Создание и краткий обзор деятельности Сретенской таможни 1899 — 1905 гг

(Луконин Д. С.) («Таможенное дело», 2010, N 2)

СОЗДАНИЕ И КРАТКИЙ ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕТЕНСКОЙ ТАМОЖНИ 1899 — 1905 ГГ.

Д. С. ЛУКОНИН

Луконин Д. С., доцент кафедры административного права и таможенного дела Юридического института Читинского государственного университета.

К концу XIX — началу XX в. происходит усиление военного присутствия России в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, что связано со вступлением Российской империи в стадию империализма и расширением ее экспансии на восточные сопредельные территории. Как известно, в это время начинается так называемый процесс дележа «китайского пирога» между крупнейшими мировыми державами, такими, как Великобритания, США, Франция, Германия и Россия. Россия претендовала на сферу влияния в Северо-Восточном Китае (Маньчжурии). Подобные претензии должны были подкрепляться определенными военными и экономическими возможностями, что заставило руководство страны предпринять определенные действия. В Сибири они выразились в постройке в 1899 г. Транссибирской магистрали, а в Забайкалье, кроме этого, в строительстве железнодорожной ветки в сторону границы с Китаем, проходившей также по территории Маньчжурии Китайской Восточной железной дороги (КВЖД). Строительство железной дороги позволяло развивать и внутриэкономические отношения, создавать новые крупные промышленные и торговые центры. Безусловно, процесс строительства нового для Сибири транспортного средства сводил на нет положение прежних, традиционных торговых центров, например, таких, как Кяхта. Возросший торговый оборот с дальневосточными рынками делает необходимым проведение более совершенной таможенной политики и создание на слабозаселенных рубежах империи полноценных таможен. Этот процесс нашел отражение в создании таможенной системы Забайкалья. В 1899 г. создается Сретенский таможенный надзор, призванный обслуживать всю сухопутную торговлю с Китаем. Открытие таможни в Сретенске объясняется наличием судоходной реки Шилки: грузы, прибывая по воде, перегружались на железнодорожные платформы, что значительно экономило время и транспортные расходы. Пароходство по реке Амур и Шилка служило передвижению грузов в направлении от Владивостока и Николаевска на Благовещенск и станцию Сретенская. В обратном направлении оно почти не имело грузов и работало на пассажирском движении. Из перевозимых грузов подавляющее большинство занимал беспошлинный байховый чай для Приамурской, Амурской и Забайкальской областей, а также кирпичный и плиточный чай, идущие в Иркутск, американская мука — крупчатка, иностранные железные изделия, краски, посуда, большей частью из Гамбурга. В Забайкальской области из перевозимого чая оседало 25 тыс. ящиков байхового, 1 тыс. кирпичного, 2 — 3 тыс. зеленого. Кроме того, пароходство занималось перевозкой военных грузов. Приказом от 22 декабря 1899 г. на станции Сретенск был учрежден временный таможенный надзор, состоявший из двух штатных чиновников Иркутской таможни, канцелярских чиновников и досмотрщиков <1>. Сретенскому надзору были даны следующие инструкции: ——————————— <1> Государственный архив Читинской области. Ф. 42. Оп. 1. Д. 3. Л. 3.

— с установлением в Сретенске поста таможенного надзора могут быть случаи задержания контрабанды байховых и плиточных чаев за пломбами для потребления и обращения в 50-верстной полосе от китайской границы, но задержанных за ее пределами внутри края. Поэтому в случае задержания Сретенскому надзору следует оставлять в своем ведении означенные чаи с перевозочными из-под контрабанды средствами. Составлять протоколы задержания, письменные показания, снятые с провозивших, и описи с оценкой товаров. Эти документы представлять в Иркутскую таможню; — задержанных лошадей после оформления отдавать под денежные залоги лицам, желающим пользоваться лошадьми с обязательством возврата по первому требованию Сретенского надзора. А если не найдутся желающие, то во избежание расходов по кормлению Сретенский надзор должен немедленно продать лошадей, сбрую и повозки с публичного аукциона в присутствии полиции. Продажные описи с деньгами представлять в Иркутскую таможню <2>. ——————————— <2> Государственный архив Читинской области. Ф. 42. Оп. 1. Д. 3. Л. 3.

В мае 1900 г. Сретенский надзор получил от Управляющего Иркутской складочной таможни инструкции об оформлении чая, ввезенного до отмены льгот и введения пошлин. На привозимые в Сретенск из его окрестностей байховые чаи для отправки бандеролями, но не зарегистрированные в свое время акцизным или таможенным надзором, следовало требовать документы и вообще письменные или счетовые доказательства привоза этого чая до срока введения в Забайкалье закона о пошлине и при верности этих доказательств чаи следовало допускать к упаковке в бандероли установившимся порядком. В противном случае чаи следовало опечатывать и у хозяев отбирать подписки как о представлении, если они имеют документальное доказательство законного происхождения чая в двух — или трехдневный срок, так и о том, что он обязывается хранить опечатанные чайные места до окончательного разрешения вопроса о них, причем предупреждать таких чаехозяев, что при отсутствии доказательств легальности чая хозяин обязан уплатить за чай пошлину в Сретенском надзоре, при невыполнении чего чай будет конфискован в казну. При несомненных документальных доказательствах на предъявление надзору для проверки и обандероливания чая надзору предоставлялось собственною властью обандероливать чай, сообщая Управляющему лишь сведения, а при недоказательствах и вообще сомнительности легальности чаев доносить Управляющему Иркутской складочной таможни все данные по вопросу о непризнании правильного происхождения чая. Чаи, на которые не будут представлены доказательства правильного происхождения, следует по возможности отбирать на хранение или при полиции по официальному отзыву надзора или временно на частном складе с согласия хозяина склада, но каждое место в опечатанном виде. Так как Забайкалье пользуется некоторыми правами порто-франко, то ни пассажиры с их багажом, ни товары, обращающиеся в Забайкалье при привозе их в Сретенск пароходами и судами, таможенному досмотру не подлежали, за исключением байховых чаев, проверка которых, безусловно, должна была производиться надзором по сопроводительным документам, убеждаясь в обеспечении их залогами в пунктах отправки и со сделанными на документах отметками, как о проверке по прибытии, так и при отправке чаев далее в Иркутскую таможню. Остающиеся в Сретенске чаи, ввезенные после введения закона о пошлине, должны были предъявляться надзору к досмотру и оплате пошлиной с соблюдением установленных сроков по доставке чаев из портов и хранению на складах в Сретенске <3>. ——————————— <3> Государственный архив Читинской области. Ф. 42. Оп. 1. Д. 5. Л. 39.

Сретенский таможенный надзор должен был поставить в известность чаехозяев, отправляющих зарегистрированные чаи в Иркутскую таможню, что таковые должны быть отправлены только через Сретенский надзор с надлежащим опломбированием и на основании правил о перевозке чая со внесением залогов в Сретенское казначейство или в Иркутскую таможню согласно документу от 11 февраля 1900 г. Цена доставки грузов по железной дороге от Москвы до Сретенска и пароходом от Одессы до Сретенска была одинаковой — 3 рубля с пуда, поэтому использовать железную дорогу в направлении с запада на восток для нужд местного населения было нецелесообразным. Основная ценность Сретенска была в том, что он являлся крайней точкой конца водного и началом железнодорожного пути с востока. Таким образом, необходимость образования здесь таможни была очевидной, поскольку это было выгодно как государству, так и Забайкальской области <4>. ——————————— <4> Государственный архив Читинской области. Ф. 42. Оп. 1. Д. 3. Л. 12 — 13.

В начале 1901 г. на месте таможенного надзора создается Сретенская таможня 1-го класса, 2-го разряда. Таможня находилась вне таможенного округа в Забайкальской области, в Нерчинском уезде, в 170 верстах от границы с Китаем, при конечной станции Забайкальской железной дороги «Сретенск» на реке Шилка. Железнодорожная ветка идет из Сретенска в пределы России и Маньчжурии. Река Шилка сливается у Покровки с рекой Аргунь, образуя реку Амур, которая впадает в Охотское море. В ведение таможни было выделено два пакгауза, которые арендовали вместе со зданием таможни у купца Исаева-Добисова. Штат новой таможни утвердили в следующем составе: Управляющий, 2 официальных представителя казначейства, бухгалтер, пакгаузный надзиратель и два его младших помощника, 6 канцелярских чиновников (2 высших, 2 средних и 2 низших с окладами соответственно 660, 600 и 500 рублей). Досмотрщики (1 старший с окладом 600 рублей, 6 досмотрщиков высшей категории с окладами в 420 рублей, 7 средних — 360 рублей и 5 низших с окладами в размере 300 рублей), также в число досмотрщиков входил 1 откомандированный в Покровскую таможенную заставу <5>. Еще в качестве рабочей силы в таможню принимались рабочие, содержание которых возлагалось на купцов, торгующих при таможне. Их работа состояла в выгрузке судов и погрузке в вагоны, а также раскупорке и упаковке товаров <6>. ——————————— <5> Государственный архив Читинской области. Ф. 42. Оп. 1. Д. 127. Л. 3 — 5. <6> Государственный архив Читинской области. Ф. 42. Оп. 1. Д. 127. Л. 7 — 10.

В феврале 1901 г. Министр финансов утвердил Временные правила для действий Сретенской таможни. Правила предусматривали, что подлежащие таможенному досмотру товары должны были поступать в находящийся в ведении Сретенской таможни Сретенский Гостиный двор. Гостиный двор разделялся перегородкой на две половины — купеческую и таможенную. В купеческую половину чай и другие товары поступают через особые ворота, где таможенные чиновники производили только общий учет мест каждого рода товаров (без обозначения товарохозяев, веса, знаков и номеров), фактически поступающих в Гостиный двор. Количество всех мест по мере прибытия транспорта заносилось в особую книгу или ведомость. На купеческой половине разрешалось производить разборку мест, переупаковку, пересушку, сортировку чаев. Поступающие в купеческую половину товары, как пошлинные, так и беспошлинные, выпускались исключительно через таможенную половину (уничтожение на купеческой половине чаев подмоченных и вообще не годных к употреблению должно производиться в присутствии таможенного чиновника и составлением акта). Время хранения товаров на купеческой половине никаким сроком не ограничивается. Таможенное оформление производилось следующим образом: 1. Чай принимался из купеческой половины в таможенную по купеческим фактурам, составляемым самими товарохозяевами, с обязательным показателем в них числа мест, веса брутто и нетто, знаков и номеров каждого места. Фактуры эти записывались в особый реестр с обозначением времени поступления. 2. На принятые в таможенную половину чай и другие подлежащие пошлине товары должно было быть подано объявление в пятидневный срок согласно ст. 5 Таможенного устава, с взысканием за неисполнением с его аксиденции по ст. 14 Таможенного устава. 3. Чаи и серебро, предназначаемые для обращения в 50-верстной полосе с Китаем, выпускались без взыскания пошлин, причем на чайные места налагаются особые пломбы с надписью: «Беспошлинный чай для обращения в 50-верстной полосе». 4. Товары, не обложенные пошлиной, пропускались через таможенную половину Гостиного двора по словесным заявлениям; представление на эти товары каких-либо документов не требовалось. 5. Со всех поступающих в Гостиный двор товаров, за исключением чаев, должен был взиматься складочный сбор в размере и по правилам, которые установлены. 6. Отправка байховых и плиточных чаев для оплаты пошлины в Иркутскую таможню производилась по фактурам, при соблюдении следующих условий: а) на каждую партию означенных чаев должна была быть составлена отдельная фактура, смешение всех в одной фактуре чаев, предназначаемых к очистке пошлиной в Сретенске и отправляемых в Иркутскую таможню, не допускалось; б) за отправляемые в Иркутскую таможню чаи взимался залог в размере пошлин, исчисляемых по весу нетто, показанному в фактуре, с проверкой этого; в) чайные места, отправляемые в Иркутскую таможню в недосматриваемом виде, снабжались пломбами особого образца с нанесением на них: «Сретенская таможня, чай, не оплаченный пошлиной»; г) на всех местах с чаем делались отметки в реестр и сверх того об этих местах велись записи в особой книге; д) срок на доставку чайных грузов из Сретенска в Иркутск полагался не более четырех месяцев; е) в случае недоставки за этот срок в Иркутскую таможню каких-либо чайных мест из числа значащихся в фактуре подлежащая часть обращалась в доход казны в счет пошлины. Если же пошлина была обеспечена аттестацией городских общественных управлений, то соответствующая сумма взималась с хозяина товара. 7. На кирпичные чаи, отправляемые в Иркутскую таможню, Сретенская таможня составляла проводные свидетельства с указанием в них: 1) кому, куда и на чье имя чай отправлен; 2) знаков, номеров и числа мест; 3) общего веса их брутто. Один экземпляр такого свидетельства вручали возчику, а другой отправлялся в Иркутскую таможню. Для предупреждения водворения на судах, приходящих в Сретенск по Амуру, контрабанды, принятой с китайского берега или проникшей другими путями, устанавливается со стороны таможни надзор за производящейся в Сретенске перегрузкой товаров посредством наружного осмотра груза и сличения его, в случае надобности, с судовыми документами. Только в случае основательного подозрения в контрабандном происхождении какого-либо товара таковой задерживается до представления доказательств об оплате его пошлиной. В отношении досмотра, исчисления и уплаты пошлины, отсрочки и обеспечения выпуска товаров и отчетности по этим операциям Сретенская таможня руководствуется общими узаконениями и правилами, действующими по европейской торговле, причем срок на подачу объявления на товары, очищаемые в Сретенской таможне пошлиной, полагается двухнедельный, согласно ст. 766 Таможенного устава. Значение Сретенска для торгового дела вызывало интерес почти всех фирм, занимающихся чайной торговлей. Таковыми фирмами являлись «Сабашников и братья Молчановы», Товарищество наследника Губкина и другие, которые открыли в Сретенске свои конторы. Кроме того, здесь появились конторы Сибирского торгового и Русско-Китайского банков. Такой интерес чайных фирм был вызван и тем, что с уничтожением свободной беспошлинной торговли в Восточно-Сибирском регионе и вытекающим отсюда упорядочением таможенной политики происходило повышение пошлины на чай (если до 1900 г. цена на байховый чай составляла 20 — 25 копеек за фунт, то с 1900 г. — больше, чем 1 рубль). Вместе с этим заметно повышались показатели импорта чая в Россию, поэтому представительства фирм стало удобнее размещать непосредственно вблизи таможни <7>. ——————————— <7> Государственный архив Читинской области. Ф. 42. Оп. 1. Д. 3. Л. 13.

