относительно отождествления названных порядков декларирования <5> ставит под сомнение целесообразность разграничения данных положений. Получается, что упрощенный порядок декларирования заключается в возможности лица подать временную таможенную декларацию. Однако такое отождествление недопустимо. ——————————— <5> См., например: Постановление ФАС Поволжского округа от 13 октября 2005 г. N А57-2015/05 // СПС «КонсультантПлюс»; Постановление Президиума ВАС РФ от 3 октября 2006 г. N А47-16012/2004 АК-27 // Вестник ВАС РФ. 2007. N 1.

Временная таможенная декларация подается при вывозе российских товаров с таможенной территории РФ при условии, что в отношении их не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления. Данный порядок применяется по желанию декларанта, если его применение не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения установленных требований и условий, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, а также соблюдения таможенных режимов. На необходимость четкого понимания порядка периодического временного декларирования обращал внимание и Высший Арбитражный Суд РФ <6>. Данный порядок не освобождает лицо от подачи необходимых документов, а лишь предоставляет возможность отсрочки данного требования. В данной связи представляется, что отдельные элементы упрощения процедуры таможенного оформления в периодическом временном декларировании имеются, однако для отождествления его с упрощенным порядком таможенного оформления в целом оснований недостаточно. ——————————— <6> См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 20 «О некоторых вопросах, возникающих при применении норм Таможенного кодекса Российской Федерации о периодическом временном декларировании российских товаров (кроме товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи)» // Вестник ВАС РФ. 2006. N 8.

В то же время уяснение содержания отдельных положений Таможенного кодекса РФ дает основание полагать, что установленные отклонения от обычной процедуры таможенного оформления, осуществляемые в интересах декларанта, могут быть признаны элементами его упрощенного вида. Так, п. 6 ст. 124 ТК РФ предусматривается возможность сокращения перечня сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, с учетом категории лиц, видов товаров, требований таможенных режимов или исходя из вида транспорта, используемого при перемещении товаров через таможенную границу. Кроме того, возможны варианты, отличные от установленного п. 1 ст. 129 ТК РФ 15-дневного срока декларирования товаров. К ним относятся: подача таможенной декларации до прибытия иностранных товаров на таможенную территорию России; установление 45-дневного срока декларирования (при недостаточности сведений для заполнения таможенной декларации); использование одной периодической таможенной декларации при неоднократном перемещении одних и тех же товаров одним и тем же лицом в течение одного года; периодическое временное декларирование. Исходя из вышеизложенного, полагаем, что упрощенный вид таможенного оформления (заявленный, но не раскрытый, по сути, в ст. 67 ТК РФ) может быть выражен в различных формах, а именно: — сокращение перечня сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации; — упрощение способа передачи сведений о перемещаемых товарах в таможенный орган; — предварительное декларирование товаров (ст. 130 ТК РФ); — неполное таможенное декларирование (ст. 135 ТК РФ); — периодическое таможенное декларирование (ст. 136 ТК РФ); — выпуск товаров до подачи таможенной декларации (ст. 150 ТК РФ). К льготам в данной области относится первоочередной порядок таможенного оформления, предусмотренный ст. 67 ТК РФ. Он имеет место быть в зависимости от: — видов товаров (скоропортящиеся товары, живые животные, радиоактивные материалы и другие товары); — особенностей перемещения товаров (экспресс-грузы <7>, международные почтовые отправления); ——————————— <7> Под экспресс-товаром понимается товар, перевозимый любым видом транспорта с целью доставки до получателя в течение ограниченного промежутка времени (от 12 до 72 часов), за исключением товаров, запрещенных к ввозу и вывозу, а также товаров, пересылаемых в рамках международного почтового обмена.

— целей перемещения товаров (ликвидация последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, ввоз товаров для средств массовой информации) <8>. ——————————— <8> См.: Халипов С. В. Таможенные льготы по действующему законодательству. Статья опубликована на сайте: http://www. rapps. ru/main. mhtml? Part-48&PubID-528.;

В отличие от процедур, составляющих содержание упрощенного вида таможенного оформления, названный порядок предусматривает как уменьшение количества требуемых таможенными органами документов, так и сокращение времени прохождения всех таможенных формальностей. Например, ФТС России установлен срок принятия решения о помещении плодоовощной продукции, перевозимой автомобильным транспортом, под процедуру внутреннего таможенного транзита. Он составляет 25 минут <9>. ——————————— <9> См.: письмо ФТС РФ от 30 мая 2006 г. N 01-06/18485 «О таможенном оформлении плодоовощной продукции, ввозимой из Республики Узбекистан» // Таможенный вестник. 2006. N 13.

При проведении таможенного контроля и таможенного оформления экспресс-товаров, декларируемых путем подачи временной таможенной декларации, таможенный орган в течение суток с момента представления таможенным органам временной таможенной декларации осуществляет условный выпуск экспресс-товаров и представляет эти товары экспресс-перевозчику для передачи получателю, указанному в индивидуальной накладной <10>. ——————————— <10> См.: письмо ФТС РФ от 25 июня 2005 г. N 01-06/1604 «О декларировании экспресс-грузов, помещаемых под таможенный режим экспорта» // Таможенный вестник. 2005. N 4.

Таким образом, в основе первоочередного порядка таможенного оформления находится сокращение времени осуществления таможенных процедур, включая выпуск товаров таможенными органами. В целях установления оптимального баланса между публичными и частными интересами законодатель ввел положение, устанавливающее возможность применения для отдельных лиц специальных упрощенных процедур таможенного оформления. В соответствии со ст. 68 ТК РФ к таким лицам следует отнести субъекты, соответствующие следующим требованиям: — не имеющие на день обращения в таможенный орган вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и не считающиеся подвергнутыми административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 16.2, 16.7, ч. 1 ст. 16.9, ч. 3 ст. 16.12, ст. 16.15 КоАП РФ; — ведущие систему учета в порядке, определяемом федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров; — осуществляющие внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет. Если первые два фактора вполне объяснимы, то последний критерий является весьма спорным. Представляется, что трехлетний срок ведения внешнеэкономической деятельности велик, поскольку существенно ограничивает круг претендентов. Устанавливая такую норму, законодатель, видимо, хотел ограничить круг претендентов, исключив «фирмы-однодневки». Сами таможенники считают, что именно трехлетний срок добросовестной работы на российском рынке — достаточная гарантия для того, чтобы рассмотреть вопрос об установлении упрощенных процедур. При этом ФТС России проверяет заявленные данные, исходя из информации, содержащейся в базе грузовых таможенных деклараций, смотрит, когда и какие объемы товаров лицо ввозило в период трехлетней деятельности <11>. ——————————— <11> См.: Лайков С. Специальные упрощенные процедуры: что нужно знать участнику ВЭД? // Таможня. 2008. N 4(195). С. 4.

Не умаляя такой перспективы, все же представляется достаточным установление годичного срока для возможности применения к лицу специальных упрощенных процедур таможенного оформления. Кроме того, законодательным пробелом можно считать отсутствие указания при решении вопроса предоставления льготы на факт возможной реорганизации юридического лица. Пользуется ли правопреемник правом на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления, неясно. Думается, что данный вопрос может быть разрешен в методических рекомендациях по поводу применения данной нормы. Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления применимы исключительно при ввозе товаров на таможенную территорию России и выражаются в следующих мероприятиях: подача периодической таможенной декларации; выпуск товаров при представлении сведений, необходимых для идентификации товаров; проведение таможенного оформления на объектах таких лиц; хранение товаров на своих складах; другие упрощенные процедуры, установленные ТК РФ. Данный перечень мероприятий позволяет некоторым авторам причислить их к разряду льготных <12>, что в полной мере поддерживается и нами. ——————————— <12> См., например: Халипов С. В. Таможенные льготы // Закон. 2004. N 11. С. 11 — 12; Сергеев Е. В. Периодическое декларирование вывозимых товаров как наиболее выгодный способ таможенного оформления экспорта. В кн.: Таможенно-правовая политика России в условиях вступления в ВТО: Мат-лы Межд. научно-практ. конференции (14 — 15 апреля 2006 г.). Саратов, 2006. С. 114.

Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления не могут содержать положения, освобождающие лиц от соблюдения требований и условий, установленных таможенным законодательством, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также от соблюдения таможенных режимов. Установление специальных упрощенных процедур осуществляется путем издания Федеральной таможенной службой РФ соответствующего распоряжения. Однако принятие такого решения единственным органом — ФТС России — создает препятствия для оперативного реагирования на заявления участников внешней торговли. И хотя срок принятия решения законодательством установлен (30 дней), представляется логичным наделение региональных таможенных управлений и таможен правом принятия такого решения. Именно территориальные таможенные органы наиболее приближены к субъектам внешнеэкономической деятельности, могут объективно проанализировать все критерии, устанавливаемые для них ст. 68 ТК РФ, и принять соответствующее решение в рамках установленных правил. Кроме того, целесообразно привлекать территориальные торгово-промышленные палаты для формирования списка законопослушных участников внешней торговли с целью облегчения прохождения ими таможенных формальностей. В противном случае данная льгота не будет оказывать необходимого стимулирующего воздействия для субъектов и не позволит им в полной мере реализовать установление для них преимущества. Как отмечается в литературе, введение в российское таможенное законодательство специальных упрощенных процедур таможенного оформления обусловлено необходимостью учета международных положений (в первую очередь Киотской конвенции), направленных на упрощение и облегчение хода внешней торговли <13>. По итогам I полугодия 2007 г. количество участников внешнеэкономической деятельности, в отношении которых установлены специальные упрощенные таможенные процедуры, составило 216 лиц (в 2006 г. их насчитывалось 196) <14>. Представляется, что для территории России это совсем немного. Причины видятся, во-первых, в поверхностном знании участниками внешней торговли основ таможенного законодательства, а во-вторых, в усложненной процедуре получения таких преимуществ. Выходом из сложившейся ситуации может явиться более полное информирование участников внешнеэкономической деятельности о данной возможности. С этой целью таможнями должна вестись адресная работа, направленная на предложение субъектам, соответствующим вышеназванным требованиям, ходатайствовать перед ФТС России о предоставлении им специальных упрощенных процедур таможенного оформления. Целесообразно разместить информацию по данному вопросу на стендах, расположенных в территориальных таможенных органах. ——————————— <13> См.: Таможенное право: Учебник / Отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М., 2007. С. 217. <14> Информация опубликована 24 октября 2007 г. на официальном сайте Федеральной таможенной службы РФ: www. customs. ru.

Упрощенный вид и первоочередной порядок таможенного оформления, а также применение специальных упрощенных процедур на данной стадии таможенного процесса в числе льготных последствий предусматривают и выпуск товара до подачи таможенной декларации (ст. 150 ТК РФ). Такой выпуск допускается при представлении декларантом обязательства в письменной форме о подаче им таможенной декларации <15> и представлении необходимых документов и сведений в срок, устанавливаемый таможенным органом, который не может превышать 45 дней со дня выпуска товаров. Следует отметить, что никаких дополнительных, не предусмотренных Таможенным кодексом РФ условий для получения данной льготы (выпуск товара до подачи таможенной декларации) таможенным органом предъявляться не может. ——————————— <15> См.: Приказ ФТС РФ от 5 сентября 2006 г. N 842 «Об утверждении формы обязательства о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений» // БНА федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 40.

Спор по данному вопросу явился предметом рассмотрения по жалобе, направленной в ФТС России. Распоряжением ФТС России в отношении ООО «Т. С.» была установлена специальная упрощенная процедура таможенного оформления, предусматривающая выпуск товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, до подачи таможенной декларации. Местом совершения таможенных операций при декларировании и выпуске товаров до подачи таможенной декларации был определен Челябинский таможенный пост Челябинской таможни. Доставка товара (муки пшеничной) из Республики Казахстан в таможенный орган назначения осуществлялась в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита, разрешение на которую получал перевозчик ОАО «РЖД». С целью получения разрешения на применение вышеуказанной упрощенной процедуры в отношении ввезенного на таможенную территорию РФ товара ООО «Т. С.» подало на Челябинский таможенный пост Челябинской таможни обязательство о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений. Челябинским таможенным постом Челябинской таможни было принято решение, согласно которому выпуск товара в соответствии со специальной упрощенной процедурой может быть осуществлен только после завершения процедуры внутреннего таможенного транзита. Таким образом, таможенный орган выставил субъекту внешней торговли дополнительное условие получения льгот — завершение процедуры внутреннего таможенного транзита. Не согласившись с вышеуказанным решением таможенного органа, ООО «Т. С.» обжаловало его в Челябинскую таможню, в Уральское таможенное управление, решением которого в удовлетворении требований заявителю было отказано, а затем в ФТС России. В ходе рассмотрения жалобы было установлено, что на момент обращения ООО «Т. С.» на Челябинский таможенный пост Челябинской таможни за разрешением о применении специальной упрощенной процедуры таможенного оформления сам товар находился в процессе доставки и таможенному органу в месте назначения предъявлен не был, в связи с чем был сделан вывод об отсутствии у Челябинского таможенного поста Челябинской таможни правовых оснований для принятия решения о его выпуске. Вместе с тем возможность выпуска товаров до подачи таможенной декларации неправомерно была поставлена в зависимость непосредственно от завершения процедуры внутреннего таможенного транзита. Данное требование таможенного органа было признано неправомерным, поскольку представляет собой предъявление дополнительного условия, не предусмотренного ни ст. 150 ТК РФ, ни иными статьями, регламентирующими порядок выпуска товаров, что противоречит положениям п. 2 ст. 59 ТК РФ о возможности предъявления при таможенном оформлении только тех требований, которые предусмотрены в соответствии с Таможенным кодексом РФ <16>. ——————————— <16> См.: письмо ФТС РФ от 12 марта 2007 г. N 01-06/8631 «О направлении обзора практики рассмотрения жалоб» // Таможенные ведомости. 2007. N 8.

Между тем выпуск товара до подачи таможенной декларации, равно как и предоставление иных льгот в ходе таможенного оформления, не исключает возможности и таможенного органа провести контрольные мероприятия. Проверочные действия (в частности, таможенная ревизия) могут осуществляться и после выпуска товаров в свободное обращение, в течение одного года со дня утраты ими статуса находящихся под таможенным контролем (ч. 2 ст. 361 ТК РФ). Освобождение от таможенного оформления производится в исключительных случаях. Все они установлены законодательством. Во-первых, согласно ст. 297 ТК РФ таможенное оформление международных почтовых отправлений, перемещаемых транзитом по территории Российской Федерации, не производится. Во-вторых, не подлежит таможенному оформлению продукция морского рыбного промысла, выловленная и (или) произведенная судами за пределами территориального моря и поставляемая за пределы таможенной территории Российской Федерации без захода перевозящего ее судна в российские порты (на рейды) <17>. ——————————— <17> См.: Инструкция о совершении отдельных таможенных операций в отношении продукции морского промысла, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации российскими рыбопромысловыми судами, утв. Приказом ГТК РФ от 9 марта 2004 г. N 283 // БНА федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 16.

Исходя из вышеизложенного, следует выделить целую систему субинститутов, включаемых в институт правовых льгот в области таможенного дела. К их числу относятся: упрощенный вид и первоочередной порядок таможенного оформления, специальные упрощенные процедуры таможенного оформления, предварительное декларирование товаров, неполное таможенное декларирование, периодическое таможенное декларирование и др.

——————————————————————