Правовые основы деятельности и правовой статус таможенных органов КНР

(Манцуров А. Ю.) («Таможенное дело», 2010, N 1) Текст документа

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ КНР

А. Ю. МАНЦУРОВ

Манцуров А. Ю., преподаватель кафедры административного права и административно-служебной деятельности ОВД Дальневосточного юридического института МВД России.

В последние годы мы наблюдаем устойчивый рост товарооборота между Китайской Народной Республикой (далее — КНР) и Российской Федерацией (далее — РФ), который обусловлен экономическими факторами. Все более насущным становится требование к повышению степени взаимодействия таможенных органов наших стран. Мы не можем не ощущать эти процессы и не участвовать в них — в плане возрастающих требований к выявлению и предотвращению незаконной деятельности в области таможенного дела. Тем не менее дальнейшие преобразования во внешнеэкономической деятельности затруднительны без повышения степени взаимодействия таможенных органов КНР и РФ. Такое повышение основывается на анализе особенностей структуры, полномочий и нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность полиции по борьбе с контрабандой (таможенной полиции). Согласно определению, данному в ст. 2 Таможенного кодекса Китайской Народной Республики, таможня КНР — это государственный орган контроля за пропуском через границу в пограничных пунктах. Таможня согласно ТК КНР и другим нормативно-правовым актам осуществляет контроль транспортных средств, грузов, багажных мест, почтовых отправлений и других предметов, пропускаемых через границу; взимает таможенные пошлины и другие пошлины и сборы; выявляет и задерживает контрабанду; кроме того, ведет таможенную статистику и занимается другими вопросами, связанными с деятельностью таможни. Главное таможенное управление — государственный орган исполнительной власти, утвержденный и непосредственно подчиняющийся Государственному совету КНР, которое осуществляет единое управление таможнями по всей стране. Таможни в соответствии с законом независимы в выполнении своих функций, подчиняются Главному таможенному управлению <1>. ——————————— <1> Таможенный кодекс КНР (принят на 19-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей шестого созыва 22 января 1987 г., изменения внесены на основании принятого на 16-м заседании ПК ВСНП девятого созыва 8 июля 2000 г. Постановления «О внесении изменений в Таможенный кодекс Китайской Народной Республики»). См.: Современное законодательство КНР: Сборник нормативно-правовых актов / Пер. к. ю.н. Д. А. Смирнова; Сост. ред. Л. М. Гудошников. Серия «Современное законодательство зарубежных стран». М.: ИКД «Зерцало», 2004. С. 403 — 430.

Значительное место в деятельности полиции по борьбе с контрабандой занимает правоохранительная функция. Правоохранительный статус Главного таможенного управления КНР был закреплен 5 января 1999 г. Госсоветом Китая, который учредил создание данного органа. Полиция по борьбе с контрабандой — это орган под двойным руководством, в первую очередь со стороны администрации таможни и затем Министерства общественной безопасности (далее — МОБ). При таможнях в настоящее время функционирует 42 департамента в дополнение к бюро и 104 офисам этих ведомств, начавшим борьбу с контрабандой и уклонениями от уплаты пошлины или провозом товаров, минуя таможню в пределах ее юрисдикции <2>. ——————————— <2> Перевод А. Ю. Манцурова // Официальный сайт Министерства общественной безопасности КНР: URL: http://www. mps. gov. cn/n16/index. html.

В соответствии со ст. 5 ТК КНР государство осуществляет систему задержания контрабанды с единым проведением задержания, разбирательства и комплексным управлением. Таможенные органы отвечают за организацию, координацию и управление работой по выявлению и задержанию контрабанды. А согласно ст. 7 ТК КНР все территории и все органы должны оказывать поддержку таможням в законном осуществлении ими своих полномочий и недопустимо незаконное вмешательство в деятельность таможни по исполнению закона. Правовой статус таможенной полиции Китая определен ст. 4 Таможенного кодекса КНР, согласно которой государство учреждает при Главном таможенном управлении специальный орган общественной безопасности, расследующий преступления, связанные с контрабандой, и создает специальную полицию для задержания контрабанды, отвечающую за проведение расследований относящихся к ее ведению дел по преступлениям, связанным с контрабандой, проведение задержания, ареста и предварительного следствия. Таможенные органы общественной безопасности, расследующие преступления, связанные с контрабандой, могут на основании соответствующих установлений учреждать свои филиалы, каждый из которых занимается подведомственными делами по преступлениям, связанным с контрабандой, и обязаны согласно закону передавать эти дела для предъявления обвинения в органы народной прокуратуры, обладающие соответствующими полномочиями. Местные органы общественной безопасности всех ступеней обязаны согласно закону исполнять свои обязанности в координации с таможенными органами общественной безопасности, расследующими преступления, связанные с контрабандой. Полиция по борьбе с контрабандой Главного таможенного управления КНР, как уже было сказано выше, является органом общественной безопасности и в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом КНР является органом, ответственным за проведение по подведомственным уголовным делам (ст. 151 — 157 УК КНР) <3> предварительного следствия, задержания, заключения под стражу и дознания. ——————————— <3> См.: Уголовный кодекс КНР от 1 июля 1979 г. / Пер. А. Ю. Манцурова // URL: http://www. mps. gov. cn.

Также таможенная полиция КНР как орган общественной безопасности КНР в соответствии с главой II УПК КНР полномочна производить следующие следственные действия: — допрос подозреваемого в преступлении (§ 2 главы II УПК КНР); — допрос свидетелей, допрос потерпевшего (§ 3 главы II УПК КНР); — осмотр и освидетельствование (§ 4 главы II УПК КНР); — обыск (§ 5 главы II УПК КНР); — наложение ареста на вещественные и письменные доказательства (§ 6 главы II УПК КНР); — экспертиза (§ 7 главы II УПК КНР); — розыск (§ 8 главы II УПК КНР) <4>. ——————————— <4> См.: Современное законодательство КНР. Сборник нормативно-правовых актов / Пер. к. ю.н. П. В. Троцкого; Сост. ред. Л. М. Гудошников. Серия «Современное законодательство зарубежных стран». М.: ИКД «Зерцало», 2004. С. 314 — 365; Уголовно-процессуальный кодекс КНР от 1 июля 1979 г.

В соответствии с п. 5 ст. 8 ТК КНР во время ведения расследования дел по контрабанде с непосредственного разрешения начальника таможни либо уполномоченного на то начальника подведомственной ему таможни можно наводить справки о банковских вкладах и денежных переводах в финансовых учреждениях и предприятиях почтовой связи организаций и лиц, подозреваемых в причастности к расследуемому делу. Также согласно пп. 2 п. 4 ст. 8 ТК КНР кроме зон таможенного контроля и установленных прибрежных и приграничных таможенных районов во время ведения расследования дел по контрабанде таможня с непосредственного разрешения начальника таможни либо уполномоченного на то начальника подведомственной ему таможни может производить досмотр транспортных средств, подозреваемых в использовании в контрабандных целях, и мест, связанных с подозрением в укрытии контрабандных грузов и предметов, помимо мест проживания гражданина; заинтересованное лицо обязано прибыть на место; в случае если заинтересованное лицо не прибыло на место, можно непосредственно приступать к досмотру при наличии на месте свидетелей; при наличии свидетельств, доказывающих подозрения в использовании в контрабандных целях транспортных средств, грузов и предметов, их можно задерживать. По завершении уголовного дела, в случае передачи его в Народную прокуратуру КНР для предъявления обвинения, органами общественной безопасности, проводившими предварительное следствие, составляется обвинительное заключение. В соответствии со ст. 5 ТК КНР каждое дело о контрабанде, расследуемое соответствующим административным правоприменительным органом, по которому должно быть применено административное наказание, передается на таможню для разбирательства на основе закона; подозреваемые в совершении преступления должны передаваться в таможенные органы общественной безопасности, расследующие преступления, связанные с контрабандой, и в местные органы общественной безопасности для разбирательства в соответствии с ведомственной принадлежностью в установленном законом порядке. Наряду с действиями, которые таможенные органы общественной безопасности правомочны совершать в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом КНР, ст. 8 УПК устанавливает ряд доследственных мероприятий, которые таможенные органы правомочны осуществлять, в частности <5>: ——————————— <5> См.: Уголовно-процессуальный кодекс КНР от 1 июля 1979 г.

1. Досматривать транспортные средства, грузы и предметы, пропускаемые через границу; в случае нарушения настоящего Кодекса либо других соответствующих законов и административных установлений могут налагать арест на грузы, предметы. 2. Проверять документы лиц, пропускаемых через границу; опрашивать лиц, подозреваемых в нарушении Таможенного кодекса, либо других соответствующих законов и административных установлений, вести расследование их противозаконных действий. 3. Проверять контракты, счета, ведомости, накладные, списки, документы, служебную переписку, магнитофонные и видеомагнитофонные записи, другие материалы, связанные с транспортными средствами, грузами и предметами, пропускаемыми через границу, и снимать с них копии; в случае нарушения настоящего Кодекса либо других соответствующих законов и административных установлений могут налагать арест на имеющие отношение к нарушению транспортные средства, грузы, предметы, пропускаемые через границу. 4. В зонах таможенного контроля и в установленных прибрежных и приграничных таможенных районах досматривать транспортные средства, в отношении которых имеются подозрения на их использование в контрабандных целях, и места, где, по имеющимся подозрениям, укрываются контрабандные грузы и предметы; производить личный досмотр лиц, подозреваемых в контрабанде. Подозреваемые в использовании в контрабандных целях транспортные средства, грузы и предметы и лица, подозреваемые в преступлениях, связанных с контрабандой, с непосредственного разрешения начальника таможни либо уполномоченного на то начальника подведомственной ему таможни могут быть задержаны; срок задержания лиц, подозреваемых в преступлениях, связанных с контрабандой, не должен превышать 24 часов; при особых обстоятельствах указанный срок может быть продлен до 48 часов. Размеры установленных прибрежных и приграничных таможенных районов определяются Главным таможенным управлением и органами общественной безопасности Государственного совета вместе с народными правительствами соответствующей провинции. 5. В отношении пропускаемых через границу транспортных средств и отдельных лиц, которые не подчиняются требованиям таможенного контроля и уклоняются от него, таможни могут продолжать их преследование за пределами зон таможенного контроля и установленных прибрежных таможенных районов; таможенный контроль производится по возвращении указанных транспортных средств и отдельных лиц. 6. Для выполнения своих обязанностей работники таможни могут иметь оружие. Правила ношения и применения оружия работниками таможни разрабатываются Главным таможенным управлением совместно с органами общественной безопасности Государственного совета и утверждаются Государственным советом. 7. Законы и административные постановления определяют другие полномочия таможни. В соответствии со ст. 13 ТК КНР таможня создает систему составления донесений о действиях, связанных с уклонением от таможенного контроля в нарушение положений настоящего Кодекса. Любые организации и отдельные лица имеют право составлять донесения о действиях, связанные с уклонением от таможенного контроля в нарушение положений данного Кодекса. Таможня должна морально или материально поощрять организации и отдельных лиц, составивших донесение либо оказавших содействие в делах по изобличению в нарушении данного Кодекса. Таможня обязана сохранять тайну в отношении доносителей. Таким образом, полиция по борьбе с контрабандой Главного таможенного управления КНР уникальна, что заключается в так называемом принципе двойного подчинения. Указанным принципом правительство Китая, на наш взгляд, решило проблему взаимодействия правоохранительных служб ведомств, повысив тем самым эффективность деятельности таможенных органов.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *