Порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц

(Черняков И. В.)

(«Таможенное дело», 2010, N 1)

Текст документа

ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ)

ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

И. В. ЧЕРНЯКОВ

Представляется, что без детального изучения вопросов, подлежащих регулированию посредством Таможенного кодекса Таможенного союза, без вдумчивого анализа существующих в области таможенного регулирования проблем и формулирования научно и практически обоснованных предложений по структуре и содержанию Таможенного кодекса говорить о возможности установления адекватных сегодняшнему состоянию экономики и международной торговли правил проведения таможенных операций в отношении перемещаемых товаров, работ, услуг, наверное, не приходится.

В связи с данными обстоятельствами считаю оправданным остановиться на таком немаловажном для каждого участника внешнеторговой деятельности вопросе, как обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.

Отмечу, что согласно ст. 1 проекта Таможенного кодекса Таможенного союза под таможенным регулированием понимается правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Как известно, система права любого государства подразделяется на две подсистемы: частное право и публичное право.

Не углубляясь в теоретические аспекты сходства, различия и взаимосвязи указанных подсистем, отмечу, что их разделение производится на основании выявления различия предметов и методов правового регулирования тех или иных общественных отношений, являющихся объектом регламентации той или иной отрасли права, являющейся составной частью либо одной, либо другой из названных подсистем.

Здесь следует указать, что в теории права под предметом (объектом) правового регулирования понимается специфическая область общественных отношений, регулируемая теми или иными правовыми нормами.

В то же время под методом правового регулирования обычно понимают совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных, обособленных общественных отношений.

Учитывая динамизм современного экономического и общественного развития, обусловливающий все большее взаимопроникновение и взаимосвязь частных и публичных интересов, объясняющий «утончение» границы между ними, думаю, не погрешу против истины, если скажу, что в настоящее время именно метод правового регулирования становится тем основным признаком, который позволяет отграничить частное право от публичного.

Если попытаться в двух словах охарактеризовать отличия частноправового и публично-правового методов регулирования, тогда можно сказать, что частноправовой метод основан на принципе «Разрешено все, что не запрещено законом»; а публично-правовой метод, в свою очередь, базируется на принципе «Запрещено все, что не разрешено законом».

Еще одним критерием отнесения той или иной отрасли права к подсистеме частного или подсистеме публичного права является правовое положение участников соответствующих общественных отношений по отношению друг к другу.

Так, в частноправовых отношениях и соответственно в частном праве одним из основополагающих принципов является равенство сторон, а в публично-правовых отношениях и в публичном праве, наоборот, основным признаком является фактическое и правовое неравенство субъектов.

Как было отмечено выше, целью обсуждаемого проекта Таможенного кодекса Таможенного союза, представляющего собой основной правовой акт в области таможенного дела и таможенного законодательства Таможенного союза, является как регулирование отношений, связанных с осуществлением различными субъектами внешнеторговой деятельности, контроль со стороны таможенных органов государств — участников Таможенного союза за исполнением указанными субъектами возложенных на них обязанностей и реализацией ими предоставленных в связи с данной деятельностью прав, так и регулирование властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, работами, услугами, составляющими предмет упомянутых видов деятельности.

При этом таможенное законодательство оперирует в основном методами обязательных установлений и запретов.

Реализация таможенными органами возложенных на них функций и полномочий самым непосредственным образом сказывается не только на имущественном и финансовом положении участников ВТД, но и на экономике государств — участников Таможенного союза и экономическом состоянии самого Союза.

При этом следует констатировать, что суть регулируемых таможенным законодательством отношений, значимость их экономической составляющей и фискальные интересы государств — участников Таможенного союза определяют неравенство правового положения таможенных органов и участников ВТД, по сути, подчиненное положение экспортеров и импортеров по отношению к уполномоченным таможенным органам.

Сказанное в совокупности с нормами ст. 1 и 3 проекта Таможенного кодекса Таможенного союза, устанавливающими, что Кодекс является не только составной частью таможенного законодательства Таможенного союза, но и нормативным правовым актом прямого действия, а также с учетом цели создания Таможенного кодекса, заключающейся в первую очередь в стремлении формирования единого таможенного пространства, регулируемого едиными для всех участников Союза правилами, и формировании единого правового статуса участников ВТД, к какому бы государству — участнику Таможенного союза тот или иной субъект ни относился, заключающегося в равной правосубъектности указанных участников, приводит нас к выводу о том, что в Таможенном кодексе Таможенного союза в обязательном порядке должны присутствовать нормы (возможно, в виде отдельной главы), посвященные регламентации вопросов обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.

В противном случае, с моей точки зрения, нельзя говорить об адекватном правовом регулировании таможенных отношений в рамках Таможенного союза.

Отсутствие указанных правовых норм в тексте Таможенного кодекса может не только сделать неработоспособным Таможенный кодекс, создать неравные условия для различных участников ВТД, но и, в конце концов, «похоронить» саму идею создания Таможенного союза — взорвать ее изнутри.

Как уже было отмечено ранее, отсутствие должной правовой регламентации обжалования в проекте Таможенного кодекса Таможенного союза выглядит нелогичным с точки зрения его задач и целей, а также может иметь следствием возможные злоупотребления как должностных лиц таможенных органов отдельных государств — участников Таможенного союза, так и конкретных участников ВТД, а также создание неопределенности правового положения сторон таможенных отношений, обусловленной различиями правовой регламентации рассматриваемых вопросов национальными законодательствами государств — участников Таможенного союза, что с учетом целей унификации таможенного законодательства недопустимо.

В связи с вышеизложенным представляется целесообразным расширить рамки правового регулирования и определить порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и (или) их должностных лиц непосредственно в тексте Таможенного кодекса Таможенного союза.

Таким образом, было бы целесообразно включить в текст Таможенного кодекса Таможенного союза главу «Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц», включающую в себя девять статей.

С моей точки зрения, данная глава должна регламентировать следующие вопросы:

1. Общие положения об обжаловании решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.

2. Порядок обжалования.

3. Сроки и порядок подачи жалоб.

4. Форма и содержание жалобы.

5. Последствия подачи жалобы.

6. Основания для отказа в рассмотрении жалобы.

7. Сроки рассмотрения жалобы.

8. Решение таможенного органа по жалобе.

9. Упрощенный порядок обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа.

(Краткое содержание статей.)

В связи со сказанным предлагаю включить в текст Таможенного кодекса Таможенного союза главу 5 «Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц», проект которой передаю в организационный комитет нашей конференции.

Проект

Глава 5. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ)

ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Статья 8. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц

Любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов и (или) их должностных лиц, если такими решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность, в сроки и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, а в части, не урегулированной настоящим Кодексом, в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства — участника Таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа и (или) должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

Статья 9. Порядок обжалования

1. Решения, действия (бездействие) таможенных органов и (или) их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный, хозяйственный суд.

Подача жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы не исключает возможности одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд, арбитражный, хозяйственный суд.

2. Порядок подачи, рассмотрения и разрешения жалоб, направляемых в суды, арбитражные и хозяйственные суды, определяется соответствующим процессуальным законодательством государств Союза.

Статья 10. Срок и порядок подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица

1. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев:

— со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности;

— со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, принятие или совершение которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.

2. В случае пропуска по уважительным причинам срока для обжалования этот срок по заявлению лица, обратившегося с жалобой на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, может быть восстановлен таможенным органом, правомочным рассматривать эту жалобу.

3. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа подается в вышестоящий таможенный орган.

Жалоба на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа подается в таможенный орган, в котором проходит службу (замещает государственную должность) это лицо.

4. Лицо, обратившееся с жалобой на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, может отозвать ее в любой момент до принятия решения по жалобе.

5. Повторная жалоба по тому же поводу может быть подана в пределах сроков, установленных настоящей статьей.

Статья 11. Форма и содержание жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица

1. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, обратившимся с жалобой.

2. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должна содержать:

— наименование таможенного органа или должность, фамилию, имя и отчество должностного лица таможенного органа (если они известны), решение, действие (бездействие) которых обжалуются;

— фамилию, имя, отчество или наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или местонахождение;

— существо обжалуемых решения, действия (бездействия).

