Правовой режим перемещения валютных ценностей в Таможенном союзе ЕврАзЭС (на примере векселей)

(Вишневский П. Н., Янкевич С. В.) ("Реформы и право", 2013, N 3) Текст документа

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ВАЛЮТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ ЕВРАЗЭС (НА ПРИМЕРЕ ВЕКСЕЛЕЙ) <1>

П. Н. ВИШНЕВСКИЙ, С. В. ЯНКЕВИЧ

-------------------------------- <1> Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований ("Национальное и наднациональное правовое регулирование экономических отношений в рамках Единого экономического пространства ЕврАзЭС"), проект N 13-33-01037.

Вишневский Петр Николаевич, аспирант кафедры международного частного права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".

Янкевич Семен Васильевич, аспирант кафедры финансового права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", научный сотрудник Института публично-правовых исследований.

В настоящей статье рассмотрены особенности правового режима перемещения валютных ценностей, в том числе векселей, в Таможенном союзе ЕврАзЭС. Авторами проанализированы соответствующие международно-правовые акты Таможенного союза, а также законодательство государств-участников. Особое внимание уделено вопросу перемещения векселей.

Ключевые слова: валюта, валютные ценности, ценные бумаги, векселя, Таможенный союз ЕврАзЭс, валютное регулирование.

Legal regime of transfer of currency valuables in the Customs Union of EurAsEC (by the example of bills of exchange) P. N. Vishnevskiy, S. V. Yankevich

Present article considers particularities of legal regime of transfer of foreign valuables, including bills of exchange in the Customs Union of EurAsEC. The authors analyse relevant international legal acts of the Customs Union as well as national legislation of the State-participants. Special consideration is given to bills of exchange.

Key words: currency, currency valuables, securities, bills of exchange, Customs Union of EurAsEC, currency control regulation.

Вводные замечания. Деньги и ценные бумаги, в том числе векселя, - повседневные инструменты в жизни участников экономических отношений, опосредующие операции по покупке товаров, работ или услуг. Контроль за движением денежных потоков и финансовых инструментов различными государствами признается необходимой мерой. Особую важность такой контроль приобретает при глобализации финансовых потоков - устремлении денежных средств, ценных бумаг и иных инструментов за пределы государственных границ. В связи с этим возрастает необходимость участия уполномоченных органов в реализации такого контроля. Подобная функция традиционно выполнялась таможенными органами. На постсоветском пространстве еще до создания Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС государствами-членами таможенные органы наделялись полномочиями агентов валютного контроля. Перемещение валютных ценностей в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС осуществляется на двух уровнях: на международном и национальном уровне. На первом уровне находится заключенный в 2010 году государствами - членами Таможенного союза Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза <2> (далее - Договор), а также отдельные положения Таможенного кодекса Таможенного союза <3> (далее - ТК ТС). В соответствии с п. 5 ст. 94 ТК ТС таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют валютный контроль в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза. Следует отметить, что такое положение является исключением из принципа регулирования перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенным законодательством. -------------------------------- <2> Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 года N 51 "О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 36. Ст. 4867. <3> Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17) // Собрание законодательства РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.

На втором, национальном уровне перемещение валютных ценностей осуществляется также при помощи законов, регулирующих порядок перемещения через таможенную границу национальной валюты и валютных ценностей. В Российской Федерации порядок перемещения через таможенную границу национальной валюты и валютных ценностей регулируется Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <4>, в Республике Беларусь - Законом Республики Беларусь от 22 июля 2003 года N 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле" <5>, в Республике Казахстан - Законом Республики Казахстан от 13 июня 2005 года N 57-III "О валютном регулировании и валютном контроле" <6>. -------------------------------- <4> Собрание законодательства РФ. 2003. N 50. Ст. 4859. <5> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. N 85. 2/978. <6> Казахстанская правда. 17.06.2005. N 158 - 159 (24768 - 24769).

Прежде чем приступить к изучению порядка перемещения векселей через таможенную границу Таможенного союза, считаем необходимым определить ключевые понятия - "валюта" и "валютные ценности", выделить различия в понимании данных терминов, имеющих место в актах национальных законодательств государств - членов Таможенного союза, поскольку правильное разграничение данных понятий позволит выявить проблематику, присущую трансграничному обороту векселей. Валюта и валютные ценности в Таможенном союзе ЕврАзЭС. Предметом правового регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭС служат общественные отношения по обращению валюты и валютных ценностей, в частности их перемещение через таможенную границу Таможенного союза, а объектом выступают непосредственно валюта и валютные ценности. Тем не менее Договор о перемещении наличных денежных средств, определяя основные термины, не оперирует терминами "валюта" и "валютные ценности", а использует понятия "наличные денежные средства" и "денежные инструменты". К наличным денежным средствам относятся денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов и в виде монет, включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки. Под денежными инструментами в Договоре о перемещении наличных денежных средств понимаются дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата. Полагаем, что под формулировкой "ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата", Стороны Договора о перемещении наличных денежных средств понимают облигацию. Такое определение коррелирует с дефинициями, содержащимися в актах национального законодательства государств - членов Таможенного союза, регулирующих вопросы функционирования рынка ценных бумаг. Не ясно, однако, почему Договор не использует термин "облигация". Обратимся к терминам "валюта", "иностранная валюта", "валютные ценности", содержащимся в законодательствах государств - членов Таможенного союза. В законодательстве Российской Федерации отсутствует единое определение понятия "валюта". Гражданское законодательство содержит лишь указание на наименование законного средства платежа. В соответствии со ст. 140 Гражданского кодекса Российской Федерации <7> (далее - ГК РФ) таковым признается рубль. -------------------------------- <7> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

А. Н. Козырин указывает на два возможных понимания категории "валюта": в узком и широком смыслах. В узком смысле термин "валюта" совпадает с законодательной дефиницией "иностранная валюта", а в широком смысле - с понятием "валютные ценности" <8>. В lex specialis - Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле" - перечисляются лишь объекты, которые включаются в понятие "валюты". Так, в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" под валютой Российской Федерации понимаются: -------------------------------- <8> Козырин А. Н. Категории "валюта" и "валютные ценности" в законодательстве Российской Федерации // Бухгалтерия и банки. 1998. N 1.

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах. В понятие "иностранная валюта" включаются: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах. К международным денежным или расчетным единицам относятся, к примеру, специальные права заимствования (СДР) - расчетная единица Международного валютного фонда, используемая для измерения международных требований и обязательств <9>. В разное время к международным расчетным денежным единицам также относились европейская денежная единица ЭКЮ, переводной рубль в Совете экономической взаимопомощи и другие. -------------------------------- <9> Статьи Соглашения Международного валютного фонда (приняты 22 июля 1944 года) // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" вводит понятие "валютные ценности", под которым понимается совокупность иностранной валюты и внешних ценных бумаг. К последним законодатель относит эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте и выпуск которых зарегистрирован за пределами территории Российской Федерации, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение иностранной валюты, выпущенные за пределами территории Российской Федерации. Более пространный перечень позиций, составляющих понятие "валютные ценности", "иностранная валюта", "ценные бумаги", представлен в Законе Республики Беларусь "О валютном регулировании и валютном контроле". К валютным ценностям в соответствии с законодательством этого государства - члена Таможенного союза относятся валюта Республики Беларусь, а также ценные бумаги, номинал которых указан в белорусских рублях. При этом действует оговорка: валюта и такие денежные инструменты признаются валютными ценностями только при: - совершении сделок между резидентами и нерезидентами; - совершении сделок между нерезидентами на территории Республики Беларусь; - осуществлении банковских переводов между резидентами и нерезидентами, не связанных с осуществлением расчетов по сделкам; - осуществлении международных банковских переводов между резидентами или нерезидентами; - ввозе и пересылке в Республику Беларусь; - вывозе и пересылке из Республики Беларусь; - осуществлении нерезидентами операций, не влекущих перехода права собственности на белорусские рубли, по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь. Подобный статус валютных ценностей связан с валютными ограничениями, действующими в Республике Беларусь, и необходимостью контроля государства за валютными операциями между резидентами и нерезидентами. Закон Республики Беларусь "О валютном регулировании и валютном контроле" также не содержит генерального определения понятия "валюта", законодателем представлена наиболее сложная система объектов, которые относятся к иностранной валюте, ценным бумагам в иностранной валюте, ценным бумагам в белорусских рублях. К иностранной валюте Закон относит: - денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; - средства в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах, находящиеся на счетах в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь. Ценными бумагами в иностранной валюте признаются: - ценные бумаги, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте; - ценные бумаги, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, не имеющие номинальной стоимости и выраженные в иностранной валюте; - ценные бумаги, выпущенные нерезидентами и являющиеся таковыми в соответствии с законодательством иностранных государств, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте; - ценные бумаги, выпущенные нерезидентами и являющиеся таковыми в соответствии с законодательством иностранных государств, не имеющие номинальной стоимости и выраженные в иностранной валюте. В Законе Республики Беларусь "О валютном регулировании и валютном контроле" также выделены четыре вида ценных бумаг в белорусских рублях, номинал таких ценных бумаг должен быть выражен в белорусских рублях. Наибольший интерес в сфере валютного регулирования, на наш взгляд, представляет Закон Республики Казахстан "О валютном регулировании и валютном контроле". В ст. 1 данного Закона содержится обобщенное понятие "валюты", которое, как уже отмечалось, отсутствует в законодательствах двух других государств - членов Таможенного союза. Так, валютой являются денежные единицы, принятые государствами как законное платежное средство, или официальные стандарты стоимости в наличной и безналичной формах, в виде банкнот, казначейских билетов и монет, в том числе из драгоценных металлов (включая изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки), а также средства на счетах, в том числе в международных денежных или расчетных единицах. Следует справедливо заметить, данное определение не отличается оригинальностью содержания от дефиниций, указанных в законах Российской Федерации и Республики Беларусь. Закон Республики Казахстан "О валютном регулировании и валютном контроле" не вводит термины "валюта Республики Казахстан", "иностранная валюта", а лишь заменяет их единым понятием, сохраняя при этом все необходимые признаки. Во-первых, понятие валюта объективируется в денежных единицах. Во-вторых, такие денежные единицы признаются государствами - Республикой Казахстан и иностранными государствами - законным средством платежа или официальным стандартом стоимости. В-третьих, законом определены возможные виды объективации валюты: банкноты, казначейские билеты, монеты, монеты из драгоценных металлов. В-четвертых, валюта может иметь наличную и безналичную форму, аккумулироваться на банковских счетах. В-пятых, законодательство Республики Казахстан, как и законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь, придает валюте роль мировых денег, признавая возможность ее существования в форме международных денежных или расчетных единиц. В Республике Казахстан, так же как и в Республике Беларусь, режим валютных ценностей распространяется на иностранную валюту; ценные бумаги и платежные документы, номинал которых выражен в иностранной валюте; национальную валюту, ценные бумаги и платежные документы, номинал которых выражен в национальной валюте, в случае совершения с ними операций между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами. Помимо этого, валютными ценностями признаются не имеющие номинала ценные бумаги, выпущенные нерезидентами, а также не имеющие номинала ценные бумаги, выпущенные резидентами, в случае совершения с ними операций между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами. Наибольший интерес на фоне "стандартного" содержания понятия "валютные ценности" представляет положение о том, что аффинированное золото в слитках относится к валютным ценностям. В соответствии со ст. 1 утратившего силу Указа Президента Республики Казахстан от 20 июля 1995 года N 2372 "О государственном регулировании отношений, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями" <10> аффинированными драгоценными металлами признаются драгоценные металлы, прошедшие стадию очистки и отвечающие международным стандартам или стандартам Республики Казахстан (в слитках, порошках, гранулах). На аффинированное золото в слитках распространяется правовой режим, установленный законодательством Республики Казахстан для валютных ценностей. Особая природа данного инвестиционного товара, преобладание его публично-правового значения над частноправовым предусматривают существенные ограничения, связанные с оборотом аффинированного золота в слитках. -------------------------------- <10> Ведомости Верховного Совета РК. 1995. N 14. Ст. 90.

Понятие векселя. Правовое содержание векселя лучше всего раскрывается в международном частном праве. Выделяют две основные вексельные системы - женевскую и англо-американскую <11>. Женевская вексельная система основывается на приложении к Женевской конвенции - Единообразном вексельном законе (далее - Конвенция) <12>. В свою очередь англо-американская вексельная система базируется на Законе Великобритании от 1882 года "О переводных векселях". -------------------------------- <11> Ерпылева Н. Ю. Женевская и англо-американская системы вексельного права: сравнительная характеристика // Банковское право. 2003. N 3. <12> Конвенция о Единообразном законе о переводном и простом векселе (заключена в Женеве 7 июня 1930 года) // Собрание Законов. 1937. Отд. II. N 18. Ст. 108.

Россия является участницей женевской вексельной системы. В 1937 году СССР присоединился к Конвенции, приняв на себя обязательства по Конвенции, признав действующим Постановление Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров СССР от 7 августа 1937 года N 104/1341 "О введении в действие Положения о переводном и простом векселе" <13>. В Российской Федерации также действует Федеральный закон от 11 марта 1997 года N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе", который подтверждает принятые СССР обязательства по Конвенции, инкорпорирует ее нормы в российский правопорядок. Кроме этого, в соответствии с письмом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 9 декабря 1996 года N 01-15/21850 "О некоторых вопросах осуществления валютного контроля при перемещении через границу РФ товаров по внешнеторговым договорам, предусматривающим использование в качестве средства платежа векселей" и письмом Центрального банка Российской Федерации от 23 февраля 1995 года N 26 "Об операциях коммерческих банков с векселями и изменениях в порядке бухгалтерского учета банковских операций с векселями" при выпуске собственных векселей коммерческие банки должны руководствоваться положениями Конвенции. -------------------------------- <13> Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. 1937. N 52. Ст. 221.

Нормы Конвенции посвящены возникновению, переходу и прекращению, а также защите прав по векселю. Однако на практике возникает целый ряд вопросов, связанных с особенностями перемещения векселей через Государственную границу Российской Федерации, которые могут быть проиллюстрированы следующим примером. Вексель, выраженный в иностранной валюте, оформляется одним лицом в пользу другого лица, при этом сделка заключается на территории России. Впоследствии векселедержатель решает передать вексель в целях удовлетворения своей задолженности иностранному банку, расположенному на территории Бельгии, путем индоссамента. Индоссамент - это особая сделка, способ передачи векселя, способ уступки прав по векселю (ст. 11 Конвенции, ст. 146 ГК РФ). Индоссаменту непременно сопутствует другая сделка - фактическая передача векселя. В этой связи возникает вопрос о соответствии совершаемых операций требованиям валютного, таможенного и налогового законодательства. Прежде всего, необходимо определить, что понимается под векселем в законодательстве Российской Федерации. ГК РФ относит вексель к категории ценных бумаг (ст. 142 ГК РФ) и определяет его как ценную бумагу, удостоверяющую ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы. Поскольку вексель относится к категории ценных бумаг, ввоз и вывоз векселей регулируются Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле", в котором указывается, что ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. Таким образом, с созданием Таможенного союза регулирование перемещения векселей перешло на международный уровень. Перемещение векселей через таможенную границу Таможенного союза. В ТК ТС предусмотрено, что таможенному декларированию в письменной форме подлежат валюта государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством и (или) международным договором государств - членов Таможенного союза (подп. 5 п. 2 ст. 355 ТК ТС). Однако порядок таможенного декларирования ценных бумаг различается в зависимости от способа их перемещения через границу Таможенного союза. На практике пересылка векселей между юридическими лицами возможна двумя способами: лично сотрудником юридического лица либо по почте. В первом случае пересылка будет оформляться по правилам, применяемым в отношении физических лиц, путем подачи пассажирской таможенной декларации, а во втором - по правилам пересылки международных почтовых отправлений. Порядок перемещения наличных денежных средств и денежных инструментов урегулирован Договором о перемещении наличных денежных средств. В соответствии с п. 1 ст. 3 Договора ввоз физическим лицом наличных денежных средств на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется без ограничений. Договором предусмотрено декларирование денежных средств и (или) денежных инструментов физическими лицами. К денежным инструментам Договор относит среди прочего и векселя (п. 1 ст. 1 Договора). В соответствии с п. 1 ст. 3 Договора ввоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется без ограничений в следующем порядке: - при единовременном ввозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме; - при единовременном ввозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков. Ввоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации (п. 3 ст. 3 Договора). Вывоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков с таможенной территории Таможенного союза осуществляется без ограничений в следующем порядке: - при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме; - при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков (п. 1 ст. 4 Договора). Вывоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации (п. 3 ст. 4 Договора). Как видно, вышеперечисленные требования относятся только к денежным средствам и дорожным чекам. Следовательно, декларирование векселей производится независимо от указанной в них суммы <14>. При этом по смыслу Договора стоимость векселя определяется номинальной стоимостью либо соответствующей суммой, право на получение которой удостоверяет вексель (п. 2 ст. 5). Кроме того, решением Комиссии Таможенного союза <15> предусмотрено заполнение декларации наличных денег при перемещении: -------------------------------- <14> Письмо ФТС РФ от 16 июля 2010 года N 01-11/35110 "О порядке перемещения наличных денежных средств и денежных инструментов" // Таможенные ведомости. 2010. N 10. <15> Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 287 "Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации" // http://www. tsouz. ru/ - официальный сайт Комиссии Таможенного союза, 25.06.2010 (дата обращения: 04.05.2013).

- наличных денежных средств (банкноты и монеты, за исключением монет из драгоценных металлов) и дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долл. США; - иных денежных инструментов в документарной форме (вексель, чеки (банковские), ценные бумаги на предъявителя, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата). Форма таможенной декларации (приложение 1), подлежащей заполнению и подаче, утверждена решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 287 "Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации". В соответствии с п. 2 разд. 1 Порядка заполнения пассажирской таможенной декларации бланк пассажирской таможенной декларации состоит из основного формуляра и дополнительного формуляра "Декларация наличных денежных средств и (или) денежных инструментов", который является приложением к основному формуляру декларации. Декларация наличных денег заполняется при перемещении: - наличных денежных средств (банкноты и монеты, за исключением монет из драгоценных металлов) и дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долл. США; - иных денежных инструментов в документарной форме (вексель, чеки (банковские), ценные бумаги на предъявителя, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата). Декларация наличных денег и (или) денежных инструментов заполняется в двух экземплярах и подписывается декларантом. Один экземпляр декларации наличных денег совместно с основным формуляром остается в таможенном органе, второй - у декларанта. Декларация наличных денежных средств состоит из шести пунктов, подлежащих заполнению. В п. 1 декларант указывает сведения о себе: адрес места пребывания на территории Таможенного союза и реквизиты документа, подтверждающего право пребывания на территории Таможенного союза (при наличии). Данный пункт заполняется только лицами, не являющимися гражданами государств - членов Таможенного союза. Пункт 2 содержит собственно информацию о наличных денежных средствах и денежных инструментах. В п. 2.1 указывается сумма для каждого вида перемещаемой валюты, в том числе валюты государств - членов Таможенного союза, в единицах валюты, а в п. 2.2 - номинальная стоимость либо соответствующая сумма в валюте государства - члена Таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент. В случае отсутствия номинальной стоимости и невозможности определить сумму в валюте государства - члена Таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент, указывается количество вывозимых денежных инструментов. В п. 3 декларант проставляет отметку "иное лицо" в случае перемещения наличных денежных средств (денег), не являющихся собственностью физического лица. В случае указания "иного лица" в п. 3.1 декларант указывает наименование и адрес местонахождения (юридический адрес) предприятия, компании или организации, которой принадлежат перемещаемые денежные средства и (или) денежные инструменты. Пункты 4 и 5 содержат информацию об источниках дохода декларанта и предполагаемых направлениях использования декларируемых наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. К источникам дохода декларанта Комиссия Таможенного союза отнесла: заработную плату, доходы от предпринимательской деятельности; дивиденды и иные доходы от участия в капитале предприятий; доходы от реализации движимого и недвижимого имущества; безвозмездные трансферты, полученные от физических и юридических лиц (например, материальная помощь, гранты и т. п.); пенсию, стипендию, социальные пособия, алименты; доходы от аренды недвижимости и земельных участков; заемные средства и наследство. Полученные наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, как предполагается, могут быть использованы на текущие расходы (приобретение товаров и услуг); инвестиции, включая приобретение недвижимого имущества; безвозмездные трансферты в пользу физических лиц, а также безвозмездные трансферты в пользу юридических лиц (например, благотворительность, пожертвования и т. п.) и прочие расходы. В п. 6 Декларации наличных денег в графе "Страна убытия" декларант указывает начальный пункт маршрута (страну, из которой вывозятся либо были вывезены декларируемые наличные денежные средства и (или) денежные инструменты), а в графе "Страна прибытия" - страну, являющуюся конечным пунктом следования декларанта. Соответственно, датой убытия является дата выезда из стра ны убытия, а датой прибытия - дата прибытия в конечный пункт маршрута. Наконец, в п. 6.1 ставится отметка о виде транспорта, которым декларант прибыл на территорию Таможенного союза либо убывает с территории Таможенного союза. В Договоре о перемещении наличных денежных средств отмечено, что информация о дате и месте рождения физического лица, реквизитах документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание на территории государства - члена Таможенного союза; сведения о денежных инструментах; об источнике наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, их владельцах (в случаях перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, не являющихся собственностью декларанта), их предполагаемом использовании; а также о маршруте и способе перевозки (о виде транспортного средства) наличных денежных средств и (или) денежных инструментов подлежат указанию в целях обеспечения противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. Согласно п. 1 ст. 5 Договора о перемещении наличных денежных средств в случаях ввоза на таможенную территорию Таможенного союза или вывоза с этой территории физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков перерасчет в доллары США осуществляется по курсу, установленному в соответствии с законодательством того государства - члена Таможенного союза, через государственную границу которого перемещаются такие наличные денежные средства и (или) дорожные чеки, на день подачи пассажирской таможенной декларации таможенному органу. Несоблюдение требования о декларировании денежных инструментов влечет наложение штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей (ст. 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <16>). -------------------------------- <16> Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1.

Вышеприведенные требования законодательства Таможенного союза относятся к перемещению векселей физическими лицами. В отношении юридических лиц действуют несколько иные правила. При пересылке векселей почтой применяются нормы таможенного законодательства Таможенного союза, регламентирующие международные почтовые отправления (гл. 44 ТК ТС). В отличие от гражданского законодательства, которое определяет вексель в качестве ценной бумаги, таможенное законодательство Таможенного союза относит ценные бумаги (в том числе вексель) к товарам. В соответствии с подп. 35 п. 1 ст. 4 ТК ТС к товарам относится любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу. Таким образом, в целях применения норм таможенного законодательства Таможенного союза ценные бумаги, в том числе векселя, отнесены к категории товара. Следовательно, будучи отнесенными к категории "товар", перемещение векселей сопровождается уплатой таможенных платежей (п. 1 ст. 75 ТК ТС). В Правилах оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 года N 221 <17>, указывается, что при отправлении письма (простого, заказного, с объявленной ценностью) в международном почтовом отправлении ценные бумаги являются допустимым вложением (п. 15 Правил). Однако в Республике Беларусь не допускаются к пересылке белорусские рубли и документарные ценные бумаги в белорусских рублях <18>. В этой связи следует помнить, что на таможенной территории Таможенного союза существует дифференцированный режим в отношении пересылки ценных бумаг, в том числе векселей. -------------------------------- <17> Собрание законодательства РФ. 2005. N 17. Ст. 1556. <18> Гинзбург Ю. В. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях: Комментарий главы 44 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС // Публично-правовое регулирование экономических отношений. 2010. N 2. С. 128 - 136.

Исчисление сумм таможенных пошлин, налогов производится на основании сведений о стоимости товаров, указанных в документах, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и используемых для таможенных целей (абз. 2 ст. 316 ТК ТС). При этом, поскольку форма таможенной декларации для ценных бумаг определяется по правилам, касающимся товаров (п. 2 ст. 314 ТК ТС), используется форма декларации на товары (п. 2 ст. 314 ТК ТС). Сведения о стоимости товаров указываются в декларации, которая заполняется до передачи операторам почтовой связи для отправки (п. 5 ст. 314 ТК ТС). Таким образом, обязанность по составлению таможенных деклараций возложена на отправителя. При этом стоимость ценных бумаг, в том числе векселей, определяется их номинальной стоимостью <19>. -------------------------------- <19> Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 257 "Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" // Таможенный вестник. 2010. N 12, 13, 15, 17.

Следует помнить, что перемещение международных почтовых отправлений производится только с разрешения таможенного органа (п. 3 ст. 312 ТК ТС). Таможенные органы имеют право на осмотр и досмотр международных почтовых отправлений (п. 2 ст. 115, подп. 3 п. 5 ст. 116 ТК ТС). Досмотр может осуществляться в отсутствие декларанта. В этой связи необходимо учитывать, что попытки отразить в таможенной декларации стоимость меньшую, чем номинальная стоимость, могут быть пресечены таможенными органами в процессе перемещения отправления. Заключение. Правовое регулирование валютных ценностей в рамках Таможенного союза ЕврАзЭс осуществляется на двух уровнях: на международном и национальном. На международном уровне действует Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, который оперирует понятиями "наличные денежные средства" и "денежные инструменты". На национальном уровне законодательством государств-участников вводятся понятия "валюта", "иностранная валюта", "валютные ценности". В целом законодательства Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан подходят единообразно к определению различных валютных ценностей. Тем не менее следует помнить, что в отношении перемещения ценных бумаг, в том числе векселей, на таможенной территории Таможенного союза установлен дифференцированный режим. В частности, в Российской Федерации ценные бумаги являются допустимым вложением в международном почтовом отправлении. В свою очередь, в Республике Беларусь не допускаются к пересылке белорусские рубли и документарные ценные бумаги в белорусских рублях.

Библиография

1. Гинзбург Ю. В. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях: Комментарий главы 44 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС // Публично-правовое регулирование экономических отношений. 2010. N 2. 2. Ерпылева Н. Ю. Женевская и англо-американская системы вексельного права: сравнительная характеристика // Банковское право. 2003. N 3. 3. Козырин А. Н. Категории "валюта" и "валютные ценности" в законодательстве Российской Федерации // Бухгалтерия и банки. 1998. N 1.

------------------------------------------------------------------

Название документа