Правовое регулирование полномочий таможенных органов в области налогов по законодательству России и Казахстана

(Мыктыбаев Т. Д.) («Таможенное дело», 2008, N 4)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЛАСТИ НАЛОГОВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ И КАЗАХСТАНА

Т. Д. МЫКТЫБАЕВ

Мыктыбаев Т. Д., доцент кафедры финансового права ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации», кандидат технических наук.

Налоговая правосубъектность таможенных органов как субъектов налоговых правоотношений имеет специфику и в Российской Федерации, и в Республике Казахстан. Вместе с тем установление и введение налогов и в России, и в Казахстане регулируется нормами налогового законодательства. Согласно ст. 9 Налогового кодекса РФ <1> (далее по тексту — НК РФ) таможенные органы являются субъектами налоговых правоотношений. В Кодексе Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» <2> (далее по тексту — НК РК) таможенные органы перечислены в названии главы 3, которая содержит перечень государственных органов, которым предоставлены полномочия в сфере налогов. ——————————— <1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824; 2000. N 32. Ст. 3340. <2> www. zakon. kz

Правовой статус таможенных органов в Российской Федерации установлен ст. 401 и 402 Таможенного кодекса РФ (далее по тексту — ТК РФ) <3>, где предусмотрено, что таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Так, систему таможенных органов составляют: ——————————— <3> СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2066.

— Федеральная таможенная служба; — региональные таможенные управления; — таможни; — таможенные посты. Полномочия Федеральной таможенной службы закреплены в Постановлении Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 459 «О Федеральной таможенной службе» <4>. В этом же Постановлении установлено, что Федеральная таможенная служба в рамках своих полномочий осуществляет также взимание налогов (НДС, акцизы) и контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных налогов, принимает меры по их принудительному взысканию или возврату. Руководство деятельностью Федеральной таможенной службы осуществляет Правительство Российской Федерации. ——————————— <4> СЗ РФ. 2006. N 32. Ст. 3567.

Таможенные органы Республики Казахстан в соответствии со ст. 16 Таможенного кодекса Республики Казахстан (далее по тексту — ТК РК) <5> представляют собой государственные органы, в пределах своей компетенции участвующие в реализации таможенной политики и непосредственно осуществляющие таможенное дело в Республике Казахстан, оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оперативно-розыскной деятельности, а также выполняющие иные полномочия, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан. ——————————— <5> www. zakon. kz

В ст. 17 ТК РК определено, что таможенные органы Республики Казахстан составляют единую систему, в которую входят: — Таможенный комитет Министерства государственных доходов Республики Казахстан; — территориальные подразделения Таможенного комитета по областям (городам республиканского значения, столице); — таможни; — таможенные посты; — контрольно-пропускные пункты на таможенной границе Республики Казахстан; — специализированные таможенные учреждения. В России в области налогов и сборов ст. 4 НК РФ закрепляет одну из функций ФТС, которая заключается в издании нормативных правовых актов по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, но которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Для сравнения, в НК РК такие полномочия таможенных органов не закреплены. В соответствии со ст. 34 НК РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами. Права и обязанности налоговых органов закреплены в ст. 31 и 32 НК РФ, соответственно этими же правами и обязанностями в Российской Федерации наделяются таможенные органы при осуществлении контроля за исчислением и уплатой налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. В соответствии со ст. 19 НК РК таможенные органы в соответствии с НК РК и таможенным законодательством Республики Казахстан осуществляют взимание налогов и других обязательных платежей в бюджет при перемещении товаров через таможенную границу Республики Казахстан. В ст. 517 НК РК закреплено, что таможенные органы осуществляют налоговый контроль в пределах своей компетенции по взиманию налогов и других обязательных платежей в бюджет, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Казахстан, в соответствии с НК РК и таможенным законодательством Республики Казахстан. В нормах ст. 11 Таможенного кодекса РФ содержится следующая классификация для целей таможенного дела: — налоги — это налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с НК РФ и ТК РФ; — внутренние налоги — это налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при обороте товаров на территории Российской Федерации. Аналогично в Казахстане в ст. 7 ТК РК определено, что перечень налогов в целях таможенного дела включает налог на добавленную стоимость и акциз, взимание которых возложено на таможенные органы Республики Казахстан в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан. Статья 318 ТК РФ определяет, что налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, и акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, относятся к таможенным платежам, к которым кроме этого относятся ввозная и вывозная таможенные пошлины, а также таможенные сборы. В отличие от Налогового кодекса РФ в ст. 64 НК РК предусмотрен перечень таможенных платежей, к которым отнесены таможенная пошлина, таможенные сборы, плата за предварительное решение и сборы. В ст. 516 ТК РК установлены следующие виды таможенных платежей: таможенная пошлина; таможенные сборы за таможенное оформление, сбор за хранение товаров, за таможенное сопровождение; сборы за выдачу лицензий таможенными органами Республики Казахстан и за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, а также плату за предварительное решение. Статья 403 ТК РФ определяет, что таможенные органы России в рамках возложенных на них фискальных функций взимают налоги, а также контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных налогов и принимают меры по их принудительному взысканию. Аналогичные обязанности таможенных органов Казахстана содержатся в ст. 24 ТК РК, согласно нормам которой таможенные органы обязаны обеспечивать полноту взимания и своевременность перечисления в бюджет таможенных платежей и налогов, а также взыскивать суммы таможенных платежей и налогов, не уплаченных в установленные сроки в бюджет, а также пени. Кроме обязанностей, предусмотренных для таможенных органов, Налоговым кодексом РФ закреплено, что должностные лица таможенных органов обязаны (ст. 33 НК РФ): действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами; реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов; корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство. Налоговым кодексом РФ в рамках налогового контроля в ст. 82 НК РФ установлено, что налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач. Кроме этого, в ст. 102 НК РФ содержится требование о неразглашении таможенным органами сведений, составляющих налоговую тайну. Эти же требования продублированы в ст. 10 ТК РФ. В то же время в ст. 22 НК РК определено, что органы налоговой службы и таможенные органы исполняют возложенные на них задачи по осуществлению налогового контроля во взаимодействии между собой, а в ст. 24 ТК РК установлено, что таможенные органы обязаны оказывать содействие органам налоговой службы и другим государственным органам в выявлении, предупреждении и пресечении правонарушений в области налогового, валютного и иного законодательства Республики Казахстан. Иные полномочия таможенных органов предусмотрены в ст. 29, 45, 48, 49, 50, 62, 64, 77 НК РФ и в ст. 39, 40 НК РК. Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают правомочиями (ст. 408 ТК РФ) предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления о принудительном взыскании соответствующих налогов и об обращении взыскания на товары в счет уплаты налогов. Необходимо отметить, что в ст. 35 НК РФ предусмотрено, что таможенные органы России несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия их должностных лиц и других работников при исполнении ими служебных обязанностей. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники таможенных органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В Таможенном кодексе РФ (ст. 413) предусмотрена дисциплинарная, административная, уголовная и иная ответственность таможенных органов и их должностных лиц за неправомерные решения, действия (бездействие). Здесь же установлено, что таможенные органы возмещают вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие неправомерных решений, действий (бездействия) своих должностных лиц и иных работников при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей, в соответствии с гражданским и бюджетным законодательством Российской Федерации. В НК РК норм, регулирующих ответственность таможенных органов Казахстана, не предусмотрено, но в ст. 35 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях <6> (далее по тексту — КоАП РК) установлено, что сотрудники таможенных органов за административные правонарушения несут ответственность в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в соответствующих органах. ——————————— <6> См.: www. zakon. kz.

Нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях регулируются полномочия таможенных органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 16.22 (нарушение сроков уплаты налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации). В отличие от административного законодательства России в ст. 541 КоАП РК дела об административных правонарушениях, предусмотренных в ст. 434 (нарушение сроков уплаты таможенных платежей и налогов), рассматривают судьи специализированных районных и приравненных к ним административных судов. Таким образом, после краткого обзора отдельных аспектов налоговой правосубъектности таможенных органов Российской Федерации и Республики Казахстан можно сделать вывод о том, что в целом их права и обязанности (полномочия) идентичны, а специфика предопределена особенностями сферы осуществляемой деятельности — таможенной деятельности.

——————————————————————