Влияние публичных и частных интересов на динамику нормотворчества в таможенной сфере

(Колесников Г. Г.) («Таможенное дело», 2009, N 2)

ВЛИЯНИЕ ПУБЛИЧНЫХ И ЧАСТНЫХ ИНТЕРЕСОВ НА ДИНАМИКУ НОРМОТВОРЧЕСТВА В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ

Г. Г. КОЛЕСНИКОВ

Колесников Г. Г., аспирант кафедры публичного права ГОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет».

Правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в области таможенного дела, нацелено на достижение задач, которые государство ставит перед таможенными органами. В их числе: создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу; обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; активизация внешнеторговых связей. При этом, вступая в такие отношения, каждый из субъектов преследует собственные цели и стремится к реализации своих интересов. В каждой отрасли права можно выявить некую доминанту, обусловленную характером интересов. Например, для финансового права важна эффективная реализация субъектами в первую очередь фискальной функции. Формирование государственной казны обусловливает выдвижение на первый план публичных целей. Учитывая, что правом законотворчества наделены органы государственной власти, их интерес во многом продиктован задачами государственной важности, которые нередко не учитывают мнения большинства граждан страны. Так, монетизация льгот не была поддержана населением страны. В посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ всегда отмечалось, что приоритетом публичной власти должно стать повышение качества жизни, решение проблем граждан страны, защита их законных прав и интересов. Однако такое провозглашение еще не означает действенную реализацию данных мер на практике. Нередко интересы государства подменяются стремлением извлечь выгоду небольшой группы лиц, лоббированием их интересов. В отрасли таможенного законодательства публичные и частные интересы соприкасаются очень близко. Конституционный Суд РФ уже обращал внимание на то, что первые принадлежат государству, а частноправовые — субъекту внешнеэкономической деятельности <1>. При этом для государства интересы последних должны иметь приоритетное значение, поскольку отсутствие заинтересованности фактических «доноров» бюджета в ведении внешнеэкономической деятельности неминуемо приведет к резкому сокращению финансовых ресурсов государства, к кризисным явлениям в экономике страны. Поэтому в отрасли таможенного законодательства необходимо добиваться оптимального баланса публичных и частных интересов. Несмотря на то что прийти к этому достаточно сложно, первые шаги в данном направлении уже предприняты. ——————————— <1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 4 октября 2001 г. N 181-О «По жалобе гражданина Аржаных Геннадия Алексеевича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 247 Таможенного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. N 45. Ст. 4306.

Качественное реформирование таможенного законодательства, проводящееся в последние годы, выразилось в адаптации международно-правовых норм (таможенных конвенций) к российским актам, сокращении количества подзаконных документов, устранении дублирования при регулировании таможенных отношений. Действующий на территории Российской Федерации с 1 января 2004 г. Таможенный кодекс РФ (далее — ТК РФ) в некоторых своих положениях отразил заинтересованность государства в данном направлении. Как считает А. В. Сизов, этот нормативный акт «представляет собой своеобразный компромисс интересов таможенных органов и участников ВЭД: в интересах первых он предполагает исправные поступления таможенных платежей в федеральный бюджет, для вторых предусматриваются ускорение и упрощение таможенных процедур» <2>. Между тем многие нормы Кодекса дают четкое представление о публичных интересах в таможенном праве. ——————————— <2> Сизов А. В. Новый Таможенный кодекс как компромисс публичных и частных интересов в области таможенного дела. Практические аспекты // Право и экономика. 2003. N 12.

Основные из них следующие: — формирование доходной части федерального бюджета; — борьба с нарушениями таможенного законодательства; — установление и обеспечение соблюдения запретов и ограничений на перемещение товаров через таможенную границу. Они проявляются в установлении полномочий таможенных органов по взиманию таможенных платежей и своевременному и полному перечислению их в доходную часть федерального бюджета; в предупреждении и пресечении неправомерных деяний в таможенной сфере и привлечении виновных лиц к юридической ответственности; в производстве таможенного оформления и таможенного контроля и т. д. Не умаляя значимости указанных процедур, для таможенных органов при их осуществлении главное — не перегнуть палку, не ущемить законные права тех, кто приносит в доход государства почти 50% денежных средств. Участвуя во внешнеторговых операциях и как следствие — вступая во взаимоотношения с таможенными органами, их участники преследуют свои (частные) интересы. В их число можно включить: — уменьшение налогово-пошлинной базы при таможенном обложении; — минимизация таможенной стоимости перемещаемых товаров; — устранение излишних барьеров на торговых путях. Все они именуются одинаково — максимальное сокращение материальных и временных издержек при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. При этом, естественно, одни субъекты используют для достижения названных целей законные средства (например, налоговое планирование), а другие — незаконные приемы и способы (например, контрабанду). Стремление государства оптимизировать соотношение интересов своих и подконтрольных субъектов позволит, на наш взгляд, значительно снизить уровень преступности в области таможенного дела. Отметим, что существуют интересы, присущие одновременно как государству, так и частным субъектам. Это: — ускорение международного товарооборота; — упрощение и унификация таможенных процедур; — сокращение времени таможенного оформления и таможенного контроля. Они призваны способствовать нахождению разумного баланса между частными и публичными интересами. Так, Федеральная таможенная служба России ведет строгий контроль за реальным сокращением времени таможенного оформления (оформления грузовых таможенных деклараций) в нижестоящих таможенных органах. С этой целью все большее распространение получает предварительное информирование о перемещаемых товарах. Такая опережающая информация используется, в частности, для заполнения электронной копии транзитной декларации, процедура которой занимает примерно один час времени. В результате проведения административной реформы одной из важнейших функций таможенных органов стали оказание услуг в области таможенного дела или сервисная функция. Это означает, что данные органы призваны удовлетворять потребности государства и его граждан. О. В. Маркина полагает, что таможенная услуга есть общественно-экономическое благо в форме таможенной деятельности <3>. На наш взгляд, для того чтобы таможенная услуга стала действительно благом, не следует пренебрегать интересами ее потребителей или получателей. Оказывая свои услуги государству, таможенная служба преследует цель формирования оптимальной таможенной системы. А для бизнеса посредством таможенных услуг должна решаться задача результативного содействия внешней торговле. ——————————— <3> См.: Маркина О. В. Совершенствование сервисной функции таможенной службы как приоритетное направление ее развития // Ученые записки СПб. им. В. Б. Бобкова филиала РТА. 2007. N 28. С. 120.

Федеральная таможенная служба РФ разрабатывает, утверждает и обеспечивает опубликование перечней государственных услуг, а также требований к качеству и доступности государственных услуг <4>. Совершенно верно отмечается, что «на рынке государственных услуг таможенная служба в настоящее время практически остается монополистом в ее институциональной, инфраструктурной и процедурно-технологической формах» <5>. Иное невозможно в силу того, что конкуренция присутствует лишь на рынке предпринимательства среди хозяйствующих субъектов. ——————————— <4> См.: Приказ ФТС РФ от 28 ноября 2007 г. N 1479 «О Регламенте Федеральной таможенной службы», п. 1.20 // БНА федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 17. <5> Дианова В. Ю., Макрусев В. В. Маркетинг в сфере таможенных услуг: Учебник. М., 2005. С. 162.

Несмотря на то что институт оказания таможенных услуг только начинает набирать обороты, нельзя не заметить прогрессивную динамику в данном направлении деятельности таможенных органов. Начиная с 2006 г. Федеральной таможенной службой РФ были приняты более 10 Административных регламентов, устанавливающих порядок предоставления государственных услуг по информированию и консультированию; по принятию предварительных решений о классификации товаров и стране их происхождения; по ведению различных реестров; по рассмотрению заявления о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и пр. Данные документы позволяют лицам, перемещающим товары и транспортные средства через таможенную границу, более оперативно получать необходимую информацию, таможенные услуги в четко регламентированном режиме. Между тем таможенное администрирование требует и дальнейшего совершенствования, что предполагает «своевременное реагирование на процессы, происходящие в обществе; выявление законодательных пробелов и противоречий, а также их устранение; проведение мониторинга с целью установления неточностей в формулировках, содержащихся в нормах права» <6>. Здесь необходимо обратить внимание и на развитие таможенных технологий. Их несовершенство может привести к весьма значительным потерям для участников внешнеэкономической деятельности. Это в конечном итоге влияет либо на величину прибыли предпринимателя, либо на цену товара. Повышение цены товара в результате негативно отражается и на обществе в целом, поскольку разницу в цене, возникшую вследствие дополнительных издержек, понесенных предпринимателем, приходится оплачивать конечным потребителям товаров, т. е. простым гражданам. ——————————— <6> Бакаева О. Ю. Политико-правовые вопросы совершенствования таможенного администрирования // Реализация финансовой, банковской и таможенной политики: современные проблемы экономики и права: сборник научных трудов (по материалам межвузовской научно-практической конференции. Саратов, 18 апреля 2008 г.) / Под ред. Е. В. Покачаловой, О. Ю. Бакаевой. Саратов, 2008. С. 205.

Анализ положений действующего таможенного законодательства и практики его применения позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время наиболее оптимально между частными и публичными интересами найден баланс в следующих областях: — применение таможенных банковских кредитных карт — позволяет более оперативно уплачивать таможенные платежи; — электронное декларирование — способствует ускорению таможенного оформления и исключает личный контакт участника внешнеэкономической деятельности с должностным лицом таможенного органа; — специальные упрощенные процедуры таможенного оформления — стимулируют субъектов внешнеторговой деятельности к законопослушному поведению, предоставляя им взамен ряд льгот; — свобода выбора таможенного режима — дает возможность лицу самостоятельно избрать нужный таможенный режим или изменить впоследствии его на другой; — свобода выбора места таможенного оформления — предоставляет в большинстве случаев лицу право произвести «таможенную очистку» перемещаемого товара в любом таможенном органе на территории Российской Федерации; — свобода выбора плательщика таможенных платежей — уполномочивает любое лицо уплатить таможенные платежи; — система управления рисками — позволяет осуществлять таможенный контроль, основываясь на эффективном использовании ресурсов таможенных органов; — борьба с оборотом контрафактных товаров — защищает интересы обладателей исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладателя права пользования наименованием места происхождения товара <7>; ——————————— <7> 27 июня 2008 г. на сессии Всемирной таможенной организации в Брюсселе по итогам конкурса национальных таможенных администраций по борьбе с контрафактной продукцией российская таможенная служба признана лучшей среди 174 государств.

— информирование и консультирование — гарантирует предоставление сведений заинтересованному лицу в кратчайшие сроки и на безвозмездной основе. С целью оптимизации соотношения частных и публичных интересов в рамках совершенствования таможенных технологий в настоящее время Федеральной таможенной службой РФ проводится эксперимент по внедрению новой схемы пропуска товаров через таможенную границу по принципу «одного окна». Принципиальная новизна этой схемы состоит в том, что вводится предварительное информирование, а непосредственно на пункте пропуска находятся две контролирующие службы: пограничная и таможенная. При этом происходит одна остановка, а декларирование товаров осуществляется в электронном режиме, без личного контакта контролирующей и контролируемой сторон. Работа данной схемы предполагает скорейшее создание единой базы данных всех органов и служб, работающих как в зоне пограничного и таможенного контроля, так и рядом с пунктами пропусков (санитарных, ветеринарных и пр.) <8>. ——————————— <8> По данным, размещенным 23 октября 2008 г. на официальном сайте ФТС России. URL: http://www. customs. ru/ru/press/of_news/index. php? id286=22250.

Конфликт частных и публичных интересов приводит, как правило, к спору, зачастую перетекающему в судебное дело. При этом ущемление законных прав частного лица нередко влечет с его стороны убытки. И тогда таможенные органы в случае совершения неправомерных решений, действий (бездействия) возмещают вред, в соответствии с гражданским и бюджетным законодательством (п. 2 ст. 413 ТК РФ). Однако истец, полагающий, что незаконными деяниями государственного органа ему причинен вред, обязан доказать ряд обстоятельств: факт причинения вреда, размер вреда, неправомерность (незаконность) действий (бездействия) причинителя вреда, а также причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) и наступившим вредом. В противном случае в возмещении вреда ему будет отказано <9>. ——————————— <9> См., напр.: Определение ВАС РФ от 22 сентября 2008 г. N 9357/08 по делу N А40-51052/07-55-425 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

Таким образом, достижение оптимального соотношения частных и публичных интересов возможно в первую очередь посредством качественного реформирования таможенного законодательства. В этой связи целесообразно учитывать интересы тех лиц, которые вносят весомый вклад в развитие экономики страны и формирование доходов бюджетной системы.

——————————————————————