Обзор нового законодательства

(Хаустов Д. В.) («Экологическое право», 2010, N 3) Текст документа

ОБЗОР НОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА <*>, <1>

Д. В. ХАУСТОВ

——————————— <*> Haustov D. V. Review if new legislation. <1> Обзор подготовлен с помощью справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

Обзор подготовлен Д. В. Хаустовым, ассистентом кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидатом юридических наук.

ОБЩИЕ АКТЫ

Федеральный конституционный закон от 29 января 2010 г. N 1-ФКЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 11 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» <2>

——————————— <2> СЗ РФ. 2010. N 5. Ст. 458.

Документом установлено, что в соответствии с Указами Президента Российской Федерации заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. Также уточнено, что члены Правительства Российской Федерации не вправе замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, за исключением случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 319-ФЗ «О внесении изменений в статьи 18 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 26.1 Федерального закона «О политических партиях» <3>

——————————— <3> СЗ РФ. 2009. N 51. Ст. 6156.

Названным документом внесены изменения в порядок назначения губернаторов. В частности, Президенту Российской Федерации предоставлено право назначать временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в случае истечения полномочий высшего должностного лица. Регламентирован порядок вступления в должность нового высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Значительно сокращены сроки внесения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации законодательным органом субъекта Российской Федерации Президенту Российской Федерации и сроки рассмотрения этих предложений. Установлен также порядок внесения Президентом Российской Федерации в законодательный орган субъекта Российской Федерации представления о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных политической партией.

Федеральный закон от 21 декабря 2009 г. N 329-ФЗ «О внесении изменений в статью 50 Закона Российской Федерации «Об образовании» и статью 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» <4>

——————————— <4> СЗ РФ. 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6405.

На законодательном уровне закреплено право студентов средних и высших учебных заведений создавать студенческие отряды. Студенческие отряды — это общественные учреждения или общественные организации, целью деятельности которых является организация временной занятости обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики.

Федеральный закон от 11 февраля 2010 г. N 6-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и статью 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» <5>

——————————— <5> СЗ РФ. 2010. N 7. Ст. 701.

Документом уточнены категории дел, подсудных мировым судьям. В соответствии с внесенными изменениями мировые судьи рассматривают в качестве суда первой инстанции в том числе дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, а также дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества, если цена иска не превышает пятидесяти тысяч рублей (ранее было не более ста тысяч рублей). Из компетенции мировых судей изъяты также некоторые другие категории дел, вытекающие из семейно-правовых отношений, а именно дела о признании брака недействительным, дела об ограничении родительских прав и другие дела по спорам о детях. Ранее было установлено, что мировые судьи не полномочны рассматривать дела об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка. Установлено также, что гражданские дела, изъятые из компетенции мировых судей и находящиеся в их производстве на день вступления в силу рассматриваемого документа, доводятся до завершения мировыми судьями.

Федеральный закон от 29 марта 2010 г. N 2-ФКЗ «О внесении изменения в статью 12 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» <6>

——————————— <6> СЗ РФ. 2010. N 14. Ст. 1548.

Документом установлено правовое основание проведения совместных заседаний Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ путем внесения соответствующего положения в статью 12 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Указ Президента Российской Федерации от 19 января 2010 г. N 82 «О внесении изменений в Перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» <7>

——————————— <7> СЗ РФ. 2010. N 4. Ст. 369.

Северо-Кавказский федеральный округ, включающий в себя: Республику Дагестан, Республику Ингушетия, Кабардино-Балкарскую Республику, Карачаево-Черкесскую Республику, Республику Северная Осетия — Алания, Чеченскую Республику, Ставропольский край, внесен в Перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Центром вновь образованного федерального округа является г. Пятигорск. Также, согласно изменениям, внесенным в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», количество заместителей, которых имеет Председатель Правительства Российской Федерации, увеличено с восьми до девяти.

Указ Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. N 208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» <8>

——————————— <8> СЗ РФ. 2010. N 8. Ст. 839.

Президентом Российской Федерации подписан Указ, направленный на реформирование МВД РФ, в соответствии с которым Правительству Российской Федерации поручено, в частности: разработать проект федерального закона о милиции, определяющего основные цели деятельности милиции — противодействие преступности и обеспечение общественного порядка, а также предусматривающего исключение дублирующих, избыточных и несвойственных милиции функций; подготовить предложения: о передаче ФМС РФ функций МВД РФ по осуществлению административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы территории Российской Федерации; о передаче медицинских вытрезвителей при органах внутренних дел Российской Федерации в ведение органов управления здравоохранением; о передаче полномочий по проведению технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним, сохранив за ГИБДД МВД РФ полномочия по осуществлению государственного контроля за его проведением; в ходе исполнения федерального бюджета на 2010 г. предусмотреть МВД РФ дополнительные бюджетные ассигнования на увеличение стимулирующих выплат сотрудникам органов внутренних дел и формирование специализированного жилищного фонда. Министру внутренних дел Российской Федерации поручено в числе прочего оптимизировать структуру и численность работников центрального аппарата МВД РФ и непосредственно подчиненных ему подразделений, предусмотрев сокращение их общей штатной численности с 19 970 до 10 000 единиц.

Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 2010 г. N 271 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации» <9>

——————————— <9> СЗ РФ. 2010. N 10. Ст. 1057.

Документом упразднено два федеральных агентства, находящихся в ведении Минобрнауки России: Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию. Функции упраздняемых агентств переданы Минобрнауки России.

Указ Президента Российской Федерации от 12 марта 2010 г. N 303 «О внесении изменения в Положение о Государственном совете Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. N 1602» <10>

——————————— <10> СЗ РФ. 2010. N 11. Ст. 1195.

Документом установлено, что Президиум Государственного совета будет состоять из восьми членов. Персональный состав Президиума определяется Президентом Российской Федерации и подлежит ротации один раз в полгода (ранее состав Президиума Государственного совета был в количестве семи членов).

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. N 984 «О Перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг» <11>

——————————— <11> СЗ РФ. 2009. N 49 (ч. 2). Ст. 5983.

Документом утвержден Перечень платных государственных услуг. В Перечень платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг, в том числе включены: государственная экологическая экспертиза; государственная экспертиза запасов полезных ископаемых; экспертиза соответствия реализуемых образовательным учреждением образовательных программ; экспертиза качества, эффективности и безопасности лекарственных веществ; ветеринарно-санитарная экспертиза. Установлено, что к организациям, оказывающим включенные в Перечень платные услуги, относятся федеральные органы исполнительной власти (в установленных законодательством случаях), а также федеральные государственные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия. Установлено, что размер платы за оказание услуги определяется в соответствии с утверждаемой Минэкономразвития России методикой и не может превышать экономически обоснованных расходов на оказание услуги.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1074 «Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года» <12>

——————————— <12> СЗ РФ. 2009. N 52 (ч. 2). Ст. 6598.

Правительством принято решение о том, что с 14 по 25 октября 2010 г. будет проведена Всероссийская перепись населения. Документом определены сроки подведения предварительных итогов указанной переписи (апрель 2011 г.), подведения окончательных итогов переписи (IV квартал 2012 г.), опубликования итогов (IV квартал 2013 г.). Подготовка и проведение переписи населения, обработка полученных сведений, подведение итогов переписи, их официальное опубликование, хранение переписных листов и иных документов, методическое и финансовое обеспечение переписи возложены на Росстат. Образована Комиссия Правительства Российской Федерации по проведению Всероссийской переписи населения 2010 г., и утверждено Положение о Комиссии.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 93 «О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ» <13>

——————————— <13> СЗ РФ. 2010. N 10. Ст. 1081.

Правительством определены виды службы, к которой привлекаются члены казачьих обществ. Установлено, что члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ привлекаются федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами к несению федеральной государственной гражданской службы, военной службы и правоохранительной службы, в частности в следующих сферах деятельности: организация и ведение воинского учета членов казачьих обществ, организация военно-патриотического воспитания призывников, гражданская и территориальная оборона, осуществление природоохранных мероприятий, охрана общественного порядка, защита Государственной границы Российской Федерации, борьба с терроризмом. Члены казачьих обществ могут привлекаться к иным видам службы в таких сферах деятельности, как охрана объектов животного мира, охрана лесов, охрана объектов обеспечения жизнедеятельности населения, охрана объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, охрана объектов культурного наследия.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» <14>

——————————— <14> СЗ РФ. 2010. N 10. Ст. 1084.

Правительством Российской Федерации установлен новый порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Новые Правила, в отличие от изданных ранее, предусматривают проведение Минюстом России антикоррупционной экспертизы уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении в них изменений, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при мониторинге их применения. Признаны утратившими силу Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 195 «Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» и Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 196 «Об утверждении Методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции».

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2010 г. N 97 «О внесении изменения в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации» <15>

——————————— <15> СЗ РФ. 2010. N 10. Ст. 1085.

Документ дополняет полномочия Министерства экономического развития Российской Федерации в той части, что теперь Минэкономразвития России будет регламентировать порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2010 г. N 100 «О порядке назначения регистраторов, осуществляющих государственную регистрацию прав на воздушные суда и сделок с ними, и квалификационных требованиях к ним» <16>

——————————— <16> СЗ РФ. 2010. N 10. Ст. 1087.

Документом установлено, что регистраторами назначаются лица из числа лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в Федеральном агентстве воздушного транспорта. Регистраторы должны удовлетворять одному из следующих квалификационных требований: наличие высшего юридического образования и опыта работы по юридической специальности не менее 3 лет или опыта работы в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не менее 2 лет; наличие высшего образования и опыта работы в области государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации не менее 3 лет.

Приказ Минэкономразвития России от 21 января 2010 г. N 20 «Об утверждении типовой формы соглашения с субъектом Российской Федерации о делегировании отдельных полномочий по управлению особой экономической зоной»

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 февраля 2010 г. Регистрационный N 16513 <17>. ——————————— <17> Рос. газ. N 54. 2010. 17 марта.

Минэкономразвития России реализует положения Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в соответствии с которым Министерством разработана типовая форма соглашения с субъектом Российской Федерации о делегировании отдельных полномочий по управлению особой экономической зоной. Типовая форма соглашения содержит в том числе наименование делегируемых полномочий, права Минэкономразвития Российской Федерации, обязательства высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Соглашение заключается сроком на один год с возможностью продления по взаимному согласию сторон.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 4-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А. А. Дорошка, А. Е. Кота и Е. Ю. Федотовой» <18>

——————————— <18> СЗ РФ. 2010. N 11. Ст. 1255.

В соответствии с выраженной в рассматриваемом документе позицией Конституционного Суда Российской Федерации ч. 2 ст. 392 ГПК РФ не может рассматриваться как позволяющая суду общей юрисдикции отказывать в пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам в случае, если Европейским судом по правам человека установлено нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении конкретного дела. Заявители просили признать не соответствующей Конституции Российской Федерации ч. 2 ст. 392 ГПК РФ, поскольку она прямо не предусматривает в числе оснований для пересмотра вступивших в законную силу судебных актов установленное Европейским судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом общей юрисдикции конкретного дела. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, ч. 2 ст. 392 ГПК РФ по своему конституционно-правовому смыслу не может рассматриваться как позволяющая суду общей юрисдикции отказывать в пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам в случае, если Европейским судом по правам человека установлено нарушение положений указанной Конвенции в отношении конкретного дела, по которому было вынесено данное судебное постановление, послужившее поводом для обращения заявителя в Европейский суд по правам человека. Соответственно федеральный законодатель обязан внести изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, с тем чтобы гарантировать возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений в случаях установления Европейским судом по правам человека нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом общей юрисдикции конкретного дела. Конституционный Суд Российской Федерации постановил признать ч. 2 ст. 392 ГПК РФ не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку она не может рассматриваться как позволяющая суду общей юрисдикции отказывать в пересмотре по заявлению гражданина вынесенного им судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам в случае, если Европейским судом по правам человека установлено нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении конкретного дела, по которому было вынесено данное судебное постановление, послужившее поводом для обращения заявителя в Европейский суд по правам человека.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2010 г. N 7-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 397 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан И. В. Амосовой, Т. Т. Васильевой, К. Н. Жестковой и других» <19>

——————————— <19> СЗ РФ. 2010. N 14. Ст. 1734.

Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующей Конституции Российской Федерации ч. 2 ст. 397 ГПК РФ в той мере, в какой она препятствует обжалованию в кассационном (апелляционном) порядке определений судов первой инстанции об удовлетворении заявлений о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам. Конституционный Суд Российской Федерации установил, что определение об удовлетворении заявления о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, приводящее к отмене вступившего в силу судебного постановления и тем самым к отступлению от принципа правовой определенности как неотъемлемого элемента права на суд по смыслу Конституции Российской Федерации, не должно рассматриваться как промежуточное судебное постановление, обжалование которого может быть перенесено на стадию после рассмотрения дела по существу и вынесения нового решения. Кроме этого, по смыслу Конституции Российской Федерации гражданское судопроизводство, посредством которого осуществляют судебную власть суды общей юрисдикции и арбитражные суды, в своих принципах и основных чертах должно быть сходным для этих судов. При этом Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (ч. 5 ст. 317) заинтересованным лицам предоставляется право на обжалование указанных судебных актов, в то время как ГПК РФ такого права не предполагает, что означает установление пониженного уровня процессуальных гарантий защиты прав граждан в делах, рассматриваемых судами общей юрисдикции, которое не может быть оправдано спецификой этих дел и приводит к нарушению закрепленного в Конституции Российской Федерации принципа равенства всех перед законом и судом. Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации установил, что определения судов первой инстанции об удовлетворении заявлений о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам могут обжаловаться в кассационном (апелляционном) порядке.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ АКТЫ

Федеральный закон от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <20>

——————————— <20> СЗ РФ. 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6410.

Документом внесены изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости». Многочисленные изменения касаются формулировок, определяющих орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и ведение государственного кадастра недвижимости, а также норм, регулирующих предоставление сведений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, порядок осуществления государственной регистрации, в том числе основания для приостановления государственной регистрации и отказа в ней, и норм, регулирующих согласование действий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с кадастровым учетом недвижимого имущества. Определено также, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, могут предоставляться в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи и посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Реестра. Установлен запрет на государственную регистрацию прав на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Уточнен порядок использования в процедуре государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества кадастровых паспортов, технических паспортов и иных документов, которые содержат описание зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и выданы в установленном законодательством порядке.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 342-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности» <21>

——————————— <21> СЗ РФ. 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6418.

Документом в очередной раз продлены сроки переоформления отдельных прав на земельные участки и отсрочено вступление в силу норм об административной ответственности за нарушение данных сроков. В частности, до 1 января 2012 г. продлены сроки переоформления юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды либо приобретения этих участков в собственность (в отношении земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии электросвязи, трубопроводы и т. п., — до 1 января 2015 г.). До 1 января 2012 г. продлен порядок определения цены, по которой в отдельных случаях осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям. На 1 января 2013 г. перенесен срок вступления в силу соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 351-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» <22>

——————————— <22> СЗ РФ. 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6427.

Документом изменены сроки введения в действие законодательных норм, устанавливающих новые виды градостроительной документации. С 2010 на 2012 г. перенесены сроки, начиная с которых является обязательным применение некоторых видов документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации. Соответствующие изменения внесены в Федеральные законы «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» <23>

——————————— <23> СЗ РФ. 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6419.

Документ уточняет полномочия Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. В частности, в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» внесены многочисленные изменения, которые касаются функций Фонда (в частности, осуществления Фондом продажи земельных участков с объектами инфраструктуры, находящимися в частной собственности, и отказа от права собственности на земельные участки Фонда, на которых расположены многоквартирные дома), полномочий попечительского совета и правления Фонда, порядка подготовки предложений об использовании земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для жилищного строительства, принятия решений об использовании земельных участков, особенностей прекращения прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности. Закон дополнен новой главой, регулирующей некоторые особенности распоряжения земельными участками Фонда, в частности продажи права на заключение договоров аренды земельных участков Фонда и передачи прав на земельные участки Фонда, на которых расположены многоквартирные дома, объекты индивидуального жилищного строительства и иные объекты недвижимого имущества.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 364-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <24>

——————————— <24> СЗ РФ. 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6440.

Документ вносит изменения, касающиеся использования, охраны, воспроизводства, разведки и разработки природных ресурсов. Изменения внесены, в частности, в Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», в Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», в Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации». Ряд статей изложен в новой редакции, кроме того, указанные Федеральные законы дополнены новыми положениями. В частности, установлены права и обязанности лиц, осуществляющих рыболовство на континентальном шельфе, определены особенности проведения морских ресурсных исследований водных биологических ресурсов, регламентированы виды рыболовства, осуществляемые в исключительной экономической зоне, уточнен порядок производства буровых работ на континентальном шельфе Российской Федерации.

Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» <25>

——————————— <25> СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 5.

Принят Технический регламент о безопасности зданий и сооружений. Объектом технического регулирования в Федеральном законе «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения и устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования: механической безопасности, пожарной безопасности, безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях; безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях; безопасности для пользователей зданиями и сооружениями; доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; энергетической эффективности зданий и сооружений; безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.

Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 385-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» <26>

——————————— <26> СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 6.

Полномочия по принятию технических регламентов предоставлены еще одному государственному органу: федеральному органу исполнительной власти по техническому регулированию. Технические регламенты принимаются нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию в случаях, предусмотренных программой разработки технических регламентов, утвержденной Правительством Российской Федерации. Также существенно дополнен перечень документов в области стандартизации, используемых на территории Российской Федерации. В указанный перечень включены международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов, а также надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации. В Федеральный закон «О техническом регулировании» внесены и другие изменения. Так, в частности, из Закона исключен перечень первоочередных технических регламентов, которые должны были быть приняты до 1 января 2010 г. В Закон включены нормы, устанавливающие возможность введения, до вступления в силу технических регламентов, в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации обязательных требований, содержащихся в технических регламентах государств — участников Таможенного союза или в документах Европейского союза.

Федеральный закон от 29 марта 2010 г. N 30-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О временном запрете на клонирование человека» <27>

——————————— <27> СЗ РФ. 2010. N 14. Ст. 1550.

Документом вновь введен временный запрет на клонирование человека. Федеральным законом от 20 мая 2002 г. N 54-ФЗ был установлен временный запрет на клонирование человека сроком на пять лет. Действие запрета истекло 23 июня 2007 г. Рассматриваемым документом действие временного запрета установлено до дня вступления в силу федерального закона, определяющего порядок использования технологий клонирования организмов в целях клонирования человека. Установлено также, что действие Закона не распространяется на клонирование организмов в иных целях.

Распоряжение Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 861-рп «О Климатической доктрине Российской Федерации» <28>

——————————— <28> СЗ РФ. 2010. N 51. Ст. 6305.

Климатическая доктрина Российской Федерации разработана в целях осуществления скоординированных действий, направленных на обеспечение безопасного и устойчивого развития Российской Федерации в условиях изменяющегося климата. Доктрина представляет собой систему взглядов на цель, принципы, содержание и пути реализации единой государственной политики Российской Федерации внутри страны и на международной арене по вопросам, связанным с изменением климата и его последствиями. Определено, в частности, что основными задачами политики в области климата являются: укрепление и развитие информационной и научной основы политики в области климата, включая усиление научно-технического и технологического потенциала Российской Федерации; разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по адаптации к изменениям климата; разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по смягчению антропогенного воздействия на климат; участие в инициативах международного сообщества в решении вопросов, связанных с изменениями климата и смежными проблемами.

