Перемещение валюты и валютных ценностей в Таможенном союзе ЕврАзЭС: к вопросу о правовой регламентации

(Янкевич С. В.) ("Финансовое право", 2013, N 10) Текст документа

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ВАЛЮТЫ И ВАЛЮТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ ЕВРАЗЭС: К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ <*>

С. В. ЯНКЕВИЧ

-------------------------------- <*> Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований ("Национальное и наднациональное правовое регулирование экономических отношений в рамках Единого экономического пространства ЕврАзЭС"), проект N 13-33-0103 (2013-2014).

Янкевич Семен Васильевич, аспирант кафедры финансового права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", научный сотрудник Института публично-правовых исследований.

В статье рассмотрены вопросы правового режима перемещения валюты и валютных ценностей в Таможенном союзе ЕврАзЭС. Автором проанализировано понятие "денежные инструменты", содержащееся в международно-правовых актах Таможенного союза ЕврАзЭС, а также особенности правового регулирования понятий "валюта" и "валютные ценности" в государствах - членах Таможенного союза ЕврАзЭС. Подробно описан порядок перемещения наличных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, а также иных валютных ценностей, не включенных в понятие "денежные инструменты".

Ключевые слова: валютное регулирование, валютный контроль, валюта, валютные ценности, ценные бумаги, Таможенный союз ЕврАзЭС.

Transfer of currency and currency valuables in the Customs Union of EurAsEC: about legal regulation S. V. Yankevich

The article considers issues of legal regime of transfer of currency and currency valuablesin the EurAsEC Customs Union. The author analyses notions "monetary instruments", contained in the international legal acts of the EurAsEC Customs Union and specifics of legal regulation of the concepts of "currency" and "currency valuables" in the member states of the EurAsEC Customs Union. The procedures of transfer of cash and (or) monetary instruments through the customs border of the Customs Union and other currency values are not included in the term "monetary instruments" are detailed.

Key words: currency regulation; currency control, currency, currency valuables, securities, Customs Union of EurAsEC.

Контроль за течением денежных потоков, движением финансовых инструментов различными государствами признается необходимой мерой. Особую важность такой контроль приобретает при глобализации финансовых потоков - устремлении денежных средств, ценных бумаг и иных инструментов за пределы государственных границ. В связи с этим возрастает необходимость участия уполномоченных органов в реализации такого контроля. Подобная функция традиционно выполнялась таможенными органами. Еще до создания Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС государствами-членами таможенные органы наделялись полномочиями агентов валютного контроля. Создание единой таможенной территории потребовало выработки правового регулирования валютного контроля на наднациональном уровне. Осуществление валютного контроля в рамках Таможенного союза обеспечивается на нескольких уровнях правового регулирования. В 2010 г. государствами - членами Таможенного союза был заключен Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза <1> (далее - Договор о перемещении наличных денежных средств). -------------------------------- <1> Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. N 51 "О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 36. Ст. 4867.

В то же время в соответствии с п. 5 ст. 94 Таможенного кодекса Таможенного союза <2> таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют валютный контроль в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза. -------------------------------- <2> Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17) // Собрание законодательства РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.

Такое положение является воплощением исключения из известного принципа регулирования перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенным законодательством. Порядок перемещения через таможенную границу валюты Российской Федерации и валютных ценностей регулируется Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <3>, валюты Республики Беларусь и валютных ценностей - Законом Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. N 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле" <4>, валюты Республики Казахстан и валютных ценностей - Законом Республики Казахстан от 13 июня 2005 г. N 57-III "О валютном регулировании и валютном контроле" <5>. -------------------------------- <3> Собрание законодательства РФ. 2003. N 50. Ст. 4859. <4> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. N 85. 2/978. <5> Казахстанская правда. 17.06.2005. N 158 - 159 (24768 - 24769).

Прежде чем приступить к изучению порядка перемещения валюты и валютных ценностей через таможенную границу Таможенного союза, считаем необходимым определить ключевые понятия - "валюта" и "валютные ценности", выделить различия в понимании данных терминов, имеющих место в актах национальных законодательств государств - членов Таможенного союза. Предметом правового регулирования служат общественные отношения по обращению валюты и валютных ценностей, в частности, их перемещение через таможенную границу Таможенного союза, а объектом выступают непосредственно валюта и валютные ценности. Тем не менее Договор о перемещении наличных денежных средств, определяя основные термины, не оперирует терминами "валюта" и "валютные ценности", а использует понятия "наличные денежные средства" и "денежные инструменты". К наличным денежным средствам относятся денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов и в виде монет, включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки. Необходимо отметить, что перемещение монет из драгоценных металлов, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством в государствах - членах Таможенного союза или иностранных государствах (группе иностранных государств), не входит в предмет регулирования Договора о перемещении наличных денежных средств. Под денежными инструментами в Договоре о перемещении наличных денежных средств понимаются дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата. Выбор денежных инструментов продиктован их сходством: данные ценные бумаги являются долговыми - ценными бумагами, удостоверяющими право их держателей на получение фиксированной процентной ставки (дохода) или на возврат переданной в долг суммы при наступлении определенного срока, таким образом, влекущими приращение дохода физического лица. Полагаем, что под формулировкой "ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата" Стороны Договора о перемещении наличных денежных средств понимают облигацию. Такое определение коррелирует с дефинициями, содержащимися в актах национального законодательства государств - членов Таможенного союза, регулирующих вопросы функционирования рынка ценных бумаг. Понятийно-категориальный аппарат оставался бы неполным, если не исследовать термины "валюта", "иностранная валюта", "валютные ценности", содержащиеся в законодательствах государств - членов Таможенного союза. В законодательстве Российской Федерации отсутствует единое определение понятия "валюта". Гражданское законодательство содержит лишь указание на наименование законного средства платежа. В соответствии со ст. 140 Гражданского кодекса Российской Федерации таковым признается рубль. А. Н. Козырин указывает на два возможных понимания категории "валюта": в узком и широком смысле. В узком смысле термин "валюта" совпадает с законодательной дефиницией "иностранная валюта", а в широком смысле - с понятием "валютные ценности" <6>. -------------------------------- <6> Козырин А. Н. Категории "валюта" и "валютные ценности" в законодательстве Российской Федерации // Бухгалтерия и банки. 1998. N 1.

В lexspecialis - Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле" - перечисляются лишь объекты, которые включаются в понятие валюты. Так, в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" под валютой Российской Федерации понимаются: а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах. В понятие "иностранная валюта" включаются: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах. К международным денежным или расчетным единицам в настоящее время можно отнести специальные права заимствования (СДР) - расчетную единицу Международного валютного фонда, используемую для измерения международных требований и обязательств <7>. -------------------------------- <7> Статьи Соглашения Международного валютного фонда (приняты 22 июля 1944 г.) // СПС "КонсультантПлюс".

В разное время к международным расчетным денежным единицам относились: европейская денежная единица экю, переводной рубль в Совете экономической взаимопомощи. Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" вводит понятие "валютные ценности", под которым понимается совокупность иностранной валюты и внешних ценных бумаг. К последним законодатель относит эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте и выпуск которых зарегистрирован за пределами территории Российской Федерации, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение иностранной валюты, выпущенные за пределами территории Российской Федерации. Более пространный перечень позиций, составляющих понятие "валютные ценности", "иностранная валюта", "ценные бумаги", представлен в Законе Республики Беларусь "О валютном регулировании и валютном контроле". К валютным ценностям в соответствии с законодательством этого государства - члена Таможенного союза относятся валюта Республики Беларусь, а также ценные бумаги, номинал которых указан в белорусских рублях. При этом действует оговорка: валюта и такие денежные инструменты признаются валютными ценностями только при: - совершении сделок между резидентами и нерезидентами; - совершении сделок между нерезидентами на территории Республики Беларусь; - осуществлении банковских переводов между резидентами и нерезидентами, не связанных с осуществлением расчетов по сделкам; - осуществлении международных банковских переводов между резидентами или нерезидентами; - ввозе и пересылке в Республику Беларусь; - вывозе и пересылке из Республики Беларусь; - осуществлении нерезидентами операций, не влекущих перехода права собственности на белорусские рубли, по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь. Подобный статус валютных ценностей связан с валютными ограничениями, действующими в Республике Беларусь, и необходимостью контроля государства за валютными операциями между резидентами и нерезидентами. Закон Республики Беларусь "О валютном регулировании и валютном контроле" также не содержит генерального определения понятия "валюта", законодателем представлена наиболее сложная система объектов, которые относятся к иностранной валюте, ценным бумагам в иностранной валюте, ценным бумагам в белорусских рублях. К иностранной валюте Закон относит: - денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; - средства в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах, находящиеся на счетах в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь. Ценными бумагами в иностранной валюте признаются: - ценные бумаги, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте; - ценные бумаги, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, не имеющие номинальной стоимости и выраженные в иностранной валюте; - ценные бумаги, выпущенные нерезидентами и являющиеся таковыми в соответствии с законодательством иностранных государств, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте; - ценные бумаги, выпущенные нерезидентами и являющиеся таковыми в соответствии с законодательством иностранных государств, не имеющие номинальной стоимости и выраженные в иностранной валюте. В Законе Республики Беларусь "О валютном регулировании и валютном контроле" также выделены четыре вида ценных бумаг в белорусских рублях, номинал таких ценных бумаг должен быть выражен в белорусских рублях. Наибольший интерес в сфере валютного регулирования, на наш взгляд, представляет Закон Республики Казахстан "О валютном регулировании и валютном контроле". В ст. 1 данного Закона содержится обобщенное понятие "валюты", которое, как уже отмечалось, отсутствует в законодательствах двух других государств - членов Таможенного союза. Так, валютой являются денежные единицы, принятые государствами как законное платежное средство, или официальные стандарты стоимости в наличной и безналичной формах, в виде банкнот, казначейских билетов и монет, в том числе из драгоценных металлов (включая изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки), а также средства на счетах, в том числе в международных денежных или расчетных единицах. Следует справедливо заметить, данное определение не отличается оригинальностью содержания от дефиниций, указанных в законах Российской Федерации и Республики Беларусь. Закон Республики Казахстан "О валютном регулировании и валютном контроле" не вводит термины "валюта Республики Казахстан", "иностранная валюта", а лишь заменяет их единым понятием, сохраняя при этом все необходимые признаки. Во-первых, понятие "валюта" объективируется в денежных единицах. Во-вторых, такие денежные единицы признаются государствами - Республикой Казахстан и иностранными государствами - законным средством платежа или официальным стандартом стоимости. В-третьих, законом определены возможные виды объективации валюты: банкноты, казначейские билеты, монеты, монеты из драгоценных металлов. В-четвертых, валюта может иметь наличную и безналичную форму, аккумулироваться на банковских счетах. В-пятых, законодательство Республики Казахстан, как и законодательство Российской Федерации и Республики Беларусь, придают валюте роль мировых денег, признавая возможность ее существования в форме международных денежных или расчетных единиц. В Республике Казахстан, так же как и в Республике Беларусь, режим валютных ценностей распространяется на иностранную валюту; ценные бумаги и платежные документы, номинал которых выражен в иностранной валюте; национальная валюта, ценные бумаги и платежные документы, номинал которых выражен в национальной валюте, в случае совершения с ними операций между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами. Помимо этого, валютными ценностями признаются не имеющие номинала ценные бумаги, выпущенные нерезидентами, а также не имеющие номинала ценные бумаги, выпущенные резидентами, в случае совершения с ними операций между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами. Однако наибольший интерес на фоне "стандартного" содержания понятия "валютные ценности" представляет положение о том, что аффинированное золото в слитках относится к валютным ценностям. В соответствии со ст. 1 утратившего силу Указа Президента Республики Казахстан от 20 июля 1995 г. N 2372 "О государственном регулировании отношений, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями" <8> аффинированными драгоценными металлами признаются драгоценные металлы, прошедшие стадию очистки и отвечающие международным стандартам или стандартам Республики Казахстан (в слитках, порошках, гранулах). -------------------------------- <8> Ведомости Верховного Совета РК. 1995. N 14. Ст. 90.

В условиях финансовой нестабильности драгоценные металлы, обладающие высокой ликвидностью, часто используются в качестве кредитного товара и средства аккумуляции финансовых ресурсов. На аффинированное золото в слитках распространяется правовой режим, установленный законодательством Республики Казахстан для валютных ценностей. Особая природа данного инвестиционного товара, преобладание его публично-правового значения над частноправовым предусматривают существенные ограничения, связанные с оборотом аффинированного золота в слитках. До принятия в 2003 г. Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в соответствии с пп. "в" п. 4 ст. 1 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" <9> к валютным ценностям помимо внешних ценных бумаг относились драгоценные металлы и природные драгоценные камни. -------------------------------- <9> Российская газета. 04.11.1992. N 240.

Давая определение понятий "драгоценные металлы" и "драгоценные камни", законодатель пошел по пути перечисления групп драгоценных металлов и драгоценных камней. К драгоценным металлам в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" <10> относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий), к драгоценным камням - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. -------------------------------- <10> Собрание законодательства РФ. 1998. N 13. Ст. 1463.

В настоящее время драгоценные металлы и драгоценные камни выведены из состава валютных ценностей. Данная мера нивелировала валютные ограничения при осуществлении операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, стремясь поставить их в один ряд с ординарными товарами. Однако, как высоколиквидные ресурсы, драгоценные металлы и драгоценные камни сохранили функции как в частном капитале (средство сбережения и инвестиции), так и в государственных резервах ("страховка" от экономической нестабильности или так называемые чрезвычайные мировые деньги). Ряд ограничений, связанных с разведкой и добычей, обращением драгоценных металлов и драгоценных камней установлен Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях": - действия, выражающиеся в переходе прав собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни, в том числе их использование в качестве залога; - изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней при их добыче, производстве, последующей переработке, обработке и использовании (в том числе аффинаж драгоценных металлов и рекуперация драгоценных камней); - перемещение, хранение, а также экспонирование драгоценных металлов и драгоценных камней; - ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них на территорию Российской Федерации и их вывоз с территории Российской Федерации <11>. -------------------------------- <11> См.: Козырин А. Н. Новое в законодательстве о валютных ценностях // Бухгалтерский учет. 1998. N 11. С. 81 - 87.

Таким образом, говоря о перемещении валюты и валютных ценностей через таможенную границу Таможенного союза в качестве требующих контроля при ввозе/вывозе необходимо рассматривать следующие объекты: - валюта (валюта государств - членов Таможенного союза, валюта иностранных государств, не являющихся членами Таможенного союза) - наличные денежные средства; - ценные бумаги, номинал которых выражен в валюте государств - членов Таможенного союза; валюте иностранных государств, не являющихся членами Таможенного союза; выпуск которых зарегистрирован на территории государств - членов Таможенного союза, либо на территории иностранных государств, не являющихся членами Таможенного союза, - денежные инструменты; - аффинированное золото в слитках (в соответствии с законодательством Республики Казахстан). В данном случае также считаем важным проанализировать порядок перемещения через таможенную границу Таможенного союза иных драгоценных металлов, не отнесенных законодательствами государств - членов Таможенного союза к валютным ценностям, а также монеты из драгоценных металлов, являющиеся законным средством платежа, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену такие монеты. Порядок перемещения наличных денежных средств и денежных инструментов урегулирован Договором о перемещении наличных денежных средств. В соответствии с п. 1 ст. 3 Договора ввоз физическим лицом наличных денежных средств на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется без ограничений. При единовременном ввозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме. В случае перемещения наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долл. США, таможенное декларирование в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков является обязательным. К слову, в первом случае также возможно декларирование в письменной форме, однако, по желанию физического лица. Вывоз наличных денежных средств и (или) денежных инструментов осуществляется в том же порядке, что и ввоз на таможенную территорию Таможенного союза: - при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме; - при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков. Форма таможенной декларации (приложение 1), подлежащей заполнению и подаче, утверждена решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 287 "Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации" <12>. -------------------------------- <12> Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. URL: http://www. tsouz. ru/ (дата обращения: 04.05.2013).

Декларация наличных денег заполняется при перемещении: - наличных денежных средств (банкноты и монеты, за исключением монет из драгоценных металлов) и дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долл. США; - иных денежных инструментов в документарной форме (вексель, чеки (банковские), ценные бумаги на предъявителя, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата). Декларация наличных денег и (или) денежных инструментов заполняется в двух экземплярах и подписывается декларантом. Один экземпляр декларации наличных денег совместно с основным формуляром остается в таможенном органе, второй - у декларанта. Перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов подлежит контролю в определенных законодательством Таможенного союза в случаях ввоза или вывоза с таможенной территории Таможенного союза. На основании п. 2 ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 6 января 1995 г. "О Таможенном союзе" <13>, Соглашения стран СНГ от 20 января 1995 г. "О Таможенном союзе" <14> и п. 2 ст. 96 Таможенного кодекса Таможенного союза денежные средства и денежные инструменты не подлежат декларированию в письменной форме при их перемещении физическими лицами через внутренние границы государств - членов Таможенного союза. -------------------------------- <13> Собрание законодательства РФ. 1996. N 45. Ст. 5057. <14> Собрание законодательства РФ. 2007. N 42. Ст. 4938.

Так, например, таможенные органы, расположенные в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, при принятии решения о контроле соблюдения вышеуказанных требований должны руководствоваться информацией о маршруте следования физического лица <15>. -------------------------------- <15> Письмо ФТС России от 16 июля 2010 г. N 01-11/35110 "О порядке перемещения наличных денежных средств и денежных инструментов" // Таможенные ведомости. 2010. N 10.

До заключения в 2010 г. Договора о перемещении наличных денежных средств ограничительные нормы перемещения валюты и валютных ценностей через таможенные границы Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан устанавливались актами законодательства о валютном регулировании и валютном контроле данных государств. Тем не менее законодатели государств - членов Таможенного союза применили различные методы юридической техники оформления идентичных норм на международном и национальном уровнях правового регулирования. Так, ст. 15 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" содержит положение о том, что ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. К положениям таможенного законодательства отсылает и Закон Республики Беларусь "О валютном регулировании и валютном контроле". В то же время в ст. ст. 14 и 15 Закона отмечается, что вывоз из Республики Беларусь физическими лицами иностранной валюты, документарных ценных бумаг в иностранной валюте и платежных документов в иностранной валюте, а также ввоз таких объектов, за исключением случаев, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, осуществляется в порядке, определенном Национальным банком совместно с Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь. До недавнего времени данный порядок определялся Инструкцией о порядке ввоза, вывоза и пересылки иностранной валюты, белорусских рублей, платежных документов в иностранной валюте, документарных ценных бумаг в белорусских рублях и иностранной валюте физическими лицами через таможенную границу Республики Беларусь <16>. -------------------------------- <16> Постановление правления Национального банка Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. N 73/38 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. N 78. 8/10990.

Однако стоит отметить, что в связи со вступлением в силу Договора о перемещении наличных денежных средств упомянутая Инструкция не применяется. Такое разъяснение дано в письме Национального банка Республики Беларусь от 21 июля 2010 г. N 31-14/213 "О порядке перемещения физическими лицами денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза" <17>. -------------------------------- <17> Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. URL: http://www. nbrb. by/Coinsbanknotes/L31-14_213.pdf (дата посещения: 04.05.2013).

Законодательство Республики Казахстан воспроизводит положения Договора о перемещении наличных денежных средств, дополняя ст. 18 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" нормой о перемещении через таможенную границу Таможенного союза аффинированного золота в слитках и монет из драгоценных металлов. К валютным ценностям, не включенным Договором о перемещении наличных денежных средств в понятие "денежные инструменты", относится лишь аффинированное золото в слитках, признаваемое таковым в соответствии с законодательством о валютном регулировании и валютном контроле Республики Казахстан. В соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза к драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Монеты, изготовленные из драгоценных металлов, относятся к драгоценным металлам. Таким образом, на аффинированное золото в слитках, относящееся к валютным ценностям в Республике Казахстан, и монеты из драгоценных металлов, являющиеся законным средством платежа, распространяется единый режим перемещения через таможенную границу Таможенного союза. Согласно п. 19 приложения к Соглашению между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" <18> таможенная стоимость драгоценных металлов не должна превышать сумму, эквивалентную 25 тыс. долл. США. В таможенную стоимость не включается стоимость ранее ввезенных физическими лицами в Таможенный союз, а также временно вывозимых из Таможенного союза драгоценных металлов. -------------------------------- <18> Собрание законодательства РФ. 2012. N 36. Ст. 4866.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Соглашения "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Та моженного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования, подлежат таможенному декларированию в письменной форме. На основании п. 3 ст. 355 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации. Форма и порядок заполнения пассажирской таможенной декларации утверждены решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 287 "Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации". При таможенном декларировании товаров, в том числе при вывозе с таможенной территории Таможенного союза монет из драгоценных металлов, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 356 Таможенного кодекса Таможенного союза физические лица представляют документы, подтверждающие стоимость перемещаемых объектов. В качестве таких документов таможенными органами, например, могут приниматься приходные кассовые документы (чеки, квитанции, кассовые ордера и т. п.), выдаваемые кредитными организациями, а также нумизматическими, антикварными и комиссионными магазинами при реализации ими монет из драгоценных металлов. При отсутствии документов, удостоверяющих стоимость вывозимых физическими лицами монет из драгоценных металлов, определение их стоимости производится с учетом положений Порядка определения общей стоимости вывозимых драгоценных металлов и драгоценных камней (приложение 8 к Положению о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы). В соответствии с указанным Порядком общая стоимость вывозимых драгоценных металлов в виде продукции и изделий, в том числе монет из драгоценных металлов, определяется с учетом массы вывозимых химически чистых драгоценных металлов, содержащихся в указанных изделиях, и цен мирового рынка драгоценных металлов. Как отмечается в письме Федеральной таможенной службы от 23 декабря 2010 г. N 01-11/62744 "О вывозе монет физическими лицами" <19>, таможенные органы Российской Федерации для определения стоимости могут использовать информацию, ежедневно направляемую ФТС России по телекоммуникационным каналам связи, о ценах покупки и продажи драгоценных металлов, ежедневно устанавливаемых Банком России на основании цен мирового рынка. -------------------------------- <19> СПС "КонсультантПлюс".

К ввозу на таможенную территорию Таможенного союза и (вывозу) с этой территории запрещены: необработанные драгоценные металлы, лом и отходы металлов, руды и концентраты драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, экспорт которых с таможенной территории Таможенного союза ограничен. Необходимо иметь в виду, что в соответствии с приложением 1 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, вывозимые драгоценные металлы таможенной стоимостью более 25 тыс. долл. США в эквиваленте перестают быть товаром для личного пользования, что влечет изменение правового режима их перемещения через таможенную границу Таможенного союза. Порядок вывоза монет, являющихся культурными ценностями, регулируется Положением о порядке ввоза на таможенную территорию государств - участников Таможенного союза и вывоза с таможенной территории государств - участников Таможенного союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов, утвержденным решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 19 "О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" <20>. -------------------------------- <20> Российская газета. 30.11.2009. N 227; 30.11.2009. N 227/1.

В свете рассматриваемого вопроса следует уделить внимание Положению о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы <21> (далее - Положение). -------------------------------- <21> Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www. tsouz. ru/ (дата обращения: 04.05.2013).

Положение определяет порядок ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза: - необработанного золота или серебра (только аффинированные золото или серебро в виде слитков, пластин, порошка и гранул, а также золото, используемое для чеканки монет); - необработанной платины и металлов платиновой группы (только аффинированные платина и металлы платиновой группы в виде слитков, пластин, порошка и гранул); - необработанных драгоценных металлов (только не подлежащие аффинажу самородки). Однако данное Положение адресовано не физическим лицам, перемещающим драгоценные металлы для личного пользования, а юридическим лицам и физическим лицам, зарегистрированным в качестве субъектов предпринимательской деятельности. Кроме того, данные субъекты должны иметь право на осуществление операций с драгоценными металлами в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза и состоять на специальном учете государства - члена Таможенного союза. Экспорт драгоценных металлов в соответствии с нормами Положения осуществляется без лицензий, за исключением вывоза драгоценных металлов, не подлежащих аффинажу. В таких случаях экспорт осуществляется через специализированные таможенные посты государств - членов Таможенного союза. В соответствии с п. 12 Положения экспорт монет из драгоценных металлов, являющихся законным средством платежа государства - члена Таможенного союза, осуществляют центральные (национальные) банки и кредитные организации этих государств. Положение регулирует перемещение драгоценных металлов через таможенную границу Таможенного союза субъектами предпринимательской деятельности. В заключение необходимо отметить, что в целях личного пользования физические лица имеют право перемещать через таможенную границу Таможенного союза следующие объекты: - наличные денежные средства, являющиеся валютой государств - членов Таможенного союза; - денежные инструменты - ценные бумаги (перечень установлен таможенным законодательством Таможенного союза), номинал которых выражен в валютах государств - членов Таможенного союза или валютах государств, не являющихся членами Таможенного союза; - аффинированное золото в слитках, относящееся к валютным ценностям, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также монеты из драгоценных металлов, являющиеся законным средством платежа, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену такие монеты. Ввоз и вывоз указанных объектов осуществляется при соблюдении установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза ограничений.

Список литературы

1. Ведомости Верховного Совета РК. 1995. N 14. Ст. 90 // СПС "КонсультантПлюс". 2. Казахстанская правда. 17.06.2005. N 158 - 159 (24768 - 24769). 3. Козырин А. Н. Новое в законодательстве о валютных ценностях // Бухгалтерский учет. 1998. N 11. С. 8187. 4. Козырин А. Н. Категории "валюта" и "валютные ценности" в законодательстве Российской Федерации // Бухгалтерия и банки. 1998. N 1. 5. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. N 85. 2/978. 6. Письмо ФТС России от 16 июля 2010 г. N 0111/35110 "О порядке перемещения наличных денежных средств и денежных инструментов" // Таможенные ведомости. 2010. N 10. 7. Постановление правления Национального банка Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. N 73/38 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. N 78. 8/10990. 8. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. URL: http://www. nbrb. by/Coinsbanknotes/L31-14_213.pdf (дата обращения: 04.05.2013). 9. Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. URL: http://www. tsouz. ru/ (дата обращения: 04.05.2013). 10. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www. tsouz. ru/ (дата обращения: 04.05.2013). 11. Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. N 51 "О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 36. Ст. 4867. 12. Российская газета. 30.11.2009. N 227; 30.11.2009. N 227/1. 13. Российская газета. 04.11.1992. N 240. 14. Собрание законодательства РФ. 1996. N 45. Ст. 5057. 15. Собрание законодательства РФ. 1998. N 13. Ст. 1463. 16. Собрание законодательства РФ. 2003. N 50. Ст. 4859. 17. Собрание законодательства РФ. 2007. N 42. Ст. 4938. 18. Собрание законодательства РФ. 2012. N 36. Ст. 4866. 19. Статьи Соглашения Международного валютного фонда (приняты 22 июля 1944 г.) // СПС "КонсультантПлюс". 20. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17) // Собрание законодательства РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.

------------------------------------------------------------------

Название документа