Таким образом, с открытием в Сретенске таможни происходило оживление деятельности многих торговых фирм, ранее представленных лишь в Иркутске, которые переносили свои конторы и представительства в этот город, становящийся важным экономическим центром. Таможня играла важную роль не только для транзитного, но и для местного товарооборота. Так, в 1901 г., по самым скромным подсчетам, предполагалось, что таможня будет облагать пошлиной только чай, идущий для Забайкалья в размере 8 — 10 тысяч ящиков байхового, 4 — 8 тысяч ящиков кирпичного чая. Конечно, эта цифра в сравнении с оборотом транзитного грузопотока может показаться не столь значительной (транзитный провоз чая составлял в 1901 г. 200 тыс. ящиков), однако для малозаселенного Забайкалья это был существенный показатель — в первые один-два года покупка чая забайкальцами была невелика в силу того, что резкое повышение цены на него заставило сократить закупки, люди потребляли чай из прежних запасов <8>. ——————————— <8> Государственный архив Читинской области. Ф. 42. Оп. 1. Д. 3. Л. 14 — 15.

Транзитный грузопоток через Сретенскую таможню возрос в 1900 — 1901 гг. из-за военных действий в Китае и временного закрытия кяхтинского пути. Кроме того, по свидетельству управляющего Сретенской таможни надворного советника Рутовского, на работу Сретенской таможни в 1900 — 1905 гг. повлияли открытие Маньчжурской железной дороги и устанавливаемые тарифы по Забайкальской и Сибирской железным дорогам. Как видно, в рассматриваемый период времени таможня находилась в стадии формирования и не могла осуществлять свою деятельность в полном объеме, однако ее значимость неоспорима. Процесс становления таможни проходил параллельно с развитием железнодорожного транспорта. Несмотря на имеющиеся трудности, постоянно наблюдался рост значимости Сретенской таможни в государственных структурах Российской империи. Так, в октябре 1900 г. Министерство финансов предложило выдать Сретенской таможне удостоверения разрешающие поступления партий шлихового золота. Министр финансов, Министр земледелия и Комитет государственного имущества установили приобретать для надобности казны от Русско-Китайского банка шлиховое золото, которое банк покупал в пределах Китая. Каждая партия представлялась в Иркутскую золотосплавочную лабораторию, и таможня должна была способствовать быстрой и надежной переправке через границу <9>. ——————————— <9> Государственный архив Забайкальского края. Ф. 42. Оп. 1. Д. 3. Л. 17.

Позже, в августе 1903 г., Финансовое управление таможенных сборов определило ряд вопросов, по которым Сретенская таможня подчинялась Департаменту таможенных сборов. Поскольку таможенные учреждения находились в зачатом состоянии, существовал ряд проблем организационного и хозяйственного характера. Так, буквально сразу же после организации Сретенской таможни встал вопрос о формировании подчиненной ей Покровской таможенной заставы для пресечения контрабанды. Департамент таможенных сборов, однако, отказал в этом, сославшись на то обстоятельство, что ввоз контрабандных товаров возможно ожидать при тогдашнем бездорожье в Маньчжурии и лишь в двух местах — через устья Сунгари и Айгунь. Вероятнее всего, причиной отказа стало то обстоятельство, что основное внимание уделялось устройству Маньчжурской таможни, поскольку проблема постройки Покровской заставы обсуждалась и раньше — до постройки Сретенской таможни, однако не хватало финансовых средств <10>. Скудность финансирования проявлялась и в том, что неоднократные просьбы управляющего таможни об увеличении денежного содержания досмотрщикам отклонялись по причине отсутствия кредитов. ——————————— <10> Государственный архив Забайкальского края. Ф. 42. Оп. 1. Д. 5. Л. 1.

Однако следует принять во внимание тот факт, что уже 22 января 1903 г. Покровская таможенная застава была организована. Она должна была служить передовым таможенным учреждением для пропуска товаров, провозимых с Амура и Аргуни в Сретенск, а также подчиняться во всех действиях Сретенской таможне. Штат Покровской заставы для руководства и надлежащих распоряжений определялся сообразно отпущенным кредитам: 10 досмотрщиков с окладами содержания 564 рубля высший, 450 — средний, 396 — низший и 1 канцелярский чиновник с окладом в 800 рублей; откомандированные в Цурухайтуй два досмотрщика из состава Сретенской таможни могли быть заменены временными нижними чинами из числа вышеуказанных досмотрщиков Покровской заставы. В документе от 30 июля 1903 г. определяются полномочия Покровской заставы. Она должна была: — следить за неводворением контрабанды как на судах, идущих с Амура в Покровку и далее по Шилке и Аргуни, так и главным образом на судах, идущих из Аргуни в Амур и Шилку; — требовать остановки всех проходящих по названным рекам судов, плотов, барж и лодок. Требовать представления ей всех грузовых документов на находящиеся на них грузы для осмотра, а если появится сомнение, то и вскрывать для установления, действительно ли на этих судах провозятся только те товары, которые указаны в сопроводительных документах; — тщательно проверять, нет ли между товарами других, особенно тайно укрытых, подлежащих пошлине, но не оплаченных или премированных при вывозе за границу, и, если таковые окажутся, задерживать их для выяснения того, почему они не были показаны в грузовых документах; — если будут данные, указывающие на наличие контрабанды, то для конфискации и взыскания с виновных установленного штрафа задерживать товары и их хозяев до выяснения; — все товары, показанные в грузовых документах, выпускать с пристани в Покровку, только если они окажутся русского происхождения, или беспошлинными, или уже оплаченными пошлиной. Товары, подлежащие пошлине, на которых не будет таможенных знаков, облагать пошлиной; — если не будет документов, доказывающих уплату пошлины, то товары принимаются в ведение заставы по грузовым документам, имеющимся на судах. Заносятся эти грузы в пакгаузные и литерные книги; — записывать все проходящие через Покровку суда в журнал корабельного смотрителя. Поступившие пошлины и другие сборы в полной сумме пересылать на счет канцелярских средств, в Сретенскую таможню; — по задержанию тайно провозимых товаров Застава составляла описи, производила оценку. Вместе с протоколом задержания и другими документами передавала их в Сретенскую таможню для возбуждения против виновных следствия. Конфискованные товары должны были оставаться в пакгаузе заставы, впредь до особого распоряжения <11>. ——————————— <11> Государственный архив Забайкальского края. Ф. 42. Оп. 1. Д. 13. Л. 25 — 26.

Из рапорта Управляющего Покровской таможенной заставы известно, что отсутствие по горным берегам реки Аргуни гужевых дорог от станции Олочи до Покровки вызывало сплав всех товаров по этой реке и имелись сведения о почти поголовной занятости жителей Усть-Стрелки контрабандным промыслом. Все это вынудило Управляющего к установлению там еще одного таможенного поста для наблюдения за проходящими по реке Аргуни судами, речными плотами и лодками. С августа 1903 г. от Покровской таможенной заставы был установлен таможенный пост, в состав которого входили 3 досмотрщика для ежедневного дежурства в селе Усть-Стрелки. В обязанности досмотрщиков входило наблюдение за проходящими с Аргуни плотами и лодками в целях предотвращения провоза контрабандного спирта и далее по реке Амуру и Шилке. Деятельность Покровской таможенной заставы по проверке судов за 1903 — 1904 гг. можно наглядно проиллюстрировать сравнительным отчетом Управляющего таможенным постом (табл. 1).

Таблица 1. Годовой отчет Покровской таможенной заставы за 1904 г. в сравнении с 1903 г. <12>

——————————— <12> Государственный архив Забайкальского края. Ф. 42. Оп. 1. Д. 23. Л. 8 — 11.

Рубрика отчета 1904 год 1903 год

I. Навигация

1. Навигация открылась 28.04 —

2. Навигация закрылась 08.10 08.10

3. Продолжалась дней 164 164

4. В приходе российских коммерческих судов, кроме казенных, в том числе:

а) снизу Амура 123 82

б) по Сунгари 7 1

в) по Аргуни 6 5

5. В отходе судов непосредственно в Китай, 5 4 в том числе:

а) по реке Аргунь 5 3

б) по реке Сунгари — 1

6. Кроме того, в приходе по реке Аргуни:

барок 2 —

плотов 56 —

Привезено на них товаров русского происхождения

II. Привоз иностранных товаров в Покровку

1. Привезено водой:

а) подлежащих оплате пошлиной — 1 п. 19 ф.

б) не подлежащих оплате пошлиной 362 п. 10 ф. 887 п. 21 ф.

2. Привезено сухопутно: 70 п. 27 ф. 4 п. 16 ф.

ИТОГО 432 п. 37 ф. 8983 п. 16 ф.

НА СУММУ 5138 руб. —

III. Вывоз российских товаров в Китай (исключительно по р. Аргуни)

Муки крупчатой 4064 п. 2796 п.

Спирта и спиртных напитков 193 п. 48 п.

Сахара 88 п. 60 п.

Табака и папирос 65 п. 50 п.

Мануфактурных товаров 59 п. 32 п.

Железных и стальных изделий 140 п. 216 п.

Прочих товаров 2340 п. 1600 п.

ВСЕГО 6949 п. 4802 п.

НА СУММУ 34 402 руб. 41 697 руб.

IV. Транзит

1. Пропущено в Сретенской таможне по наружному осмотру без досмотра

а) сухопутно 13 008 п. —

б) водою 141 844 п. 437 497 п.

ИТОГО 154 852 п. 437 497 п.

2. Досмотрено и пропущено в Горбицу на р. Шилке 13 969 п. 1723 п.

3. Досмотрено и пропущено в Усть-Кару 1951 п. 878 п.

ВСЕГО 170 773 п. 440 099 п.

4. Общее движение товаров через Покровку, включая товары российского производства:

а) по Амуру 684 041 п. —

б) по Аргуни 27 137 п. —

ВСЕГО 711 178 п. —

Как видно из таблицы 1, количество проверяемых грузов было достаточно велико, что говорит о значимости заставы. Кроме того, анализируя показатели данной таблицы, можно отметить некоторые любопытные моменты. Так, в первый год деятельности заставы количество привезенных иностранных товаров, не облагаемых налогом, было почти в два раза больше, чем в следующем 1904 г., вывоз российских товаров в Китай в том же 1904 г. уменьшился по сравнению с 1903 г. примерно на 3,2%. Количество пропущенных без досмотра транзитных грузов на Сретенской таможне снизилось с 1903 по 1904 г. на 35%. Причина столь явного снижения грузооборота, вероятно, в том, что общее оживление русско-китайской торговли с 1900 — 1903 гг. сменилось ее спадом по причине нарастания напряженности между Россией и Японией и начавшейся Русско-японской войной. Установление названного поста вызвало враждебное отношение к чинам таможенного ведомства местного казачьего населения, выразившееся не только в отказе предоставить перевозочные средства по реке от Усть-Стрелки до Покровки за плату, но и в отказе атамана этого выселка в содействии при досмотре лодок с различными товарами, проходившими мимо поста. Вследствие вышеизложенного и имея в виду, что чины местной полиции согласно ст. 55 Таможенного устава обязаны были оказывать полное содействие чинам таможенного ведомства при их действиях по задержанию водворяемых из-за границы не оплаченных пошлиной товаров. Было издано распоряжение о том, чтобы местные сельские власти выселка Усть-Стрелки всеми мерами содействовали прекращению незаконному водворению контрабандных товаров. В 1904 — 1905 гг. в связи с Русско-японской войной объем товарооборота заметно снизился. Через таможню в основном шли грузы военного характера, поэтому деятельность ее по очищению товаров пошлиной заметно уменьшилась. Кроме того, массовому призыву в армию подлежали досмотрщики, которые составляли основной штат таможен. Тем не менее приказом наместника от 27 января 1904 г. чинам таможни была дана отсрочка сроком на один месяц. Недостаточное кадровое обеспечение вынудило руководство Сретенской таможни ходатайствовать об освобождении 12 досмотрщиков для нее и шести досмотрщиков для Покровской таможенной заставы. Необходимость наличия опытных и проверенных нижних чинов объяснялась тем, что охрану касс и чая нельзя было доверить местному населению. Надо отметить, что даже в период военных действий транзитная торговля чаем с китайской и хлопчатобумажными тканями с русской стороны не прекращалась, уменьшился только ее объем. В целом деятельность Сретенской таможни в конце XIX — начале XX в. можно охарактеризовать следующим образом. С одной стороны, с 1900 по 1903 г. имелась тенденция роста товарооборота России с Китаем, поэтому работа таможни по взиманию пошлин весьма заметна и довольно высоки собранные суммы. С другой стороны, существенное препятствие для таможенного дела составляли хозяйственная неустроенность таможни, ее недостаточное финансирование, нехватка кадров. В 1900 — 1901 гг. происходила оккупация Китая капиталистическими странами Европы, Россией, США и Японией: это существенно влияло на торговые отношения на Дальнем Востоке, что являлось еще одной причиной неполноценной деятельности таможни. Перечисленные обстоятельства мешали нормальной работе Сретенской таможни, которая, хотя и получила статус таможни первого класса, реально осуществлять в полном объеме свои функции не имела возможности. В период Русско-японской войны сократился объем очищаемых пошлиной товаров, закрылся ряд таможенных пунктов, однако деятельность таможни не прекращалась.

——————————————————————