Переработка на таможенной территории в Таможенном кодексе Таможенного союза

(Истомин С. И.) («Юрист», 2010, N 9) Текст документа

ПЕРЕРАБОТКА НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ В ТАМОЖЕННОМ КОДЕКСЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА <*>

С. И. ИСТОМИН

——————————— <*> Istomin S. I. Processing on the customs territory in the Customs Code of the Customs Union.

Истомин С. И., профессор Российской правовой академии, кандидат юридических наук.

В статье анализируются положения Таможенного кодекса Таможенного союза, регулирующие переработку на таможенной территории. Автор выделяет особенности, которые характеризуют указанную таможенную процедуру. Автор акцентирует внимание на новеллах и противоречиях, которые, по его мнению, содержатся в нормах Таможенного кодекса Таможенного союза.

Ключевые слова: таможенная процедура переработки на таможенной территории Таможенного союза, требования, условия.

The article analyses the provisions of the Customs Code regulating processing on the customs territory. The author stresses the peculiarities which characterize the said customs procedure; draws attention to the innovations and controversies of the norms of the Customs Code of the Customs Union.

Key words: customs procedure of processing on the territory of the Customs Union, requirements, conditions.

Вступивший в действие Таможенный кодекс Таможенного союза (далее — ТК Союза) требует своего анализа для правильного применения содержащихся в нем положений. Прежде всего необходимо иметь в виду, что указанные правоотношения регулируются как на союзном, так и на национальном уровне, т. е. следует руководствоваться таможенным законодательством Союза и законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 3 ТК Союза таможенное законодательство Таможенного союза состоит из 1) Таможенного кодекса; 2) международных договоров государств — членов Таможенного союза; 3) решений Комиссии Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемых на основе ТК Союза и международных договоров государств — членов Таможенного союза. В то же время ТК Союза устанавливает, что если в соответствии с таможенным законодательством Союза таможенное регулирование осуществляется законодательством государства — члена Таможенного союза, такое законодательство действует на территории этого государства — члена Таможенного союза. Таможенное законодательство Российской Федерации состоит из ТК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, таможенные правоотношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной таможенной службы (статьи 3 — 5 ТК РФ), которые действуют в части, не противоречащей положениям ТК Союза. Положения, регулирующие переработку на таможенной территории, содержатся в статьях 239 — 251 ТК союза и частично в § 1 главы 19 ТК РФ. Следует отметить, что ТК Союза не использует такое понятие, как «таможенный режим», его заменило понятие «таможенная процедура», которая представляет собой совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за его пределами. Таким образом, требования и условия характеризуют каждую таможенную процедуру, которые подлежат соблюдению при выполнении действий, входящих в содержание процедуры, но предварительно необходимо раскрыть содержание указанных понятий. В соответствии со статьей 239 ТК Союза переработка на таможенной территории — таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории Таможенного союза. Таким образом, объектом переработки выступают иностранные товары, в отношении которых совершаются определенные операции, в процессе переработки могут использоваться и товары Таможенного союза (электроэнергия, вода, различные катализаторы и т. д.). Содержание понятий «иностранный товар» и «товар Таможенного союза» раскрываются в статье 4 ТК Союза. Иностранными товарами являются товары, не являющимися товарами Таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с ТК Союза, к последним относятся товары Таможенного союза, вывезенные с таможенной территории Таможенного союза. Для более полного раскрытия содержания понятия «иностранный товар» следует обратиться к понятию «товары Таможенного союза», к которым относятся находящиеся на таможенной территории Таможенного союза товары: 1) полностью произведенные на территориях государств — членов Таможенного союза; 2) ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с ТК Союза и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза; 3) изготовленные на территориях государств — членов Таможенного союза из товаров, указанных в предыдущих абзацах, и (или) иностранных товаров, и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с ТК Союза и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза. Следует указать, что в состав Таможенного союза вошли Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация. Процесс движения товаров в процедуре переработки на таможенной территории можно представить в виде этапов ввоза иностранных товаров на территорию Союза, процесса переработки и вывоза готовой продукции в виде продуктов переработки, полученных в результате операций по переработке, с таможенной территории Союза. Следует иметь в виду, что Комиссия Таможенного союза вправе определять перечень товаров, которые могут быть запрещены к помещению под процедуру переработки на таможенной территории. Такой перечень, вероятно, появится в будущем. Процесс переработки товаров занимает важное место в содержании процедуры переработки, поэтому ТК союза определяет перечень операций, которые возможны к выполнению. Операции, не включенные в перечень, исключают переработку, можно привести пример, когда переработка предполагалась в виде выполнения перевода документации с иностранного языка на русский, что явно не подпадает под приведенный в статье 241 ТК Союза перечень операций, который носит исчерпывающий характер. Перечень операций и их характеристику можно представить в следующем виде:

N Операция Характеристика п/п

1 Переработка или обработка товаров Иностранные товары теряют свои индивидуальные признаки

2 Изготовление товаров Монтаж, сборка, разборка, подгонка

3 Ремонт товаров Восстановление, замена составных частей

Кроме того, ТК союза выделяет ряд действий, которые могут носить хозяйственный характер, но не относятся к операциям по переработке: 1) операции по обеспечению сохранности товаров при подготовке их к продаже и транспортировке; 2) получение приплода, выращивание и откорм животных, птиц, рыб, а также выращивание ракообразных и моллюсков; 3) выращивание деревьев и растений; 4) копирование и размножение информации, аудио — и видеозаписей на любые виды носителей информации; 5) использование иностранных товаров как вспомогательных средств в технологическом процессе (оборудование, станки, приспособления и др.). Помещение товаров под переработку требует соблюдения условий, перечисленных в статье 240 ТК Союза, к которым относятся предоставление документа об условиях переработки товаров, выданного уполномоченным органом государства — члена Таможенного союза и содержащего сведения, определенные статьей 244 ТК Союза. Следует отметить, что предоставление упомянутого документа не является обязательным во всех случаях. Если переработкой выступает ремонт, то в качестве рассматриваемого документа может являться таможенная декларация. Использование таможенной декларации является правом декларанта, но он может получить и документ об условиях переработки. Другим условием помещения товаров под процедуру переработки является возможность идентификации таможенными органами иностранных товаров в продуктах их переработки, за исключением случая замены товаров эквивалентными товарами в порядке, определенном статьей 248 ТК Союза, чтобы была возможность определить получение продукта переработки из ввезенных товаров. ТК Союза предлагает достаточно широкий перечень способов идентификации (схема на стр. 22). Способы, изложенные в последнем абзаце, находят редкое применение, в то же время потребность в их использовании возрастает с расширением кооперационных связей в производстве, особенно высокотехнологической продукции. В качестве примера можно использовать монтаж электрических проводников, так называемых жгутов, которые представляют собой различные кабели, стоимость которых может быть значительной, как и их протяженность в конечном изделии, например в самолете, морском судне. При использовании электрических проводников достаточно сложно проставить на них печати, штампы либо другую маркировку, а серийные номера на такой продукции отсутствуют. В таких случаях таможенные органы исходят из того, что реализация такого способа идентификации, как представление в таможенный орган подробных сведений о сырье, материалах и комплектующих, используемых в производстве, возможна путем представления в таможенный орган: 1) документов, используемых для учета товаров, помещенных под таможенный режим переработки, на склад лица, непосредственно совершающего операции по переработке, содержащих сведения о поступлении на склад таких товаров с указанием номеров грузовых таможенных деклараций; 2) документов, подтверждающих передачу товаров в производственный цех организации-переработчика; 3) документов, содержащих сведения о принятии на бухгалтерский учет лицом, непосредственно совершающим операции по переработке, товаров, помещенных под процедуру переработки для изготовления продуктов переработки, указанных в документе об условиях переработки, и изготовленных продуктах переработки.

Проставление декларантом, лицом, осуществляющим Способы переработку, или должностными лицами таможенных идентификации органов печатей, штампов, цифровой и другой маркировки на исходные иностранные товары

Подробное описание, фотографирование, изображение в масштабе иностранных товаров

Сопоставление предварительно отобранных проб, образцов иностранных товаров и продуктов их переработки

Использование имеющейся маркировки товаров, в том числе в виде серийных номеров

Иные способы, которые могут быть применены исходя из характера товаров и совершаемых операций по переработке товаров, в том числе путем исследования представленных подробных сведений об использовании иностранных товаров в технологическом процессе совершения операции по переработке, а также о технологии производства продуктов переработки или путем осуществления таможенного контроля во время совершения операций по переработке

Схема 1

Что касается такого способа идентификации, как осуществление таможенного контроля во время совершения операций по переработке, то опыта в его применении не отмечено, в то же время это не значит, что он не может быть востребован, для чего, как представляется, необходимо разработать порядок проведения таможенного контроля. Документ об условиях переработки товаров, по существу, является тем самым разрешением, которое использовалось ТК РФ, в редакции 2003 г. Документ об условиях переработки товаров выдается уполномоченным органом государства — члена Таможенного союза, такая формулировка нормы приводит к выводу, что в качестве уполномоченного органа могут выступать не только таможенные органы, но и какие-то другие. В Российской Федерации рассматриваемый документ выдается таможенными органами. Документ об условиях переработки товаров может получить любое лицо государства — члена Таможенного союза, на территории которого выдается этот документ, в том числе и не совершающее непосредственно операции по переработке. Таким образом, документ об условиях переработки может быть получен в определенном государстве — члене Таможенного союза и резидентом этого государства, т. е. в Российской Федерации документ может получить российское лицо. Содержание документа об условиях переработки товаров раскрывается в пункте 2 статьи 244 ТК Союза, оно соответствует тем сведениям, которые необходимо было сообщить таможенному органу при получении разрешения согласно ТК РФ, в редакции 2003 г. Перечисленные в указанной статье сведения не являются исчерпывающими, пункт 3 рассматриваемой статьи допускает возможность расширения перечня сведений на национальном уровне. Можно сделать вывод, что государства — члены Таможенного союза, несомненно, воспользуются такой возможностью. ТК Союза не содержит положений о форме и порядке выдачи документа об условиях переработки, внесении в него изменений или дополнений, а также его отзыва. Перечисленные вопросы будут решаться на национальном уровне. В Российской Федерации в настоящее время действует ряд приказов Государственного таможенного комитета Российской Федерации и Федеральной таможенной службы, в которых определяется объем сведений, который должен содержаться в документе об условиях переработки, а также о его форме, порядке выдачи, внесении изменений, дополнений, отзыва. Данными приказами следует руководствоваться в части, не противоречащей ТК Союза. Статья 244 ТК Союза завершается пунктом 5, согласно которому выпуск иностранных товаров в процедуре переработки на таможенной территории осуществляется таможенным органом государства — члена Таможенного союза, уполномоченным органом которого выдан документ об условиях переработки, т. е. декларирование ввезенных товаров и получение документа об условиях переработки выполняется в одном государстве, например в Российской Федерации. Статья 240 ТК Союза содержит два условия, которые рассмотрены выше, все остальные положения, содержащиеся в главе 34, которые регулируют переработку в соответствии с общим определением понятия «таможенная процедура», следует отнести к требованиям. Как указывалось выше, понятия «требования» и «условия» — совпадающие понятия, поэтому их использование в определении таможенной процедуры представляется неудачным. Если следовать предложенной логике, то все процедуры должны иметь следующее построение: положения, относящиеся к условиям, и положения, относящиеся к требованиям, но этого не следует из содержания таможенных процедур, перечисленных в ТК союза. Документ об условиях переработки в соответствии со статьей 240 ТК Союза сам по себе является условием помещения товаров под процедуру переработки. Но этот документ содержит еще ряд условий, в связи с чем в условии представления указанного документа содержатся дополнительные условия, т. е. содержанием условия выступают другие условия. Очевидно, что в данном случае прослеживается нарушение логики изложения. Если все сведения, содержащиеся в документе об условиях переработки, отнести к условиям, то требования составляют положения о завершении действия процедуры переработки; возникновении и прекращении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов; особенностях помещения иностранных товаров под процедуру переработки. Представляет интерес положение, содержащееся в пункте 1 статьи 244 ТК Союза, в соответствии с которым документ об условиях переработки может получить любое лицо государства — члена Таможенного союза, на территории которого выдается этот документ, в том числе не совершающее непосредствен операции по переработке товаров. Таким образом, указанный документ вправе получить две категории лиц: 1) совершающие операции по переработке; 2) не совершающие таких операций. В первом случае предприятие, получающее товары, например для ремонта, является производителем данного товара, поэтому может самостоятельно провести необходимые ремонтные работы, во втором случае предприятие не является производителем товара, который входит в состав конечного изделия, поэтому провести ремонт не может, он будет проводиться предприятием-изготовителем. Указанные лица могут получить документ об условиях переработки при исполнении положений, содержащихся в статье 244 ТК Союза. Основными обстоятельствами, подлежащими проверке при выдаче документа, являются легальность поступления иностранного товара на таможенную территорию, его использование (продукты переработки, отходы, остатки и т. д.). В практике возникает вопрос: может ли получить документ об условиях переработки предприятие, которое самостоятельно не заключало внешнеэкономическую сделку, но в соответствии с договором на выполнение работ приняло на себя обязательство о проведении операций, составляющих переработку? Можно привести пример, когда таможенный орган отрицал такую возможность, что не согласуется с положениями статьи 244 ТК союза, не содержащей таких ограничений. Переработка сырьевых товаров предполагает норму выхода продуктов переработки, под которой понимается количество или процентное содержание продуктов переработки, образовавшихся в результате переработки определенного количества ввезенных иностранных товаров. Определение нормы выхода продуктов переработки обусловлено контролем со стороны таможенных органов уплаты таможенных пошлин, налогов. Продукты переработки в соответствии с содержанием процедуры переработки должны быть вывезены с таможенной территории, поэтому их количество должно соотноситься с нормой выхода. Следует иметь в виду, что могут существовать стандартные нормы выхода продуктов переработки, что будет рассматриваться также на национальном уровне. Как уже отмечалось, если переработкой является ремонт, то заинтересованное лицо может воспользоваться в качестве документа об условиях переработки таможенной декларацией. В этом случае лицо также должно будет указывать норму выхода продуктов переработки, хотя она известна, так как в результате ремонта не может быть частичного или процентного содержания продуктов переработки, например нет оснований говорить, что после ремонта двигателя или другой машинно-технической продукции они будут представлены в 50-процентном состоянии. Переработка товаров может сопровождаться образованием отходов или остатков товаров. В соответствии со статьей 246 ТК Союза отходы подлежат помещению под иную таможенную процедуру, за исключением случая, когда отходы переработаны в состояние, не пригодное для их дальнейшего коммерческого использования, что вызывает вопрос: что понимать под иной таможенной процедурой и непригодностью для дальнейшего коммерческого использования? Положение о помещении отходов под иную таможенную процедуру можно понимать как исключение таможенной процедуры переработки на таможенной территории, в то же время абзац 2 пункта 1 статьи 249 ТК Союза предусматривает, что действие таможенной процедуры переработки на таможенной территории может быть завершено до истечения срока переработки помещением отходов под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или иную таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры транзита. Таким образом, помещение отходов под процедуру переработки не исключается. Ремонт, как правило, влечет образование отходов, в том числе в виде лома черных и цветных металлов, которые целесообразно (даже по экологическим соображениям) сдать в специализированные предприятия по их приему. Можно ли такую сдачу рассматривать как коммерческое использование? При декларировании отходов они рассматриваются в качестве товаров, ввезенных на таможенную территорию, в этом состоянии. Таможенная стоимость отходов будет определяться в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза. Своеобразными отходами являются производственные потери, образующиеся или безвозвратно теряющиеся при совершении операций по переработке, которые помещению под таможенную процедуру не подлежат. В процессе переработки возможны случаи, когда ввезенные товары перерабатываются в силу различных причин не в полном объеме, т. е. могут образоваться остатки, которые должны быть помещены под иную таможенную процедуру. Также можно сделать вывод, что при этом исключается переработка на таможенной территории, но статья 249 ТК Союза допускает помещение остатков под процедуру выпуска для внутреннего потребления или иную процедуру, включая переработку, за исключением процедуры транзита. Неоднозначное толкование положений о возможных процедурах в отношении остатков и отходов может привести к возникновению споров. Содержание процедуры переработки включает в себя срок, в течение которого иностранный товар используется на таможенной территории таможенного союза. Согласно пункту 1 статьи 243 ТК Союза общий срок переработки не может превышать 3 года, но это не значит, что указанный срок будет устанавливаться во всех случаях. Срок переработки будет носить индивидуальный характер и будет зависеть от конкретных обстоятельств в пределах 3 лет. Если первоначально установленный срок будет недостаточен для завершения переработки, заинтересованное лицо вправе обратиться за продлением срока с учетом предельного срока. Комиссия Таможенного союза может принять решение о более продолжительном сроке переработки для отдельных категорий товаров, как это, например, было установлено в свое время Правительством Российской Федерации в отношении продукции военного назначения. Порядок установления и продления срока переработки определяется национальным законодательством, т. е. следует обращаться к нормативным правовым актам Федеральной таможенной службы. Необходимо иметь в виду, что срок переработки включает в себя две составляющие:

Срок переработки

=

Продолжительность производственного процесса

+

Время, необходимое для вывоза продуктов переработки и совершения таможенных операций, связанных с распоряжением отходами и остатками товаров

Продолжительность производственного процесса зависит от времени, необходимого для выполнения технологических операций при переработке. Время, необходимое для вывоза продуктов переработки и совершения таможенных операций, связанных с распоряжением отходами и остатками товаров, включает в себя время, требуемое для организации транспортировки и декларирования отходов и остатков и выполнения иных таможенных операций. В связи с установлением срока переработки возникает вопрос о начале исчисления этого срока. Статья 243 ТК Союза устанавливает, что течение срока начинается со дня помещения товаров под процедуру переработки, если декларирование проводится в отношении отдельных партий товаров, то срок исчисляется со дня помещения под процедуру переработки первой партии товара. Процедура переработки товаров на таможенной территории предусматривает возможность замены ввезенных товаров эквивалентными товарами, под которыми понимаются товары Таможенного союза, совпадающие с иностранными товарами по своим описанию, качеству и техническим характеристикам. Такая замена возможна с разрешения таможенного органа. Следует отметить, что сложившаяся практика по использованию эквивалентной компенсации вызывает многочисленные вопросы, особенно к описанию, качеству и техническим характеристикам заменяемых товаров. На протяжении ряда лет эквивалентная компенсация из-за своеобразного понимания этого явления со стороны таможенных органов не применяется, несмотря на решение арбитражного суда. Статья 248 ТК Союза, предусматривающая замену ввезенных товаров эквивалентными товарами, сняла часть вопросов положением, содержащимся в абзаце втором пункта 2, согласно которому в случае ввоза для гарантийного ремонта в неисправном виде частей, узлов, агрегатов, входивших в состав товаров, ранее вывезенных в процедуре экспорта, которые по своему описанию, качеству и техническим характеристикам совпадают с ввезенными товарами, рассматриваются как эквивалентные товары без учета состояния их исправности и (или) изношенности. Таким образом, при ввозе товаров для гарантийного ремонта состояние их исправности не учитывается, но ведь ремонт может быть и послегарантийным. Тогда состояние товара нужно учитывать? В таком случае мы вновь возвращается к той неопределенности, которая существует в настоящее время. При дополнительном анализе указанного абзаца 2 возникают дополнительные вопросы в связи с неоднозначностью его толкования. В частности, в этом абзаце речь идет о ввозе частей, узлов, агрегатов, входивших в состав товаров, ранее вывезенных в соответствии с таможенной процедурой экспорта. Если, например, вывозился двигатель, то обратный ввоз относится только к составляющим такого двигателя. А можно ли ввезти двигатель? Другой вопрос относится к процедуре вывоза: если двигатель первоначально вывозился в процедуре экспорта, затем ввозился для ремонта, после чего вывезен после завершения процедуры переработки на таможенной территории и вновь вышел из строя, возможно ли применение абзаца 2, так как вывоз был не в процедуре экспорта? Необходимо вновь вернуться к ремонту, который может быть гарантийным и послегарантийным. Гарантия устанавливается, как правило, на два года, в то же время жизненный цикл самолета МиГ-29 — 40 лет. Если делаются попытки упростить выполнение таможенных формальностей в течение двух лет на срок гарантии, то как быть в отношении более чем 30 лет, когда к ремонту нужно будет обращаться неоднократно? Анализ статьи 248 ТК Союза показывает, что споры с таможенными органами будут продолжены, поскольку спорные вопросы не сняты. Ввоз товаров в процедуре переработки товаров на таможенной территории предполагает возникновение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, так как данная процедура предусматривает условное освобождение от уплаты указанных платежей. Нарушение условий процедуры влечет за собой уплату таможенных пошлин, налогов, процентов. Статья 250 ТК Союза содержит положения, устанавливающие поводы и сроки уплаты платежей. ТК Союза вносит существенные поправки в завершение действия процедуры переработки. Действие рассматриваемой процедуры завершается помещением продуктов переработки, иностранных товаров, не подвергшихся операциям по переработке, остатков и отходов, под таможенную процедуру реэкспорта, в отличие от ранее действовавшего порядка, когда завершение режима переработки происходило помещением под вывоз продуктов переработки (экспорт-52), в связи с чем возникнут вопросы, связанные с налогом на добавленную стоимость. Помещение перечисленных товаров под процедуру реэкспорта должно осуществляться до истечения срока переработки. Статья 249 ТК Союза предусматривает и иные варианты завершения процедуры переработки, т. е. допускается возможность помещения продуктов переработки, иностранных товаров, не подвергавшихся операциям по переработке, остатков и отходов под процедуру выпуска для внутреннего потребления или другую процедуру, за исключением транзита. Действие процедуры переработки может быть приостановлено, что допускается до истечения срока переработки. Приостановление возможно только при помещении продуктов переработки под процедуры таможенного склада и временного ввоза. Очевидно, что помещение продуктов переработки под указанные процедуры будет являться основанием для приостановления действия процедуры переработки. При переработке образуются остатки, отходы, в связи с чем возникает вопрос о действиях в отношении этих товаров при приостановлении процедуры переработки. Представляется, что в отношении остатков и отходов действует приостановление, которое распространяется на помещение их под какую-либо таможенную процедуру. Определение порядка приостановления и возобновления действия процедуры переработки отнесено к компетенции Комиссии Таможенного союза, которое, вероятно появится в недалеком будущем. Отдельно следует остановиться на вопросе обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении иностранных товаров под процедуру переработки. Общие условия обеспечения уплаты перечисленных платежей рассматриваются в статье 85 ТК Союза, в которой перечисляются случаи, когда обеспечение является обязательным требованием. Процедура переработки на таможенной территории напрямую не указана в данной статье, но подпункт 5 пункта 1 указанной статьи предусматривает, что исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в иных случаях, предусмотренных ТК союза, международными договорами и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза. Таможенное законодательство Российской Федерации (ТК РФ, в редакции 2003 г.) в статье 337 устанавливает, что обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется, в частности, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены. Это положение остается действующим, поэтому таможенный орган вправе потребовать обеспечения уплаты платежей и при помещении товаров под процедуру переработки. Абсолютное право таможенного органа требовать обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов приводит к произвольному применению такой меры соблюдения таможенного законодательства. Можно привести пример, когда в рамках одного внешнеэкономического контракта ввозились разновременно две партии одноименных товаров для ремонта, в первом случае таможенный орган не потребовал обеспечения, а во втором при неизменных обстоятельствах потребовал. Что же все-таки нового привнес ТК Союза в процедуру переработки на таможенной территории, отмечаются ли упрощения в данной таможенной процедуре? Прежде всего необходимо выделить то, что предельный срок переработки установлен до 3 лет; снята часть вопросов, возникавших при использовании эквивалентной компенсации при гарантийном ремонте; действие процедуры переработки завершается реэкспортом; при помещении продуктов переработки под процедуру выпуска для внутреннего потребления уплачиваются суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, исчисленные в отношении иностранных товаров, помещенных под процедуру переработки и использованных для изготовления продуктов переработки в соответствии с нормами их выхода, т. е. лишь части товаров. ТК Союза устранил противоречия, которые отмечались в нормах, регулировавших использование грузовой таможенной декларации в качестве заявления на переработку; исключил нелогичное требование при использовании в качестве заявления на переработку таможенной декларации, что при ввозе товаров и последующем вывозе продуктов их переработки они предъявляются одновременно и декларируются одному и тому же таможенному органу. Оценивая в целом положения ТК Союза о переработке, можно сказать, что принципиальных упрощений при ремонте настолько мало, что ожидать сокращения временных затрат не приходится.

Литература

1. Таможенный кодекс Таможенного союза. 2. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 20-е изд. М.: Рус. яз., 1989. 3. Толковый словарь русского языка. Том IV / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: ООО «Издательство «Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2000.

——————————————————————

Название документа Интервью: Таможенный союз: сертификаты, тарифы и посредники («ЭЖ-Юрист», 2010, N 28) Текст документа

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ: СЕРТИФИКАТЫ, ТАРИФЫ И ПОСРЕДНИКИ

Д. З. АИТКУЛОВ

В начале июля вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (ТС) Белоруссии, Казахстана и России, который, в частности, должен был отменить сертификаты происхождения и таможенное оформление товаров в торговле между этими странами. Но пока получается несколько иначе. Белоруссия с опозданием ратифицировала Таможенный кодекс ТС и в ближайшее время не планирует отменять прежние сертификаты. Казахстан же решил, что будет применять таможенный контроль в торговле с Россией и Белоруссией вплоть до 1 июля 2011 г. — в этот день его граница с третьими странами станет внешней границей всего ТС. Так что как минимум еще год в торговле между странами Таможенного союза будут действовать сертификаты происхождения товаров — об этом читателям «ЭЖ-Юрист» рассказал глава Договорно-правового департамента Торгово-промышленной палаты РФ Дамир Зайнуллович Аиткулов.

Дамир Зайнуллович, сколько сертификатов в общей сложности выдается в России? — В России, как и в более чем 80 странах мира, функции по выдаче сертификатов возложены государством на торгово-промышленные палаты. В минувшем году было выдано без малого полмиллиона сертификатов происхождения товаров, из них более 340 тыс. — формы «СТ-1», говоря иначе, на страны СНГ. Примерно такие же показатели во Франции, Англии и других европейских странах. То есть мы работаем на хорошем мировом уровне.

Раньше или позже сертификаты происхождения товаров внутри Таможенного союза станут не нужны. Что тогда? — Будет применяться единый сертификат происхождения для товаров, вывозимых за пределы Таможенного союза. ТПП РФ должна участвовать в работе специальной группы по разработке такого сертификата и положения о нем, но пока подобная группа в рамках соответствующей комиссии ТС не создана.

Разработать такой сертификат — это ведь только половина проблемы… — Даже меньше, чем половина. Отмена сертификатов происхождения между государствами — членами ТС, введение единого сертификата усложнят выполнение международных обязательств России по выдаче сертификатов в рамках СНГ и особенно в рамках Генеральной системы преференций (ГСП). Дело в том, что для России, Казахстана и Белоруссии действует разный режим ГСП. Так, страны ЕС не предоставляют преференции Белоруссии, а Япония не дает их России. Иными словами, если в сертификате происхождения будет указываться, что товар происходит из Таможенного союза без расшифровки конкретной страны происхождения, то существует опасность, что Россия, например, лишится преференций в рамках ГСП. Также возникнут сложности с выдачей сертификатов происхождения на некоторые изделия из стали, экспортируемые в страны ЕС, поскольку в силу соглашения между Россией и Евросоюзом нам предоставлены квоты на ввоз в ЕС изделий из стали, и сертификаты происхождения выдаются на основании лицензий. Есть и другие проблемы. Наши соображения по этим вопросам мы довели до сведения руководящих органов Таможенного союза. И еще один момент. Единый сертификат, естественно, должен признаваться другими странами, а для этого они обязаны признать сам Таможенный союз. ТС — это новый конкурент, новое объединение, новый игрок, что не всем по душе. В 1975 г. Европа заявила о создании своей единой таможенной территории. Советский Союз игнорировал этот факт до 1989 г., и наши европейские партнеры вынуждены были наряду с общим, единым применять и национальные сертификаты. ВТО далеко не сразу признала ЕС как таможенный союз. Иными словами, весьма возможно, что нас тоже ждет долгий и непростой процесс. Вероятно, в какой-то форме национальные сертификаты и у нас еще достаточно долго будут использоваться при вывозе товаров за пределы ТС.

Выдача сертификатов происхождения — платная услуга торгово-промышленных палат? — Да, это одна из ряда услуг, оказываемых палатами. Отмена в рамках Таможенного союза сертификатов происхождения снизит примерно на треть общее количество этих документов, выдаваемых ТПП, а в зависимости от региона деятельности снижение может дойти и до 90%. О таком развитии событий палаты знают и занимаются вопросом диверсификации услуг. Нельзя также допускать недобросовестную конкуренцию, завышение тарифов на оформление сертификатов; нужна идентичная трактовка тех или иных положений и т. д.

Можно подробнее? — Начну с вопроса о месте оформления документов. На этот счет высказываются разные мнения. Исходить же надо из того, что, как и в большинстве стран, выдача сертификатов, как правило, осуществляется по месту регистрации экспортера. В ЕС, например, палаты не приветствуют выдачу сертификатов компаниям, если они находятся вне региона их компетенции. Но если ситуация объективно требует иного, то экспортер вправе получить документы в другом месте. То есть компания в зависимости от ситуации может обратиться в любую палату, но если нет привходящих обстоятельств, то нужно придерживаться принципа территориальности. К этому вопросу примыкает другой: следует ли российской фирме-экспортеру обращаться за проведением экспертизы страны происхождения товара по месту нахождения изготовителя экспортируемой продукции? Безусловно, экспортер, если он сам производит экспортный товар, в своем же регионе и получит сертификат. Но таких компаний в нашей экономике примерно треть. Остальные сами закупают товар у производителей или у распространителей, скажем, в Москве, тогда как сам производитель находится в Сибири. Так, очень часто бывает, что компания формирует в порту или в крупном транспортном узле партию груза различных наименований из разных регионов. Целесообразно там же оформлять и сертификат происхождения товаров. Как разъяснили по нашей просьбе соответствующие министерства, включая ФАС, нецелесообразно считать выдачу сертификатов происхождения конкурентной сферой деятельности. Необходимо исходить из того, что функция выдачи этих документов прямо делегирована палатам постановлением правительства страны. На том же основана и позиция ТПП РФ в отношении тарифной политики. Тарифы едины для всех палат, разночтений не допускается; ни завышения, ни занижения цены сертификата быть не должно. Есть соответствующее постановление Правления ТПП РФ, которым утверждены единые тарифы за удостоверение сертификатов происхождения товаров и проведение экспертизы определения страны происхождения товаров. Ежегодные изменения вносятся только приказами ТПП РФ. Кстати, хочу напомнить, что здесь действует принцип «все включено». Никакие другие суммы за какие-либо услуги по оформлению документов палаты с бизнеса взимать не должны. Всем экспортерам следует об этом знать.

Не могли бы Вы сказать несколько слов о роли агентских компаний в оформлении сертификатов? — Деятельность агентских компаний, оказывающих содействие экспортерам в оформлении сертификатов происхождения, как и других сертификатов и документов, не противоречит законодательству. Они не оформляют сами документы — только готовят нужный пакет документов, а удостоверяют сертификаты исключительно торгово-промышленные палаты. Никакого увеличения тарифов за оформление сертификатов быть не должно. Сегодня при помощи агентских компаний сертификаты происхождения оформляются менее чем в 5% палат. Еще раз подчеркну: тарифы на выдачу сертификатов должны быть одинаковыми, процедура оформления и выдачи документов — абсолютно прозрачной. Сертификат — важный инструмент экономической жизни; бизнес для организации успешной работы должен быть уверен, что данный документ в срок и по идентичным правилам будет оформлен и выдан в любой точке страны.

Интервью провел Александр Бондарь, газета «ЭЖ-Юрист»

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *