К вопросу о применении антидемпинговых пошлин во внешней торговле России и Китая

(Таскаева С. В.)

(«Таможенное дело», 2010, N 2)

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ АНТИДЕМПИНГОВЫХ ПОШЛИН

ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ РОССИИ И КИТАЯ

С. В. ТАСКАЕВА

Таскаева С. В., доцент кафедры административного права и таможенного дела Читинского государственного университета, кандидат политических наук.

Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг, когда экспортер продает свой товар за рубежом по цене ниже нормальной (т. е. ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера). Это один из эффективных приемов во внешней торговле, целью которого, как правило, является завоевание рынка другой страны и достижение экономических преимуществ, а также уменьшение налогов и увеличение финансовых потоков компании.

Первые единые антидемпинговые правила были сформулированы и закреплены в положениях Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 г. (ст. VI).

Позднее эти правила легли в основу как национального таможенного законодательства отдельных государств, так и норм международного таможенного права.

В 1967 г. на Женевской конференции ГАТТ («Кеннеди-раунд») был принят международный антидемпинговый кодекс ГАТТ.

15 апреля 1994 г. во время Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров было принято Соглашение по применению ст. VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г.

В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводить антидемпинговые пошлины. Антидемпинговая пошлина — это особый вид косвенного налога, взимаемого по итогам специального расследования с импортера товара, поставляемого по демпинговой цене, наносящей материальный ущерб (создающей угрозу его нанесения или препятствующей становлению) национальной отрасли экономики.

Антидемпинговые пошлины взимаются наряду с обычными таможенными пошлинами в размере разницы между демпинговой ценой товара и ценой аналогичного товара на мировом рынке.

Обострение антидемпинговой борьбы как меры протекционистской таможенной политики стало одной из основных опасностей экономики периода финансового кризиса. Антидемпинговые меры начали тормозить развитие мировой торговли. По оценкам Всемирного банка, отсутствие ограничений на торговлю ускоряет экономический рост на 1,5%. Однако по подсчетам Global Trade Alert (GTA), страны «Двадцатки» в 2009 г., который признан МВФ «коллапсом мировой экономики», раз в два дня вводили хотя бы одну меру, ущемлявшую интересы торговых партнеров.

По результатам статистических данных GTA, главным протекционистом в мире из стран (без учета ЕС, принявшего 90 барьерных мер) стала Россия (37 мер), а главной жертвой протекционизма — Китай: для защиты от него страны приняли 146 мер. Наиболее пострадавшими секторами экономики оказались металлургия и химия: каждая третья мера была направлена против продукции этих отраслей.

В 2009 г. в мире было введено 257 заградительных мер, еще 56 можно трактовать как нарушающие интересы стран-партнеров, в то время как мер, способствовавших либерализации торговли, принято в шесть раз меньше, сообщает GTA. На 2010 г. уже запланировано 188 торговых барьеров.

Особенностью кризисного периода является то, что более половины всех дискриминационных мер — это господдержка местных производителей и защита торговли путем использования антидемпинговых и компенсационных пошлин.

Тема антидемпинговых разбирательств на сегодняшний момент является одной из самых актуальных во всем мире — за последнее время число антидемпинговых разбирательств возросло и намечаются тенденции к дальнейшему их увеличению. Больше всего от этих процессов страдают, как правило, металлургическая, химическая и деревообрабатывающая отрасли.

Несмотря на то что главной жертвой протекционизма в 2009 г. являлся Китай, это государство также достаточно часто прибегает к антидемпинговым мерам, в том числе и по отношению к российским товарам.

Правовой основой применения антидемпинговых пошлин в Китае являются, во-первых, Закон КНР от 12 мая 1994 г. «О внешней торговле» и, во-вторых, Положение КНР от 25 марта 1997 г. «Об антидемпинге и антисубсидиях». По определению ст. 3 Положения КНР «Об антидемпинге и антисубсидиях» демпинг — это ситуация, когда цена импортируемого товара меньше, чем его нормальная стоимость. Следовательно, для установления демпинга сравниваются два элемента: экспортная цена и нормальная стоимость. В результате сравнения этих двух элементов определяется демпинговая маржа — сумма, на которую экспортная цена импортируемого товара меньше, чем ее нормальная стоимость.

Ущерб является вторым основанием для применения антидемпинговых пошлин. Однако факт установления демпинга и ущерба недостаточен для применения антидемпинговых пошлин. Третьим условием является определение причинно-следственной связи между демпингом и ущербом. Вышеуказанные основания определяются в ходе специальной процедуры антидемпингового расследования. Порядок проведения этой процедуры описан в гл. III Положения КНР «Об антидемпинге и антисубсидиях».

После вступления в ВТО в КНР был принят целый пакет документов, имеющих ограничительный и, можно сказать, «оборонительный» характер. Так, с 1 января 2002 г. были введены в действие Антидемпинговое положение КНР, Антидотационное положение КНР, Закон Китайской Народной Республики по применению защитных мер. Понятие «ущерб национальному производству» вводится в последнем документе, и указывается, что при определении такого ущерба от количественного увеличения импортируемой продукции должны учитываться следующие показатели:

— доля отдельной импортной продукции на внутреннем рынке;

— темпы прироста и объемы абсолютного и относительного увеличения импорта продукции;

— влияние импортируемого товара на такие показатели национальной отрасли, как объемы производства, реализации, доля на внутреннем рынке, прибыль и убытки, занятость, и др.;

— иные показатели, свидетельствующие об ущербе национальной отрасли производства.

В марте 2003 г. на первом заседании 10-го созыва ВСНП КНР было одобрено решение о возложении обязанности по осуществлению антидемпингового контроля на вновь образованное Министерство коммерции.

Основными органами антидемпинговых расследований являются: Управление справедливой торговли и Управление расследований отраслевого ущерба Министерства коммерции, Таможенное управление, Комитет по таможенно-налоговой политике при Госсовете КНР.

В задачи Управления справедливой торговли Министерства коммерции, которое является основным структурным звеном антидемпингового контроля КНР, входит прием заявлений по демпингу, заведение дел, исследование демпинговых цен, внесение предложений по рассмотрению мер против демпинга и др.

Управление расследований отраслевого ущерба в основном изучает убытки от демпинга, а также выносит предварительное и окончательное решения о наличии ущерба.

Комитет по таможенно-налоговой политике при Госсовете КНР обладает наибольшими правами в процессе рассмотрения антидемпинговых дел в КНР. Так, например, он имеет право на принятие окончательного решения о применении временных антидемпинговых налогов, постоянных антидемпинговых налогов, изучение архивов компании в свете ее демпинговых действий, решение вопросов о возмещении ранее уплаченных налогов; кроме того, он имеет право на отмену, сохранение, изменение антидемпинговых налогов.

Таможенное управление КНР — это исполнительная структура в антидемпинговом процессе. Его основной обязанностью является реализация решения Комитета по таможенно-налоговой политике при Госсовете КНР о сборе антидемпинговой пошлины и временных антидемпинговых пошлин, о рассмотрении архивов компании, о возмещении ранее уплаченных налогов, а также осуществление решения Министерства коммерции КНР о внесении гарантийного залога наличными в отношении импортируемых товаров и принятие других временных мер по обеспечению гарантий, контроль исполнения компаниями принятых на себя обязательств.

Вышеперечисленные органы имеют право проводить выборку и объединять антидемпинговые расследования, запрашивать письменную информацию у заинтересованных сторон, направлять сотрудников в другие государства для проведения расследований на месте и др.

Порядок антидемпингового расследования включает в себя:

1. Письменное заявление. Китайский производитель или лицо, представляющее китайского производителя, юридическое лицо или причастная организация (далее — Заявитель) может в соответствии с Положением КНР об антидемпинге и антисубсидиях подать письменное заявление об антидемпинговом расследовании в Министерство коммерции КНР.

2. Первичное расследование.

Министерство коммерции КНР в течение 60 дней с момента получения от Заявителя заявления и соответствующих доказательств удостоверяется, получено ли заявление от китайского производителя или его представителя, проверяет содержание заявления и представленные доказательства. Затем принимается решение о возбуждении дела или об отказе в таковом. До решения о возбуждении дела должно быть уведомлено соответствующее правительство страны-экспортера (района).

3. Объявление о возбуждении дела.

Решение о возбуждении дела объявляет Министерство коммерции КНР. Оно же извещает Заявителя и других заинтересованных лиц.

4. Первичное решение.

В соответствии с результатами расследования Министерство коммерции КНР признает наличие демпинга, ущерба второй стороны и наличие причинно-следственных отношений между ними и на основе этого выносит первичное решение, которое должно быть опубликовано.

5. Признание цены.

Импортер в ходе процесса антидемпингового расследования может изменить цену импортируемой продукции или принять обязательства заморозить демпинговую экспортную цену.

Если Министерство коммерции считает, что принятые импортером обязательства по цене приемлемы и отвечают общим интересам, оно может принять решение о приостановке или остановке антидемпингового расследования. Решение о приостановке или остановке антидемпингового расследования публикуется Министерством коммерции КНР.

До принятия первичного решения о демпинге и причиненном ущербе Министерство коммерции КНР не должно заставлять и требовать принятия обязательств по изменению цен.

6. Окончательное решение. Если в первичном решении был признан факт демпинга, ущерб второй стороне и взаимосвязь между этими фактами, то Министерство коммерции КНР должно продолжать расследование по факту демпинга, о его объеме и степени ущерба, с ним связанного. По результатам этого расследования выносится окончательное решение, которое также публикуется.

7. Сбор антидемпинговых пошлин.

После принятия окончательного решения по демпингу, в зависимости от ущерба, причиненного им китайскому производителю, могут быть собраны антидемпинговые пошлины.

Сбор антидемпинговых пошлин производится по предложению Министерства коммерции КНР и утверждается Комитетом по таможенно-налоговой политике при Госсовете КНР. Это решение также опубликовывается Министерством коммерции КНР. Таможенные органы выполняют это решение с момента его опубликования.

В соответствии с законодательством Китая антидемпинговые расследования должны заканчиваться в течение 12 месяцев с момента оглашения решения о возбуждении дела. В особых случаях срок может быть продлен, но не более чем на шесть месяцев.

Антидемпинговое расследование должно быть завершено, если:

— Заявитель отзывает заявление;

— предварительные определения не устанавливают наличия демпинга и ущерба;

— окончательные определения не устанавливают наличие демпинга и ущерба;

— демпинговая маржа и импортируемое количество демпингового товара могут игнорироваться (т. е. признаются малозначительными).

Плательщиком антидемпинговой пошлины в Китае является импортер товара. Срок действия окончательных антидемпинговых пошлин и ценовых обязательств составляет пять лет, однако по запросу заинтересованного лица решения, установившие антидемпинговую пошлину, могут пересматриваться.

После вступления в ВТО Китай активизировал мероприятия по защите интересов страны на мировом рынке и провел несколько крупных антидемпинговых расследований. Вот результаты некоторых из них.

Российская химическая и нефтехимическая промышленность и так была едва ли не самым уязвимым местом российского экспорта (после введения в 1999 г. Венгрией ограничений на российские минеральные удобрения, из-за которых Россия потеряла в 2000 г. 8 млн. долларов США), а в 2002 г. Китай провел целый ряд «химических» антидемпинговых расследований и первым под удар попал российский синтетический каучук — по инициативе четырех китайских химических компаний, которые предъявили претензии к четырем российским химкомбинатам (в список «опальных» попали ОАО «Воронежсинтезкаучук» и «Тольяттисинтезкаучук», ОАО «Омсккаучук» и ЗАО «Каучук»). Правда, по мнению некоторых экспертов, это было ответной мерой Китая на российское антидемпинговое расследование в отношении китайского кремния, импортируемого в Россию.

Далее, вслед за США, Китай начал защищать свой стальной рынок. Госкомитет по делам экономики и торговли КНР провел расследование и вынес решение о применении защитных мер против следующих пяти видов металлоизделий: 1) горячекатаная листовая сталь; 2) холоднокатаная кремневая сталь; 3) полихромная листовая сталь; 4) холоднокатаная кремневая сталь; 5) холоднокатаная нержавеющая листовая сталь. Как полагает Правительство КНР, импорт иностранной стали нанес значительный ущерб промышленности страны. Эти меры, безусловно, негативно отразились на российском металлургическом комплексе.

В России применяются антидемпинговые пошлины в отношении некоторых сортов стали, поставляемых из Китая, крупнейшего в мире ее производителя. Ставки этих пошлин могут достигать почти 30%.

В 2009 г. Министерство коммерции Китая провело антидемпинговое расследование, в результате которого был сделан вывод о демпинге российской электротехнической («трансформаторной») стали. Китай также установил, что США дотировали экспорт стали в Поднебесную в размере от 11,7 до 12%. В связи с этим в декабре 2009 г. Министерство коммерции Китая приняло решение о том, что в отношении российских и американских поставщиков электротехнической стали, используемой в производстве трансформаторов, генераторов и электродвигателей, будет действовать антидемпинговая пошлина в диапазоне от 4,6 до 25%. В России электротехническую сталь производят Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) и подконтрольный ему завод «ВИЗ-Сталь», которым потенциально грозили серьезные неприятности. Для НЛМК и «ВИЗ-Стали» предварительная пошлина установлена на уровне 4,6%. Данная антидемпинговая пошлина — это временная мера, которая будет действовать 4 — 9 месяцев, пока проводится окончательное расследование. По его итогам китайские власти могут либо отменить пошлины, либо продлить срок их действия на пять лет.

В НЛМК отрицают факт демпинга и планируют представить Министерству коммерции Китая соответствующее подтверждение. В компании рассчитывают, что по итогам расследования для предприятия будет установлена нулевая пошлина.

В январе 2010 г. Россия в ответ объявила о введении антидемпинговых мер против китайских производителей подшипниковых труб. Антидемпинговая пошлина устанавливается на три года на подшипниковые трубы, происходящие из КНР (включая Тайвань и специальные административные районы Китая — Гонконг и Макао). Ставка — 19,4% от таможенной стоимости.

Скорее всего, это не последний шаг в антидемпинговой борьбе России и Китая. Однако аналитики Global Trade Alert предупреждают, что создание торговых барьеров — верный способ продлить рецессию в мировой экономике.

Россию и Китай связывают давние и прочные экспортно-импортные отношения, поэтому перед ними как субъектами международного рынка и давними внешнеторговыми партнерами стоит задача прийти к общему знаменателю в спорных экономических, таможенных и законодательных вопросах. По мнению автора, следует разработать общую стратегию и тактику дальнейшего мирного сотрудничества в сфере внешней торговли и использования международных инструментов таможенного регулирования, научиться работать по единым общим правилам осуществления внешнеэкономической деятельности.

——————————————————————