Кимберлийский процесс — механизм транспарентности легального международного оборота алмазов

(Одинцов С. В.) («Юрист», 2009, N 6) Текст документа

КИМБЕРЛИЙСКИЙ ПРОЦЕСС — МЕХАНИЗМ ТРАНСПАРЕНТНОСТИ ЛЕГАЛЬНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ОБОРОТА АЛМАЗОВ

С. В. ОДИНЦОВ

Одинцов С. В., старший преподаватель кафедры гражданского и трудового права юридического факультета РУДН, кандидат юридических наук.

Обеспечение легального международного оборота алмазов весьма актуально для России, обладающей значительными запасами данного ресурса, в том числе как для государства — участника Кимберлийского процесса. В связи с этим большое значение приобретают международно-правовые аспекты в данной сфере.

Provision of legitimate international turnover of diamonds is topical for Russia, which has considerable reserves of this resource, also as a suite — participant of Kimberley process. In this connection international-law aspects acquire a gmit importance in the said sphere <*>. ——————————— <*> Odintsov S. V. Kimberley process as a mechanism of transparency of legitimate international turnover of diamonds.

ФОРМИРОВАНИЕ КИМБЕРЛИЙСКОГО ПРОЦЕССА И ЕГО ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА

Это международное сообщество названо по имени южноафриканского города, где прошла первая международная конференция по борьбе с «конфликтными» алмазами. В мае 2000 г. по инициативе ЮАР, Ботсваны и Намибии представители правительств стран — производителей и потребителей необработанных алмазов, а также торговых, ограночных компаний и ряда неправительственных организаций провели в г. Кимберли (ЮАР) встречу для поиска путей решения проблемы «конфликтных» алмазов (за счет контрабандной продажи алмазов, нелегально добываемых на неподконтрольной официальным властям территории, нередко финансируются антиправительственные вооруженные группировки в Африке). Эта инициатива получила поддержку ООН, что выразилось в принятии ряда резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, призывающих к исключению «конфликтных» алмазов из международного торгового оборота. В Резолюции A/RES/55/56 Генеральной Ассамблеи ООН от 1 декабря 2000 г. («Роль алмазов в разжигании конфликтов: разрыв связи между незаконной торговлей необработанными алмазами и вооруженными конфликтами как вклад в предотвращение и урегулирование конфликтов») <1>, в частности, содержится призыв к принятию мер всеми соответствующими сторонами, включая страны, занимающиеся добычей, обработкой, экспортом и импортом алмазов, а также алмазную промышленность, к разрыву связи между алмазами и вооруженными конфликтами и обращенный ко всем государствам призыв в полном объеме осуществлять меры Совета Безопасности, направленные на разрыв связи между торговлей алмазами из зон конфликтов и поставками оружия, горючего или других запрещенных материальных средств повстанческим движениям. ——————————— <1> Резолюции 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (с 51 по 100) // http://www. un. org/russian/documen/aadocs/55sess/55reslis1.htm.

Основная задача Кимберлийского процесса — противодействие проникновению на мировой рынок так называемых кровавых алмазов, нелегально добытых и направляемых на финансирование региональных конфликтов и международных террористических группировок. Согласно условиям этого международного договора все алмазы должны сопровождаться сертификатами, свидетельствующими о том, что камень был добыт вне зоны военных действий. До того, как заработал механизм Кимберлийского процесса, объем торговли конфликтными алмазами составлял около 4% рынка, а в текущей ситуации — около 1%. В схеме сертификации Кимберлийского процесса (KPCS) фактически участвуют 74 страны. Благодаря Кимберлийскому процессу алмазный бизнес становится более прозрачным из-за раскрытия информации по объемам добычи и реализации необработанных алмазов по странам — участницам процесса, которые ранее не были доступны.

ПОРЯДОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КИМБЕРЛИЙСКОГО ПРОЦЕССА — СЕРТИФИКАЦИОННАЯ СХЕМА

Основным документом, регулирующим торговлю алмазами в рамках Кимберлийского процесса, является схема сертификации, принятая на министерской встрече в г. Интерлакен (Швейцария) в ноябре 2002 г. и вступившая в действие с 1 января 2003 г. Ее цель — исключить проникновение в нормальный (легальный) товарооборот алмазов, добытых в зонах вооруженных конфликтов и нелегально введенных в оборот. Государства, присоединяющиеся к Кимберлийскому процессу, в соответствии со своими национальными условиями, традициями и местом на алмазном рынке разрабатывают на основе схемы сертификации и реализуют национальные сертификационные схемы. Главным инструментом схемы сертификации призваны служить национальные сертификаты, сопровождающие и подтверждающие легальность каждой партии необработанных природных алмазов, пересекающих границы стран — участниц Кимберлийского процесса. Другим важным элементом схемы является создание системы внутреннего национального контроля с целью недопущения «конфликтных» алмазов в цепочки «добыча — сортировка — экспорт» или «импорт — огранка — реализация». Еще одной важной составной частью является обязательное представление странами — членами Кимберлийского процесса ежегодных статистических данных по добыче, экспорту, импорту необработанных алмазов, сведений об изменениях в законодательстве, полномочиях и структуре органов, ответственных за осуществление положений сертификационной схемы, а также реквизитов сертификатов Кимберлийского процесса, сопровождающих партии необработанных алмазов. Согласно схеме сертификации все участники Кимберлийского процесса должны требовать и обеспечивать, чтобы все необработанные алмазы, предназначенные для экспортно-импортных операций между странами-участницами, имели сертификат Кимберлийского процесса, а также подлежали ввозу и вывозу на основании специально оговоренных статей в таможенно-тарифных законодательных актах стран-участниц, которые должны гарантировать, что ни одна партия необработанных алмазов не будет продана в страну, не участвующую в Кимберлийском процессе, обеспечивать доступность и сохранность оригиналов сертификатов Кимберлийского процесса как минимум в течение трех лет. Среди тех, кого эта сертификационная схема непосредственно касается, — экспортеры и импортеры алмазного сырья, грузоотправители и получатели (среди которых могут быть также и ювелирные компании), геологоразведочные и горнодобывающие компании, изготовители инструментов, оборудования и землеройной техники, гранильные и полировочные заводы и т. п. Еще раз стоит отметить, что Кимберлийский процесс запрещает странам-участницам торговые операции алмазным сырьем со странами-неучастницами, но несмотря на это ограничение, он продолжает набирать авторитет и влияние. В рамках Кимберлийского процесса обеспечивается контроль (в форме сертификации) экспортно-импортных операций, покрывающих до 98% объема мирового оборота алмазов. Фактически расширяется «мандат» Кимберлийского процесса: от «конфликтных алмазов» к регулированию мировой торговли этим товаром в целом.

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕРТИФИКАТОВ КИМБЕРЛИЙСКОГО ПРОЦЕССА

Сертификаты выдаются офисом Кимберлийского процесса на основании заявления установленного образца, подаваемого от имени экспортера или импортера сырья. На каждом сертификате присутствует уникальный серийный номер, указаны место добычи и подтверждение того, что в посылке нет «конфликтных» алмазов. Срок действия такого сертификата — 90 календарных дней, после чего он утрачивает силу. На каждую отдельную поставку требуется отдельно выданный сертификат, который должен быть предъявлен как при вывозе из страны-экспортера, так и при ввозе в страну-импортер. В сертификационной схеме содержатся минимальные требования к национальным сертификатам (они должны иметь название, дату выдачи, срок действия, стоимость партии алмазов в долларах США и вес в каратах, данные об органе, выдавшем сертификат, содержать некоторые другие сведения и быть защищенными от подделки). Практика показала, что страны-участницы с разных позиций подошли к вопросам выпуска и использования сертификата в следующих вопросах, не оговоренных в схеме сертификации: возможность изменения маршрута поставки, наличие отрывного возвращаемого талона сертификата, обязательность подтверждения доставки, что затрудняет получение точной статистики. Отдельная проблема — разночтения в определениях ключевых понятий и терминов, связанных с сертификацией и торговым оборотом алмазов. В настоящее время идет доработка основных параметров сертификатов в направлении их унификации. Выдвинуто предложение использовать данные, вносимые в сертификаты Кимберлийского процесса, в качестве официальной статистики мировой алмазной торговли. Формирование и анализ статистической базы данных по добыче и торговле необработанными природными алмазами — один из наиболее сложных вопросов деятельности Кимберлийского процесса. Сохраняются значительные расхождения в подходах отдельных государств к предоставлению данных. Совершенствуются основные критерии и методика анализа представляемой странами первичной статистической информации. Основные предложения по этому вопросу сводятся к тому, чтобы на начальном этапе упростить методологию анализа и принять за точку отсчета данные по торговле, содержащиеся в национальных сертификатах.

СТРУКТУРА, РУКОВОДЯЩИЕ И РАБОЧИЕ ОРГАНЫ КИМБЕРЛИЙСКОГО ПРОЦЕССА

На конец 2008 г. Кимберлийский процесс объединяет 49 стран и Евросоюз, представляющий 27 государств (общее количество участников — 75) <2>. В 2007 г. к Кимберлийскому процессу присоединились Демократическая Республика Конго и Либерия (были исключены за несоответствие сертификационной схеме), а также Турция, в 2008 г. — Мексика. Выразили намерение присоединиться еще около 10 стран, в том числе Бахрейн, Замбия, Камерун, КНДР, Мали, Тунис (правительство Туниса официально направило соответствующий запрос в Комитет по участию). ——————————— <2> http://www. kimberleyprocess. com/

Внутри Кимберлийского процесса различаются три группы: непосредственно участники, кандидаты в участники и наблюдатели. Термин «наблюдатель» применяется к профессиональным и общественным организациям, чьей функцией являются контроль и содействие. В настоящее время у Кимберлийского процесса три наблюдателя: Всемирный алмазный совет (World Diamond Council), в качестве представителя алмазной индустрии, а также две общественные организации — Глобальный свидетель (Global Witness) и Содружество Африка — Канада (Partnership Africa Canada). Неправительственные организации делают особый акцент на тематике прав человека, пытаются выступать генераторами идей, критическими аналитиками Кимберлийского процесса в целом и отдельных стран в частности. Они внимательно наблюдают за ситуацией в мировом алмазном бизнесе, организуя пропагандистские кампании с использованием СМИ. «Кандидатами» называют те страны, которые пока по каким-либо причинам не отвечают минимальным требованиям для получения статуса «участник». Структура управления Кимберлийского процесса проста и функциональна. Ежегодно на пленарном заседании из числа участников избирается председательствующая страна и Председатель. Председатель Кимберлийского процесса избирается консенсусом на один год. Председатель несет ответственность за организацию работы по обмену информацией, подготовку документации, проведение межсессионных и пленарных встреч. Существенным элементом работы Председателя является контроль за выполнением странами-членами требований схемы сертификации. Он организует инспекции по проверке в страны, где имеются существенные признаки несоответствия сертификационной схеме. Значительные функции отводятся Председателю в механизмах разрешения споров между участниками по вопросам осуществления сертификационной схемы и принятия решений о присоединении стран к Кимберлийскому процессу или их исключении из его состава. В помощь Председателю определен Секретариат Председателя — выполняет информационные, технические и организационные функции. Формируется и финансируется государством-председателем. До настоящего времени страны-члены не выдвигали официально каких-либо инициатив по институциализации Кимберлийского процесса, возможного создания постоянного Секретариата. Внутри Кимберлийского процесса работают три группы по таким вопросам, как контроль за исполнением единой сертификационной схемы (группа мониторинга), по статистике, т. е. сбор информации и аналитика мирового товарооборота алмазного сырья (группа статистики), по аллювиальной добыче, которая занимается специфической проблематикой стран с преобладанием россыпных месторождений и кустарных, старательских методов добычи, а также группа технической экспертизы. Кроме того, есть два комитета, один из которых занимается вопросами членства в Кимберлийском процессе, другой — по правилам и процедурам определяет кандидатов на позиции вице-председателей. Здесь важно заметить, что вице-председательствующая страна избирается консенсусом на один год и автоматически вступает в полномочия председательствующей на очередной год после завершения полномочий предыдущего председателя.

УЧАСТИЕ РОССИИ В КИМБЕРЛИЙСКОМ ПРОЦЕССЕ

Российская Федерация присоединилась к Кимберлийскому процессу в июле 2000 г. и с тех пор принимает активное участие в его работе. В 2005 г. Российская Федерация являлась Председателем (возглавлял российское председательство Президент Республики Саха (Якутия) В. А. Штыров). В этом качестве Россия сосредоточилась на дальнейшем укреплении Процесса и повышении эффективности его работы. Постановлением Правительства Российской Федерации N 67 от 6 февраля 2003 г. <3> предусмотрен сертификат вывоза необработанных природных алмазов, подтверждающий их российскую принадлежность. Постановлением Правительства Российской Федерации N 527 от 27 августа 2003 г. <4> установлено, что при ввозе в Россию необработанных природных алмазов осуществляется проверка наличия сертификата Кимберлийского процесса. А 15 октября 2003 г. принят Государственной Думой и 19 февраля 2004 г. вступил в силу Федеральный закон, позволяющий рассекретить данные о производстве и торговле природными алмазами. Приказами Минфина и МЭРТ России установлен порядок публикации статистических данных по добыче необработанных природных алмазов в Российской Федерации и экспортно-импортных операциях с ними. Принят ряд ведомственных инструкций и приказов по порядку работы с сертификатами Кимберлийского процесса. В соответствии с Положением о Министерстве финансов России данный орган осуществляет организацию реализации международной схемы сертификации необработанных природных алмазов. ——————————— <3> Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003 г. N 67 «О введении в Российской Федерации сертификатов вывоза необработанных природных алмазов» // Собрание законодательства РФ. 2003. N 7. Ст. 641; Российская газета. N 30(3144). 2003. 15 февраля. <4> Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2003 г. N 527 «О сертификатах на ввоз необработанных природных алмазов на территорию Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. N 35. Ст. 3443; Российская газета. N 173(3287). 2003. 2 сентября.

Пока сохраняется неопределенность относительно юридического статуса схемы сертификации Кимберлийского процесса и представляемых Председателем списков стран-участниц, с которыми можно осуществлять торговые операции с природными алмазами; не утвержден порядок применения штрафных санкций за внутрироссийские нарушения требований схемы сертификации. Учитывая, что в настоящее время доля алмазов, которая находится вне сертификации, составляет порядка одного процента от мировой добычи, следует отметить положительную роль Кимберлийского процесса в решении задачи вывода из теневого оборота процессов добычи и реализации необработанных алмазов. Дальнейшее развитие сообщества видится во внедрении сертификации для процессов огранки и реализации ювелирных изделий с бриллиантами, которая позволит вывести из тени еще большую часть алмазного бизнеса, а также будет способствовать справедливому распределению и честной конкуренции на этом рынке. И как подтверждение значимости Кимберлийского процесса можно рассматривать то, что члены ВТО согласились в 2006 г. продлить на шесть лет решение, позволяющее странам блокировать торговлю алмазами, доходы от которой идут на финансирование вооруженных конфликтов <5>, т. е., для того чтобы выполнять требования Кимберлийского процесса, государствам-членам необходимо прибегать к некоторым мерам, которые в обычных условиях являлись бы нарушением обязательств в рамках ВТО. В частности, они должны иметь возможность проводить различие между алмазами на основании страны происхождения (что противоречит принципу страны со статусом наибольшего благоприятствования, предусмотренного в ст. I ГАТТ). Они также должны иметь возможность налагать категорические запреты на экспорт и импорт алмазов, причем применять их избирательно только к некоторым членам ВТО (ст. XI запрещает количественные ограничения в большинстве обстоятельств; ст. XIII гласит, что они не должны иметь дискриминационный характер). Первоначально принятое исключение приветствовалось как пример того, что структуры ВТО обладают достаточной гибкостью, чтобы учитывать и другие международные правила. ——————————— <5> http://www. ictsd. org/

Список государств — участников Кимберлийского процесса на конец 2008 г.: 1. Ангола 2. Армения 3. Австралия 4. Бангладеш 5. Беларусь 6. Ботсвана 7. Бразилия 8. Венесуэла 9. Вьетнам 10. Гана 11. Гайана 12. Гвинея 13. Зимбабве 14. Европейский союз (ЕС) 15. Индия 16. Индонезия 17. Израиль 18. Канада 19. Китай 20. Конго (демократическая республика) 21. Конго (республика) 22. Кот-д’Ивуар 23. Корея (Южная) 24. Лаос 25. Лесото 26. Либерия 27. Ливан 28. Маврикий 29. Малайзия 30. Мексика 31. Намибия 32. Новая Зеландия 33. Норвегия 34. Объединенные Арабские Эмираты 35. Российская Федерация 36. Сингапур 37. Соединенные Штаты Америки 38. Сьерра Леоне 39. Таиланд 40. Танзания 41. Того 42. Турция 43. Украина 44. Хорватия 45. Центральная Африканская Республика 46. Швейцария 47. Шри-Ланка 48. Южно-Африканская Республика 49. Япония

Образец сертификата Кимберлийского процесса

Рисунок не приводится.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *