Преступные посягательства на культурные ценности: транснациональные аспекты

(Сухаренко А. Н.) («Культура: управление, экономика, право», 2009, N 3)

ПРЕСТУПНЫЕ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ: ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

А. Н. СУХАРЕНКО

Сухаренко А. Н., аспирант кафедры уголовного права ЮИ ДВГУ, старший преподаватель ПИГМУ.

«Защищать и сохранять свое культурное наследие — право и обязанность каждого народа, поскольку лицо общества отражается в ценностях, которые являются источником созидания…». (Декларация Всемирной конференции о политике в области культуры.

(Мехико, 26 июня — 6 августа, 1982 г.)

Анализ материалов МОУП-Интерпол и УНП ООН свидетельствует о том, что незаконный оборот культурных ценностей остается одним из самых прибыльных видов деятельности транснациональных преступных организаций. В настоящее время ежегодный оборот мирового теневого рынка антиквариата оценивается в 6 млрд. долл. <1>. В конце 2007 г. в базе данных Генсекретариата Интерпола насчитывалось 35,5 тыс. похищенных произведений искусства из 118 стран мира (2001 г. — 19 тыс.) <2>. Однако в действительности количество похищенного гораздо выше. Об этом наглядно свидетельствуют данные лондонской компании «Art Loss Register» (ALR), созданной в 1991 г. с целью документирования похищенных культурных ценностей всех видов. По состоянию на январь 2009 г. в банке данных ALR содержалась информация о 203,7 тыс. предметов (2004 г. — 139 тыс.). В структуре похищенного более 54% составляли произведения живописи и часы. Основная часть похищенных ценностей приходилась на пять стран: Великобританию, США, Францию, ФРГ и Италию <3>. ——————————— <1> См.: Skene C. Art theft ranked as fourth-largest criminal enterprise // Montreal Gazette. 2007. 1 September. <2> См.: Информационный бюллетень НЦБ Интерпола при МВД России. 2008. N 2. С. 18. <3> См.: http://www. artloss. com.

Несмотря на снижение числа зарегистрированных преступных посягательств на культурные ценности (с 4,7 тыс. 1993 г. до 1,5 тыс. в 2007 г.) <4>, они наносят невосполнимый ущерб культурному достоянию России, поскольку стоимость предметов не всегда отражает их истинную ценность. Утрата культурных ценностей приводит к духовному обнищанию народа, к девальвации их в общественном сознании, к нигилизму в отношении собственного достоинства, самобытности, национальной сплоченности. ——————————— <4> Статистика 12 отдела 3 ОРБ ДепУР МВД России. При этом ежегодно раскрывается более 40% преступлений данного вида.

По мнению криминологов, именно снижение духовно-нравственного потенциала общества является одним из основных факторов, способствующих росту преступности и коррупции. Правомерность такого суждения можно проиллюстрировать следующими данными. В настоящее время правоохранительные органы РФ разыскивают около 60 тыс. предметов, имеющих культурно-историческую ценность. Большую часть похищенного составляют иконы (40 тыс.), монеты (4,7 тыс.), картины (3,5 тыс.), ордена и медали 93,2 тыс.) <5>. Перечисленные предметы представляют собой не только бесценные культурные сокровища, но и являются сильнейшим стимулом для активизации творческой деятельности и развития индивидуального мировоззрения. Таким образом, художественно-эстетическое воспитание средствами культурных ценностей формирует личные взгляды, убеждения и внутреннее стремление к самосовершенствованию. ——————————— <5> Данные ГИАЦ МВД России на июль 2008 г.

Основными видами преступных посягательств на культурные ценности, находящиеся на государственном хранении, остаются: — кражи, совершаемые из экспозиций и с выставок путем прямого доступа; — кражи, совершаемые путем проникновения в хранилища, в том числе с использованием специального снаряжения и технических средств; — хищения из фондов, совершаемые сотрудниками государственных хранилищ либо преступными группами с их участием. Хищению культурных ценностей в значительной мере способствуют низкая заработная плата сотрудников учреждений культуры, текучесть кадров, ослабление исполнительской дисциплины, неудовлетворительное состояние их учета и хранения, ненадлежащая физическая и техническая охрана учреждений культуры и культовых зданий, а также несовершенство действующего законодательства, в частности отмена лицензирования антикварной деятельности <6>. ——————————— <6> По данным Россвязьохранкультуры, ежегодный оборот теневого антикварного рынка России составляет около 300 млн. долл. В то же время, по мнению президента Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров В. Бычкова, нелегальный оборот составляет 80 — 100 млн. долл., или около 10% // Интерфакс. 2007. 21 марта.

Как показывает практика, большая часть культурных ценностей похищается с целью последующего вывоза за рубеж. Транснациональный характер хищений предметов историко-культурного наследия народов России обусловлен их повышенным спросом и несоизмеримо низкими, в сравнении с мировыми, внутренними ценами. По состоянию на 2008 г. по каналам Интерпола разыскивалось около 1,1 тыс. культурно-исторических ценностей, похищенных в России <7>. ——————————— <7> См.: Берсенева А. Долгая дорога домой // Новые известия. 2008. 17 июня.

Посягательствами на культурные ценности в большинстве случаев занимаются преступные группы с обширными межрегиональными и международными связями. Многие из них организованы эмигрантами из бывшего СССР, проживающими за рубежом, но имеющими сообщников в России, которые осуществляют поиск, хищение (скупку) и вывоз ценностей. Для реализации вывозимых ценностей за рубежом ими создана целая сеть специализированных антикварных магазинов. Наиболее распространенными способами незаконного вывоза культурных ценностей за рубеж являются: недостоверное декларирование, сокрытие, перемещение с использованием поддельных документов или средств идентификации. Основными направлениями вывоза ценностей являются: Центральная и Западная Европа, Скандинавия и США <8>. ——————————— <8> См.: Диканов К. Борьба с культурными посягательствами на культурные ценности: уголовно-правовые и криминологические аспекты: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2008.

О масштабах контрабанды свидетельствуют данные ФТС России, согласно которым за последнее десятилетие был предотвращен вывоз около 100 тыс. культурных ценностей. Среди них произведения изобразительного искусства, предметы религиозного культа и декоративно-прикладного искусства, рукописные и старопечатные книги, филателистические материалы, предметы нумизматики, фалеристики и бонистики <9>. ——————————— <9> См.: Пресс-релиз ФТС России «Российской таможне — 15 лет». 2006. 24 октября.

В целях осуществления согласованных мер для предупреждения и пресечения правонарушений, связанных с хищением культурных ценностей, было заключено Соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с хищениями культурных ценностей и обеспечении их возврата (2007 г.). Данное Соглашение закрепляет соответствующий понятийный аппарат, определяет направления и формы межгосударственного сотрудничества, а также основания и порядок исполнения запросов об оказании содействия. Следует отметить, что в рамках СНГ накоплена определенная нормативно-правовая база сотрудничества в сфере сохранения культурных ценностей, при разработке которой использовались универсальные и региональные документы. К ним можно отнести: — Соглашение от 14 февраля 1992 г. «О возвращении культурных и исторических ценностей государствам их происхождения». К наиболее важным положениям Соглашения можно отнести достигнутую договоренность об учреждении Межправительственной комиссии для создания механизма и практической работы по возвращению культурных и исторических ценностей, определения категорий культурных и исторических ценностей, подлежащих возврату, предоставления доступа экспертам национальных комиссий для ознакомления с фондами государственных музеев и архивов; — Соглашение о сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей от 15 апреля 1994 г. Данное Соглашение закрепляет механизмы обмена образцами бланков разрешительных документов и оттисков печатей культурных ценностей, находящихся в легальном обороте, другой интересующей информацией, а также возврата незаконно перемещаемых культурных ценностей; — решение о Положении о порядке возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей, утвержденное Советом глав правительств Содружества 9 октября 1997 г. В приложении к Положению дан примерный перечень категорий культурных ценностей; — Соглашение о вывозе и ввозе культурных ценностей от 28 сентября 2001 г., конкретизирующее вышеперечисленные документы. Осознавая серьезность рассматриваемой проблемы, МВД России активно сотрудничает с Интерполом, Европолом, Всемирной таможенной организацией, Международным советом музеев (ИКОМ), а также с зарубежными правоохранительными службами. Тесное взаимодействие с другими заинтересованными ведомствами (МИД, Минкультуры, ФСБ и ФТС России) позволяет выявлять каналы незаконного вывоза культурных ценностей за рубеж, осуществлять их розыск, идентификацию и возвращение владельцам. Действенность такого взаимодействия можно проиллюстрировать данными Россвязьохранкультуры, согласно которым за 2004 — 2007 гг. в Россию было возвращено 1079 произведений искусства и архивных документов на общую сумму в 400 млн. рублей <10>. ——————————— <10> См.: http://www. rsoc. ru/site/news/index_vprint. shtml? id_news=535.

Несмотря на указанные позитивные тенденции, остается нерешенным целый ряд организационно-правовых проблем, затрудняющих деятельность государственных органов в данной сфере. Учитывая важность проблемы сохранения историко-культурного наследия народов России, представляется необходимым: — ускорить процедуры ратификации Соглашения о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с хищениями культурных ценностей и обеспечении их возврата (2007 г.) и Конвенции УНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям (1995 г.); — усовершенствовать законодательство, регулирующее отношения в сфере охраны культурного наследия, устранив существующие пробелы; — принять необходимые меры по финансовому, нормативно-правовому, организационному и кадровому обеспечению хранения и использования культурных ценностей, входящих в состав Музейного фонда РФ; — упорядочить торговлю предметами антиквариата; — внести изменения в диспозиции ст. ст. 164, 190 УК РФ путем замены формулировок «предметы, имеющие особую ценность» и «предметы художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран» на термин «культурные ценности»; — активизировать сбор и систематизацию информации о пропавших, утраченных или похищенных культурных ценностях, мониторинг рынка предметов старины и искусства (антиквариата), оповещение госорганов и общественности в России и за ее пределами о фактах утраты и хищения культурных ценностей, а также работу по их возвращению собственникам; — обеспечить финансирование эксплуатации Электронной регистрационно-поисковой автоматизированной системы (ЭРПАС) для эффективного поиска и возвращения культурных ценностей, предусмотренной Приказом Минкультуры России от 3 декабря 2004 г. N 108 «О мерах по предотвращению незаконных вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности»; — обеспечить регулярное повышение квалификации и профессиональную переподготовку сотрудников соответствующих подразделений правоохранительных органов; — расширить международно-правовое сотрудничество в данной сфере.

——————————————————————