3. Лицо, обратившееся с жалобой на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, обязано приложить к жалобе копии документов, которыми подтверждаются обстоятельства, указанные в этой жалобе.

В случае непредставления лицом указанных документов решение по жалобе принимается без учета доводов, в подтверждение которых не были представлены документы.

Статья 12. Последствия подачи жалобы на решение, действие таможенного органа или его должностного лица

1. Подача жалобы на решение, действие таможенного органа или его должностного лица не приостанавливает исполнения обжалуемого решения, действия.

2. При наличии достаточных оснований полагать, что обжалуемые решение, действие не соответствуют законодательству, а также в случае, если неприостановление исполнения решения, действия может иметь необратимый характер, таможенный орган, рассматривающий жалобу, вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых решения, действия до принятия решения по существу жалобы.

Статья 13. Основания для отказа в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу

1. Таможенный орган отказывает в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу в случае, если:

— не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо заявление о восстановлении пропущенного срока для обжалования отклонено;

— не соблюдены требования, установленные статьей 11 настоящего Кодекса;

— лицо уже обратилось с жалобой аналогичного содержания в суд и такая жалоба принята судом, арбитражным, хозяйственным судом к рассмотрению либо по ней вынесено решение.

2. Решение об отказе в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу должно быть принято не позднее трех дней со дня поступления указанной жалобы.

3. Решение таможенного органа об отказе в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган или в суд, арбитражный, хозяйственный суд.

Статья 14. Сроки рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица

1. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должна быть рассмотрена таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу.

Статья 15. Решение таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица

1. Решение таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица принимается в письменном виде по форме. В таком решении должны быть указаны:

— наименование таможенного органа, рассмотревшего жалобу;

— должность, фамилия и инициалы должностного лица таможенного органа, принявшего решение по жалобе;

— фамилия и инициалы или наименование лица, обратившегося с жалобой;

— краткое изложение жалобы по существу;

— принятое по жалобе решение;

— основания принятого решения;

— сведения о порядке обжалования принятого решения.

2. По результатам рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица таможенный орган:

1) признает правомерными решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица и отказывает в удовлетворении жалобы;

2) признает неправомерными решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица полностью или частично и принимает решение об удовлетворении жалобы полностью или частично.

3. Копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, в течение пяти дней с момента его принятия.

Статья 16. Упрощенный порядок обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа

1. В упрощенном порядке может быть обжаловано решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в связи с перемещением через таможенную границу товаров лицами в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, при подаче таможенной декларации в уполномоченный таможенный орган и иные действия, связанные с непосредственными взаимоотношениями лица с должностным лицом таможенного органа.

2. Упрощенный порядок обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа заключается в обращении лица с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу таможенного органа.

3. Руководитель таможенного органа в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка определяет уполномоченное должностное лицо по упрощенному рассмотрению порядка обжалования решений, действий (бездействия) должностного лица таможенного органа и доводит его до сведения лиц в порядке, установленном настоящим Кодексом.

4. Рассмотрение жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке осуществляется безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно.

5. При обжаловании в упрощенном порядке по желанию лица, обратившегося с жалобой на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа, должностным лицом таможенного органа, рассматривающим указанную жалобу, составляется акт о рассмотрении жалобы в упрощенном порядке по установленной форме, в котором указываются сведения о рассматривающем жалобу должностном лице таможенного органа, о лице, обратившемся с жалобой, краткое содержание жалобы и принятое решение.

6. Лицо, обратившееся с жалобой в упрощенном порядке, по своему желанию имеет право при составлении акта приобщить письменное заявление, представить материалы и иные документы, если они содержат информацию об обстоятельствах, имеющих значение для надлежащего рассмотрения его жалобы в упрощенном порядке.

7. При принятии решения об отказе в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке в этом акте указываются причины такого отказа. Акт о рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке подписывается должностным лицом таможенного органа, рассматривающим жалобу, и лицом, обратившимся с жалобой. Копия акта о рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке вручается лицу, обратившемуся с жалобой.

8. Рассмотрение жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке и принятие по ней решения не являются препятствием для подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в общем порядке.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *