Административно-правовое регулирование деятельности профсоюзов в системе таможенной службы

(Ивакин А. А.) («Административное и муниципальное право», 2009, N 4)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗОВ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ

А. А. ИВАКИН

Ивакин Александр Александрович — соискатель Российской таможенной академии.

Федеральная таможенная служба в соответствии с законодательством Российской Федерации разрабатывает и реализует государственную политику и нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела, реализует программы развития таможенного дела в Российской Федерации, а также осуществляет функции по контролю и надзору в этой сфере. ФТС разрабатывает и принимает порядок ведения реестров лиц, банков, иных кредитных и страховых организаций, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, порядок формирования и использования информационных ресурсов таможенных органов. Федеральная таможенная служба осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, контролирует правильность их исчисления и своевременность уплаты, обеспечивает единообразное применение таможенного законодательства Российской Федерации. ФТС ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику, информирует и консультирует по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности, осуществляет функции заказчика по строительству объектов таможенной инфраструктуры, по изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, табака и табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. Федеральная таможенная служба выполняет функции агента валютного контроля, а также специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. ФТС находится в непосредственном подчинении Правительства Российской Федерации. Федеральная таможенная служба выполняет важные функции в сфере обеспечения экономической безопасности. В этой связи функционирование профсоюзов в системе таможенной службы имеет достаточно важное значение. Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» <1> определяет, что профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Профсоюз защищает трудовые и социально-экономические права служащих, а также работников таможенной службы. Е. В. Васильева под защитной функцией понимает комплекс мер правового, организационного характера, принимаемых профсоюзными организациями, их органами, представителями, направленных в соответствии с действующим законодательством на реализацию и восстановление нарушенных социально-трудовых прав работников <2>. О защитной функции профсоюзов пишут достаточно много. Так, З. Г. Дзуцев в содержание защитной функции профсоюзов включает: ——————————— <1> См.: Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 148. <2> См.: Васильева Е. В. Защита профсоюзами социально-трудовых прав работников в условиях рыночной экономики: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Томск, 2006. С. 17.

— права профсоюзов в установлении условий труда; — защитную деятельность профсоюзов по применению норм трудового права; — права профсоюзов по контролю при применении трудового законодательства; — права профсоюзов по привлечению к ответственности лиц, допускающих нарушения трудового законодательства <3>. ——————————— <3> См.: Дзуцев З. Г. Некоторые проблемы реализации защитной функции профсоюзов // Право и государство: теория и практика. 2006. N 4. С. 80.

В. М. Шамаров, исследуя деятельность профсоюзов в милиции и полиции, отмечает, что они выполняют следующие функции: — социальной и правовой защиты личного состава; — контроля за исполнением администрацией правил и положений нормативных актов о прохождении службы; — представительскую; — консультативную; — воспитательную; — функцию лоббизма <4>. ——————————— <4> См.: Шамаров В. М. Профсоюзы в милиции и полиции (историко-правовой аспект). М., 1992. С. 19.

Профсоюзы наделяются необходимым объемом прав, которые позволяют им защищать сотрудников, а также работников таможенной службы. В свое время И. О. Снегирева писала, что «…государство наделяет профсоюзы и их выборные исполнительные органы широкими юридическими правами, создает возможность полного их использования. В результате они приобретают свойства субъектов права, юридический статус которых определяется спецификой их характера и положения в обществе как добровольной массовой общественной самодеятельной непартийной организации, призванной представлять и защищать интересы трудящихся в области производства, труда, быта и культуры» <5>. ——————————— <5> См.: Снигирева И. О. Профсоюзы как субъекты советского трудового права: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1988. С. 13.

Профсоюзные организации как общественные объединения имеют определенную специфику. Как отмечает А. Б. Агапов, «…административно-правовым отношениям реорганизации и прекращения деятельности профсоюза свойствен особый порядок возникновения — инициатива самого профсоюза. Административно-правовые отношения, возникающие при приостановлении, запрещении деятельности и ликвидации профсоюза, инициируются только органом государственной власти» <6>. ——————————— <6> См.: Агапов А. Б. Административное право. М., 2004. С. 277.

Необходимо сказать, что за период с 2000 г. по 2007 г. система таможни неоднократно реформировалась, подвергалась структурным преобразованиям, кадровым изменениям. Профсоюзным организациям приходилось адаптировать собственную работу к быстро меняющимся условиям, находить решение сложных задач и программ и делать все необходимое, чтобы оставаться социально привлекательными, востребованными, не потерять авторитет в трудовом коллективе. Всего в состав Московской городской организации профсоюзов по данным статистического отчета на 1 января 2007 г. входят первичные профсоюзные организации, 6 учреждений Федеральной таможенной службы с численностью работающих 5439 чел., из них членов профсоюза 988 чел., или 18,2%. Кроме того, в Российской таможенной академии учится 1200 студентов, из которых 371 являются членами профсоюза. Первичные профсоюзные организации Федеральной таможенной службы, Российской таможенной академии, Центрального клинического госпиталя проводят мероприятия в соответствии с текущими планами. Регулярно проходят собрания, заседания профкома и комиссий. Так, к примеру, комиссиями по социальному страхованию в условиях весьма ограниченных возможностей решаются вопросы лечения и отдыха членов профсоюза и их детей. Активно ведется культурно-массовая работа. Большое значение придается развитию информационной работы, обучению актива, улучшению финансовой деятельности, поощрению лучших профсоюзных активистов, обеспечению детей путевками, билетами, подарками и многому другому. В настоящее время в двух профсоюзных организациях учреждений Федеральной таможенной службы имеются коллективные договоры. Базой для этих договоров стало отраслевое тарифное соглашение между ЦК профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания и Федеральной таможенной службой на 2005 — 2008 гг. Кроме этого, в них предусматриваются мероприятия, учитывающие конкретные условия работы и потребности членов профсоюза. Так, в профсоюзной организации Центрального клинического госпиталя работникам, имеющим право на дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда, а также работникам с ненормированным рабочим днем предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска за работу во вредных условиях труда и за особый характер работы продолжительностью 6, 12, 18 рабочих дней. Медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, производится доплата в размере 100% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время. Установлены надбавки стимулирующего характера, доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников. В профсоюзной организации Российской таможенной академии работодатель и профком делегируют руководителям структурных подразделений совместно с представителями профсоюзных организаций право принимать при необходимости решения в отношении работников о введении гибкого графика и суммированного учета рабочего времени, при условии, что это не повлечет нарушения учебного или производственного процессов. В соответствии с договором работодатель организует работу столовой и буфетов на территории академии с горячим питанием, диетическими блюдами, а также отделения медицинского обеспечения. Работодатель при непосредственном участии профкома обязуется по возможности обеспечить работающих сотрудников (по их письменному заявлению) путевками в санатории, дома отдыха (в том числе для организованного отдыха в выходные дни), детские оздоровительные лагеря, на экскурсии, билетами в театры и на другие культурно-массовые мероприятия. Данные профсоюзные организации активны в вопросах повышения оплаты труда, создания оптимальных условий работы, аттестации рабочих мест, охраны труда, организации питания. Вместе с тем в работе первичных профсоюзных организаций учреждений Федеральной таможенной службы имеются недостатки и упущения. Резко ослабили свою работу профкомы профсоюзных организаций Центральной базовой и Шереметьевской таможен. Заседания профкомов, комиссий не проводят, не используют накопленные финансовые средства в интересах членов профсоюза, не доводят информацию о своей деятельности до членов профсоюза. Негативно отражается на деятельности профсоюзной организации частая сменяемость председателей профкомов. В период 2006 — 2008 гг. в профсоюзных организациях Центральной базовой таможни, Центральной таможенной лаборатории, Шереметьевской таможни председатели досрочно переизбраны на отчетных собраниях или заседаниях профкома. В этих условиях со стороны ряда профсоюзных комитетов было ослаблено внимание к развитию социального партнерства, совершенствованию коллективно-договорных отношений. В Федеральной таможенной службе, Центральной таможенной лаборатории, Центральной базовой таможне, Шереметьевской таможне до настоящего времени не заключены коллективные договоры — основополагающие документы взаимодействия администрации и профсоюзной организации. Профсоюзные комитеты организаций таможенной службы не в состоянии добиться обеспечения работников медицинским обслуживанием. На заседаниях ряда профкомов редко рассматриваются вопросы контроля за выполнением принимаемых решений, отчеты профсоюзных активистов за работу на порученном участке работы. Недостаточно активное участие проявляют профкомы в общегородских мероприятиях, таких как детская оздоровительная кампания, спартакиада, фестивали. В профсоюзных организациях Федеральной таможенной службы, Центральной таможенной лаборатории, Центральной базовой таможни недостаточно ведется агитационная и разъяснительная работа о роли и значении профсоюза. Доля членов профсоюза в этих организациях колеблется от 2 до 12%. В настоящее время приходится констатировать, что в таможенной службе не проводится необходимой работы по созданию профсоюзных организаций. В настоящее время в 12 учреждениях Федеральной таможенной службы, расположенных в Москве и Московской области (акцизная, энергетическая, Центральная, Домодедовская, Внуковская, Зеленоградская таможни), нет профсоюзных организаций, что негативно сказывается на социальной защите служащих и работников таможен. Для создания правовых и организационных основ функционирования профсоюзов в системе таможенной службы принято отраслевое соглашение по таможенным органам Российской Федерации на 2008 — 2010 годы. Согласно отраслевому соглашению представители нанимателя (работодатели): — не препятствуют вступлению гражданских служащих, сотрудников и работников в профсоюз работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, обеспечивают соблюдение прав и гарантий деятельности профсоюзных организаций в таможенных органах; — предоставляют выборным профсоюзным органам по их запросам необходимую информацию по социально-трудовым вопросам; — содействуют представителям выборных профсоюзных органов в посещении таможенных органов для реализации установленных законодательством Российской Федерации, настоящим и региональными соглашениями прав гражданских служащих, сотрудников, работников и уставных задач профсоюза. Материальные условия деятельности профсоюзной организации состоят в том, что представители нанимателя (работодатели), находящиеся на бюджетном финансировании, в случаях, предусмотренных коллективным договором, перечисляют денежные средства выборным профсоюзным органам на культурно-массовую и физкультурную работу из средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в соответствии со сметой доходов и расходов и генеральным разрешением. Представители нанимателя (работодателя): — на основании личных письменных заявлений членов профсоюза ежемесячно производят безналичное удержание и бесплатное перечисление через бухгалтерию на счета соответствующих профсоюзных органов членских профсоюзных взносов одновременно с выплатой денежного содержания (довольствия) и заработной платы в таможенных органах; — на основании личных письменных заявлений гражданских служащих, сотрудников и работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно производят безналичное удержание и бесплатное перечисление через бухгалтерию на счета соответствующих выборных профсоюзных органов денежных средств в размере не ниже установленного для уплаты членских профсоюзных взносов и на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией для обеспечения защиты их прав и интересов, одновременно с выплатой денежного содержания (довольствия), заработной платы в таможенных органах; — предоставляют бесплатно выборным профсоюзным органам таможенных органов для обеспечения их деятельности в интересах гражданских служащих, сотрудников и работников оборудованные помещения, средства связи; — безвозмездно производят для профсоюзных организаций множительные и машинописные работы; — предоставляют выборным профсоюзным органам возможность для размещения информации в доступном для всех гражданских служащих, сотрудников и работников месте. Гарантии трудовых прав гражданских служащих и работников таможенных органов, входящих в состав выборных профсоюзных органов, состоят в том, что представители нанимателя (работодатели): — освобождают от основной работы членов выборных профсоюзных органов с сохранением денежного содержания (довольствия), средней заработной платы за счет представителя нанимателя (работодателя) для выполнения общественных обязанностей в интересах гражданских служащих, сотрудников и работников таможенных органов, прохождения профсоюзной учебы, участия в качестве делегатов в работе съездов, конференций профсоюза, его выборных органов и проводимых ими мероприятий; — могут поощрять руководителей соответствующих выборных профсоюзных органов и их заместителей за содействие и активное участие в решении социально-экономических и производственных задач таможенных органов. Гражданские служащие и работники таможенных органов, освобожденные от основной работы в связи с избранием их в выборный орган первичной профсоюзной организации, обладают такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и другие работники таможенных органов в соответствии с коллективным договором. Увольнение по инициативе представителя нанимателя (работодателя) руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных органов первичной организации профсоюза, ее структурных подразделений (цеховых комитетов, профсоюзных бюро), не освобожденных от основной работы, в случаях сокращения должностей гражданской службы, численности или штата гражданских служащих и работников вследствие недостаточной их квалификации, подтвержденной результатами аттестации, неоднократного неисполнения гражданским служащим, работником таможенного органа без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. Освобожденным работникам выборных профсоюзных органов после окончания их выборных полномочий предоставляется прежняя должность (работа), а при ее отсутствии с согласия гражданского служащего, работника другая равноценная должность (работа) в том же таможенном органе. Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных в выборный профсоюзный орган данной организации, засчитывается в страховой стаж в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Необходимо отметить, что должностные лица, виновные в нарушении прав профсоюза или препятствующие его законной деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. ЦК профсоюза совместно с региональными (межрегиональными) комитетами профсоюза обязуются содействовать: реализации настоящего соглашения, созданию благоприятного морально-психологического климата в таможенных органах, стабилизации и повышению эффективности их работы, укреплению трудовой дисциплины присущими профсоюзу методами. Представлять и защищать законные права и интересы членов профсоюза, а также гражданских служащих, сотрудников и работников таможенных органов, не являющихся членами профсоюза, но уплачивающих профсоюзу денежные средства на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией, в органах законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, оказывать им юридическую помощь. Не допускать вмешательства в профессиональную деятельность таможенных органов по выполнению возложенных на них задач и обязанностей. Предложения выборных профсоюзных органов по вопросам назначения на должность либо восстановления в должности, перемещения по службе, отстранения от занимаемой должности, присвоения классного чина, увольнения из таможенных органов, применения мер поощрения или взыскания, а также по вопросам служебной деятельности гражданских служащих таможенных органов носят рекомендательный характер. Участвовать по взаимной договоренности с руководством ФТС России, таможенных органов в совместных совещаниях, заседаниях коллегии ФТС России по обсуждению актуальных для деятельности органов вопросов. Готовить предложения в Правительство Российской Федерации по совершенствованию денежного содержания, оплаты труда и социальной защиты гражданских служащих, сотрудников и работников таможенных органов. Руководствуясь Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и положениями Устава профсоюза, через учреждаемые комиссии и уполномоченных лиц осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Оказывать методическую, организационную и правовую помощь организациям профсоюза, созданным в таможенных органах, организовывать совместное обучение профсоюзных кадров и актива выборных профсоюзных органов, представителей нанимателей (работодателей) системы ФТС России по всем направлениям профсоюзной деятельности. Проводить разъяснительную работу среди гражданских служащих и работников таможенных органов о правах и роли профсоюза в защите трудовых, социально-экономических и профессиональных интересов гражданских служащих и работников таможенных органов. ЦК профсоюза за счет средств профсоюзного бюджета заключает договоры страхования от несчастных случаев со смертельным исходом на производстве, а также получения инвалидности первой группы в результате несчастных случаев на производстве всех членов профсоюза, служащих и работающих в таможенных органах.

Библиографический список

1. Агапов А. Б. Административное право. М., 2004. 2. Васильева Е. В. Защита профсоюзами социально-трудовых прав работников в условиях рыночной экономики: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Томск, 2006. 3. Дзуцев З. Г. Некоторые проблемы реализации защитной функции профсоюзов // Право и государство: теория и практика. 2006. N 4. 4. Снигирева И. О. Профсоюзы как субъекты советского трудового права: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1988. 5. Шамаров В. М. Профсоюзы в милиции и полиции (историко-правовой аспект). М., 1992.

——————————————————————