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 921 «Об утверждении Положения об осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях» <29>

——————————— <29> СЗ РФ. 2009. N 46. Ст. 5504.

Документом определен порядок осуществления научными организациями рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, в соответствии с которым рыболовство осуществляется на основании ежегодных планов проведения ресурсных исследований водных биоресурсов, составленных с учетом программ выполнения работ при осуществлении рыболовства, разработанных научными организациями и утвержденных в порядке, установленном Росрыболовством.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2009 г. N 970 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 1997 г. N 1320» <30>

——————————— <30> СЗ РФ. 2009. N 49 (ч. 2). Ст. 5973.

Документ вносит уточнения в порядок осуществления государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Изменениями установлено, что Ространснадзор осуществляет государственный надзор в отношении судоходных гидротехнических сооружений, а Ростехнадзор — в отношении остальных гидротехнических сооружений (за исключением гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления). В случае нарушения законодательства Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений Ростехнадзор и Ространснадзор вправе принимать в пределах своей компетенции предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также меры по ликвидации последствий нарушений, приведших к снижению безопасности гидротехнических сооружений или к возникновению чрезвычайных ситуаций.

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 975 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» <31>

——————————— <31> СЗ РФ. 2009. N 49 (ч. 2). Ст. 5976.

Документом уточнены полномочия Росприроднадзора, Ростехнадзора и Минприроды России. В частности, за Минприроды России закреплены полномочия: по установлению порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; по осуществлению охраны и воспроизводства объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; по регулированию численности объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 «Об утверждении Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» <32>

——————————— <32> Документ официально опубликован не был. См.: справочная правовая система «КонсультантПлюс: ВерсияПроф».

Документом утверждены Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия. Перечни утверждены в соответствии с п. 3 ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании». Названным Законом предусматривается обязательное подтверждение соответствия только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. До принятия соответствующих регламентов обязательному подтверждению соответствия подлежит продукция, поименованная в утвержденных Правительством Перечнях.

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2009 г. N 992 «Об усилении контроля за экспортом отдельных видов ядерных установок, оборудования и технологий» <33>

——————————— <33> СЗ РФ. 2009. N 50. Ст. 6100.

Документом определен порядок экспорта в 2010 г. отдельных видов ядерных установок, оборудования и технологий. Установлено, что с 1 января по 31 декабря 2010 г. экспорт из Российской Федерации установок изотопного обогащения урана, установок химической переработки облученного ядерного топлива, а также относящихся к таким установкам оборудования и технологий в любое государство, не обладающее ядерным оружием, осуществляется в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 973 «Об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий». При этом экспорт указанных установок, оборудования и материалов может осуществляться только в случае, если государство-получатель отвечает ряду определенных требований, связанных с участием в конкретных международных договорах и предоставлением гарантий выполнения их условий.

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1007 «Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон» <34>

——————————— <34> СЗ РФ. 2009. N 51. Ст. 6312.

Установлен порядок определения функциональных зон в лесопарковых зонах защитных лесов, площади и границ лесопарковых зон и зеленых зон защитных лесов. В соответствии с утвержденным Положением функциональные зоны в лесопарковой зоне представляют собой части лесопарковой зоны, которые выделяются в целях дифференциации режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в различных частях лесопарковой зоны. Функциональные зоны, площадь и границы лесопарковой зоны, зеленой зоны устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании утвержденной проектной документации. Сведения об установлении границ лесопарковых зон и зеленых зон вносятся в государственный кадастр недвижимости в качестве сведений о зонах с особыми условиями использования территории.

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 2010 г. N 1 «О внесении изменений в Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» <35>

——————————— <35> СЗ РФ. 2010. N 3. Ст. 334.

Уточнен Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. В частности, изменен пункт Перечня, касающийся деятельности по отведению сточных вод и утилизации отходов, выражающейся в складировании, захоронении и обезвреживании вновь образующихся опасных отходов. Запрет установлен в части складирования, захоронения и обезвреживания вновь образующихся отходов 1 — 5 класса опасности за пределами специально оборудованных мест размещения отходов, созданных на основании выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешений.

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 января 2010 г. N 2 «Об утверждении Положения о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны» <36>

——————————— <36> СЗ РФ. 2010. N 3. Ст. 335.

Документ определяет порядок согласования с Росохранкультурой градостроительной документации, разрабатываемой для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны. Установлено, что исполнительный орган власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, направляет на согласование градостроительную документацию и (или) градостроительные регламенты в 2 экземплярах в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об их согласовании. Историко-культурный опорный план или его фрагмент должны быть приложены к каждому экземпляру проекта генерального плана поселения или городского округа, составленного в границах исторического поселения, а также проекта документации по планировке территории, подготовленной в соответствии с ч. 6 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Решение о согласовании градостроительной документации и градостроительных регламентов оформляется в виде заключения об их соответствии предъявляемым требованиям.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2010 г. N 18 «Об утверждении Правил оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог» <37>

——————————— <37> СЗ РФ. 2010. N 4. Ст. 416.

Документом вводятся в действие «Правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам…». Пользование платной автомобильной дорогой (платным участком дороги) осуществляется на основании договора, заключаемого, в частности, посредством оплаты проездного талона, оплаты проезда в пункте взимания платы, въезда на платную автомобильную дорогу. Размер платы устанавливается оператором (владельцем платной дороги, концессионером, в случае использования платной автомобильной дороги на основе соглашения). Максимальный размер такой платы утверждается Правительством Российской Федерации. Взимание иных платежей, кроме платы за проезд, не допускается. Размер платы за проезд может быть дифференцированным для различных категорий транспортных средств в зависимости от времени суток, дня недели или месяца года. Оператор обязан предоставить пользователю полную и достоверную информацию об оказываемых услугах. Данная информация должна содержать в том числе: схему платной дороги с обозначением пунктов взимания платы и маршрута альтернативного бесплатного проезда, сведения об операторе, размер платы за проезд и порядок ее оплаты, перечень льготных категорий пользователей. Правилами определены права и обязанности оператора и пользователя платной автомобильной дороги.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 января 2010 г. N 31 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны и использования объектов животного мира» <38>

——————————— <38> СЗ РФ. 2010. N 5. Ст. 538.

Документ перераспределяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны и использования объектов животного мира. Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации переданы Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Функции и полномочия по контролю и надзору в указанной сфере от Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 г. N 39 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, и о внесении изменений в Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» <39>

——————————— <39> СЗ РФ. 2010. N 6. Ст. 651.

Документом определены органы государственного горного надзора, их полномочия, права, обязанности и порядок работы. Установлено, что государственный горный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами во взаимодействии с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами. Определены также функции Ростехнадзора в сфере государственного горного надзора (к ним отнесены, в частности, надзор за соблюдением пользователями недр требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации объектов, на которых ведутся горные работы, надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ, требований по технологии ведения работ, правильностью осуществляемых пользователями недр пространственных измерений и определений параметров горных разработок и т. д.). Установлен перечень должностных лиц Ростехнадзора, осуществляющих государственный горный надзор, а также полномочия этих лиц, в том числе по рассмотрению дел об административных правонарушениях и подготовке представлений о приостановлении всех видов работ, связанных с пользованием недрами.

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 г. N 42 «Об уничтожении запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов» <40>

——————————— <40> СЗ РФ. 2010. N 6. Ст. 654.

Документом определен порядок уничтожения запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Установлено, что при обнаружении факта ввоза на территорию Российской Федерации запрещенных к такому ввозу рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем должностным лицом таможенного органа осуществляется их изъятие в соответствии с законодательством Российской Федерации; изъятые запрещенные орудия добычи водных биологических ресурсов подлежат обращению в собственность государства на основании судебного решения; запрещенные орудия добычи (вылова) с копией судебного решения об их обращении в собственность государства передаются Федеральному агентству по управлению государственным имуществом для уничтожения.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *